Подросток не хочет ходить в школу

Казалось бы, что нового? Мало кто любит ходить в школу. Но причины разные...
Девочка, 11 лет. В начальной школе обычный ребёнок, оценки 7-10, только математика проблемная, но тут уж у кого какие способности.
Пошла в пятый класс- был стресс от смены ситуации (новые учителя, новый статус), а потом добавилась ещё пачка- наш развод с мужем, переезд в другой район (уехали к моей маме, здесь мы жили первые 5 лет жизни дочери, так что сама квартира и район ей знакомы), школу поменяли.
Эти сложные моменты мы пережили, я была готова к проблемам в поведении, очень много общались с дочкой по вопросам отношений в семье, о новой школе. Класс хороший, очень повезло с классным руководителем. Пятый класс худо-бедно окончила, заведя при этом новых друзей. Ну и математика проблемная как всегда.
Я вообще мама очень добрая и понимающая, дочь очень взросло мыслит иногда для своего возраста, мы ведём очень серьезные беседы порой. Отношения близкие, доверяет мне. Классная говорит, что одноклассники её очень привечают, пользуется успехом у мальчиков.
Хобби - рисует. Постоянно, много, везде. Вплоть до конфликтов с учителями из-за рисования во время урока.
Теперь о самой проблеме...
Летом перед школой договорились об ответственности за оценки, постараться поднять средний балл, осознавать что никто за нее ничего не выучит. Дочь заверила, что всё будет ок. Все каникулы - жизнерадостный подросток, конечно со своими перепадами настроения (раннее созревание), но без бед.
Начинается школа, всё вроде ок... Вечером почти всегда говорит, что уроки уже сделаны (я доверяю, в тетради не лезу- смысл ей врать?). А потом у неё периодически начинает болеть живот. Я по-прежнему верю, т.к. ну всякое бывает, плюс есть предрасположенность к гастриту. Разрешаю остаться дома несколько раз, пишу записки в школу... Трудно проконтролировать её реальное состояние, т.к.я ухожу на работу тогда, когда она ещё собирается в школу.
Оговорюсь, что у нас с дочерью есть договоренность- я понимаю, как порой утомляет школа и ранние подъемы (мы обе жуткие совы), и я разрешаю раз в месяц устраивать выходной - только заранее договориться когда, ну и по урокам чтоб всё ок было при этом. То есть ребенок знает, что может абсолютно спокойно один день остаться дома.
В общем, через раз третий я понимаю, что уже начинается враньё, что живот проходит сразу как удаётся остаться дома, доходило до того, что она имитировала рвоту утром (убегала в туалет), хотя после рвоты в туалете обязательно остался бы специфический запах... Однажды моя сестра, которая живёт с нами, рассказала, что моя дочь упрашивала её сказать мне что, мол, да, действительно плохо было дочери. Я была в шоке от такого поворота, от того, что ребенок так врёт... А дальше - больше, в дневнике посыпались двойки. За что?... Не сделано д.з. Не готова.
То есть она тупо забивала на домашку.
Пришлось даже идти к директору и выслушивать как дурочка о своей дочери очень нелестные отзывы, о многочисленных пропусках в том числе.
Я естественно потребовала объяснений у дочери. На что услышала, что школа нафиг не нужна, ходить не хочу, делать там нечего, учителя тупые, предметы дебильные.
Ну понимаю, подростковый максимализм и попытка пойти против системы, решать что-то самой. Ок, объяснила так сказать с нуля, зачем школа, для чего оценки, озвучила своё расстройство по поводу обмана. В наказание неделя без интернета. Ну и снова родительский контроль уроков.
Ладно, уроки делает, всё проверяю, контролирую. Но снова норовит свалить все на больной живот и прогулять школу. Я говорю- болит живот? Идём к врачу. - нет, никуда не пойду!
Иногда больной живот очень быстро лечился повышением голоса и парой шлепков (стыдобища конечно, дочь уже ростом с меня, а я её шлёпнуть пытаюсь..). Однажды действительно случился гастрит, но я с трудом верила, пока дочь не попросила забрать ее с уроков и была готова сама бежать к врачу, готовая лечиться, лишь бы только прошло.
Несколько дней подряд может нормально ходить, с хорошим настроением возвращается, рассказывает как в школе дела, про друзей.. А потом как будто тумблер переключается, и снова не пойду, ссоры, конфликты, скандалы.
Так прошла вторая четверть, с постоянным моим напряжением.
И вот каникулы подошли к концу... Вчера все было хорошо, дочь говорила что даже соскучилась по подружкам, и что будет умницей и не будет пропускать уроки.
Ночью спали плохо, режим за каникулы сбит, уснуть удалось не сразу. Утром - старый сценарий. Живот, не выспалась, никуда не пойду. Не пойду, нет.
Я психанула, наорала, скинула ее с дивана... Чуть не подрались короче, у меня сердце колотится, речь заплетается, гнев и отчаяние неимоверное. Ушла на кухню успокаиваться, дочь порыдала в комнате, оделась и усвистела в школу, заявив что со мной больше не разговаривает.
Я чувствую отчаяние, если честно. Я понимаю, что школа может быть неинтересна, я понимаю, что некоторым детям наплевать на слово "надо", они не такие как были мы в детстве. Но что делать-то? Ну нет у нас финской системы образования, у нас в школе все должны подчиняться одной системе...
Но я не могу всё пустить на самотёк... Наказывать? Как, чем.. Лишать каких-то благ? Дня рождения? Ребенок как бы неизбалован, не принцесса на горошине, даже не знаю чего лишать-то. Разве что телефона вовсе.
Для меня это всё очень сложно. Я не люблю конфликты, я не хочу строгой быть, я наказывать не люблю. Всегда воспитывала в доверии, в открытости, давала понимать что её поступки и для меня могут создавать проблемы. Ну в общем разговоры и беседы обычно мой способ. А тут - вот оно как...((( Видимо шлепки иногда красноречивей...
Ещё чувствую обиду прямо, потому что- я свою школу давно закончила, ну какого черта я должна с чужой учебой разбираться, я на работе выкладываюсь по полной, вечером обязательно внимание дочери уделяю, по выходным гуляем вместе в городе, разговариваем обо всём, участвую в её жизни, разделяю её интересы.. всегда казалось, что мы обе молодцы. А получается что не молодцы, а так себе.

