агрессия

Jahenka

влюбленная в мир
Здравствуйте, Наталья!
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к дракам. В частности между детьми, но и между взрослыми - потому что из деток вырастают взрослые.

Ситуация, которая привела меня к этому размышлению, такова: к нам в гости пришла девочка такого де возраста почти - 4,5 года. И вот она играла с Марусиной игрушкой, а Маруся стояла и наблюдала. Вдруг эта девочка неожиданно бъет Марусю по глове с криком "чего ты надо мной стоишь! " Я, честно говоря. сама растерялась, это было очень неожданно. Маруся подбежала ко мне спросить - вот Лиза меня ударила ни за что - что делать? И я сказала прмерно вот что: "друзья так не поступают, драться нехорошо, но если она так поступила - то она повела себя не как друг, а как враг, ты ее тоже ударь"

Надо сказать, что Лиза дерется переодически, но раньше как-то больше "по теме" было - то Маруся заберет у нее что, что еще какой повод. Хотя я всегда объясняла что драка - это не выход.

Потом мне еще вспомнились случай, о котоых мнне рассказывала дочка, что в саду ее постоянно бил и кусал один мальчик, а она не могла дать сдачи, просто не умеет, у нее не укладывается в голове как можно бить живого человека (кстати Лизу она так и не ударила в ответ - та убежала, а Маруся пошла мультик смотреть)

Папа говорит, что девочкам драться негоже. Должны звать на помощь папу :)

Но я со своей стороны знаю, что в жизни женщины бывают ситуации, когда звать на помощь некого, бежать некуда и бывает и треснуть надо как следует. Я не говорю о драчливости или таскании колег за волосы, н если маньяк нападает не дай бог на женщину или на ее ребенка. Или подруга пытается выпрыгнуть из окна - придется применить к ней силу. Посадить на стул и привязать - а потом уже беседовать. То есть имеются в жизни ситуации, когда НАДО применять силу, а потом уже звнить в милицию, иначе поздно будет.

Хотя конечно лучше, чтобы их не было.

Всвязи с этим запутанным монологом у меня вопрос: надо ли учить дочку давать сдачи? Драться? Идаже не технические аспекты, а именно психологические? Как снять блок "нельзя бить человека", надо ли это делать, как сделать это так, чтобы у ребенка остались границы? То есть бить только когда нет другого выхода, а не просто так? Надо ли отвечать, когда тебя бьют? Есть ли разница для мальчиков и девочек?
 

Наталья Белая

психолог
Здравствуйте, Наталья!
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к дракам.

Драка- это уже результат. Чего- вот это важный вопрос .Он будет важным и в детских драках и взрослых. У взрослых и детей есть какие-то свои ожидания, свои чувства и если ожидания не удовлетворяются, грубо попираются будет реакция, у каждого своя. Кто-то захочет драться, дать сдачи, уколоть словом, наградить молчанием, пожаловаться, подговорить не общаться и т.п. Способов много. Драка- это эмоциональная реакция, выплеск чувств. Зависит много и от родителей, воспитания, от того, как научили выражать свои чувства. Как сами родители на них ( детские чувства , переживания) реагируют. И те способы, которые я описала выше- это результат воспитания, как правило.
В частности между детьми, но и между взрослыми - потому что из деток вырастают взрослые.

Ситуация, которая привела меня к этому размышлению, такова: к нам в гости пришла девочка такого де возраста почти - 4,5 года. И вот она играла с Марусиной игрушкой, а Маруся стояла и наблюдала. Вдруг эта девочка неожиданно бъет Марусю по глове с криком "чего ты надо мной стоишь! "

Первая мысль , которая у меня возникла…- так часто этой девочке говорят родители или кто- то из авторитетных взрослых. Она просто «отыграла» это , скопировала.
Возможно?

