помогите выбрать методику

Baileys

New member
помогите выбрать методику:unsure:нам 8месяцев очень хочу домана попробовать,букварь с рождения.но не могу решиться может что то другое есть.подскожите. поделитесь опытом стоит ли
 

Аник

New member
я бы Вам посоветовала, в первую очередь, понять, несколько важных моментов:
- что Вы хотите получить в итоге?
- Для чего будете заниматься с ребенком?
- на какие усилия, затраты времени, сил, средств Вы готовы? (сколько часов - минут в день - неделю, сколько денег в месяц...)
- какие приоритеты в развитии выделяете (что важнее, чтение, мышление, творческие способности или что-то еще)
а вот когда Вы будете знать ответы на эти вопросы, то можно говорить дальше.

и еще. даже когда Вы ответите на эти вопросы, услышите название каких-то методик, не поленитесь - почитайте в интернете описание всех их. разберитесь, в чем суть той или иной. вполне может быть, что конкретная методика не подходит именно Вам, то есть Вы не сможете именно так заниматься или играть.

ну, вот где-то так :)
 

Hell

New member
Аник, как всегда четко в точку! Браво!
Нам приглянулась методика Монтессори, будем ходить на спец. занятия, но и дома будем осваивать тоже. Вот, привожу статью о ней:
Мария Монтессори — поистине дитя св оего времени. Родившись в 1870 г оду, она уже в раннем отрочестве начала борьбу за право женщины получать образование наравне с мужчинами, поступив сначала в мужскую гимназию, а затем и в университет. Закончив его в 1896 году, она становится первой в Италии женщиной — доктором медицины. Еще в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми, обездоленными изгоями общества, лишенными не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла.

Пораженная до глубины души, девушка решает посвя тить себя лечению и обучению этих детей. Но что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями, дети, которых отвергло общество, оказались в иной среде? Быть может, если бы они не были заперты в стенах больницы, имели игрушки и книжки, если бы им уделяли внимание взрослые, родители и педагоги, они смогли бы догнать в развитии своих здоровых сверстников?

В те годы это были поистине крамольные мысли: до два дцатого века психически больных людей не лечили, а лишь изолировали в психиатрических лечебницах, условия жизни в которых мало чем отличались от тюремных, и уж, тем более, никому не приходило в голову видеть в них личность.

И все же, Мария Монтессори решает попробовать. Сначала она ведет исследования в институте экспериментальной психологии при Римском Университете, а в 1900 году возглавляет только что открывшуюся отртофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для д етей с отклонениями в развитии. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на ос новании собственного сенсорного опыта. Так Мария Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия.

Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда, спустя некоторое время, оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Но если даже дети, которых до сих пор считали необучаемыми, добились таких успехов, то что же говорить о здоровы х? И Мария Монтессори решает открыть школу д ля обычных детей, которые, как она считает, оказались теперь в гораздо худшем положении, чем ее маленькие пациенты. И в 1907 году в одном из беднейших предместий Рима отрывается первая Монтессори-школа, знаменитый Дом Ребенка.

Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и детале й. Каждый элемент такой среды долже н выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса Ее Величество Парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори-классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.

День за днем наблюдая за детьми разного возрас та, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали провер ку временем, нередко называют &laquo ;Золотой материал Монтессори».

И все же, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но где ее взять? Ведь невозможно же приставить по учителю к каждому? Тем более — Доме ребенка Марии Монтессори, который, как мы помним, находился в беднейшем рабочем квартале. И все же, сама Мария Монтессори обучала по ин дивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Каким образом? Она просто предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься развивающей среде, созданной педагогами.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрен ию решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Но — свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти столетие назад, когда «большой мир» был еще ох как далек от демократии в нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знают, что они не должны шуметь и бало ваться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

В Монтессори-школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разного возраста. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые здесь правила поведения, гля дя на старожилов. Умудренные опытом старшие учат младших, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, помогают. Да-да! В этой удивительной школе дети сами учат друг друга! А что же делает учитель? Он пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные затруднения в работе.

Комната, в которой располагается монтессори-класс, разбит на пять зон, в которых сгруппирован тематический материа л. В зоне практической жизни ребенок учится обс луживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. В зоне сенсорного развития ребенок различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне, как нетрудно дог адаться, находится материал, который по может ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции. В языковой зоне дети учатся чтению и письму. И, наконец, остается зона, которую чаще всего называют «космической». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто п ринимать на веру слова учителя, а на основании с обственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два — и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценн ый опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Можно было бы сказать еще немало хороших и добрых слов в адрес великого педагога и гуманиста Марии Монтессори и ее системы воспитания. Но эти замечательные слова вы во множестве найдете на специализированных сайтах (в частности, http://www.montessori-center.ru). А нам бы хотелось, все-таки, остановиться и на минусах , которые, как это ни прискорбно, есть и в этой с истеме.

Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети н е играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. Конечно, в отличие от вальдорфской системы, здесь нет такого тотального идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.

А ведь на самом деле — и это убедительно доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования посл еднего столетия — без ролевой игры невозможн о не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика и детское художественное творчество, в частности, рисование, Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, ег о ум бесчувственен к прекрасному и безобра зному и восхищающие всех „каляки-маляки“ всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса.» Дальше все тот же автор пишет: «Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство р аботы над реальностью». Думается, комментарии здесь излишни...

Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. Если в вальдорфских детских садах волшебные сказки — это единственные литературные произведения, которые разрешено читать детям, то Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литер атуру для детей, но терпит ее лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори-педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем — это отнюдь не одно и тоже. При таком отношении к книге ребенок никогда не научится тому главному, для чего воо бще пишется и читается художественная литература: и скусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, м ожет здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд.

Но все ж е, безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. Знаменитые рамки и вкладыши Мон тессори на протяжении многих лет остаются х итом продаж в магазинах развивающих игр.

И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово системы Марии Монтессори: «свобода». Свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень свободы.

Прочитайте внимательно труды великой Монтессори и попробуйте увидеть своего ребенка ее глазами: он уникален и неповторим; он наделен от природы безграничными возмож ностями и жаждой познания, и задача любящих мудрых р одителей — уважать право малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот — главный урок Марии Монтессори.

Ася Штейн
Статья предоставлена сайтом "Раннее развитие детей"

http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=10376
 

Klumba

Рыжая,честная,влюбленная
У меня несколько "смежный" вопрос :) С методиками ознакомлена, когда занимаемся сами используем то одну, то другую, причем, разумеется, больше интуитивно. Но....я не педагог, я просто иногда не знаю чем таким интересным занятся новеньким, в процессе занятия часто выясняется, что дети готовы к большему или я ошиблась и это рано, или просто я не так подала.
В общем, меня интересует, есть ли программы для развития/обучения деток для нашего возраста, вообще по возрастам? Т.е. меня интересует есть ли в принципе комлексные программы, разработанные для детских учреждений и где можно с ними ознакомиться.
Разумеется я не собираюсь слепо им следовать, но как на источник идей и разносторонность надеюсь.
 

Baileys

New member
да интересно было бы ознакомиться с такими программоми.мы вот тоже то то ,то это пробуем кое что нам очень нравится.например "Одаренные детки" смотрим не отрываясь.
 

Аник

New member
Klumba, практически у каждого направления есть возрастные разработки. Т.е. есть программы по Монтессорри, Вальдорф, Доман и т.п. Они все есть с совсем мелкого и до школьного, или еще дальше
есть классические программы детского сада, и всяческие дополнения к ним.
обо всем этом можно найти информацию в интернете, в книжках. Если посмотреть литературу в центральном книжном, там найдутся методички разных направлений - авторов.
Например, очень серьезный комплект детский сад 2100 (потом он продолжается в школе 2100) - там есть и тетрадки, и пособия, и методички
 

Klumba

Рыжая,честная,влюбленная
Аник, спасибо большое. В Инете полазила, но не нашла, наверное не так задаю в поисковике, на книжных ярмарках видела программы по направлениям: счет, чтение и т.д., именно комлексных программ не видела.
 

Аник

New member
Klumba, так и пишите - программа развития дошкольников - получите названия программ - потом уже по ним искать дальше

например - детский сад 2100
там у них и речь, и мышление, и эстетическое воспитание. Почитайте внимательно их. Там действительно много всего и хорошо прописано. с 3 лет, правда

с 2 лет, мне так кажется, никаких серьезных программ не будет. по той простой причине, что массово этим никто не занимается.
а центры различные, они каждое направление составляет свою программу само. вот и получается - просто сбор разных идей

но опять же. ничего сложного.
Почитайте про сензитивные периоды. Что актуально на возраст ваших деток. сравните с тем, что сейчас наблюдаете. И работайте в этих направлениях. Опять же, найти информацию о том, что и как можно развивать в каком возрасте - несложно. Если видите, что дети готовы на большее - читайте дальше, на следующий возраст - пробуйте

в этом плане, еще интересно попробовать Санькины Недельки - проект Лены Даниловой. Он у нее на сайте есть. Но он платный. И стоит не мало. Но мне нравится. Там как раз комплексные тематические занятия, разработанные на разный возраст от года до 5-6 лет. И сразу задействуют разные области: и мышление, и моторику, и физическое развитие, и кругозор, и речь.
 
Последнее редактирование:

Dare

New member
Поэтому, если кому-нибудь будет интересна эта программа, обращайтесь - расскажу.
да-да, посоветуйте. Сама поверхностно увлекалась ТРИЗом и с Ре хочу заниматься. Мот, какая лит-ра с задачками или играми для мелких?
 
ansson, я за Hell отвечу, если не поздно:) У нас в Полоцке в ГДК(городской дом культуры, если не ошибаюсь) проводятся занятия по системе Монтессори, замечательным педагогом Сидоренко Татьяной Владимировной, ей нужно позвонить по моб. тел. и заранее записаться на занятие. По-моему, они проводились по выходным. Мы с дочкой как-то были на одном занятии, ей помогли скоординировать движения трёх ведущих пальцев(большой, указательный, средний), подобрав несколько игр, научили мыть руки щёткой с мылом и вытирать их. Нам тогда было чуть больше двух лет. Занятие платное, но не очень дорогое.
В целом мне понравились занятия по методике Монтессори, сейчас знакомые родители в Полоцке подумывают об открытии Монтессори-группы в садике.
А вот где в Минске такое бывает - не подскажу, не знаю:( Сама в поисках.
 

ната68

New member
я ,как специалист хочу вам предложить развивать мелкую моторику пальцев рук(пальчики) .для этого есть много различных игр для пальчиков,лепить с малышом из соленого теста,рисовать пальчиками(есть специальные гуашевые краски для пальчиков).Если заинтересовались,пишите,чем смогу-помогу.
 
Сверху