Сначало о Толстом. Не думаю, что он писал о том, чего не могло бы быть. Вопрос в другом. Параллельно существовал иной мир, который он не хотел замечать. Мы знаем, что в конце жизни он посетил монастырь, в котором жили одни из представителей настоящей православной жизни- Оптину Пустынь. Знаем, что там его, отлученного от Церкви, приняли, никто его не прогонял. Но в скит так и не зашел, у старцев не был, а через короткое время уехал в Шамордино, к сестре.
Бесспорно, что о старцах и о многих других христианских подвижниках он знал; почему он предпочитал в своих умозаключениях учитывать одни факты и закрывать глаза на другие- это его личный выбор. Я же убежден, что человек, который ищет Истину, не будет делать вид, что пороков не существует, но и не станет полагать основание своих поисков в проявлениях человеческих слабостей.
Кто-то выберет образ протоиерея из произведения Толстого, а кто-то вдохновится жизнью оптинского старца Варсонофия, бывшим в миру человеком с блестящей карьерой, полковником, но оставившим все, и принявшим монашество. Именно он Божиим промыслом будет послан на ст. Астапово, но дочь писателя, Александра Львовна, ссылаясь на волю родителя, откажет в встрече...
Каждый выбирает, что ему по сердцу, и пусть нами руководит любовь к Истине.
Что касается второй части Вашего вопроса, то мне кажется, что я ответил.