Уметь мыслить

Zorliar

New member
Чтобы эффективно ориентироваться в жизни, в окружающей действительности, видеть смысл происходящего, человек должен уметь правильно мыслить. Человек не умеющий мыслить видит мир фрагментарно в виде калейдоскопа, ситуативно; у него легко формируются стереотипы поведения, привязанные к ситуации, внешней обстановке, моде. По одному и тому же вопросу он может действовать противоречиво в разных ситуациях, и этого не замечать. Возможно такой человек никогда не действовал и будет бояться действовать в соответствии со смыслом происходящего без оглядки на кого бы то ни было. Для такого человека зачастую более важно кто и как говорит, как умеет отстаивать свою точку зрения, но не то, о чём говорят. Если перед неумеющим мыслить человеком встаёт вопрос выбора, то такой человек, например, может руководствоваться демократическими принципами — голосованием, мнением большинства, мнением признанных авторитетов, общественным, иным мнением, рекомендациями, ценовым сегментом; но никак не объективными данными, техническими характеристиками, т.к. не знает что с этими данными делать, в какой бы популярной форме они не были бы изложены. Особенно если эти характеристики уникальны, новые, передовые, нигде не у кого не применялись, никем не оценивались, никто не может дать отзыв. А как не умеющему мыслить человеку быть в новой и быстро меняющейся обстановке? — сплошной кошмар, сплошная головная боль. Чему верить, собственным глазам или тому, что говорят, размахивая дипломами, сертификатами, лицензиями. Процесс учёбы человек не умеющий мыслить воспринимает как необходимость заучивать то, что говорит авторитетный преподаватель, как стихотворение, что на практике трудно выполнимо и является настоящим мучением для обучаемого. При этом может случиться демократический казус: мнение ученика может не совпадать с мнением преподавателя.

Итак, обучимся мыслить, это на самом деле совсем несложно. Сперва ответим на вопрос можно ли всё знать и можно ли решить любую задачу? Правильный ответ – да можно.

Применительно к задачам. Главное задачу поставить, какой бы фантастической она не была. Например, задачу полёта в космос решил Циалковский задолго до её практического воплощения в жизнь. Точно также абсолютно точно в 19 веке решил задачу построения цифровой и вычислительной техники английский математик Буль, разработав двоичную алгебру-логику. Например, в настоящее время, нежели ещё 20 лет назад, никто не пытается искать и доказывать конечную скорость передачи информации по двум проводам — технологии xDSL не перестают удивлять. Обоснование невозможности решения задачи также есть решение задачи.

Теперь о том каким образом можно всё знать. Человек умеющий мыслить автоматически становится всезнайкой. Те знания, которыми он не обладает, он эффективно домысливает "на ходу" в виде решения соответствующей возникшей перед ним задачи. Структура знаний иерархична в виде пирамиды. В самом общем виде на вершине пирамиды знаний – на общефилософском уровне всё знать вполне возможно и человеку под силу — обладать поверхностными знаниями. Не путать поверхностные систематизированные знания с фрагментарными!

Всё знать это также означает, что знания систематизированы, логически связаны, целостны и не противоречивы, структурированы в базу данных — разложены по полочкам, иначе знаниями невозможно оперировать. Кратко это означает объективное системное представление об окружающем мире. Человека, обладающего объективным системным представлением об окружающем мире, называют системномыслящим. Иной раз человек не умеющий мыслить может знать ничуть не меньше всезнайки, но его знания – это калейдоскоп, привязанный к конкретной ситуации, месту и пр., но никак не к смыслу самих знаний. Спроси такого человека о чём-либо вне соответствующей обстановки, и он ничего не знает. А если вспомнит ту обстановку, ситуацию, то лишь повторит как всё было, как делал он, или как делали другие и учили его за ними повторять без какой-либо аналитики, объективной оценки, а о системности и говорить не приходится.

Важно понимать, что чудес на свете не бывает, за каждым явлением стоит какой-то процесс (причинно-следственные связи), который нужно себе представлять во всех деталях, а не принимать на веру результаты взятые "с потолка".