Какую литературу почитать?... Если лезу в интернет с этим вопросом, то нахожу обычно статьи о том, что наши дети не такие как раньше, поколение особенное, бла-бла.. а как справляться с поколением? Без школы не обойтись.
 

Наталья Белая

психолог
крокозябра, я прочитала ваш вопрос, отвечу в ближайшее время.
Тем,кто нарушая правила раздела, пишет в этой теме- прошу заглянуть в соседнюю тему, я перенесла ваше обсуждение туда.

Доброе утро. Я думаю, что у дочери есть ее реальные переживания, с которыми она справляется такими способами, которые вы описываете. Часто подростки что-то чувствуют, но не могут объяснить словами о чем их тревоги и волнения. И тогда все наши объяснения логичные не срабатывают.
Вполне может быть ,что живот болит..и отпускает ,когда раздражающий фактор- школа на сегодня исчезает.
Иногда мы , родители,выбираем тактику- объяснить детям важность школы. Но стоит пробовать задавать вопросы , направлять вопросами , расспрашивать.. чтобы ребенок отвечая, нашел ответ сам для себя ,что с ним происходит.
Что-то происходит с ней в школе. Даже,если не удается это выяснить- стоит просто принять как факт. И тогда вместе с ней искать решение ситуации.
Важны ваши чувства. А также понять вам- для чего вам эта ситуация у дочки.
Почитать можно И.Млодик "Книга для неидеальных родителей"
 
Последнее редактирование:
Наталья, спасибо за ответ, обязательно почитаю книгу.
С животом и правда есть проблема, и сложно понять, когда правда, а когда симуляция - у Яны гастрит обострился. Возможно школа тут и послужила обострением, я сегодня хочу поговорить с дочкой, как-то разрядить напряжённость, если таковая есть. Здоровье важнее школы, это однозначно... Пока обдумываю что именно и как говорить.
Я размышляла о том, что именно так в школе напрягает... В целом, как я писала, там у неё и подружки, и классная очень хорошая, Яна к ней очень хорошо относится. Но есть и другие учителя, и думаю все моменты мелкие, такие как повышение голоса, упрек, недовольство учителя её знаниями - все это в один ком собирается под названием "не хочу идти в школу". Тут я стараюсь объяснить, что учителя тоже люди обычные, со своими характерами и настроениями. И им тоже обидно, когда они объясняют, а толку нет от учеников.
Иногда Яна согласна со мной.
По поводу - зачем мне такая ситуация. Тут не могу понять вообще... Мне вообще хочется чтоб она сама училась, мне непонятны проблемы эти вообще- я в школе хорошо училась, мне нравится учиться. Проблемы с желанием учиться у дочери у меня вызывает раздражение, недоумение.
Есть ещё такой момент, что бывший муж за все неудачи ребенка в школе делает виноватой меня, это всегда злило меня. Да и все остальные так считают - "с ребенком надо заниматься". А я считаю что у каждого ребенка свои способности и нечего всех под одну гребёнку.
В общем, вопрос для чего мне такая ситуация- я не могу понять. Я не хочу чтоб эти проблемы вообще были.
 
