Чтобы эффективно ориентироваться в жизни, в окружающей действительности, видеть смысл происходящего, человек должен уметь правильно мыслить. Человек не умеющий мыслить видит мир фрагментарно в виде калейдоскопа, ситуативно; у него легко формируются стереотипы поведения, привязанные к ситуации, внешней обстановке, моде. По одному и тому же вопросу он может действовать противоречиво в разных ситуациях, и этого не замечать. Возможно такой человек никогда не действовал и будет бояться действовать в соответствии со смыслом происходящего без оглядки на кого бы то ни было. Для такого человека зачастую более важно кто и как говорит, как умеет отстаивать свою точку зрения, но не то, о чём говорят. Если перед неумеющим мыслить человеком встаёт вопрос выбора, то такой человек, например, может руководствоваться демократическими принципами — голосованием, мнением большинства, мнением признанных авторитетов, общественным, иным мнением, рекомендациями, ценовым сегментом; но никак не объективными данными, техническими характеристиками, т.к. не знает что с этими данными делать, в какой бы популярной форме они не были бы изложены. Особенно если эти характеристики уникальны, новые, передовые, нигде не у кого не применялись, никем не оценивались, никто не может дать отзыв. А как не умеющему мыслить человеку быть в новой и быстро меняющейся обстановке? — сплошной кошмар, сплошная головная боль. Чему верить, собственным глазам или тому, что говорят, размахивая дипломами, сертификатами, лицензиями. Процесс учёбы человек не умеющий мыслить воспринимает как необходимость заучивать то, что говорит авторитетный преподаватель, как стихотворение, что на практике трудно выполнимо и является настоящим мучением для обучаемого. При этом может случиться демократический казус: мнение ученика может не совпадать с мнением преподавателя.
Итак, обучимся мыслить, это на самом деле совсем несложно. Сперва ответим на вопрос можно ли всё знать и можно ли решить любую задачу? Правильный ответ – да можно.
Применительно к задачам. Главное задачу поставить, какой бы фантастической она не была. Например, задачу полёта в космос решил Циалковский задолго до её практического воплощения в жизнь. Точно также абсолютно точно в 19 веке решил задачу построения цифровой и вычислительной техники английский математик Буль, разработав двоичную алгебру-логику. Например, в настоящее время, нежели ещё 20 лет назад, никто не пытается искать и доказывать конечную скорость передачи информации по двум проводам — технологии xDSL не перестают удивлять. Обоснование невозможности решения задачи также есть решение задачи.
Теперь о том каким образом можно всё знать. Человек умеющий мыслить автоматически становится всезнайкой. Те знания, которыми он не обладает, он эффективно домысливает "на ходу" в виде решения соответствующей возникшей перед ним задачи. Структура знаний иерархична в виде пирамиды. В самом общем виде на вершине пирамиды знаний – на общефилософском уровне всё знать вполне возможно и человеку под силу — обладать поверхностными знаниями. Не путать поверхностные систематизированные знания с фрагментарными!
Всё знать это также означает, что знания систематизированы, логически связаны, целостны и не противоречивы, структурированы в базу данных — разложены по полочкам, иначе знаниями невозможно оперировать. Кратко это означает объективное системное представление об окружающем мире. Человека, обладающего объективным системным представлением об окружающем мире, называют системномыслящим. Иной раз человек не умеющий мыслить может знать ничуть не меньше всезнайки, но его знания – это калейдоскоп, привязанный к конкретной ситуации, месту и пр., но никак не к смыслу самих знаний. Спроси такого человека о чём-либо вне соответствующей обстановки, и он ничего не знает. А если вспомнит ту обстановку, ситуацию, то лишь повторит как всё было, как делал он, или как делали другие и учили его за ними повторять без какой-либо аналитики, объективной оценки, а о системности и говорить не приходится.
Важно понимать, что чудес на свете не бывает, за каждым явлением стоит какой-то процесс (причинно-следственные связи), который нужно себе представлять во всех деталях, а не принимать на веру результаты взятые "с потолка".
