Это ты виновата!

Natya

Жили-были ...
Здравствуйте, Наталья.

В последнее время у меня появилась проблема с поведением ребенка.

Ситуация такая: мой сын (4.5 года) начал переодически нагло говорить мне (или другим членам семьи): это ты виновата или что-нибудь подобное. В качестве примера сегодняшний случай: спешим в садик, опаздываем, перед нами видим друга который идет в садик, сын говорит - давай догоним, говорю - не успеем (реально), в результате идем быстро, пытаемся догнать и не догоняем. Тогда Яр (сын) мне заявляет - ЭТО ТЫ ВИНОВАТА, что медленно шла! Вчера: мою сына (купание полностью у нас 2 раза в неделю), вчера просто стандартные процедуры умывания перед сном. Мой деть мне заявляет: "Я все расскажу умывальнику! (имеется ввиду умывальник-начальник, видимо в садике книжку читали, дома я не читала о нем). Я расскажу умывальнику, что ты мне голову не моешь, плохо делаешь!" Говориться все вызывающим тоном.

Моя реакция - злюсь и тоже высказываюсь, вроде "вот умывальник - рассказывай!", говорю, что обидел меня и т.п. Говорю, что может сам быстрее одеваться, что бы друга догнать! В общем тоже высказвыаю недовольство.

Чувствую, что веду себя не правильно, не могу понять причин подобного поведения сына и, главное, понять как реагировать на такие вещи и как себя вести.

Надо сказать, что я никогда не обвиняю никого, в обсуждении каких-то ситуаций не стремлюсь свалить вину на кого-то, если это действительно не так или просто говорю - этот человек поступает плохо так поступать не красиво потому-то. Если деть что-то сделал не так - объясняю почему так делать нельзя и обычно он понимает. Ребенок очень активный, ни минуты не сидит на месте, за исключением случаев когда рисует (нравится рисовать) или рассматривает книги. Обычно слушает меня, бывают капризы, обиды, слезы, но это мы переживаем без особенных проблем.

Главный вопрос: в чем причина и как себя вести?

Спасибо.
 

Наталья Белая

психолог
Моя реакция - злюсь и тоже высказываюсь, вроде "вот умывальник - рассказывай!", говорю, что обидел меня и т.п. Говорю, что может сам быстрее одеваться, что бы друга догнать! В общем тоже высказвыаю недовольство.

Natya, злитесь зачем?
Высказываете недовольство ребенком или его действиями, восприятием ситуации?
Главный вопрос: в чем причина и как себя вести?
Я правильно поняла, что вы сделали попытку поискать причины такого поведения в себе?
А другие варианты рассматривали, например, что он копирует кого-то из детского сада, друзей , героя мультика?
 

Natya

Жили-были ...
Здравствуйте, спасибо за ответ, так получилось, что не заходила на форум некоторое время.

Natya, злитесь зачем?
Высказываете недовольство ребенком или его действиями, восприятием ситуации?

Недовольство его действиями. Злюсь после того как он заявляет что-то вроде: Ты делаешь не правильно! Ты виновата, что сломалась игрушка (например, если в игре домик из конструктора рассыпался, причем мы
потом вместе его собирем, т.е. я в принципе не вижу тут проблемы) ... меня раздражает именно то каким образом это говориться - вызов и наглость. Я не против рассмотреть ситуацию с позиции ребенка (в некоторых вещах это позволительно, в некоторых - нет), я против того каким тоном это делается. Иногда мы просто что-то обсуждаем и вместе решаем проблему.

За последние недели я научилась чуток себя контролировать - говорить спокойно без злости, т.е. объясняю, что так говорить не хорошо, можно сказать по другому (предлагаю свой вариант) или говорю, что этот момент решаю я и будет так как я решила. Но или я жду слишком быстрого результата от этих действий и на это нужно время или (чего боюсь) подобные разговоры безполезны и надо что-то другое менять, хочу понять что именно.

Я правильно поняла, что вы сделали попытку поискать причины такого поведения в себе?
А другие варианты рассматривали, например, что он копирует кого-то из детского сада, друзей , героя мультика?

Да, первый вариант, поиск в себе, где я что-то делаю не так, возможно я где-то обвиняла его, т.е. поступаю так же как он, однако я, в принципе, стараюсь не говорить подобных фраз, исходя из этого я решила, что причина таких разговоров - не копирование меня. Далее я решила, что возможно сад является причиной такого поведения, действительно, там другие отношения и иногда я замечаю это. И еще один вариант - что-то другое (не копирование) в нашем (родительском) отношении вызывает такое поведение.

Тогда возникают такие вопросы.

Если причина садик, как вести себя, чтобы ребенок понял, что дома и в принципе его родители подобное поведение не приемлют?

