Теоретические вопросы обучения чтению

Coraline

Jones
В ответе Наталье Вы дали понять, что раннее обучение чтению не желательно по ряду причин. В связи с этим у меня возникли некоторые вопросы, если позволите :)

1. Как Вы относитесь к методикам раннего обучения чтению - например, методике Зайцева? Ведь, собственно, насколько я поняла - если я поняла верно - она основана на запоминании именно слогов, и на первых порах механическому складыванию слогов в слова, практически без придания этим словам особого смысла, т.е. ребенок знает, что вот так сложить кубики - правильно, а понимание того, что это слово, и какое это слово - приходит позже.
2. О детях с логопедическими проблемами. Как их обучать чтению, ведь есть ряд проблем с речью, которые быстро не решаются, а ребенку надо обучаться чтению, и идти в школу.

Спасибо :)
 
Здравствуйте!:)

1. Лично я методику Зайцева очень даже приветствую. Многие сегодняшние родители пытаются научить детей читать чуть ли не с пеленок. Ребенок подрастает и под ликование взрослых запоминает буквы. Но на этом все и заканчивается. Складывать эти буквы в слова не получается. Потому что просто знание букв не влечет за собой умения читать. Согласитесь, что, если вы знаете названия шахматных фигур, но никогда не играли в шахматы, то вы не станете виртуозом в игре. Ребенку сложно читать, основываясь на знании букв. Так происходит из-за того, что обучение чтению осуществляется по слогам.
Методика Зайцева – это нечто уникальное. Она основана на обучении по СКЛАДАМ. Складовый принцип обучения имеет нечто общее с тем, как малыш пытается произносить первые слова: не "мама" – целиком и полностью, а по складам – "ма-ма". Так и на кубиках написано, чтобы все было привычно и естественно. В этой методике сделана ставка на зрение, слух и тактильные ощущения, а отсутствие абстрактного мышления и логики компенсируются обостренным восприятием, чувствами.
В основе метода – игра в кубики, на которых изображены не просто две буквы и не слоги в обычном понимании слова, а склады (сочетание двух знаков). Например, кубик Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ и «параллельный» ему БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Здесь обыграны все возможные сочетания согласных и гласных звуков, встречающиеся в русской речи. Это напоминает, бормотание младенца, его «дя-дя-ду-ду-ля-ля-ма-ма-ба-ба», именно с этой целью разработаны попевки.
Методика Зайцева предполагает обучение с рождения. Но это не значит, что нужно делать это сразу целенаправленно, ожидая, что в год ребенок начнет читать. Кубики на первом этапе обучения просто сопровождают ребенка, должны стать его любимой игрушкой.Что такое кубики, если вдуматься? Это коробочка. Зайцев чудесно обыграл этот момент: снаружи кубик, как кубик, буквы на нем нарисованы, а внутрь помещен металлический или деревянный предмет, чтобы получить соответствующий звук при встряхивании: звонкий или глухой. Малыш трясет кубик и вспоминает любимую погремушку.
Многие ждут мгновенных результатов, но ждать, что вот-вот ребенок начнет показывать склады или слова или даже читать вслух не надо. Нужно просто играть. Не стремиться понять, что ребенок понял, а что нет. На данном этапе это не важно. Он, несомненно, все видит, все слышит, все постепенно запоминает. Но даже понять, что вы от него чего-то ждете или хотите, он сейчас не может. Просто нужно двигаться дальше, а малыш в определенный момент выдаст вам все, что вы в него вкладывали. И каждый сделает это по-своему: кто-то раньше, кто-то позже, кто-то с явным, нескрываемым восторгом, кто-то – тихо и спокойно, естественно. Это происходит после двух-трех лет. Все очень индивидуально. Если же постоянно проверять малыша, настаивать на том, чтобы он продемонстрировал свои умения (особенно вредна демонстрация на людях), он будет сопротивляться, получит негативный опыт на почве обучения чтению и может надолго потерять к этому интерес.
Эта методика мне очень нравится. Она ненавязчивая. Обучение происходит как бы между прочим. Здесь нет давления на ребенка. Хочешь бегать во время обучения – бегай, хочешь лежать на полу – пожалуйста, играть – и это можно! Не хочешь что-то делать – не нужно. Сейчас сама ее использую на своем ребенке. Я против принудительного обучения, без желания ребенка, без учета его интересов и готовности к обучению, психологических факторов. В этой методике ребенок сам руководит процессом, сам знает и понимает, когда будет его время.

2. Проблема в обучении детей с логопедическими нарушениями действительно существует. Есть ряд методик, а также специальные программы и литература для обучения детей с такими нарушениями. К сожалению, не могу рекомендовать что-то конкретно, т. к. рамки моего образования не включают широких познаний в области логопедии. Консультацию по данному вопросу вы можете получить непостредственно у логопеда.
 

Coraline

Jones
Если начать слишком рано, то у детей, могут появиться проблемы в социальном развитии. Им очень сложно вписаться в детский коллектив, но не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Также дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного. (с - из Вашего ответа Наталье).

Возможно, я чего-то не понимаю. Вы за методику Зайцева, но ведь она - судя по Вашему же описанию - как раз и обучает подсознание "читать", не понимая смысла. Или, говоря об обучении чтению в раннем возрасте, Вы имели в виду только классические методики обучения чтению? Поясните, пожалуйста :)
Далее. Насколько знаю, по методике Зайцева учат деток и в садиках - а это уже заведомо больше 2-3 лет, т.е. пропущен срок "закладки в подсознание" слогов, а слоги начинают изучаться уже практически по классической схеме обучения чтению. Как Вы к этому относитесь? Когда же все-таки надо начинать занятия по методике Зайцева - с рождения или после 2-3 лет?

