Раннеее развитие

SEAL

New member
Интересный взгляд на модное нынче раннее развитие


Мнение разгневанного психолога: "Защитим детей от раннего развития!"

На именины своему крестнику я принесла дивную книжку: "Первая Энциклопедия малыша" от 6 месяцев до трёх лет". Глянцевую, нарядную, с картинками во всю страницу, со стишками и песенками. Кит просто вцепился в неё. И вдруг заревел благим матом, швырнул книгу и зарылся лицом в мамины колени. "Что это с ним?" - спросила я, чрезвычайно озадаченная. "А это он слова на форзаце увидел: "мама", "папа". Мы его читать учим по какой-то хитрой методике. Он буквы ненавидит уже", - радостно отвечали любящие родители. Киту полтора года.

Избранные места из переписки

... "мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык. Он плачет и кричит. Может, его психоневрологу показать?"...

... "она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро накалякает и бежит машинки катать!" (девочке 2 года)

... "5 лет - читает только из-под палки. Серьёзно, только, если ремень видит"

То, что вы видите - жалобы родителей на своих детей. Когда я получила первое такое письмо, то подумала, что у мамы проблемы с головой. Написала ей пространный ответ с идеей "оставьте ребёнка в покое, он ещё маленький", и наткнулась на полное непонимание: как же так, у всех подруг по песочнице дети уже стихи читают наизусть, а мой только "папа-баба" лепечет.

Вирус

Когда письма пошли валом (после публикации моей статьи в Интернете), я поняла, что дело серьёзно. Вирус под названием "раннее развитие детей" поразил большинство молодых родителей крупных городов. Все вдруг озаботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой - с трёх, дальше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хореография, изо и т.п.

Я думаю, что широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребёнка всё то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. СВОЮ энергию. Как говорится, эту бы силу, да в мирных целях! По-хорошему, им надо выходить на работу, а ребёнка отдавать в руки спокойной, заботливой няни. Но работать не очень хочется, а вот хвастаться отпрыском гораздо проще.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, книги Сесиль Лупан, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с таким увлечением бросились в это играть. Денег у всех было немного, привычки оставались достаточно советские, так что поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.

В чём состоял принцип раннего обучения и развития? ИГРАЯ, обучать потихонечку детишек английскому - в песенках, лепке - с кукольным театром, чтению - по вывескам. Именно в игре, так задача была - не ОБУЧИТЬ детей предмету, а ПОКАЗАТЬ многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми, наконец.

Я очень хорошо помню, как водила своего первого воспитанника на музыку и занятия французским языком в 90-м году. Малышня сидела на ковре маленьким кругом, за ними сидели родители и няни и распевали французские детские песенки, прихлопывая, пританцовывая и получая колоссальное удовольствие. Детям, замечу в скобках, было от 5 до 7 лет.

А теперь что? Дети занимаются отдельно, мамы в это время трепятся в холле, а потом удивляются: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Да он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим личным игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на какие-то совсем ему ненужные занятия, отрывают от мамы (он так по ней соскучился за день!), да ещё грозят ремнём за непослушание.

Принцип червяка

У нелюбимого мною Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ. Он говорит: "Когда вы идёте ловить рыбу, вы насаживаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит червяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику".

Давайте скажем честно: все дополнительные занятия (в большинстве случаев) тешат честолюбие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выраженными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Вы в курсе, что стандартная программа средней группы детского сада включает в себя: лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение (это называется "ознакомление с литературой"), природоведение и физкультуру? В некоторых садах есть ещё платные уроки иностранного языка и ритмики. Вам мало?

Детёныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительница молодая и красивая ("клубника со сливками") и ласково с ним разговаривает. Или не любит - если учительница злая.

У детей должно быть детство

Именно так! Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на ручках и не бояться!

Если этого нет, то потом эти дети попадают ко мне, или к любому другому детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, тики. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать каля-маля, баловаться. Это время скоро кончится.