Если причина в нашем отношении к ребенку, то где ее искать и что именно менять? (это самый непонятный, а потому, сложный для меня вариант).
 

Наталья Белая

психолог
меня раздражает именно то каким образом это говориться - вызов и наглость. Я не против рассмотреть ситуацию с позиции ребенка (в некоторых вещах это позволительно, в некоторых - нет), я против того каким тоном это делается. Иногда мы просто что-то обсуждаем и вместе решаем проблему.
Ваше раздражение в этом деле не помощник, вы своей реакцией пускаете ситуацию по кругу.Пока проговаривайте ребенку, что таким тоном говорить нельзя, будьте твердой в этом вопросе.
Но или я жду слишком быстрого результата от этих действий и на это нужно время или (чего боюсь) подобные разговоры безполезны и надо что-то другое менять, хочу понять что именно.
Нужно время.Разговоры не безполезны.
Если причина садик, как вести себя, чтобы ребенок понял, что дома и в принципе его родители подобное поведение не приемлют?
Тоже разговаривать,напоминать,хвалить, когда у него получилось.Не ждать моментального эффекта.Обсуждать , спрашивать, кто так делает у них в группе,приятно ли ему такое поведение.
Если причина в нашем отношении к ребенку, то где ее искать и что именно менять? (это самый непонятный, а потому, сложный для меня вариант).
Мне пока показалось, что вы немного авторитарны с ребенком,невольно подавляете его.
Согласны ли вы с этим?
 

Natya

Жили-были ...
Наталья, спасибо.

Я в саду увидела ситуацию аналагичную моей. Мама одевала девочку, и одевая где-то задела легко локтем (совсем легко в процессе одевания), девочка, которая сама просто сидела и не одевалась, заявила с тем же тоном каким мой ребенок говорит, с наглостью - "ты меня ударила локтем!" несколько раз.

Думаю, что причина в саду. Я же прияла ту позицию о которой писала выше, объясняю, что так говорить не хорошо - вижу положительные результаты :), это радует.


По поводу вашего вопроса о том что я авторитарна. За это время понаблюдала немного за собой. В общем, когда вопрос касается общения с ребенком я против подобных отношений, и поэтому веду себя соответственно. Я позволяю ребенку принмать какие-то решения, какие-то вопросы решать вместе. Конечно, есть вопросы которые решаю исключительно я, например, что пора укладываться спать, при этом, я всегда заранее сообщаю, что скоро пора спать, чтобы Яр успел доиграть и убрать игрушки.

Был какой-то момент напряженных отношений с мужем из-за ребенка. С Яром в основном всегда я, и вот в этом моменте, возможно, проявляется некое собственничество с моей стороны, т.к. я считаю, что одна я знаю как надо вести себя с ребенком, как его наказывать и т.п. и поэтому мне обязательно хотелось, чтобы муж вел себя с ребенком так как хочется мне, причем переодически я говорила при ребенке мужу, что он делает что-то не так и так делать нельзя. Муж, в некотором роде, учился с ребенком общаться (т.к. он много очень работает, поэтому времени с Яриком проводит совсем мало и к моей радости в какой то момент он захотел проводить с ребенком больше времени), однако я поняла что за это время я выработала свою систему отношений с сыном и я хочу чтобы так как я делали все. Со временем мы решили эту проблему вместе, теперь если папа сказал что-то делать мама поддерживает папу и наоборот. Я наконец-то поняла и приняла отношение мужа к ребенку таким какое оно есть, а оно, надо сказать, оказывается в чем то гораздо лучше моего и мне не плохо бы поучиться такому отношению. Собственно, вот тут может быть и есть проблема - в том что я с одной стороны имею достаточно широкие взляды и думаю, что общение ребенка с разными людьми это хорошо, а с другой - требую что бы оно было по моему сценарию. Понимая это стараюсь вести себя спокойнее и с пониманием того что каждый человек может вести себя по разному с ребенком.
 

Natya

Жили-были ...
Здравствуйте, Наталья. Я слежу за темой "Грызет ногти", т.к. у моего ребенка та же ситуация. Вы написали:

Например, если он таким образом успокаивается или отвлекается, значит нужно проанализировать, что же заставляет тревожится и учить ребенка другим способом снятия напряжения и тревоги.

И я подумала, да - надо искать другие способы снять напряжение. А вот какие они бывают эти способы?

Я пробовала искать причину. Возможно, мультики или компьютерные игры влияют. Возможно сад. У моего ребенка это началось где-то года 2 назад, когда он перешел из яслей в младшую группу и поменялись воспитатели. Конкретную причину так и не удается выяснить, пока по крайней мере. А вот если можно хотя бы попробовать перевести это в другое русло (снятие напряжения), то я бы попыталась, только не знаю как.
 