Я, честно говоря. сама растерялась, это было очень неожданно. Маруся подбежала ко мне спросить - вот Лиза меня ударила ни за что - что делать? И я сказала прмерно вот что: "друзья так не поступают, драться нехорошо, но если она так поступила - то она повела себя не как друг, а как враг, ты ее тоже ударь"
Это ваша первая реакция от неожиданности или вы считаете, что все правильно сказали?
Мне почему-то показалось, что вам в принципе эта девочка не очень нравится. Что скажете? Я не соглашусь с вашим вариантом. Правильнее было бы, на мой взгляд. Спросить у Лизы зачем она ударила? И показать своей дочери, что на силу сразу отвечать силой- выход ли? Что будет в итоге? Наверное можно сказать: « Лиза, мне больно, неприятно, не делай так больше никогда , иначе я не буду с тобой играть».
Надо сказать, что Лиза дерется переодически, но раньше как-то больше "по теме" было - то Маруся заберет у нее что, что еще какой повод. Хотя я всегда объясняла что драка - это не выход.

Потом мне еще вспомнились случай, о котоых мнне рассказывала дочка, что в саду ее постоянно бил и кусал один мальчик, а она не могла дать сдачи, просто не умеет, у нее не укладывается в голове как можно бить живого человека (кстати Лизу она так и не ударила в ответ - та убежала, а Маруся пошла мультик смотреть)
Иногда можно не играть с таким ребенком, попросить помощи у взрослого, а вот с родителями поискать вариант, как реагировать. ТО же, подойти к мальчику и сказать: « Давай дружить лучше, мне больно, когда ты меня кусаешь». Пробуйте мирные способы в ответ. Тем более смотрите, именно у вашей дочери нет желания давать сдачи, используйте ее чувства, спросите у нее , как ей хочется поступить. Возможно ее вариант будет мудрее. И стоит научить, где она может получить помощь, если вас не рядом .
Папа говорит, что девочкам драться негоже. Должны звать на помощь папу

Но я со своей стороны знаю, что в жизни женщины бывают ситуации, когда звать на помощь некого, бежать некуда и бывает и треснуть надо как следует. Я не говорю о драчливости или таскании колег за волосы, н если маньяк нападает не дай бог на женщину или на ее ребенка. Или подруга пытается выпрыгнуть из окна - придется применить к ней силу. Посадить на стул и привязать - а потом уже беседовать. То есть имеются в жизни ситуации, когда НАДО применять силу, а потом уже звнить в милицию, иначе поздно будет.

Есть личный опыт у вас? Почему вы так серьезно держите в голове этот вариант.
Могу сказать, что иногда нетрадиционная реакция, неожиданная доброта в ответ на зло, сбивают с толку того, кто хочет навредить. По мне лучший вариант не силой, а словом, умением договориться. Те случаи, которые вы описали можно учитывать и держать схему в голове, что делать в таких случаях.
Если боитесь, пусть дочь в будущем овладеет навыками самообороны.

Хотя конечно лучше, чтобы их не было.

Всвязи с этим запутанным монологом у меня вопрос: надо ли учить дочку давать сдачи?

Мой ответ: учить понимать мотивы другого человека, предупреждать , а это значит показывать границы свои и если человек еще раз нарушает договоренность- не общаться. Конечно, это все будет тренироваться долго, но ребенок уже сейчас может усвоить примерный алгоритм, который будет потом проявляться автоматически во взрослой жизни.
Драться? Идаже не технические аспекты, а именно психологические? Как снять блок "нельзя бить человека", А какой формулировкой вы хотите этот блок заменить?
надо ли это делать, как сделать это так, чтобы у ребенка остались границы? Об этом писала уже чуть выше.
То есть бить только когда нет другого выхода, а не просто так?
У меня самой вопрос появился: а как ребенок может понять, что другого выхода нет? А если ему просто стало страшно, а варианты выхода из-за страха и не рассматривались?Ответный удар, кстати, может все только усилить и заварить то, чего в начале и быть не могло.
Надо ли отвечать, когда тебя бьют?
Мне кажется, безопасней покинуть территорию, а дальше обсудить с родителями как поступать, если ситуация повторится.
Есть ли разница для мальчиков и девочек? У мальчишек драки- это немножко другое, это такие мужские игры и я допускаю, что они могут влиять на становление мужественности, смелости.
Не претендую на истину, просто размышляла.
 

