"Не хочу одеваться!!!"

Тигрица

Вредина полосатая
Началось все с того, что в апреле я вышла на работу, и с нашей, посещающей сад, но часто болеющей дочкой стали неделями сидеть бабушка и дедушка (мои родители), а летом она провела с ними два месяца. Они сразу заняли позицию угождения и прислуживания ребенку – она ни в чем не знала отказа, ей все позволялось, даже то, что нами, родителями, запрещалось (например, доставать из шкафа для игры определенные вещи типа папиной коллекции монет). Бабушка постоянно повторяла, что если не будет исполнять все прихоти, внучка просто обидится и не захочет с ней оставаться. И еще слова бабушки и дедушки: «Нельзя позволять ребенку плакать», т.е. если ребенок чего-то хочет, нужно немедленно дать ему это, лишь бы не было слез. Мы сразу заметили изменение в поведении дочки – она стала более капризной и обидчивой, хотя после выходных, проведенных с нами, все становилось на свои места. Разговоры с бабушкой и дедушкой по поводу воспитания – как об стену горох, их было не переубедить. Потом бабушка начала жаловаться, что внучку невозможно одеть, что она напрочь отказывается собираться на прогулку, что может бегать по квартире голышом или проходить весь день в пижаме (что мы ей тоже не позволяли). Потом, придя с работы домой, выясняли, что в теплый и солнечный день на прогулку они даже не выбрались и провели целый день в душной квартире, т.к. не смогли одеть Ульяну. И это при том, что гардероб на следующий день мы с дочкой выбирали вместе, она соглашалась, что оденет завтра эту юбку и эту майку. Потом несколько раз заставали Ульяну, гуляющую на улице, но одетую, мягко говоря, несуразно. Например, в очень жаркий день на ней вместо легкой панамки была плотная вязаная крючком шапочка (вся голова под ней, естественно, была мокрая), а юбка была надета задом наперед. В другой раз дедушка вывел Ульяну на улицу в колготах и двух кофточках-майках с длинным рукавом, одетых одна на другую (зеленая торчала из-под розовой). При этом ни юбки, ни сарафана на ней не было. На мое негодование, почему ребенок гуляет в таком виде, дедушка и бабушка разводили руками: «Она сама так захотела, и мы ничего не смогли сделать». Оставаясь с нами, Ульяна по поводу одежды сначала не капризничала, но потом и с нами стала отказываться одеваться, куда бы мы ни собирались – в парк, в гости, на прогулку. Переломить ситуацию удалось в августе, когда я и муж пошли в отпуск и освободили бабушку с дедушкой от присмотра за внучкой. В ход шло все – уговоры, совместный выбор одежды, сказка о том, как девочка не хотела одеваться, и от нее убежала вся ее одежка. Иногда приходилось и в угол ставить, если каприз переходил в истерику, и ничего больше не помогало. Но все-таки дочка стала более послушной и вменяемой, ей уже можно было что-то объяснить, и к концу лета она, если и капризничала из-за одежды, то только из-за того, что хотела бы одеть не то, что я ей предлагаю, а что-то другое.
Но лето закончилось, мы пошли на работу, а Ульяна в сад. Проходив неделю, она заболела и на 10 дней осталась с бабушкой. И проблема вернулась, только в уже более тяжелой форме. Бабушка опять стала жаловаться, что Ульяна не хочет переодеваться. В первый же день после болезни, когда мы утром собирались в сад, Ульяна закатила истерику по поводу одежды. С трудом одев ее, мы пошли в сад, но я из-за нее чуть не опоздала на работу. А вечером воспитательница пожаловалась мне, что Ульяна не хотела одеваться и в саду, кричала, психовала и расшвыривала одежду. И это при том, что она очень спокойная девочка, в саду ее все любят и всегда хвалили за то, что она первая быстро и правильно одевалась. В следующие два дня история повторилась. Потом Ульяна опять заболела и уже на три недели осталась с бабушкой. Каждый раз бабушка жаловалась, что Ульяна или ходит целый день в пижаме, или бегает голышом (а в квартире было очень холодно без отопления), и бабушке приходилось целый день таскать Ульяну, завернутую в одеяло. На мой вопрос, почему бабушка не заставила внучку одеться, она отвечала: «Да как я могу ее заставить! Она же тут же начинает плакать!»
Теперь мы с мужем решили, что с бабушкой будем оставлять только в самых крайних случаях. Учитывая мое теперешнее положение и то, что через два месяца я ухожу в декрет, я решила брать все больничные по уходу за ребенком (что у нас на работе является большой проблемой). Но проблема с одеванием превратилась для нас в кошмар. Мы не можем никуда нормально выйти – каждая попытка одеть Ульяну заканчивается истерикой и приступом агрессии. Она может согласиться одеть какую-либо одежду, но потом начинает орать и сдирать ее с себя – «Это мне не подходит!», «В этом неудобно!», «Не хочу это одевать!». Это касается абсолютно любой одежды, даже самой ее любимой. Уже ничего не действует – ни уговоры, ни предоставление выбора, ни сказки, ни отвлекалочки - НИ-ЧЕ-ГО. Потом, приходя домой, она не хочет переодеваться в домашнюю одежду. Вечером не хочет надевать пижаму, утром - ее снимать. В саду она расшвыривает одежду и одевается самая последняя. Теперь приходится практически всегда одевать насильно. Я все чаще стала срываться, орать на дочку и наказывать. И ничего не могу с собой поделать, потому что после 30-40-минутных уговоров у меня просто сдают нервы. Хотя муж считает, что я слишком долго терплю, и что он бы давно взялся за ремень.
Рассказ получился каким-то очень длинным. Но я надеюсь, что Вы мне подскажите, как выйти из этой ситуации и как вести себя с ребенком. И еще мне не совсем понятны мотивы такого ее поведения. То ли она пытается переломать нас и заставить подчиняться ей, как бабушку с дедушкой, то ли протестует против чего-то. Или просто надо выждать время, когда она забудет о том, что ей было все дозволено. Капризы у нее бывают по разным поводам, когда мы чего-то запрещаем, но с одеванием – настоящая проблема.
 