Богом заложено, что человек с рождения обладает интеллектом, органами чувств и другими функциями. Владение языком на уровне носителя языка как раз и подразумевает, что язык встраивается в человека на таком же автоматическом уровне, не требующем какого-либо описания, выделения отдельных процессов. Например, носителю языка вовсе не нужно знать грамматику языка. Грамматика необходима лишь для сравнения языков, и когда человек изучает другой язык. Для человека, составляющего грамматику языка, язык предстаёт объектом изучения, и не факт, что будут найдены и выделены абсолютно все грамматические формы. Например, герундий в русском языке имеется, но не замечен, официально не выделяется в грамматическую форму, как, например, в английском языке. Интеллект изучает наука логика.

Что значит уметь мыслить — это значит обладать интеллектом и уметь им управлять. Чтобы управлять интеллектом вовсе не нужно знать во всех подробностях как он устроен, т.к. интеллект встроен в человека на автоматическом уровне. Необходимо и достаточно лишь обладать следующими знаниями, владеть следующими понятиями: объективно/субъективно; конструктивно/деструктивно; правильно/неправильно, что является критерием истины?, сколько существует критериев истины?; сколько может быть истин по одному вопросу?; что такое оптимизация?.

Вместо знания ответа на эти элементарные вопросы многие люди лишь знают что такое плюрализм мнений, что мнение другого человека нужно уважать, сколько людей столько и мнений. Некоторые на полном серьёзе убеждены, что 2*2 не обязательно равно 4, всё зависит от поступающих мнений.

Объективно — это значит реально существовать вне зависимости от того, знает что-либо об этом специализированное устройство для обработки информации, например мозг человека, или нет; и вне зависимости от того, что именно знает мозг, насколько достоверна в мозгу сформированная информация об этом объективно существующем объекте, явлении.

Субъективно — это всё то, что родилось в мозгу – в устройстве для обработки информации. Эта информация может считаться объективной, если достоверно описывает объективную реальность; или может быть совершенно сказочной.

Что является критерием истины? Критерий истины один — непреложный факт, эксперимент, реальный практический результат. Чтобы не прибегать к практическому эксперименту, чаще в силу экономических причин, для определения истины можно пользоваться экспертной оценкой, моделированием — логическими построениями на основе уже полученных достоверных проверенных на практике, на опыте знаний; вероятность ошибки при этом увеличивается.

В жизни никому не следует доверять даже собственным родителям, родным и близким. Иной раз в силу разных причин сознательно или по ошибке люди могут сообщать неверную информацию. Доверять можно лишь той информации, которая подтверждается результатами вашей экспертной оценки. В противном случае информацию нужно проверять. Или другими словами, можно доверять лишь тому, что логично; при этом нужно чётко представлять (понимать) каждый шаг (причинно-следственные связи) в цепочке рассуждений.

Научный метод познания окружающего мира подразумевает генерацию всех возможных вариантов и путей решения задачи, проверку их на практике, анализ, поиск наилучшего варианта, выработку теории.

Правильно — если истина способствует достижению цели.

Конструктивно — если истина удовлетворяет божественному смыслу бытия – способствует прогрессу и процветанию, созиданию, сохранению разнообразия.

Для позитивно настроенного человека слова правильно и конструктивно являются синонимами, т.к. цели перед собой он всегда ставит только конструктивные.

По любому вопросу истина всегда одна. Если задача имеет несколько вариантов (путей) решения, например из города А в город Б можно доехать разными маршрутами, наилучший путь всегда будет один. Поиск лучшего среди множества альтернатив называется оптимизацией. Если оптимизируются конкретные числовые значения параметров (факторов), то задача хорошо формализуется и решается на ЭВМ, например, в офисном табличном процессоре MS-Exel.

Например, ставится задача выбора лучшего автомобиля. Берём конкретные числовые значения параметров различных автомобилей, заносим их в ЭВМ и получаем результат. Такими параметрами, например, могут быть: масса, габариты, грузоподъемность, расход топлива, цена, надёжность и др. Приходится математически оптимизировать на ЭВМ потому, что эти параметры противоречивы, из-за чего не может один автомобиль сразу по всем параметрам быть лучше другого. Улучшение по одному параметру ведёт к ухудшению по другому параметру и наоборот. Например, грузоподъёмность, мощность двигателя и расход топлива — чем мощнее машина, тем больше расход топлива.