Jahenka

влюбленная в мир
Спасибо за быстрый ответ :) я уже приготовилась неделю ждать - вон сколько у вас "желающих" :)
наталья удовенко написал(а):
Первая мысль , которая у меня возникла…- так часто этой девочке говорят родители или кто- то из авторитетных взрослых. Она просто «отыграла» это , скопировала.
Возможно?
вполне.

наталья удовенко написал(а):
Это ваша первая реакция от неожиданности или вы считаете, что все правильно сказали?
От неожиданности, я просто формулировала словами свои чувства, но вот насчет правоты - не знаю. В смысле не знаю - права я или нет. Потому что тут много но. Не видеться вообще с этой Лизой невозможно - это ребенок родственников, которые часто бывают в гостях. Не реагировать на нее, уйти - тоже, потому что она настырно будет лезть к Марусе в комнату, щемиться, прогонишь - взрослые обижаются, что мол вот она в гости пришла, а мы с ней не играем. Говорить, что больно - тоже не помогает, у нее странные понятия о боли, ее могут родители бить ремнем (серьезно, как наказание) - а она бегает и хохочет. Куклам делает уколы, что-то режет у них постоянно, у них вечно "кровь течет" и причем не просто уколы, а "болючие уколы и капельница" и ей от этого весело, а не жалко кукол. Может топтать игрушки, и людей, если кто-то лежит, на бабушку с ногами залезет - бабушка говорит, что ей больно, а Лиза смеется. Вы вобщем-то правы, мне девочка не нравится, но воспитатение ее - не мое дело, а дело ее родителей. Но мы с ней знакомы не первый год, и я "мильен" раз пыталась найти мирное урегулирование конфликтов. Игнорировать ее не получается, она очень настойчива. Причем не обижается, что ее прогоняют, она просто "не слышит" - лезет, идет, как говорится "хоть кол на голове чеши". Объяснять тоже не выходит - ей смешно чужая боль, прикольно.
Ивот мне почему-то показалось, что если бы моя Маруся ей однажды врезала хорошеноко - она бы отстала раз и навсегда. Хотя вот теперь, отвечая вам, думаю что навряд ли...
Я бы не хотела, чтобы моя дочь дружила с такими людьми. Но тут встает другой вопрос - имеем ли мы право решать за детей, с кем им друхить и как это осуществить.

С мальчиком в саду как-то разрулила воспитательница, он вообще стал менее агрессивным. Может у него адаптация была или какой-то другой стресс. Сейчас с тем мальчиком Маруся дружит, кстати.

наталья удовенко написал(а):
Тем более смотрите, именно у вашей дочери нет желания давать сдачи, используйте ее чувства, спросите у нее , как ей хочется поступить. Возможно ее вариант будет мудрее.
у нее шок от таких ситуаций. у нее не укладывается в голове, как можно бить живого человека, причинять боль. Поэтому она не может сказать, как ей хояется поступить. Она вроде как не верит, что такое может быть.

наталья удовенко написал(а):
Могу сказать, что иногда нетрадиционная реакция, неожиданная доброта в ответ на зло, сбивают с толку того, кто хочет навредить. По мне лучший вариант не силой, а словом, умением договориться. Те случаи, которые вы описали можно учитывать и держать схему в голове, что делать в таких случаях.
Если боитесь, пусть дочь в будущем овладеет навыками самообороны.
еще один отдельный вопрос :) а что делать?
у меня самой есть опыт применения силы, но без серьезных последствий, и особенно серьезных причин. Например, ударила-толкнула человека в алкогольном опьянении, который не выпускал меня из подьезда. Чего он хотел не знаю, но разбираться не стала - он был не в том состоянии.
ну и такие мелочи.

наталья удовенко написал(а):
Мой ответ: учить понимать мотивы другого человека, предупреждать , а это значит показывать границы свои и если человек еще раз нарушает договоренность- не общаться. Конечно, это все будет тренироваться долго, но ребенок уже сейчас может усвоить примерный алгоритм, который будет потом проявляться автоматически во взрослой жизни.
не общаться - это отличная система, я сама ее придерживаюсь. Но когда это выглядит так"я перешел в другой угол комнаты, а он меня догнал и опять ударил" - очевидно, что эта ситема не работает...
наталья удовенко написал(а):
А какой формулировкой вы хотите этот блок заменить?
бить человека плохо, но иногда это случается, так бывает, надо предпринять действия какие-то. (какие? я не определилась...)

