Вчера буквально прочитала о развитии речи:
Слово - это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком, и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако, в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка тоже задерживаются: у него не возникает необходимости назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.
Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия:
1. потребность в общении со взрослым и
2. потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым, или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово. Значит, главное - это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят любые предметы, с которыми можно заниматься вместе.
Первой и главной причиной отставаний в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями.
Иногда отставания в речевом развитии связаны и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо понимая значения автономной речи ребенка и угадывая его малейшие желания, не стимулируют у него обращение к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу. Они хорошо понимают ребенка и удовлетворяются его "детскими словами". Сами родители также с удовльствием используют детские слова в своей речи.
Серьезным препятствием для развития речи может стать повышенная импульсивность ребенка и нечуствительность ко взрослому. Такие дети чрезвычайно активны, они "несутся куда глаза глядят", ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно - кричат, глядя в пустоту, но не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка, хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевое развитие ребенка.
В этих условиях необходимо вернуться к играм и занятим, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые игры типа "ку-ку" или "сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий характер" - жалеть или укладывать спать куклу, в машинку посадить водителя и вести ее в гараж, обезьянку лечить и так далее.
Но при всем при этом в этой же статье:
Определить точную дату появления первых слов ребенка не так то просто. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 10-15 слов, а бывают случаи, когда до 2,5 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
...ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Например, в год и три месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а максимальный - 232! При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.