Катерина Венгерова, katrynst@mtu-net.ru, статья была опубликована в газете "Вечерняя Москва" 28 марта.
__________________
 

Эсперанто

lingvo internacia
Она абсолютно права!
У нас оба ребенка уже школьники.
Мы как раз на этом раннем развитии очень обожглись! Хотя все на самом деле было очень хорошо (не так, как описывается в статье): дети были довольные и жизнерадостные, за этим мы следили строго.
Но есть еще один "подводный камень" . Он, пожалуй, даже более грозен, поскольку не сразу заметен, а через несколько лет... Когда все эти игры (как у Никитиных) происходят сами собой, в процессе жизни, без сугубой ориентации на "вундеркиндов" - это нормально.
Если эти занятия становятся "очень важными", и ребенок оказывается в центре, а все крутится вокруг его одаренности - страшное дело!
Так вырастают эгоисты! Даже если их в семье несколько... И справиться с этим очень непросто.
Второй момент: ребенок получается слишком "академический": он не умеет играть в обычные детские игры с игрушками, не умеет занять себя сам, кроме чтения. Это настоящее бедствие!
Девочки, пусть все развитие ваших детей идет просто в ходе жизни - пусть будут и обучающие игры, и кубики Никитиных, но пусть это не станет главным! Главным должно остаться - научить ребенка сопереживать, помогать, трудиться, понимать других людей... Почитайте Никитиных - и вы ощутите эту естественность.
Конечно, читать надо научить раньше - но только правильным и естественным способом. Вот с этим у нас все сложилось удачно: кто ищет, тот всегда найдет!
 

Galochka

Member
Вот и я задумалась...
Никто специально с нашей деткой не занимается))) Все только в игре!
Но если развитость ребенка из него так и прёть? Моя на вывесках показывает "Маринкину" букву, "Кешину", букву "Но-но-но" и "А-а-а-а"))) И везде их ищет... А ей только 1,3! Еще и говорит маловато, но стихи рассказывает и показывает))) И сказки тоже. Книжку приносит и на колени бух! Читай, показывай, рассказывай... На улице тоже самое - информация нужна постоянно:) От детей-ровесников заметно отличаться стала. У троих взрослых за день рот не закрывается:))) Вот и думаю, что с таким ребенком надо идти в развивающий центр)))
 
Последнее редактирование:

туточкина

New member
Оксанаroz написал(а):
пусть будут и обучающие игры, и кубики Никитиных, но пусть это не станет главным! Главным должно остаться - научить ребенка сопереживать, помогать, трудиться, понимать других людей...

ага, пусть не станет главным!!!??? а когда вокруг идет соревнование среди родителей, чей ребенок умнее?! приходишь в сад, а там тебе расказывают, что Вадик уже дроби знает (вадику 3 с хвостиком), а соседская девочка, которая на год младше моего - считает до 20 (и в обратном порядке).

Я вроде со своим стараюсь заниматься, ему нравится и со мной заниматься, и в саду, и в развивающий центр мы в прошлом году ходили. Но движемся мы очень медленно. Развит он на свой возраст, а в чем-то даже не дотягивает.

Старшая доча совсем не такая была в 1 года и 2 болтала во всю, стишки рассказывала, в 2 года такие вопросы задавала, что нам с мужем надо было свои знания по многим отраслям обновлять. В 3 года начала учить английский, в 5 немецкий (муж в совершенстве владеет обоими), в 6 лет начала заниматься на ф-но - но это уже благодаря маме мужа. Сейчас учится отлично, память феноминальная - ходячая энциклопедия.
А вот с малышом у нас не катит. Наверное каждый ребенок развивается своими темпами.
 

Ю. Пасхали

солнечная
туточкина,
скажите, зачем вам эти соревнования? Просто для того, вхтобы выпендриться перед дригими мамашами, которые беспощадно тягают деток из одного кружка в другой? Вы дитя свое пожалейте - всему свое время!
 

kYsya

Светлая ведьма
туточкина написал(а):
а когда вокруг идет соревнование среди родителей, чей ребенок умнее?! приходишь в сад, а там тебе расказывают, что Вадик уже дроби знает (вадику 3 с хвостиком), а соседская девочка, которая на год младше моего - считает до 20 (и в обратном порядке).
Пусть хоть интегралы решает....
 