Богом заложено, что человек с рождения обладает интеллектом, органами чувств и другими функциями. Владение языком на уровне носителя языка как раз и подразумевает, что язык встраивается в человека на таком же автоматическом уровне, не требующем какого-либо описания, выделения отдельных процессов. Например, носителю языка вовсе не нужно знать грамматику языка. Грамматика необходима лишь для сравнения языков, и когда человек изучает другой язык. Для человека, составляющего грамматику языка, язык предстаёт объектом изучения, и не факт, что будут найдены и выделены абсолютно все грамматические формы. Например, герундий в русском языке имеется, но не замечен, официально не выделяется в грамматическую форму, как, например, в английском языке. Интеллект изучает наука логика.
Что значит уметь мыслить — это значит обладать интеллектом и уметь им управлять. Чтобы управлять интеллектом вовсе не нужно знать во всех подробностях как он устроен, т.к. интеллект встроен в человека на автоматическом уровне. Необходимо и достаточно лишь обладать следующими знаниями, владеть следующими понятиями: объективно/субъективно; конструктивно/деструктивно; правильно/неправильно, что является критерием истины?, сколько существует критериев истины?; сколько может быть истин по одному вопросу?; что такое оптимизация?.
Вместо знания ответа на эти элементарные вопросы многие люди лишь знают что такое плюрализм мнений, что мнение другого человека нужно уважать, сколько людей столько и мнений. Некоторые на полном серьёзе убеждены, что 2*2 не обязательно равно 4, всё зависит от поступающих мнений.
Объективно — это значит реально существовать вне зависимости от того, знает что-либо об этом специализированное устройство для обработки информации, например мозг человека, или нет; и вне зависимости от того, что именно знает мозг, насколько достоверна в мозгу сформированная информация об этом объективно существующем объекте, явлении.
Субъективно — это всё то, что родилось в мозгу – в устройстве для обработки информации. Эта информация может считаться объективной, если достоверно описывает объективную реальность; или может быть совершенно сказочной.
Что является критерием истины? Критерий истины один — непреложный факт, эксперимент, реальный практический результат. Чтобы не прибегать к практическому эксперименту, чаще в силу экономических причин, для определения истины можно пользоваться экспертной оценкой, моделированием — логическими построениями на основе уже полученных достоверных проверенных на практике, на опыте знаний; вероятность ошибки при этом увеличивается.
В жизни никому не следует доверять даже собственным родителям, родным и близким. Иной раз в силу разных причин сознательно или по ошибке люди могут сообщать неверную информацию. Доверять можно лишь той информации, которая подтверждается результатами вашей экспертной оценки. В противном случае информацию нужно проверять. Или другими словами, можно доверять лишь тому, что логично; при этом нужно чётко представлять (понимать) каждый шаг (причинно-следственные связи) в цепочке рассуждений.
Научный метод познания окружающего мира подразумевает генерацию всех возможных вариантов и путей решения задачи, проверку их на практике, анализ, поиск наилучшего варианта, выработку теории.
Правильно — если истина способствует достижению цели.
Конструктивно — если истина удовлетворяет божественному смыслу бытия – способствует прогрессу и процветанию, созиданию, сохранению разнообразия.
Для позитивно настроенного человека слова правильно и конструктивно являются синонимами, т.к. цели перед собой он всегда ставит только конструктивные.
По любому вопросу истина всегда одна. Если задача имеет несколько вариантов (путей) решения, например из города А в город Б можно доехать разными маршрутами, наилучший путь всегда будет один. Поиск лучшего среди множества альтернатив называется оптимизацией. Если оптимизируются конкретные числовые значения параметров (факторов), то задача хорошо формализуется и решается на ЭВМ, например, в офисном табличном процессоре MS-Exel.
Например, ставится задача выбора лучшего автомобиля. Берём конкретные числовые значения параметров различных автомобилей, заносим их в ЭВМ и получаем результат. Такими параметрами, например, могут быть: масса, габариты, грузоподъемность, расход топлива, цена, надёжность и др. Приходится математически оптимизировать на ЭВМ потому, что эти параметры противоречивы, из-за чего не может один автомобиль сразу по всем параметрам быть лучше другого. Улучшение по одному параметру ведёт к ухудшению по другому параметру и наоборот. Например, грузоподъёмность, мощность двигателя и расход топлива — чем мощнее машина, тем больше расход топлива.
