Тема родилась при обсуждении "бить или не бить". Вот из такого высказывания.
Сначала просто набросаю ворох фактов об удачной и не очень передаче знаний. Гм, потом посмотрим.
Итак. Айкидо. О-сенсэй, такой серьезный дядька, прошел крым и рым, воспитал с десяток личных учеников, каждый из которых был крут, что капец. Они ходили в бары и задирали там штатовских морпехов. Для практики.
Следуя его обширному наследию, где расписано все подробно и еще и сейчас есть живые люди способные пояснить любой нюанс, тем не менее, искусство деградировало до системы сбора бабок под обучение весьма странным танцам в паре на боевую тему.
Однако, в Югославии «вдруг объявляется» Любомир Врачарович, ученики которого вполне себе в состоянии поломать хулигана аутентичным методом. Возможно он «случайно» переоткрыл что-то важное…
Собственно, «система Макаренко» , которая при жизни автора работала, а вот без него выродилась в нечто весьма странное при массовом применении. Советская «политехническая школа». Брррр…
Тем не менее наш «мастак» в УПК, столяр-плотник, обычный пролетарий, ну не бухарь конечно, не сильно-таки «вкладывая душу» и не отмеченный даром рассказчика и чувством юмора, без проблем добился приемлемой дисциплины на занятиях с разнородным и непростым коллективом (мы с другом были олимпиадники и светлые головы, а были и совсем крутые хулиганы в группе), безукоризненного соблюдения т/б, всех обучил специальности и , что характерно, масса разгильдяев, уровня «в тюрьме прогулы ставят», мне признавались, что в школу не ходят, а на УПК ходят строго. Ну не за 20 руб в квартал же…
Ну или, скажем, Щедровицкий. Сам он был, конечно, «золотая голова». А вот его последователи похожи на туземца с ломом. Они любую задачу пытаются решить одним и тем же методом. Типа, видят швейцарский банковский сейф – подходят и ломом его «трэсь!». Грохоту много, а толку – чуть. Тут нужна хирургическая работа тонким инструментом. Видят грецкий орех, тем же ломом «бабах!» -- всмятку. И это люди, которые должны постоянно рефлексировать. Они без рефлексии вообще ничего не делают
))
Сектанты. Впрочем СМД, де факто, стал метаязыкам педагогики. Хоть в этом плюс. Если посмотреть, скажем, педсовет.ру – там строго на «Щедровицком языке» разговаривают.
И это особенно важный пример. Наиболее адекватное средство описание педагогических взаимодействий не в состоянии адекватно описать процесс (точнее выявить недостатки) собственной трансляции, хотя это тоже педагогика. В этом есть какой-то парадокс. :scratch:
Что же касается результатов применения тех или иных методов родителями, то тут просто не до подробностей. Результаты варьируются с точность «до наоборот».
Чуть позже я попытаюсь поумствовать на эту тему, не факт что станет яснее, в том числе и мне самому.
ardon:
Я, например, сильно уверен, что искусство воспитания очень плохо вербализуется м даже плохо рефлексируется.
Вроде тонны книг написаны, но я не думаю, что процент хороших воспитателей растет сколько-нибудь заметно в исторической перспективе
Сначала просто набросаю ворох фактов об удачной и не очень передаче знаний. Гм, потом посмотрим.
Итак. Айкидо. О-сенсэй, такой серьезный дядька, прошел крым и рым, воспитал с десяток личных учеников, каждый из которых был крут, что капец. Они ходили в бары и задирали там штатовских морпехов. Для практики.
Следуя его обширному наследию, где расписано все подробно и еще и сейчас есть живые люди способные пояснить любой нюанс, тем не менее, искусство деградировало до системы сбора бабок под обучение весьма странным танцам в паре на боевую тему.
Однако, в Югославии «вдруг объявляется» Любомир Врачарович, ученики которого вполне себе в состоянии поломать хулигана аутентичным методом. Возможно он «случайно» переоткрыл что-то важное…
Собственно, «система Макаренко» , которая при жизни автора работала, а вот без него выродилась в нечто весьма странное при массовом применении. Советская «политехническая школа». Брррр…
Тем не менее наш «мастак» в УПК, столяр-плотник, обычный пролетарий, ну не бухарь конечно, не сильно-таки «вкладывая душу» и не отмеченный даром рассказчика и чувством юмора, без проблем добился приемлемой дисциплины на занятиях с разнородным и непростым коллективом (мы с другом были олимпиадники и светлые головы, а были и совсем крутые хулиганы в группе), безукоризненного соблюдения т/б, всех обучил специальности и , что характерно, масса разгильдяев, уровня «в тюрьме прогулы ставят», мне признавались, что в школу не ходят, а на УПК ходят строго. Ну не за 20 руб в квартал же…
Ну или, скажем, Щедровицкий. Сам он был, конечно, «золотая голова». А вот его последователи похожи на туземца с ломом. Они любую задачу пытаются решить одним и тем же методом. Типа, видят швейцарский банковский сейф – подходят и ломом его «трэсь!». Грохоту много, а толку – чуть. Тут нужна хирургическая работа тонким инструментом. Видят грецкий орех, тем же ломом «бабах!» -- всмятку. И это люди, которые должны постоянно рефлексировать. Они без рефлексии вообще ничего не делают
Сектанты. Впрочем СМД, де факто, стал метаязыкам педагогики. Хоть в этом плюс. Если посмотреть, скажем, педсовет.ру – там строго на «Щедровицком языке» разговаривают.
И это особенно важный пример. Наиболее адекватное средство описание педагогических взаимодействий не в состоянии адекватно описать процесс (точнее выявить недостатки) собственной трансляции, хотя это тоже педагогика. В этом есть какой-то парадокс. :scratch:
Что же касается результатов применения тех или иных методов родителями, то тут просто не до подробностей. Результаты варьируются с точность «до наоборот».
Чуть позже я попытаюсь поумствовать на эту тему, не факт что станет яснее, в том числе и мне самому.