Если не сложно, может быть, Вы назовете еще несколько методик раннего обучения чтению, которым Вы доверяете, и которые вам нравятся, как и методика Зайцева, спасибо :)

Ну и еще один вопрос назрел. Если ребенок не растет в двуязычной среде, с какого возраста можно начинать обучать его второму, иностранному, языку? При условии, скажем, что оба родителя владеют этим языком, и возможно общение ребенка с родителями на двух языках?
 
Если начать слишком рано, то у детей, могут появиться проблемы в социальном развитии. Им очень сложно вписаться в детский коллектив, но не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Также дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного. (с - из Вашего ответа Наталье).

В ответе я обращала внимание на желание самого ребенка учиться читать. Если он хочет – значит – готов. И обучение не будет мешать формированию других навыков. Если же все происходит «из-под палки», то в этом случае могут возникнуть проблемы, о которых я писала, неважно, какую методику обучения Вы используете.

Возможно, я чего-то не понимаю. Вы за методику Зайцева, но ведь она - судя по Вашему же описанию - как раз и обучает подсознание "читать", не понимая смысла. Или, говоря об обучении чтению в раннем возрасте, Вы имели в виду только классические методики обучения чтению? Поясните, пожалуйста :smile:

Классические методики, когда на первом месте стоит желание родителей, без учета потребностей ребенка.


Далее. Насколько знаю, по методике Зайцева учат деток и в садиках - а это уже заведомо больше 2-3 лет, т.е. пропущен срок "закладки в подсознание" слогов, а слоги начинают изучаться уже практически по классической схеме обучения чтению. Как Вы к этому относитесь? Когда же все-таки надо начинать занятия по методике Зайцева - с рождения или после 2-3 лет?

Во-первых: обучение можно начинать прямо с рождения, но происходить это будет в форме игры( работа с попевками: перед глазами постоянно должны быть таблицы – прошли мимо с ребенком на руках – пропойте какой-нибудь ряд). Несомненно, это отложится в подсознании ребенка, но Вы же не будете требовать от него в следующий раз пропеть этот ряд самому возле таблицы? Подсознание сработает тогда, когда ребенок будет готов к обучению, когда его развитие достигнет готовности воспринимать обучение как серьезный процесс. Когда ребенок перерастет этап все грызть и мять, то можно начинать играть с кубиками. Они все звенят по-разному – ребенку интересно, это напоминает погремушку. Если он бросит кубик, то просто проговаривается тот склад, который выпал, можно даже не акцентировать внимание ребенка на этом. Малыш, несомненно, все слышит и это тоже отложится в подсознании и будет ждать своего часа. Главное не заставлять, не усердствовать в выполнении того, что ребенку пока не надо. Вы просто играете. Как только ребенок начал говорить, хотя бы одно-два слова, можно начинать «писать кубиками» слова из его активного словаря. Необходимо дождаться, чтобы малыш сам показал слово и сам сказал его. А это и будет началом чтения, вот здесь подсознание начинает свою активную работу. У каждого ребенка этот момент индивидуален. В этой ситуации главное не показывать ребенку, как Вы ждете, когда он произнесет написанное слово. Желательно, чтобы все получилось совершенно непроизвольно, незаметно, обыденно. Дальше идет уже серьезная работа с кубиками (написание слов, составление предложений и т.д.), но тоже в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило это занятие.
Во-вторых: в прошлом ответе Вам я писала, что главный принцип обучения по методике Зайцева заключается в том, что оно основано на обучении чтению по складам. Слог и склад – это две разные единицы языка.
Классические же методики рассчитаны на изучение алфавита и чтение по слогам. Сюда же входит и изучение звукового состава, что приводит к путанице и появлению проблем с чтением. Именно это происходит в детских садах. Детей действительно учат по методике Зайцева, но это лишь факультатив, кружок и т.д., также она используется не на 100%, из нее выхватываются отдельные моменты, а за основу в садах берется классическая система обучения по специальной утвержденной программе. Т.е. происходит наложение методик – одна не используется полностью, другая же часто не дает положительных результатов.
По поводу "закладки в подсознание". Вы можете сами заниматься с ребенком до того, как он пойдет в сад. Только делать это нужно грамотно.Во время занятий в саду нужная информация будет всплывать.


Если не сложно, может быть, Вы назовете еще несколько методик раннего обучения чтению, которым Вы доверяете, и которые вам нравятся, как и методика Зайцева, спасибо :smile:

Методика Глена Домана, Монтессори, Никитиных, система Вальдорфской школы - у каждой из них есть и положительные и отрицательные моменты. Из каждой можно что-то взять, но я все же доверяю только методике Зайцева.


Ну и еще один вопрос назрел. Если ребенок не растет в двуязычной среде, с какого возраста можно начинать обучать его второму, иностранному, языку?

Сложно сказать точно, в каком возрасте лучше начинать обучать малыша иностранному языку, все зависит от того являются ли родители билингвистами, а также от отношения к раннему развитию. Критический период наступает в 8-11 лет. Главное – это индивидуальные возможности малыша.

При условии, скажем, что оба родителя владеют этим языком, и возможно общение ребенка с родителями на двух языках?

Возможно. Однако, важно учитывать характер билингвизма: искусственный или естественный. В зависимости от этого происходит обучение.
 
Сверху