В самом общем виде один из алгоритмов оптимизации выглядит следующим образом. Составляется функция цели, в которую входит каждый из рассматриваемых факторов со своим коэффициентом влияния (значимости) на результат. И эта функция исследуется на экстремум. Подробнее можно узнать в соответствующем разделе математики. Значимость того или иного фактора, его коэффициент влияния выбирается субъективно. Например, для кого-то на первом месте цена автомобиля, расход топлива, для кого-то грузоподъёмность, для кого-то скорость, динамичность. Оптимизация, проводимая человеком, особенно при нехватке информации об объектах оптимизации, называется интуицией.
Процесс мышления можно разделить на следующие 3 этапа, которые циклически повторяются: анализ, синтез, оптимизация. Анализируются исходные данные, синтезируется новая мысль (идея, частное или общее решение задачи), оптимизируется, анализируется. Если признаётся ошибочным, то отметается. Применительно к постановке изделий на производство всё тоже самое, циклически: разработка, производство, испытание-наладка.
О работе мозга (устройства по обработке информации), о логике, об интеллекте важно знать следующее. Любую задачу можно решить по разным алгоритмам. Главными характеристиками алгоритмов являются скорость и точность. Как правило более быстрый алгоритм является менее точным. На обработку (восприятие) каждого вида информации нужен свой алгоритм. Многие, но не все алгоритмы заложены в человека с рождения (зашиты в ПЗУ). Некоторые алгоритмы человеку приходится формировать в процессе жизни, в таких алгоритмах человек чётко видит их структуру (процесс работы), сравнивая с языком, – их грамматику; а о работе встроенных с рождения алгоритмов может даже не задумываться. Например, у одного человека с рождения хорошо заложены алгоритмы обработки графики, а у другого – математической логики, соответственно принято говорить развито пространственное и/или логическое мышление. В результате человек, у которого хорошо заложены алгоритмы обработки графики, сходу, долго не думая, решает задачи черчения, инженерной графики; а, например, впервые столкнувшись в магазине с необходимостью посчитать сколько стоит 300 грамм продукта, если известно сколько стоит 1 кг, сходу может не решить такую задачу. Решает по дороге домой из магазина. И только дома через несколько часов и возможно не без помощи родителей (с такой задачей человек впервые сталкивается в детском возрасте) человеку наконец удаётся справиться с задачей, выработать соответствующий алгоритм и на другие похожие задачи. Возможно ещё в магазине человек для себя быстро решил эту задачу по приближённому графическому алгоритму, но ему интересен точный результат.
Любой разум, если он может таковым зваться, каким бы он не был, мощным или не очень, способен решить любую задачу, овладеть любым понятием, алгоритмом, но за разное время. Более мощный разум справится с задачей быстрее.
Итак, обучимся мыслить, это на самом деле совсем несложно. Сперва ответим на вопрос можно ли всё знать и можно ли решить любую задачу? Правильный ответ – да можно.
Применительно к задачам. Главное задачу поставить, какой бы фантастической она не была. Например, задачу полёта в космос решил Циалковский задолго до её практического воплощения в жизнь. Точно также абсолютно точно в 19 веке решил задачу построения цифровой и вычислительной техники английский математик Буль, разработав двоичную алгебру-логику. Например, в настоящее время, нежели ещё 20 лет назад, никто не пытается искать и доказывать конечную скорость передачи информации по двум проводам — технологии xDSL не перестают удивлять. Обоснование невозможности решения задачи также есть решение задачи.
Теперь о том каким образом можно всё знать. Человек умеющий мыслить автоматически становится всезнайкой. Те знания, которыми он не обладает, он эффективно домысливает "на ходу" в виде решения соответствующей возникшей перед ним задачи. Структура знаний иерархична в виде пирамиды. В самом общем виде на вершине пирамиды знаний – на общефилософском уровне всё знать вполне возможно и человеку под силу — обладать поверхностными знаниями. Не путать поверхностные систематизированные знания с фрагментарными!