Аник

New member
туточкина,
вот с этого все и начинается. Когда родителям важнее собственные амбиции, пристиж в глазах других и т.п. Так зачем тогда говорить о развитии и тем более раннем? Это же надо назвать совсем иначе - чего можно добиться дрессировкой или вот какие мы умелые родители, или так - наша няня стоит тех денег, которые мы ей платим, или еще вариант - мы достаточно зарабатываем денег на занятия ребенка.... А про детей в данном варианте вообще никому не интересно
КАЖДЫЙ человек делает СВОЙ выбор. И выбор родителей отличается от обычного выбора только тем, что они его делают не только за себя, но и за своего ребенка. И только родители отвечают за это. А не соседи или садик.
и именно родители выбирают, ЧТО они хотят для своего ребенка, КАКИМ хотят помочь ему стать (или каким сделать его). И вариантов решения хватает
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
Как по мне, так ранее развитие - естественный и нормальный процесс. Учим складывать пирамидку - развиваем, постоянно говорим с младенцем - развиваем, читаем книжку или показываем картинки - развиваем.
И в дробях в 3 года нет ничего плохого, если это нравится ребёнку, если он готов это усваивать и ему интересно.
У меня дети занимаются в школах раннего развития. Я нашла ту школу, подход в которой к обучению мне нравится. Этот подход разный для разных возрастов.
Как мне кажется, что все проблемы описанные в статье исходят не от раннего развития как такового, а от подхода и методик. Когда действительно идёт соревнование родителей без учёта особенностей, стремления и желаний детей. Когда модно знать английский, и всем плевать, что Петя тянется петь. Когда мама Глаши заставляет дочку-непоседу сидеть столько же времени за занятиями, сколько сидит соседская девочка, которой это в кайф.
Не надо боятся раннего развития, стоит боятся собственных амбиций
 

Караул

уплыла
Самая проблема с детьми, интеллектуально опережающими свой физический и психический возраст начинается в школе, в первом классе. И от родителей нужны телодвижения в виде того же экстерната, например, чтобы эти проблемы преодолевать. Я за своевременное развитие и гармоническое. -)
 

vselennaya

Звезда в ШОКЕ
Я пока не зацикливаюсь и не отбираю у ребёнка детство. Всему своё время. Но если увижу у моего ребёнка какую-либо способность, то буду её развивать и направлять в нужное русло, но не в ущерб беззаботному и радужному детству, не в ущерб детским желаниям. Сугубо ИМХО.
 

Аник

New member
vselennaya,
Вы допускаете самую распространенную ощибку, что развитие - это всегда неинтересно, скчно, трудно и т.п. Все совершенно иначе. Развитие - это здорово, интересно, весело и счастливо для мамы и ребенка, для всей семьи. Это не трагедия, а повод для радости.
у меня сын обожает проходить лабиринты. Сейчас он запросто справляется с заданиями на 7 лет (ориентировачно), и не потому, что я его на это натаскиваю, или потому, что мне хочется похвалиться, а потому что это интересно, а то, что предалагают для его возраста - ему уже не интересно. Он уже вырос из этого. И когда я достаю листик с новым лабиринтом, он сияет от радости, он предвкушает кайф. Это раннее развитие? Ну, судя по всему - да. Мы опережаем стандартные рамки. Но для нас с ним это в первую очередь повод получить удовольствие друг от друга, пообщаться, порадоваться вместе. И так во всем, что в общепринятном понятии называется ранее развитие.
 

туточкина

New member
Ю. Пасхали написал(а):
скажите, зачем вам эти соревнования? Просто для того, вхтобы выпендриться перед дригими мамашами, которые беспощадно тягают деток из одного кружка в другой? Вы дитя свое пожалейте - всему свое время!
Я с вами согласна, но когда вокруг такой ажиотаж, то мой ребенок выглядит слишком блекло на их фоне, тут уж действительно задеваются мои амбиции (тем более, что мы с папой остепененные).


Аник, с вами как всегда нельзя не согласиться!!!
 

туточкина

New member
vselennaya,
фразы типа
vselennaya написал(а):
не отбираю у ребёнка детство
слышаться постоянно, особенно в темке про экстернат, но такие фразы, мягко говоря, некорректны.

Я описала уже ситуацию с моей дочкой - стоит заметить, что весь процесс шел и идет совершенно легко и непринужденно, сам собой, ребенку нравится узнавать ч-л новое, у нее масса энергии, которую она направляет (сейчас уже самостоятельно, т.к. ей 13 лет) на свое музыкальное развитие, изучение языков (чтение адаптированных произведений на англ и нем), спорт, плавание, танцы. При этом у нее масса других увлечений, как современная музыка, много друзей, хватает времени и погулять после школы. И такое понятие как "отнятое детсво", я к своему ребенку никак не могу применить.

Все дети разные, кому-то легко все дается, а кому-то надо трудиться. В жизни массатаких примеров. И отличники в школе и двоечники бывают разные, просто лентяи (но имеющие неплохие способности), и те кому приходится за каждую хорошую отметку просиживать за учебниками не один вечер.

