Если начать слишком рано, то у детей, могут появиться проблемы в социальном развитии. Им очень сложно вписаться в детский коллектив, но не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Также дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного. (с - из Вашего ответа Наталье).
В ответе я обращала внимание на желание самого ребенка учиться читать. Если он хочет – значит – готов. И обучение не будет мешать формированию других навыков. Если же все происходит «из-под палки», то в этом случае могут возникнуть проблемы, о которых я писала, неважно, какую методику обучения Вы используете.
Возможно, я чего-то не понимаю. Вы за методику Зайцева, но ведь она - судя по Вашему же описанию - как раз и обучает подсознание "читать", не понимая смысла. Или, говоря об обучении чтению в раннем возрасте, Вы имели в виду только классические методики обучения чтению? Поясните, пожалуйста :smile:
Классические методики, когда на первом месте стоит желание родителей, без учета потребностей ребенка.
Далее. Насколько знаю, по методике Зайцева учат деток и в садиках - а это уже заведомо больше 2-3 лет, т.е. пропущен срок "закладки в подсознание" слогов, а слоги начинают изучаться уже практически по классической схеме обучения чтению. Как Вы к этому относитесь? Когда же все-таки надо начинать занятия по методике Зайцева - с рождения или после 2-3 лет?
Во-первых: обучение можно начинать прямо с рождения, но происходить это будет в форме игры( работа с попевками: перед глазами постоянно должны быть таблицы – прошли мимо с ребенком на руках – пропойте какой-нибудь ряд). Несомненно, это отложится в подсознании ребенка, но Вы же не будете требовать от него в следующий раз пропеть этот ряд самому возле таблицы? Подсознание сработает тогда, когда ребенок будет готов к обучению, когда его развитие достигнет готовности воспринимать обучение как серьезный процесс. Когда ребенок перерастет этап все грызть и мять, то можно начинать играть с кубиками. Они все звенят по-разному – ребенку интересно, это напоминает погремушку. Если он бросит кубик, то просто проговаривается тот склад, который выпал, можно даже не акцентировать внимание ребенка на этом. Малыш, несомненно, все слышит и это тоже отложится в подсознании и будет ждать своего часа. Главное не заставлять, не усердствовать в выполнении того, что ребенку пока не надо. Вы просто играете. Как только ребенок начал говорить, хотя бы одно-два слова, можно начинать «писать кубиками» слова из его активного словаря. Необходимо дождаться, чтобы малыш сам показал слово и сам сказал его. А это и будет началом чтения, вот здесь подсознание начинает свою активную работу. У каждого ребенка этот момент индивидуален. В этой ситуации главное не показывать ребенку, как Вы ждете, когда он произнесет написанное слово. Желательно, чтобы все получилось совершенно непроизвольно, незаметно, обыденно. Дальше идет уже серьезная работа с кубиками (написание слов, составление предложений и т.д.), но тоже в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило это занятие.
Во-вторых: в прошлом ответе Вам я писала, что главный принцип обучения по методике Зайцева заключается в том, что оно
основано на обучении чтению по складам. Слог и склад – это две разные единицы языка.
Классические же методики рассчитаны на изучение алфавита и чтение по слогам. Сюда же входит и изучение звукового состава, что приводит к путанице и появлению проблем с чтением. Именно это происходит в детских садах. Детей действительно учат по методике Зайцева, но это лишь факультатив, кружок и т.д., также она используется не на 100%, из нее выхватываются отдельные моменты, а за основу в садах берется классическая система обучения по специальной утвержденной программе. Т.е. происходит наложение методик – одна не используется полностью, другая же часто не дает положительных результатов.
По поводу "закладки в подсознание". Вы можете сами заниматься с ребенком до того, как он пойдет в сад. Только делать это нужно грамотно.Во время занятий в саду нужная информация будет всплывать.
Если не сложно, может быть, Вы назовете еще несколько методик раннего обучения чтению, которым Вы доверяете, и которые вам нравятся, как и методика Зайцева, спасибо :smile:
Методика Глена Домана, Монтессори, Никитиных, система Вальдорфской школы - у каждой из них есть и положительные и отрицательные моменты. Из каждой можно что-то взять, но я все же доверяю только методике Зайцева.
Ну и еще один вопрос назрел. Если ребенок не растет в двуязычной среде, с какого возраста можно начинать обучать его второму, иностранному, языку?
Сложно сказать точно, в каком возрасте лучше начинать обучать малыша иностранному языку, все зависит от того являются ли родители билингвистами, а также от отношения к раннему развитию. Критический период наступает в 8-11 лет. Главное – это индивидуальные возможности малыша.
При условии, скажем, что оба родителя владеют этим языком, и возможно общение ребенка с родителями на двух языках?
Возможно. Однако, важно учитывать характер билингвизма: искусственный или естественный. В зависимости от этого происходит обучение.