Lapka,
не буду спорить. Выскажу свое мнение. Я считаю, что все, что происходит до 2.5-3 лет (ну, это в среднем конечно, но ориентир понятен) - это неосознанное поведение. То есть говорить о том, что ребенок ладит с детьми, играет с детьми, общается с детьми и т.п. нельзя. Скорее это все равно игра самостоятельная, просто по правилам, которые заложены (мамой и т.п.) - т.е. например, нельзя забирать игрушки, или нельзя драться. Но приходит момент, и вдруг все начинают замечать - ребенок перестал играть по правилам - он уже и толкаться и драться может начать, может забирать и т.п. Почему? да потому, что сейчас он действительно начал общаться с детьми. Он действительно учится взаимодействовать, учится строить взаимоотношения, и если и пользуется правилами, то редко, потому что сейчас приходит собственное понимание ситуации. И вот теперь, действительно, надо учить, а как собственно действовать: как договариваться, как делиться, как играть по очереди, как реагировать на агрессию и т.п. Теперь это не только имеет смысл, это просто необходимо. Потому что если сейчас мы пропускаем момент, ребенок выбирает свое решение, далеко не всегда конструктивное, социальное и т.п. И позже, мы начинаем переделывать его, перекраивать, воспитывать.
начинать раньше. Да, мы часто это делаем. " Дай мальчику покатать машинку. Дай девочке посмотреть куклу. Покатается мальчик - а потом ты. Играть надо поочереди. Драться нельзя." Это и правильно и неправильно. В том смысле, что с одной стороны, мы уже доводим до ребенка, что есть некоторые нормы, которые надо выполнять, с другой стороны, очень часто, эти нормы справедливы для нас взрослых и неверны по отношению к детям. Самый яркий пример - детская жадность. Мы так легко распоряжаемся игрушками ребенка: ну дай ему поиграть, он потом вернет. Да, мы правы. Но вот ребенок не может с нами согласиться - просто потому, что он не может предсказать этого самого возвращения, потому что он иначе относится к своей игрушке, потому что для него время совсем иначе движется, и к моменту возвращения может пройти столько всего. А может и еще как-то иначе. Но тем не менее, большинство детей так или иначе не соглашаются с нашими постулатами - дай - вернет. Они соспротивляются. Потому что сами начинают вникать в отношения, потому что у них иной мир. А мы его строим по своим правилам.
еще не так давно, я была на 100% уверена, что мама обязательно должна вмешиваться в детские игры, учить, показывать, разруливать. А теперь понимаю, что не все так однозначно. Да, помогать должна, но не указаниями, а пониманием позиции собственного ребенка. Должна помочь своему чаду понять, что собственно с ним происходит, что он чувствует, что он делает. Дать возмодность увидеть несколько решений одной ситуации. И помочь в том случае, когда помощь необходима. И теперь я понимаю, что инструкции-правила поведения чаще всего нарушают правила ребенка.
итак коротко
я считаю, что нельзя тербовать от ребенка делиться игрушками. играть с кем-то и во что-то
увернена, что надо учить конструктивным решениям спорных проблем (по очереди, по чуть-чуть, сначала он. потом ты и т.п.). Но учить не только в общении с детьми, но и своим отношением дома, с ребенком. Показывать что именно такие пути надо искать в любой ситуации (это и к истерикам относится, к плачу и т.п.) А строится это на умении договариваться. И вот его надо развивать чуть ли не с рождения. А уж на этом умении легко получить умение договариваться не только с мамой, но и с другими людьми, в том числе и с детьми в песочнице, садике и т.п. Но приходит это умение (по отношению к другим людям), как мне кажется, позже 2 лет - к 3 годам, приблизительно.