Всё знать это также означает, что знания систематизированы, логически связаны, целостны и не противоречивы, структурированы в базу данных — разложены по полочкам, иначе знаниями невозможно оперировать. Кратко это означает объективное системное представление об окружающем мире. Человека, обладающего объективным системным представлением об окружающем мире, называют системномыслящим. Иной раз человек не умеющий мыслить может знать ничуть не меньше всезнайки, но его знания – это калейдоскоп, привязанный к конкретной ситуации, месту и пр., но никак не к смыслу самих знаний. Спроси такого человека о чём-либо вне соответствующей обстановки, и он ничего не знает. А если вспомнит ту обстановку, ситуацию, то лишь повторит как всё было, как делал он, или как делали другие и учили его за ними повторять без какой-либо аналитики, объективной оценки, а о системности и говорить не приходится.
Важно понимать, что чудес на свете не бывает, за каждым явлением стоит какой-то процесс (причинно-следственные связи), который нужно себе представлять во всех деталях, а не принимать на веру результаты взятые "с потолка".
Богом заложено, что человек с рождения обладает интеллектом, органами чувств и другими функциями. Владение языком на уровне носителя языка как раз и подразумевает, что язык встраивается в человека на таком же автоматическом уровне, не требующем какого-либо описания, выделения отдельных процессов. Например, носителю языка вовсе не нужно знать грамматику языка. Грамматика необходима лишь для сравнения языков, и когда человек изучает другой язык. Для человека, составляющего грамматику языка, язык предстаёт объектом изучения, и не факт, что будут найдены и выделены абсолютно все грамматические формы. Например, герундий в русском языке имеется, но не замечен, официально не выделяется в грамматическую форму, как, например, в английском языке. Интеллект изучает наука логика.
Что значит уметь мыслить — это значит обладать интеллектом и уметь им управлять. Чтобы управлять интеллектом вовсе не нужно знать во всех подробностях как он устроен, т.к. интеллект встроен в человека на автоматическом уровне. Необходимо и достаточно лишь обладать следующими знаниями, владеть следующими понятиями: объективно/субъективно; конструктивно/деструктивно; правильно/неправильно, что является критерием истины?, сколько существует критериев истины?; сколько может быть истин по одному вопросу?; что такое оптимизация?.
Вместо знания ответа на эти элементарные вопросы многие люди лишь знают что такое плюрализм мнений, что мнение другого человека нужно уважать, сколько людей столько и мнений. Некоторые на полном серьёзе убеждены, что 2*2 не обязательно равно 4, всё зависит от поступающих мнений.
Объективно — это значит реально существовать вне зависимости от того, знает что-либо об этом специализированное устройство для обработки информации, например мозг человека, или нет; и вне зависимости от того, что именно знает мозг, насколько достоверна в мозгу сформированная информация об этом объективно существующем объекте, явлении.
Субъективно — это всё то, что родилось в мозгу – в устройстве для обработки информации. Эта информация может считаться объективной, если достоверно описывает объективную реальность; или может быть совершенно сказочной.
Что является критерием истины? Критерий истины один — непреложный факт, эксперимент, реальный практический результат. Чтобы не прибегать к практическому эксперименту, чаще в силу экономических причин, для определения истины можно пользоваться экспертной оценкой, моделированием — логическими построениями на основе уже полученных достоверных проверенных на практике, на опыте знаний; вероятность ошибки при этом увеличивается.
В жизни никому не следует доверять даже собственным родителям, родным и близким. Иной раз в силу разных причин сознательно или по ошибке люди могут сообщать неверную информацию. Доверять можно лишь той информации, которая подтверждается результатами вашей экспертной оценки. В противном случае информацию нужно проверять. Или другими словами, можно доверять лишь тому, что логично; при этом нужно чётко представлять (понимать) каждый шаг (причинно-следственные связи) в цепочке рассуждений.
Научный метод познания окружающего мира подразумевает генерацию всех возможных вариантов и путей решения задачи, проверку их на практике, анализ, поиск наилучшего варианта, выработку теории.
