У подростка 13 лет нет друзей и нет интересов

Ната Лия

New member
Нашему сыну 13 лет. Столкнулись с тем что у него нет друзей, его никуда не зовут, он ни с кем ни встречается и сам никуда не зовёт тоже. Когда спрашиваем есть ли у него круг общения в школе, говорит да. Когда спрашиваем как друзей зовут, говорит что всех перечислять не будет, долго. Получается что никого. К слову сказать это новая школа, перешли туда два года назад, но там все новые были.
интересов тоже никаких. Пытались в секции записать, но это все примерно так «сын пойдём сегодня в секцию?» сын: «да,пойдём» а если предложим не пойти, скажет не пойдём. Какой то полный пофигизм.
это возраст? Или нам серьёзно надо беспокоится?
 

Наталья Белая

психолог
Доброе утро!
В подростковом возрасте так бывает. Причины разные. Например, ваш сын -интроверт и ему хватает того общения, которое есть в школе. Откуда идея, что он должен быть активен и иметь много социальных контактов...
Чем это беспокоит вас? Бывает так , что у нас , родителей, есть свои установки и страшилки про подростковый возраст,и мы реагируем из "головы", из этих установок...я бы их рассмотрела для начала.
И еще, смотрите, как вам кажется, вы даете сыну право голоса в семье? Он имеет возможность выбирать сам? Даже если это в разрез с вашим мнением? При слишком заботливых и гиперопекающих родителях , часто есть такой побочный эффект, когда у ребенка не развиваются какие-то навыки, просто потому что он не успевает решить как поступить ( ему говорят), за него быстро устраняют последствия (и он не учится устанавливать причинно-следственные связи) и тогда может замыкаться в себе. Если так происходит в семье, бывает в мир сверстников идти страшно, лучше в безопасной обстановке.
Кстати, при выборе секции, как это вообще происходит? Кто что кому предлагает? То, что вы описали похоже не на полный пофигизм, а на "ведомость"ребенка. А так бывает, когда за него в более раннем возрасте делали то, что он мог сам , но не получал возможности.
Зачем вам, чтоб у ребенка были друзья? Чем вам это важно?
 

Ната Лия

New member
Спасибо за ответ. Выбор секций/кружков обычно происходит когда у него появляется к чему-то интерес, предлагаем, пробуем сходить пару раз, не хочет, больше не ходим и не заставляем. Я до сих пор помню свою музыкальную школу с ужасом - поэтому и не заставляем если не нравится. Единственную секцию в которую заставляли ходить это было плавание и только до тех пор пока он будет уверен на воде - мы живем на море и этот навык необходим. Победы и медали нам лично не нужны, если хочется ему тогда да.Ему всегда это объясняли и как только он научился уверенно плавать, мы ушли из секции. Проблема больше в том, что он приходит и без конца ему скучно, и сидит со мной и мужем. Мы сегодня что-то будем делать? Может куда-либо поедем? Хочет на велосипеде поехать, но один не хочет, ему скучно. Чувствуется что он ожидает что мы будем его свободное время организовывать.
по поводу друзей… хороший вопрос. Наверное мы с мужем пытаемся на него своё детство спроецировать? И как то может страх что-то он будет одинок? Тогда просто ответ понятен - отстаём от ребёнка и даём ему жить. :)
 

Наталья Белая

психолог
Оооо, детское "скучно" - это иногда испытание для родителей. Что вы делаете, кстати, когда он так говорит? Организовываете ему досуг или раздражаетесь ...или что-то третье?
На самом деле , скука- бывает очень полезна. Если не вмешиваться со стороны и оставить ребенка в его "скучно", лишь отзеркалив его вербально.." ну да, слышу, что тебе скучно..." и дальше заниматься своими делами....то есть шанс, что именно из скуки родится интерес к чему-то.
Или сказать: когда мне скучно , я стараюсь отдохнуть и послушать себя, что мне хочется сейчас , что мне интересно. Умение услышать свои потребности иногда поважнее друзей.)
 

Ната Лия

New member
Оооо, детское "скучно" - это иногда испытание для родителей. Что вы делаете, кстати, когда он так говорит? Организовываете ему досуг или раздражаетесь ...или что-то третье?
На самом деле , скука- бывает очень полезна. Если не вмешиваться со стороны и оставить ребенка в его "скучно", лишь отзеркалив его вербально.." ну да, слышу, что тебе скучно..." и дальше заниматься своими делами....то есть шанс, что именно из скуки родится интерес к чему-то.
Или сказать: когда мне скучно , я стараюсь отдохнуть и послушать себя, что мне хочется сейчас , что мне интересно. Умение услышать свои потребности иногда поважнее друзей.)
Что делаем? Если честно, то все три вещи в зависимости от нашей занятости и усталости. Когда раздражаемся, когда говорим что можно или нам помочь по дому и огороду, книжки почитать, с собакой поиграть и прочее, когда говорим что ничем помочь не можем и сами хотим отдыхать или заниматься своими делами. И получается что если его оставить скучать, он переключается либо на компьютерные игры, или телевизор. Частично проблема может быть в том, что мы с мужем практически никогда не сидели дома по выходным - то прогулка, то поход, то кино. Детей всегда брали с собой. И иногда кажется, что он ждёт что мы что-то будем организовывать каждые выходные. Наверное мы зря переживаем.
 

Наталья Белая

психолог
Компьютерные игры или телевизор- это по сути то, что развлекает. И , конечно, важно добавлять другие интересы, чтобы было общение, развитие навыков и способностей. И об этом можно поговорить с ребенком уже. Сказать, что пока он был маленький, то вы могли все организовывать, но теперь он взрослеет , а это расширяет его возможности. И тогда его зона развития - справляться со "скучно" новыми способами.
Один из вариантов, который очень хорошо работает с подростками, это научиться задавать ребенку вопросы, отвечая на которые ,он сам будет искать свои ответы.
Рекомендую на подростковые темы слушать на ютьюбе Диму Зицера , у него есть рубрика "вопрос-ответ", там много ценной информации. И книги у него шикарные. Все просто и по делу.
 
Сверху