наталья удовенко написал(а):
У меня самой вопрос появился: а как ребенок может понять, что другого выхода нет?
допустим, так: у ребенка есть набор решений. Поговорить, уйти, ударить. И вот он в очредности должен это пробовать. Не помогло первое - пробовать второе, если ничего не помогло - тогда применить силу. Или это слишком сложно для детей?

наталья удовенко написал(а):
Не претендую на истину, просто размышляла.
спасибо, мне очень интересно размышлять с вами!
 

Наталья Белая

психолог
Не видеться вообще с этой Лизой невозможно - это ребенок родственников, которые часто бывают в гостях. Не реагировать на нее, уйти - тоже, потому что она настырно будет лезть к Марусе в комнату, щемиться, прогонишь - взрослые обижаются, что мол вот она в гости пришла, а мы с ней не играем. Говорить, что больно - тоже не помогает, у нее странные понятия о боли, ее могут родители бить ремнем (серьезно, как наказание) - а она бегает и хохочет. Куклам делает уколы, что-то режет у них постоянно, у них вечно "кровь течет" и причем не просто уколы, а "болючие уколы и капельница" и ей от этого весело, а не жалко кукол. Может топтать игрушки, и людей, если кто-то лежит, на бабушку с ногами залезет - бабушка говорит, что ей больно, а Лиза смеется. Вы вобщем-то правы, мне девочка не нравится, но воспитатение ее - не мое дело, а дело ее родителей. Но мы с ней знакомы не первый год, и я "мильен" раз пыталась найти мирное урегулирование конфликтов. Игнорировать ее не получается, она очень настойчива. Причем не обижается, что ее прогоняют, она просто "не слышит" - лезет, идет, как говорится "хоть кол на голове чеши". Объяснять тоже не выходит - ей смешно чужая боль, прикольно.
Вы знаете, я когда это читала возникло очень остро чувство жалости к этой девочке.Она своим поведением показывает , что у нее проблемы, что ее не понимают.Смеяться от ремня..., это уже такая длительная цепочка внутренних проблем, которые она по другому не может выразить.Вижу очень тревожный симптом. Попробуйте родителям дать понять, что это нельзя оставлять без внимания.
Попробуйте и вы , не имея возможности НЕ общаться с Лизой , посмотреть на нее глазами человека. который увидел, что такое поведение - защитная реакция. Немного отходим от темы беседы,но я считаю это важно.Она не просто агрессивна, капризна, упряма, здесь другое.
Ивот мне почему-то показалось, что если бы моя Маруся ей однажды врезала хорошеноко - она бы отстала раз и навсегда. Хотя вот теперь, отвечая вам, думаю что навряд ли...
И я думаю, что наврядли...чувствуется какая-то привычка к боли.
Но тут встает другой вопрос - имеем ли мы право решать за детей, с кем им друхить и как это осуществить.
Мы имеем право высказать свое мнение, но не настаивать и не давить, потому что действие рождает противодействие.
Еще могу сказать, что это ВЫ стараетесь в свою жизнь таких людей не допускать.Мне почему то кажется, что у вас самой есть такой аналог Лизы.ДА? КАк справляетесь?
у нее шок от таких ситуаций. у нее не укладывается в голове, как можно бить живого человека, причинять боль. Поэтому она не может сказать, как ей хояется поступить. Она вроде как не верит, что такое может быть.
Как этот шок выражается?
Как можно бить - не укладывается, а что укладывается?
А спрашивали ее , как она сама считает нужно поступить?
Но когда это выглядит так"я перешел в другой угол комнаты, а он меня догнал и опять ударил" - очевидно, что эта ситема не работает...

Цитата:
Как часто такое бывает? Может на эти ситуации можно придумать неожиданный вариант?
допустим, так: у ребенка есть набор решений. Поговорить, уйти, ударить. И вот он в очредности должен это пробовать. Не помогло первое - пробовать второе, если ничего не помогло - тогда применить силу. Или это слишком сложно для детей?
Не долго, когда это уже есть в голове,идет автоматически.
 