Наталья Белая

психолог
Добрый день!
Не совпадения в позиции воспитания ваша и бабушки реальная проблема и то, что ребенок страдает от этого очевидно, может быть это послужит доводом для бабушки.Что значит ребенку нельзя давать плакать, это миф, иллюзия, это не верно, слезы часто помогают в воспитании и восприятии жизни, это важно, также слезы могут помогать избавиться от напряжения.Я пока именно в этом вижу то, над чем можно поразмышлять.Если слезы для нее бывают поводом расслабиться, а ей не дают, кидаются успокаивать, то ребенок от напряжения будет избавляться др.способом, возможно у Ульяны от этого и пошел кризис с одеждой, что она нашла повод для себя и отстаивает его.Может уже путает ваше поведение и возможные реакции и бабушки.Я вижу в этом протест, пока не очень нашла в чем именно, но для меня это не просто каприз, а какой-то крик о помощи.
Попробуйте показать ей со стороны ее поведение, просто проиграйте с одеждой то же самое,перстаньте уговаривать, коротко скажите, что вы сегодня ей оденете и проявите твердость, не поддавайтесь эмоциям.Т.е пока я предлагаю показать ребенку, что ее поведение в отношении одежды вам неприятно, но больше не волнует, как прежде.
Это нужно сделать несколько раз, несколько дней, чтобы ребенок уловил перемены вашей позиции.
Пишите.Успехов.
 

Тигрица

Вредина полосатая
У нас потихоньку все начало налаживаться. Утром не хочет переодеваться - говорю, что за стол в пижаме она не сядет, а десерт после завтрака уж точно не получит. Ульяна начинает психовать, бежит в спальню, там минутку-две может пореветь, а через 5 минут приходит на кухню улыбающаяся и переодетая.
С выходом на улицу сложнее, но тоже прогресс наметился. Мы сейчас в сад не ходим, набираемся дома сил после болезни. Но гулять ходим. Вчера я приготовила Ульяне одежду, она отказалась одевать кофточку, сказала, что хочет другую и будет одеваться сама. Я ей дала ту, которую она попросила, но она, начав одеваться, сорвала ее с себя - "Мне неудобно!" (там в самом деле узковатое горлышко). Потребовала третью. Я дала ей третью - надела без проблем. Дальше надеваем колготки - психует, что неудобные (они для нее все неудобные после стирки), начинает раздеваться и реветь, что не хочет гулять (хотя пять минут назад меня подгоняла). Вижу, что все закончится обычным скандалом. Говорю - все, хватит реветь, мы одеваемся. И начинаю быстро и молча ее одевать. И она почему-то сразу успокоилась, мы быстро оделись и в хорошем настроении вышли на улицу. Первый раз за последнее время. Не знаю еще, как она себя поведет утром перед садом. У нас по утрам обычно из-за одевания самые сильные истерики, хотя в сад она ходить любит и рвется туда.
Может, последняя неделя со мной, а не с бабушкой, так на нее повлияла. На следующей неделе придется отвезти ее на два дня к бабушке (мы будем менять окна в квартире). С бабушкой я поговорила, сказала, что консультировалась с психологом, что мне дали такие рекомендации, но она упрямая, все равно стоит на своем - "Надо беречь нервную систему ребенка, не давать ей плакать и психовать". Боюсь, что после этих двух дней опять будет на колу мочало - начинай сначала.
 
Сверху