Как объяснить ребенку, что награда - не главное?

Mahima

переименовалась:)
Здравствуйте, Наталья.

Прошу вашего совета.
У нас возникло небольшое напряжение с сынулей.
Ему 8 лет, учится во втором классе. Учится хорошо - проблем нет никаких. Плюс спортсмен, имеет медаль, дипломы. В общем и целом вполне состоявшийся ребенок в плане личных успехов.
В школе у нас принята система фишек и поощрительных наград. За правильные ответы в течение дня даются фишки и за 6 фишек ежедневно выдается учителем награда. если фишек меньше - ничего , и фишки пропадают, если же их больше, чем 6 - остаток переходит на след день. В конце года за наибольшее количество наград обещана поощрительная грамота.
Мы как-то не придавали этому значения - зарабатывает награды потихоньку и хорошо. Старается, все вроде получается, хоть и не всегда. Мы много уроков пропускали, когда к соревнованиям готовились.
В результате, у него наград не больше всех - но на среднем уровне, не меньше всех. Т.е. ребенок сделал вывод, что грамоту он не получит уже. Легли вчера спать, и он как расплакался...Не буду больше учиться, все равно толку нет и все такое...Я вроде бы объясняю по жизни, что награда - это хорошо, но главное-то не это. Здесь же не спорт - не на медаль играем, а чтобы знать что-то..Сын мой все равно плакал, злился, грозился...Он такой довольно скрытный - свои переживания держит при себе до последнего, пока уже плотина не прорвет. В такие моменты с ним разговаривать трудно да и , как показалаЮ, практика, неэффективно. Он не слышит, зоится, закрывается еще больше. Имеет ли смысл поднять эту тему в спокойном состоянии? Другие вопросы я так и обсуждаю - потом. Но здесь болезненная тема - я боюсь, что он не станет ее обсуждать даже в спокойном состоянии.

И что делать? Я даже слова подобрать толком не могу - как ему объяснить, что он многого достиг уже вне школы, что он и в школе молодец, на олимпиады ходит, все получается хорошо. Что мы уроки пропускали, а значит у него просто не было шанса в эти дни что-то получить...Что, в конце концов, не в этом суть - знания-то все равно при нем.

Мне трудно с ним на эту тему самой разговаривать, потому что мне его очень жалко. Он переживает, а я в такие минуты не нахожу себе места из-за неспособности ему помочь. Я понимаю, что транслирую на него это ощущение какой-то беспомощности своей. Но нужных слов в данной ситуации не нахожу. У меня самой таких проблем не было вроде бы...Может быть, потому, что я всегда эти грамоты получала легко и постоянно.
Будьте добры, помогите, пожалуйста. Может быть я что-то упускаю...
 

Наталья Белая

психолог
Добрый вечер!
Набрала вам сегодня очень подробный ответ и по какой-то случайности нажала не туда и все исчезло...Обидно...
Попытка №2.
Уже второй день прокручиваю в голове ваш вопрос.
Вот , что называется, последствия и обратная сторона системы поощрений и безоценочной системы обучения в начальной школе.
Кому -то стимуляция помогает, а кому -то наоборот.
Тем не менее, что могу отметить- ваш сын довольно реалистично для своих лет смотрит на мир, объективно оценивает свои силы ( или шансы), это не плохо.
Просто видите, преподнесенная в школе система фишек была усвоена им не верно и теперь есть возможность навести порядок в его голове, но на это нужно время.Так что наберитесь терпения.
Вы все делаете верно, когда
И что делать? Я даже слова подобрать толком не могу - как ему объяснить, что он многого достиг уже вне школы, что он и в школе молодец, на олимпиады ходит, все получается хорошо. Что мы уроки пропускали, а значит у него просто не было шанса в эти дни что-то получить...Что, в конце концов, не в этом суть - знания-то все равно при нем.
Я думаю стоит продолжать говорить на эту тему без страха, ведь суть действительно в процессе и в итоге знаний, которые останутся,а не в поощрении.Пробуйте "открыть" ребенку секрет, для чего это вообще в школе практикуется, поговорите с ним "на равных", как со взрослым.
Подключите папу, пусть он поговорит, если вам сложно.
Успехов.
 

Mahima

переименовалась:)
Удивительно, мне даже не приходило в голову, что у этой ситуации есть положительная сторона - адекватная оценка ребенком своих сил.
Спасибо, Наталья.
наталья удовенко написал(а):
Пробуйте "открыть" ребенку секрет, для чего это вообще в школе практикуется, поговорите с ним "на равных", как со взрослым.
Спасибо за это предложение. На самом деле стоит попробовать в таком ключе поговорить.
наталья удовенко написал(а):
Я думаю стоит продолжать говорить на эту тему без страха,
вы правы - страх у меня есть.

Как раз вчера, совершенно случайно, готовясь к внеклассному чтению, стали читать стих Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Настолько в тему пришлось! Вы помните, может быть: "Ищут пожарные, ищет милиция парня какого-то лет двадцати..." Парень спас на пожаре девочку и просто сел в трамвай и уехал. Ребенок сразу же после прочтения спросил -почему он уехал. Я же спросила у него - как он думает? Он ответил, что не знает. Тогда я спросила, как он считает, что было бы, если парень не уехал - Ему бы дали награду. И мы поговорили как раз на эту тему: что парню награда была не нужна, она для него - не главное, он сделал то, что был должен, что мог, что знал, что сможет сделать. А награда, фотографы - он этому не придает значения. Он и так ощущает себя сильным, самодостаточным, готовым помочь.
Сынуля помолчал:) не знаю, что у него в головке отложилось, но захотелось сказать Маршаку огромное спасибо:)

И вам спасибо! Настолько помогает такой вот взгляд со стороны - спокойный и видящий те стороны, которые я сама даже не замечаю.
 
Сверху