Да нет, думаю, что немного. Он у нас сам по себе довольно упрямый. Воспитательница говорила, например, что часто уходит на другую территорию. Я ему пытаюсь объяснять, что есть такие тети и дяди, которые забирают деток. И тогда мы можем больше не увидеться. Что, пока мама с папой на работе, нужно слушать воспитателя и далеко от него не уходить. Потом, начал голубей гонять. Объясняли, что голуби тоже хотят погулять. А он говорит: Я же с ними играю. "Какая же это игра, если им не нравится." Сейчас прошло.Слова плохие он приносил из первого садика, где ребята были постарше. Объясняли, что это некрасиво. Не помогало. Тогда просто перестали реагировать, делали вид, что не слышим, что он говорит. Само прошло. Им просто нравится звучание новых слов и пока не наиграется со звуками, не успокоится. Еще может стукнуть кого-нибудь. Изподтишка. Как будто нечаяно. "А если тебя так стукнуть, тебе будет приятно". "Если хочешь обратить на себя внимание, подойди и скажи: давай поиграем". В принципе помогает, хотя и не всегда. Я заметила, если с ребенком по-хорошему, не ругать его, а пытаться понять, тогда он более послушен. Сделал плохо, спрашиваю:"Зачем ты это сделал?" "а я сам не знаю". "Понимаешь, что это плохо?" "Понимаю", "Будешь еще?" "Нет". И главное не раздражаться. Мне кажется любому поведению ребенка должно быть объяснение, тем более многих вещей они просто не понимают.Как-то пришли из садика, заканючил:"Хочу мороженое". "Сначала поужинаем, потом будет мороженое". "Не буду ужинать, буду мороженое". "Хорошо, я дам тебе мороженое, но если заболит животик, ко мне не подходи, жалеть не буду, потому что мороженое кушают на десерт после ужина". "Ладно, давай ужинать". И все спокойным тоном. Чего-то хочет, чего сейчас нельзя, пожалуйста, только потом не жалуйся. Теперь всегда спрашивает:"А если я сейчас конфетку съем, животик болеть не будет?"