Наталья Белая

психолог
Добрый день! Приятно , что есть рубрики в моем разделе, которые вам полезны и интересны.
Давайте начнем с такого примера: ребенок грызет ногти.Вы- быстренько прокручивате в голове, что было накануне, или только что.Не было ли конфликта, запрета, "насильного" приема пищи, выключенного телевизора и прочее.Если да, то важно переключить внимание ребенка еще на какие-то занятия, которые ему обычно интересны, чтобы сочеталась двигательная активность, руки заняты и "подурачится "можно было.
Напишите, когда ваш ребенок это делает, во время чего.
 

Natya

Жили-были ...
наталья удовенко, когда играет в игру на компьютере (стараемся включать игры развивающие-обучающие). Когда смотрит мультики. Когда я ему читаю книжку, причем сюжет не имеет особенного значения, т.к. книжки читаем разные. Вообще, когда я ему читаю у меня ощущение, что он не слушает, а так - о своем думает, картинки смотрит и иногда вопросы по теме задает. Вот если Яр занят чем-нибудь, вроде крутит в руках какую-то игрушку или пару деталей конструктора во время чтения, то руки не во рту, а заняты другим делом. Обычно, когда я читаю, то конечно вижу руки во рту, тогда во время чтения вставляю спокойным тоном фразу - не грызи ногти (и надо сказать он это слышит, значит слушает что я читаю :)) или просто убираю спокойно руку от лица.

Иногда складывается такое ощущение, что ему некуда деть руки, в них постоянно должно что-то вертется и крутиться.

Еще немного понаблюдаю за Яром внимательнее, чтобы уловить максимум моментов и тогда напишу подробнее.
 

Natya

Жили-были ...
Добавлю немного. Обратила внимание, например, когда стоим в очредеди в магазине, просто ждем, Яру скучно - руки в рот.

Вчера смотрел мульт, как всегда - руки во рту. Дала в руки бусы (обычные кругляшки-стекляшки), чтобы их в руках вертел. Он их чутка повертел, покрутил, бросил и все - больше руки в рот не засовывал. Сейчас просто напоминаю, что не надо руки в рот засовывать и убираю легонько руку от лица, если рядом нахожусь. Или даю что-нибудь в руки. Думаю, пока что буду придерживаться такой линии поведения, надеюсь она даст свои результаты. Если будут рекомендации - с удовольствием выслушаю :). Совет с тем, чтобы отвлечь - занять получился :), и я поняла как это делать :).
 

Наталья Белая

психолог
Думаю, пока что буду придерживаться такой линии поведения, надеюсь она даст свои результаты. Если будут рекомендации - с удовольствием выслушаю :smile:. Совет с тем, чтобы отвлечь - занять получился :smile:, и я поняла как это делать :smile:
Давайте немного понаблюдаем, как такая линия поведения пойдет, а дальше будем смотреть, возможно появятся еще рекомендации.Напишите потом обязательно.
Удачи.
 

Natya

Жили-были ...
наталья удовенко, здравствуйте. У меня еще возник вопрос (я не буду открывать новую тему, буду продолжать писать в этой).

Ситуация такая: мой деть боиться спрашивать у воспитателей какие-либо необходимые вещи. На прошлой неделе деть хотел в туалет в садике, но боялся попросить у воспитателя сходить в туалет, сказал, что на прогулке захотел, я говорю - почему не спросил, говорит - потому что боялся. Я конечно объясняла, что можно сказать - я хочу в туалет, что мне делать? И пускай воспитатель позаботится об этом, но он продолжает говорить - боюсь. Говорила, что поговорю с воспитателем, скажу ей что он будет задавать такие вопросы - говорит не надо боюсь. В общем в результате, я так поняла, что в группе они быстро раздевались и бегом за стульчики на обед, в общем Яр описался. Судя по его рассказу - это его не сильно смутило, даже то что дети засмеялись (я обяснила, что они не подумали ничего плохого про него). Воспитатель, по словам ребенка, нормально отреагировала - отправила переодеться в сухое, со словами - Боже мой! Хочется, думать, что действительно сама ситуация не оставила никаких плохих последствий. Говорит, что на воспитателей не обижается, а на детей обижается, но кроме смеха сразу же, больше никто ничего ему по этому поводу не говорил.

Собвственно с воспитателем я поговорю, и ребенку тоже объясняю что все в порядке. Но смущает вот что - Яр боиться задавать элементарные вопросы. Это не только в садике, а вообще. Конечно, когда я рядом, я могу предложить вместе спросить, но когда меня нет он не спрашивает.