Правильно — если истина способствует достижению цели.
Конструктивно — если истина удовлетворяет божественному смыслу бытия – способствует прогрессу и процветанию, созиданию, сохранению разнообразия.
Для позитивно настроенного человека слова правильно и конструктивно являются синонимами, т.к. цели перед собой он всегда ставит только конструктивные.
По любому вопросу истина всегда одна. Если задача имеет несколько вариантов (путей) решения, например из города А в город Б можно доехать разными маршрутами, наилучший путь всегда будет один. Поиск лучшего среди множества альтернатив называется оптимизацией. Если оптимизируются конкретные числовые значения параметров (факторов), то задача хорошо формализуется и решается на ЭВМ, например, в офисном табличном процессоре MS-Exel.
Например, ставится задача выбора лучшего автомобиля. Берём конкретные числовые значения параметров различных автомобилей, заносим их в ЭВМ и получаем результат. Такими параметрами, например, могут быть: масса, габариты, грузоподъемность, расход топлива, цена, надёжность и др. Приходится математически оптимизировать на ЭВМ потому, что эти параметры противоречивы, из-за чего не может один автомобиль сразу по всем параметрам быть лучше другого. Улучшение по одному параметру ведёт к ухудшению по другому параметру и наоборот. Например, грузоподъёмность, мощность двигателя и расход топлива — чем мощнее машина, тем больше расход топлива.
В самом общем виде один из алгоритмов оптимизации выглядит следующим образом. Составляется функция цели, в которую входит каждый из рассматриваемых факторов со своим коэффициентом влияния (значимости) на результат. И эта функция исследуется на экстремум. Подробнее можно узнать в соответствующем разделе математики. Значимость того или иного фактора, его коэффициент влияния выбирается субъективно. Например, для кого-то на первом месте цена автомобиля, расход топлива, для кого-то грузоподъёмность, для кого-то скорость, динамичность. Оптимизация, проводимая человеком, особенно при нехватке информации об объектах оптимизации, называется интуицией.
Процесс мышления можно разделить на следующие 3 этапа, которые циклически повторяются: анализ, синтез, оптимизация. Анализируются исходные данные, синтезируется новая мысль (идея, частное или общее решение задачи), оптимизируется, анализируется. Если признаётся ошибочным, то отметается. Применительно к постановке изделий на производство всё тоже самое, циклически: разработка, производство, испытание-наладка.
О работе мозга (устройства по обработке информации), о логике, об интеллекте важно знать следующее. Любую задачу можно решить по разным алгоритмам. Главными характеристиками алгоритмов являются скорость и точность. Как правило более быстрый алгоритм является менее точным. На обработку (восприятие) каждого вида информации нужен свой алгоритм. Многие, но не все алгоритмы заложены в человека с рождения (зашиты в ПЗУ). Некоторые алгоритмы человеку приходится формировать в процессе жизни, в таких алгоритмах человек чётко видит их структуру (процесс работы), сравнивая с языком, – их грамматику; а о работе встроенных с рождения алгоритмов может даже не задумываться. Например, у одного человека с рождения хорошо заложены алгоритмы обработки графики, а у другого – математической логики, соответственно принято говорить развито пространственное и/или логическое мышление. В результате человек, у которого хорошо заложены алгоритмы обработки графики, сходу, долго не думая, решает задачи черчения, инженерной графики; а, например, впервые столкнувшись в магазине с необходимостью посчитать сколько стоит 300 грамм продукта, если известно сколько стоит 1 кг, сходу может не решить такую задачу. Решает по дороге домой из магазина. И только дома через несколько часов и возможно не без помощи родителей (с такой задачей человек впервые сталкивается в детском возрасте) человеку наконец удаётся справиться с задачей, выработать соответствующий алгоритм и на другие похожие задачи. Возможно ещё в магазине человек для себя быстро решил эту задачу по приближённому графическому алгоритму, но ему интересен точный результат.
Любой разум, если он может таковым зваться, каким бы он не был, мощным или не очень, способен решить любую задачу, овладеть любым понятием, алгоритмом, но за разное время. Более мощный разум справится с задачей быстрее.