Jahenka

влюбленная в мир
По поводу драки вообще я для себя определила такой подход: Поговорить, уйти, ударить. И вот он в очредности должен это пробовать. Не помогло первое - пробовать второе, если ничего не помогло - тогда применить силу.
Буду постепенно вкладывать в голову ребенка. Что вначале надо попробовать избежать драки.

По поводу реакции дочки.
Ну вот пример, бесед:
- Мама, меня Дима бил в садике (чуть не плачет, говорит сквозь слезы)
- Может быть он нечаянно?
- нет, он специально, он знал, что он меня бьет, и все равно бил!
- Драться плохо, Дима поступил плохо.
- дааааа (ревет)
- (жду, пока успокоится, обнимаю) А что ты делала?, что ты ему сказала?
- ничего! он же меня бил! (я это "перевожу" так - а что с ним можно сделать или сказать, если он не понимает таких элементарных вещей, что дратрься нельзя)
- а воспитательница что делала?
- ругала Диму

Примерно так. Раньше я никогда не советовала дать сдачи - вот теперь задумалась и решила с вами поговорить.

При этом дочка легко признает, что не специально, если кто-то толкнул или ударил нечаянно. Она быстро прощает, не держит зла, продолжает игру. То же самое, если малыш какой-нибудь заденет (например на горке) - я ей говорила, что он еще маленький, не умеет управлять своим телом, поэтому может дернуться у него ручка или ножка случайно и тебя задеть - нужно самой внимательно следить, когда играешь рядом с маленьким - и она уже понимает, не обижается на "ползунков" в песочнице, даже если сломают ей что-то.

Еще онарассказывает о случаях, когда не может разобраться. Я иногда тоже в затруднении. Ну например:
- Витя меня ударил (опускаю все слезы и подробности - сама уже не помню все) - он поступил плохо?
- да
- А Глеб посмотрел, что Витя меня ударил, и укусил Витю, чтоб он больше меня не бил. Он плохо поступил?
- А Витя тебя больше не бил?
- нет, только обзывался
- Значит, Глеб тебя защитил.
- Но он же Витю кусал! Кусаться нельзя!

(мы решили, что Глеб просто не подумал, в следующий раз он найдет способ защитить девочку не кусаясь)

Вы советуете искать неординарные решения. Я стараюсь, я вообще не приверженец драк, но иногда у меня такое чувство "как это моего ребенка кто-то ударил??? всех порву!!!" :) Может, найти альтернативное решение прежде всего для себя? для своих таких вот эмоций...

Про Лизу напишу потом. Но сразу хочу сказать, что она меня интересует меньше, чем моя дочка.
 

Jahenka

влюбленная в мир
Я вот еще вспомнила деталь, как вы думаете - это важно? В садике ее задирают только мальчики. Причем не все, а самые активные-яркие (они, может быть, всех задирают...) То есть постоянно одни и те же - Витя, Дима, Глеб, иногда Стасик. На девочек не жалуется никогда. Иногда может рассказать, что с девочками что-то не поделили (например, Настя не дала лошадь) - но спокойно, она от этого не плачет, как бы сама считает это нормальным... а мальчишки - просто беда.
И вот еще я здесь написала про дочку - может это поможет вам лучше ее понять.
http://semeistvo.by/forum/showpost.php?p=1987717&postcount=1010
 

Наталья Белая

психолог
Вы советуете искать неординарные решения. Я стараюсь, я вообще не приверженец драк, но иногда у меня такое чувство "как это моего ребенка кто-то ударил??? всех порву!!!" :smile: Может, найти альтернативное решение прежде всего для себя? для своих таких вот эмоций...
Чтобы найти неординарное решение, можно сначала выделить все стандартные реакции и к ним подобрать альтернативу.
А вот про свои чувства, это вы очень верно написали.По большому счету ваша реакция- ну не ваши проблемы, а ваше вИдение ситуации, может быть и другой взгляд.Важно понимать почему та или иная ситуация вас цепляет.Поняв это, можно искать приемлемую модель поведения.
Про Лизу напишу потом. Но сразу хочу сказать, что она меня интересует меньше, чем моя дочка.
Да вообщем то нет смысла писать про Лизу.Я на ее примере, описывая ее возможные чувства, хотела вам показать, что иногда воспринять действия не очень приятного человека можно через призму " любви, понимания, сочувствия" и тогда возможно видение ситуации меняется, она становится менее острой.
 