Про ногти, к сожалению, осталась эта привычка :(. Говорю, чтобы не грыз, пытаюсь отвлекать. Когда говорю - убирает руку, стоит выйти, отвернуться - снова возвращается. Яру скоро 5 лет, мы будем проходить в поликленике специалистов - поговорю с нервопатологом. Но все равно хотелось бы получить от вас еще рекомендации.

Спасибо.
 

Наталья Белая

психолог
Конечно, когда я рядом, я могу предложить вместе спросить, но когда меня нет он не спрашивает.
Как думаете, почему он не спрашивает.
Про ногти.Вот именно то, что говорите, чтоб не грыз- может тянуть процесс назад, все -вы снова ставите запрет.Лучше отвлекать, не указывая на проблему.
 

Natya

Жили-были ...
Как думаете, почему он не спрашивает.

Яр сам говорит, что боится.

Немножко расскажу о том что говорит Яр, когда нужно что-то спросить и что делаю я, и чтобы самой подробнее разобраться.

Говорит - давай вместе спросим, например, у воспитателя. К примеру, у них сейчас в группе карантин, игрушки убраны и свои приносить нельзя (обычно можно приносить и все приносят). Вчера Ярик говорит, мама ты спроси можно или нет (попросил еще дома), пока шли в садик, снова сказал чтобы я спросила и в саду сказал - ты спроси (когда воспитатель подошел). Я спросила, получила ответ - нет и Яр его слышал. Его это расстроило, но в общем он понимает, что таково правило.

Аналогично на детской площадке, когда встречаются дети постарше и у них надо что то узнать или попасть в компанию, то Яр просит меня спросить у них.

Я думаю, это стеснительность. Может быть он не знает как спросить и не знает какова будет реакция, заведомо ее опасается.

Если говорить о предпосылках - т.е. были ли неприятные ситуации, когда Яр задавал вопросы - ничего не могу вспомнить (может быть в саду, без меня). Еще, возможно, он не знает как подходить и спрашивать, можно ли подойти к другому человеку, но ведь к воспитателю это не относится, Яр наверняка знает его реакцию. Добавлю, что воспитатель как бы это сказать - достаточно эмоциональный, настроение ее переменчиво, иногда строго говорит, иногда в шутливой форме, не всегда понятно какое у нее настроение сейчас и что получится если задать вопрос: или "не мешай, займись своим делом" или что-то вроде - "где-где, в караганде", или все же ответ.

На улице, если стесняется попросить, мы идем вместе и я спрашиваю, однако так делая, я отношусь к этому (и Яр тоже похоже) как к обучению как себя вести, как можно спросить или поговорить, и помогает, обычно если ситуация случается аналогичная, то в следующий раз он уже сам спрашивает что-то.

Я сама не большая любительница спрашивать на улице, когда с Яром гуляю. В детстве вела себя подобно Яру, стеснялась спросить у других детей можно ли поиграть. И сейчас, иногда стесняюсь, что-то спрашивать, если Яр просит, но спрашиваю, подхожу, потому что понимаю, что должна научить. Хм. Вот что подумала, изначально, если я сама видела, что допустим дети играют или заняты, то я говорила, не надо их отвлекать (при этом откровенно говоря, сама стеснялась), а надо было подходить и спрашивать. Может быть причина как раз таки в том, что я находила разные отмазки, чтобы не делать то что мне не приятно и это нашло отрожение в Яре. Сейчас, последние месяцы, даже не особенно задумываясь о вышенаписанном, интуитивно поняла (и вот сейчас описала), что нужно подходить, спрашивать, и чем более разные ситуации, тем лучше - для Яра бОльший опыт и в общем то так и поступаю.

Благодарю вас за работу, за чтение такого количества букв, за мысли о них и за рекомендации :).
 

Наталья Белая

психолог
Доброе утро!
Если ребенок боится и нерешителен, не нужно бороться с такими проявленими характера, нужно искать способы как развить противоположное положительное качество, смелость, самостоятельность.Здесь важны регулярные поощрения,вера в силы ребенка.Может подойти и спортивная секция.
Благодарю вас за работу, за чтение такого количества букв, за мысли о них и за рекомендации
Спасибо!
 

Natya

Жили-были ...
Доброе утро!
Если ребенок боится и нерешителен, не нужно бороться с такими проявленими характера, нужно искать способы как развить противоположное положительное качество, смелость, самостоятельность.Здесь важны регулярные поощрения,вера в силы ребенка.Может подойти и спортивная секция.

Понятно :), спасибо. Порекомендуйте, пожалуйста, литературу о том как правильно развивать такое чувство.

Спортивные секции попробую что-нибудь найти после отпуска. Один раз пробовали, он даже не захотел играть и хотя бы раз поучавствовать, месяц походили и он сказал - все, хватит, зачем мы сюда ходим, даже не смотря на то, что в эту же секцию ходил его одногруппник с которым он дружит.
 
Сверху