интерес к чтению

Наталья Белая

психолог
Добрый день, Людмила!:clapping:
У меня такие вопросы:
1. дочь, 10 лет, совсем не любит читать:???:, у меня никак не получается ее заинтересовать:evil:, пробовала разные способы, но результат плачевный.:fie: Как можно ее мотивировать, возможно ли привить интерес к чтению, не заставляя?:read:
2.По поводу развития речи, когда учить детей читать, это тоже вопросы вашей компетенции?
Спасибо.
 
Добрый день!:)

1.Заставлять дочку однозначно нельзя. Нужно попробовать заинтересовать. Если сами любите читать, то покажите на своем примере, как это интересно и полезно. Попробуйте поделиться с ней впечатлениями о прочитанном вами. Придумайте какой-нибудь особый ритуал или традицию перед чтением, чтобы привлечь ее внимание. Например, можно создать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Перед тем, как предложить новую книгу, сообщите что-то интересное об ее авторе или расскажите интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное она сможет узнать сама, прочитав книгу. После прочтения обязательно задайте ей вопросы, обсудите актуальность прочитанного, укажите на важность того, что она прочитала.
Можно использовать познавательные интересы, которые развиты у вашей дочки. Если она любит животных, читайте о них, интересуется модой, актерами или певцами предложите ей интересную статью об этом.
Можно прибегнуть к хитрости и вывесить на стене "Список прочитанных в семье книг", где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и сколько прочел. Устройте домашнюю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Предложите дочке вместе с друзьями провести викторину (конкурс, турнир смекалистых, литературный вечер), в котором ей нужно будет проявить свои знания по литературе. Попробуйте вместе с ней составить кроссворд по прочитанным сказкам.
Еще можно попробовать обсуждать сюжет книги с кем-то по телефону и рассказывать какой-то очень интересный или смешной момент оттуда, при этом сделать так, чтобы дочка вас слышала. Потом оборвать рассказ в том месте, где начинается самое интересное. Положите книгу на видное место и понаблюдайте. Чаще всего дети заинтересовываются.
Можно попробовать читать перед ней. Возьмите что-то смешное и смейтесь вслух. Если спросит, не отвечайте, скажите, что книгу нужно отдать завтра, а вы не хотите отвлекаться – очень интересно, а вам нужно успеть прочитать. Потом положите ее на видное место.

2. Да, это в моей компетенции.
Здесь все зависит от того, насколько сам ребенок хочет или не хочет научиться читать. Если начать слишком рано, то у детей, могут появиться проблемы в социальном развитии. Им очень сложно вписаться в детский коллектив, но не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Также дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного.
Если же ребенок сам хочет научиться читать и с дотошностью пристает к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?», то вэтом случае чтение – их собственная задача, оно не будет мешать формированию других жизненных навыков.

Начинать можно, когда ребенок уже говорит предложениями,т.к может возникнуть задержка речевого развития.
Должен быть достаточно развит фонематический слух. Т.е. малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Т.к. это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
Должна быть сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется слева направо. Когда есть проблемы, то дети могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь).

Обычно все это появляется к пяти годам.

Вопросы достаточно серьезные и в пределах On-line консультаций их невозможно осветить полностью, поэтому, если нужны конкретные методики работы, обращайтесь.:p
 

Наталья Белая

психолог
Людмила, спасибо за такой подробный ответ.Буду пробовать.
Было просто интересно и полезно все это прочесть.
 

Наталья Белая

психолог
:pИнтересует список литературы, помимо школьной программы, который стоило бы прочесть в возрасте 10-11 лет.
Спасибо.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте!
Извините, что долго не отвечала.
Все зависит от индивидуального развития ребенка. Один в 10-11 лет уже может увлекаться серьезными романами, а другой - оставаться на уровне сказок. Примерный список литературы может выглядеть так:
"Гаргантюа и Пантагрюэль" (в детском варианте).
Т.Яннсон. "Шляпа волшебника", "Комета прилетает".
Лукьяненко. "Рыцарь сорока островов", "Мальчик и тьма".
Раскин. "Как папа был маленьким".
В. Железников. "Чучело".
Р. Стивенсон. "Остров сокровищ", "Черная стрела".
А. Рыбаков. "Кортик", "Бронзовая птица", "Приключения Кроша".
Дюма. "Черный тюльпан".
Кун. "Мифы и легенды Древней Греции".
Ф. Бернетт. "Таинственный сад".
Д. Гринвуд. "Маленький оборвыш".
Л. Матвеева. "Соперницы из 4 "А"", "Любовная лихорадка в 6 "б"".
Ю. Сотник. "Как я был самостоятельным".
А. Линдгрен. "Черстин и я", "Рони - дочь разбойника".
Г. Килворт. "Замок бурь", "Тайны забытого острова".
Е. Велтистов. "Приключения электроника".
Д. Литтл. "Этим летом я - не я".
Т. Собакин. "Заводной мир".
В. Голявкин. "Рисунки на асфальте".
М.Коршунов. "Школьная вселенная".
Г.Хаггард. "Копи царя Соломона".
Д. Дарелл. "Пикник и прочие безобразия", "Мама на выданье".
Д. Джером. "Трое в лодке, не считая собаки", "Трое на велосипедах".
А. Куприн. "Чудесный доктор", "Ю-ю".
Е. Шварц. "Обыкновенное чудо".
А. Беляев. "Остров погибших кораблей".
В. Лацис. "Потерянная родина".
В. Пальман. "Песнь чёрного дрозда".
Д. Купер. "Последний из могикан", "Следопыт".
Э.Ремарк. "Три товарища", "Возлюби ближнего своего", "Время жить и время умирать", "Жизнь взаймы".

Также можно почитать, что найдете из Драгунской, Липскерова, Андреева, Дойля.
Можно попробовать Акунина, Кристи, Пройслера.
 
Сверху