Другое дело, что мы родители не всегда можем найти к своим детям подход, заинтересовать их или просто не умеем доступно, в соответствии с возрастом объяснить ч-л. И дело тут не в амбициях, а в том, что успешный ребенок в первых годах жизни, он формируется успешным и во взрослой жизни. А стереотип "двоешника" не всегда человек может преодолеть с годами, эти комплексы могут отаться на всю жизнь. Тут уже родители должны быть Большими психологами.
 

Аник

New member
туточкина написал(а):
Тут уже родители должны быть Большими психологами.
или просто обратиться к профи и попытаться разобраться вместе, но не пускать все на самотек
 

fasolinka

Active member
Тут еще многое зависит от того, что вкладывать в понятие "раннее развитие". Это -- разные школы раннего развития и дополнительные (кроме садика) занятия? Или это занятия дома, с мамой? Все-таки дома с ребенком родители занимаются по-любому, в большей или меньшей степени. Это ведь тоже можно причислить к раннему развитию. Выходит, если буквально следовать логике статьи, надо образование ребенка пустить насамотек. Тоже неправильно. Так что просто меру надо знать. А вернее, чувствовать.
 

Аник

New member
fasolinka,
ох, снова здорово.
Развитие - это есть развитие, это движение вперед, усовершенствование навыков, умений. расширение кругозора и т.п. И совершенно не важно кто и как его достигает. Есть дети, которые умудряются сами двигаться без помощи взрослых, а иногда и вопреки ей. Но в большинстве случаев, ребенку надо помочь. И хорошо, несли помощь приходит сразу, с рождения, в лице мамы и папы. Но в любом случае, если ребенком начинают заниматься хотя бы в 5, а то и 10 лет, это лучше чем никогда. Просто у нас одно подменяется другим. И чаще всего, говоря о раннем развитии, люди на самом деле подразумевают НАТАСКИВАНИЕ ребенка на конкретную информацию, заучивание большого объема информации и т.п. Еще чаще развитие пытаются представить банальным набором - читать - считать. Это в принципе не верно.
а вот что делают родители дома с ребенком...
да кто как, вообще. Кому-то проще заплатить и отвести куда-то, лишь бы не напрягаться, и что бы его ребенок был не хуже других. А кто-то в это душу вкладывает. И результат может быть приблизительно равным. Главное другое, мы все равно приходим к вопросу выбора родителей и их ответственности за выбор для себя и ребенка
 

Эсперанто

lingvo internacia
Девочки, проблем в школе с развитыми детьми нет - это если иметь в виду экстернат, перепрыгивание через классы... Да, мои, например, сильно отличались по уровню и количеству знаний (кстати, в большинстве предыдущих сообщений получается именно количество!) от одноклассников. Но, к счастью, система образования сейчас совсем не та, что лет 40 назад - на просто механическое выучивание 2+3=5, поэтому ребенку скучно не будет даже в первом классе. Не стоит идти в гимназии - они "берут" на развитием мышления, а объемами заданий. Лучше - если есть желание - в классы, работающие по методикам развивающего обучения, но тоже не обязательно.
Младший сейчас учится в обычном классе, правда, "английской" школы (есть языковые способности) - ему не скучно.
А вот озаботиться тем, чтобы не было легко - это наша задача: требуется умение работать, преодолевать трудности, которые пусть попозже - классе в третьем-четвертом, да и в жизни обязательно встретятся - это очень важно!
Привычка "легко" доставляет много проблем и ребенку и родителям.
А по поводу родительских амбиций - есть простое средство с ними справиться: станьте успешными сами, реализуйте свои детские мечты - сегодня это возможно! Кствти, успешная мама - неленивый ребенок! Это я встретила в книге православного психолога, и жизнь тоже подтверждает.
 

Eka

Well-known member
Аник написал(а):
Развитие - это есть развитие, это движение вперед, усовершенствование навыков, умений. расширение кругозора и т.п.

почему-то все считают что раннее развитие - это чтение/шахматы/интегралы...
мы занимаемся ранним развитием с рождения и почему-то ребенка от этого не тошнит и не выглядит он лишенным детства :)))
 

Цаца

New member
Интересный взгляд на модное нынче раннее развитие
Мнение разгневанного психолога: "Защитим детей от раннего развития!"
_
Вообще-то психологи разделяют два понятия: ранее развитие и ранее образование. И статью правильнее было бы назвать "Защитим детей от раннего образование".
Ранее развитие детей - это развитие творческих навыков, а не чтение с 1 года, английский - с 2, интистут закончим в 7...
 
Сверху