Грудное вскармливание чрезвычайно полезно и необходимо для полноценного физического и эмоционального развития ребенка.
Но, значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности для достижения физической и эмоциональной близости с матерью. Некоторые педиатры считают, что успешно проводимое искусственное вскармливание полезнее, если говорить об анатомии и физиологии, на чем они в основном и сосредоточены.
Многие психологи считают, что психическое здоровье человека с самых первых дней закладывается его матерью, обеспечивающей то, что они называют «содействующей, помогающей окружающей средой», в которой процесс естественного развития ребенка происходит в соответствии с наследственным врожденным потенциалом. Мать, подчас не задумываясь и не ведая, закладывает основы психически здоровой личности. Такое начало жизни можно было бы назвать удачным началом. Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной проблемы удачного начала.
Психоаналитики, создавшие теорию эмоционального развития человека, считают, что ГВ-вполне удовлетворительная материнская забота и родительское внимание в целом.
Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью. Психологам хорошо известно, что многие дети, которые, казалось бы, имели удовлетворительный опыт грудного вскармливания, обнаруживают явные дефекты в развитии и способности общаться с людьми и использовать предметы – дефекты которые обусловлены плохой психоэмоциональной поддержкой.
Таким образом -слово «грудь» и идея кормления грудью является лишь частью того, что входит в понятие «быть матерью ребенку».
Становиться понятно, насколько вредным может оказаться желание заставлять матерей кормить грудью. Любой детский психолог видел детей, которым приходилось очень плохо, когда мать хотела и пыталась кормить их грудью, но не могла этого сделать, так как данный процесс не поддается сознательному контролю. Страдает мать – страдает ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию иногда наступает огромное облегчение, и что-то налаживается, - в том смысле, что ребенок удовлетворен, получая нужное количество подходящей пищи.
Многих мучений можно избежать, не превращая идею о кормлении грудью в догму. Неправильно будет сказать, что женщина должна кормить ребенка грудью, скорее мы считали бы более уместным, если бы женщина желала кормить грудью своего ребенка и если бы она пришла к этому желанию естественным путем.
Важно, чтобы врачи понимали: они нужны, очень нужны, если дела пошли плохо со стороны физиологии, но они не являются специалистами, когда речь идет о физической и эмоциональной близости, жизненно важной как для матери, так и для младенца.
Матери и ребенку нужны подходящие условия, которые позволяют матери верить в себя, в свою материнскую компетентность. Мать сама нуждается в поддержке. Очень ценной, в этом смысле, мне представляется практика матерям можно помочь. Психолог или врач должны понимать, что если матери не удается кормить грудью, будет ошибкой настаивать на продолжении попыток, которые вряд – ли увенчаются успехом, а вот вред от них весьма вероятен. Следовательно, очень вредно, когда те, кто в ответе за помощь матери имеют предвзятое мнение о том, что она должна делать в отношении кормления грудью. Часто мать вынуждена рано перейти к иному способу кормления, но, родив второго, третьего ребенка, онам может успешно справиться и тогда будет счастлива, что кормление грудью дается ей без всяких усилий – естественно. Однако, если мать не может кормить, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический и эмоциональный контакт с ребенком.
Таким образом, придерживаюсь мнения о ценности вскармливания грудью, отталкиваясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Многие важные черты кормления грудью присутствуют и при вскармливании из бутылочки. Например, ребенок и мать смотрят в глаза друг другу. Это значимый аспект раннего опыта, не связанный с использованием настоящей груди. Однако можно предполагать, что вся полнота вкуса и запаха и вся совокупность ощущений кормления грудью остается неизвестной маленькому ребенку, берущему резиновую соску.
Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылочки, важно и то, что чувствует во время кормления сама мать.