Jahenka

влюбленная в мир
Наталья, спасибо большое. Я для себя решила учиться не принимать ситуацию так остро. Это не же не маньяк какой-то действительно мою дочку избил, а просто дети подрались - нехорошо, но не смертельно. Вроде как я же не падаю в обморок, если дочка упадет да коленку расшибет. Вобщем, буду работать над собой :) Спасибо!
 

Наталья Белая

психолог
Пожалуйста.
Даже грустно, что мы заканчиваем обсуждение.Было интересно.
Вспомнила еще такой вариант, когда у вас дома другой ребенок , например, или в той же песочнице и дети повздорили.Можно подозвать к себе обоих, сказать: " Вы мне сейчас каждый расскажете , что случилось, а я буду записывать.Правило: нельзя друг друга перебивать." ПО считалке можно выяснить, кто начнет рассказ первым.А дальше эти рассказы уже могут снять конфликт.
 

Jahenka

влюбленная в мир
наталья удовенко написал(а):
Даже грустно, что мы заканчиваем обсуждение.Было интересно.
:) взаимно

наталья удовенко написал(а):
Вспомнила еще такой вариант, когда у вас дома другой ребенок , например, или в той же песочнице и дети повздорили.Можно подозвать к себе обоих, сказать: " Вы мне сейчас каждый расскажете , что случилось, а я буду записывать.Правило: нельзя друг друга перебивать." ПО считалке можно выяснить, кто начнет рассказ первым.А дальше эти рассказы уже могут снять конфликт.
тут у меня возникает еще один "подозрительный" вопрос :) Где-то на форуме в теме, кажется, как вы относитесь к чужим детям" он затрагвался, но вскользь - что лучше для ребенка, что правильнее для мира - чувство "мама всегда на моей стороне" или "мама всегда на стороне справедливости"?

Этот способ кажется мне интересным, но я не знаю, получится ли его применить. надо попробовать. Дело в том, что я привыкла всегда слушать и договоариваться со своим ребенком - не зависимо от действий окружающих. У меня это исходит от того, что, к примеру, с бабушкой, с тетей в автобусе, с чужой собакой - я хочу договориться не всегда, а вот со своей дочкой всегда.
Возможно, у меня нет желания разбираться с чужими детьми. Я воспринимаю их уже как данность, то есть он уже вот так вот делает, это мне может нравится или не нравится, сам ребенок, уже как человек, мне может нравится или не нравится, и с этим ребенком я ничего поделать не могу, могу только своему объяснить-научить-рассказать-посочувствовать.
Следует ли мне взаимодействовать с другими детьми от имени моей Маруси? То есть договариваться не с ней, а с ними? чтобы она видела как это делается?
 

Jahenka

влюбленная в мир
я свой вопрос снимаю (про справедливость) - сама придумала уже :) Прям консультация с самим собой - главное вопрос сформулировать, а там уже и поймешь ответ :) (это воспринимать как комплимент, а не как обиду :) ) Но вот читаю темы мама "с обратной стороны" - у кого детки дерутся. С интересом.
 

Наталья Белая

психолог
Я с вами согласна, что важно правильно поставить вопрос.Еще вы подкинули мне очень интересную идею про
правильнее для мира - чувство "мама всегда на моей стороне" или "мама всегда на стороне справедливости"?
собираюсь статью написать с размышлениями.
 

Jahenka

влюбленная в мир
наталья удовенко написал(а):
собираюсь статью написать с размышлениями.
с интересом прочту - дадите ссылку, когда будет готова :) Интересно, как соотнесется с моими размышлениями :) А идею это вы мне подали :) Вы когда сказали послушать каждого - я подумала "но в душе я все равно буду за свою дочку - беспристрастно послушать каждого не удастся" :) Ну а дальше уже мысли накрутились...
 
Сверху