Наталья, добрый день. В первую очередь, я разобралась со своими эмоциями. Я стараюсь меньше нервничать по всем этим поводам, приняла для себя решение, что школу она по-любому закончит, ну а дальше что-то да будет, либо высшее образование либо не высшее, либо может сначала поработает. Иногда хочет пропустить школу по выдуманной причине - например, умерла домашняя мышка, мама, это мой питомец, я горюю и в школу не пойду. Я спокойно сообщила, что раз все так серьезно и у нас траур - отмечание ДР тоже отменим. В страшном недовольстве отправилась в школу, причитая какая я черствая мать. ))
Однажды я ей разрешила остаться дома - бывает что в четверг начинает кукситься, и я понимаю что это может быть ментальной усталостью (я вспомнила как сама уставала от гама шума в школе, аж до тошноты). Пару недель после этого прошли спокойно.
Сегодня снова был конфликт - она просто отказалась идти в школу, без всякой причины, вот просто не выспалась и не хочу я никуда идти. Я сорвалась на повышение голоса, увы. Сказала ей, что последует наказание обязательно.
Так и живём. Оценки все так же - от 1 до 8. Скоро каникулы, потом последняя четверть..
Прихожу к выводу, что просто дочь со своим характером не вписывается в школу, и пока с этим ничего не поделать. Сейчас много вариантов получения навыков и знаний, какой-то из них точно подойдёт. Девочка не глупая, просто не хочет учить то, что не вызывает у нее интереса, возможно (я надеюсь) чуть повзрослеет и поймёт, что конкретно нужно ей для жизни.

Может, поступаю неправильно. Черт его знает. Но путь борьбы - не мой путь, мне борьбы хватает на работе, а дома уже не хватает меня на всё это руководство жизнью других. Выбираю для себя такое отношение ситуации, которое позволит мне не беситься.
 
Последнее редактирование:
Наталья, спасибо за статью)) и я вот именно этой линии и придерживаюсь - это её жизнь, и я не могу заставить, я могу только давать советы и объяснять почему я считаю что именно так будет лучше. А следовать советам или нет - это действительно её дело.
Так что напоминаю себе это постоянно, просто у меня слишком большие страхи, что окажусь виновата в чем-то, ну а ноги у этого страха длинные. Причины осознаю и стараюсь контролировать.
Моя дочь пока свободна от этих страхов и на мои слова (глупые взрослые необдуманные слова) о том, что забив на школу странно мечтать о хорошей работе и успехе - гневно воскликнула: не смей говорить, что у меня что-то не получится! У меня отличная работа, та, которую я выберу!!!
После этих слов я моментально остыла и наша ссора закончилась тут же.
 
Добрый день, Наталья.
Пишу снова в этой теме, т.к. снова о дочери.
Переходный возраст даёт себя знать, малышке моей нелегко .. Подскажите, в какие центры можно обратиться за консультацией для подростков? Дочь согласна побеседовать со специалистом, у нее в последнее время совсем беда с эмоциями - так угнетает всё вокруг, периодически плачет просто так, говорит просто грустно.
Частенько стало звучать "зачем мне всё это, для чего это всё". В школу по-прежнему нет желания ходить, старается по некоторым предметам, остальное 1-3-4 оценки текущие. Классная говорит, что на уроках сидит грустная и совершенно отрешенная. Дочь вообще просит сменить школу, и пожалуй я прислушаюсь, тем более что переезжаем жить в другой район Минска. Возможно там в новой обстановке как-то изменится что-то...
После 9 класса планирует в колледж, и понимает, что нужно подтянуть оценки для хорошего среднего балла. Пока просто понимает, оценки так себе.. :)
Я не ругаю, только спокойно всё это обсуждаю с ней. Недавно она поменяла образ - я не против совершенно, поддержала.
Ей просто очень грустно. Грустно, что нужно заниматься неинтересным. Грустно, что долгая зима. Грустно, что нет своей комнаты. Ну и бесят ещё все, ага...
Я стараюсь находить для неё светлые моменты, мы любим гулять вдвоем, пить кофе в торговом центре и болтать весь вечер. Скоро в колледже день открытых дверей, поедем смотреть и знакомиться с учреждением. В мае планирую съездить с ней в Польшу - показать Варшаву, что может быть лучше весны и небольшого путешествия?
В общем, стараюсь. Много обнимаемся, говорю какая она красивая и какая умница, и как здорово рисует.
Но возможно моей поддержки не хватает, она хотела бы пообщаться с психологом...
Во всякие СПЦ думаю не стоит - там дети с совсем серьезными ситуациями. Частные психологи в интернете - по 50р за час, как-то очень чувствительно для кошелька :(
Подскажете что-нибудь?
 

Mahima

переименовалась:)
Частные психологи в интернете - по 50р за час, как-то очень чувствительно для кошелька
позволю себе встрять. В подобной ситуации, полегче, конечно, но все же - пропуски школы, грусть-тоска - я таки сводила сына к психологу. И как-то вот выправилось. То ли сам факт нашего внимания к нему помог. То ли психолог что-то ему подсказала, или он сам что-то услышал важное.
Я к чему:) К тому, что один визит вас не разорит, но может невзначай помочь там, где кажется уже все испробовано. Ну или покажет, что надо работать дальше и серьезнее.
 
Сверху