В самом общем виде один из алгоритмов оптимизации выглядит следующим образом. Составляется функция цели, в которую входит каждый из рассматриваемых факторов со своим коэффициентом влияния (значимости) на результат. И эта функция исследуется на экстремум. Подробнее можно узнать в соответствующем разделе математики. Значимость того или иного фактора, его коэффициент влияния выбирается субъективно. Например, для кого-то на первом месте цена автомобиля, расход топлива, для кого-то грузоподъёмность, для кого-то скорость, динамичность. Оптимизация, проводимая человеком, особенно при нехватке информации об объектах оптимизации, называется интуицией.

Процесс мышления можно разделить на следующие 3 этапа, которые циклически повторяются: анализ, синтез, оптимизация. Анализируются исходные данные, синтезируется новая мысль (идея, частное или общее решение задачи), оптимизируется, анализируется. Если признаётся ошибочным, то отметается. Применительно к постановке изделий на производство всё тоже самое, циклически: разработка, производство, испытание-наладка.

О работе мозга (устройства по обработке информации), о логике, об интеллекте важно знать следующее. Любую задачу можно решить по разным алгоритмам. Главными характеристиками алгоритмов являются скорость и точность. Как правило более быстрый алгоритм является менее точным. На обработку (восприятие) каждого вида информации нужен свой алгоритм. Многие, но не все алгоритмы заложены в человека с рождения (зашиты в ПЗУ). Некоторые алгоритмы человеку приходится формировать в процессе жизни, в таких алгоритмах человек чётко видит их структуру (процесс работы), сравнивая с языком, – их грамматику; а о работе встроенных с рождения алгоритмов может даже не задумываться. Например, у одного человека с рождения хорошо заложены алгоритмы обработки графики, а у другого – математической логики, соответственно принято говорить развито пространственное и/или логическое мышление. В результате человек, у которого хорошо заложены алгоритмы обработки графики, сходу, долго не думая, решает задачи черчения, инженерной графики; а, например, впервые столкнувшись в магазине с необходимостью посчитать сколько стоит 300 грамм продукта, если известно сколько стоит 1 кг, сходу может не решить такую задачу. Решает по дороге домой из магазина. И только дома через несколько часов и возможно не без помощи родителей (с такой задачей человек впервые сталкивается в детском возрасте) человеку наконец удаётся справиться с задачей, выработать соответствующий алгоритм и на другие похожие задачи. Возможно ещё в магазине человек для себя быстро решил эту задачу по приближённому графическому алгоритму, но ему интересен точный результат.

Любой разум, если он может таковым зваться, каким бы он не был, мощным или не очень, способен решить любую задачу, овладеть любым понятием, алгоритмом, но за разное время. Более мощный разум справится с задачей быстрее.
 

punto

Active member
Крайне не рекомендую пользоваться столь низкосортными текстами в процессе воспитания.

Итак:
1. Вначале связывается умение правильно мыслить и объем знания. Хотя в действительности они связаны примерно как скорость автомобиля и объем бензобака.

2. Далее утверждается, что человек автоматически обладает интеллектом, по воле Бога. Хотя дети-маугли убедительно демонстрируют обратное.

3. Далее провозглашается в качестве критерия истины "Критерий истины один — непреложный факт, эксперимент, реальный практический результат." Хотя это, вообще-то разные вещи. Но, если уж упоминать Господа, то в критерии истины следует добавить божественное откровение. Потому как или крест сними, или ...

Однако, в свете провозглашенного критерия очень сомнительной выглядит способность "домыслить знания на ходу", поскольку получится нечто неверифицированное практикой, следовательно -- сомнительное.


Крайне опасно так же декларация "Правильно — если истина способствует достижению цели."
Поскольку истина не может быть "неправильно" в независимости от того способствует она достижению цели или нет, особенно если цель аморальна.




По любому вопросу истина всегда одна.
Откуда при этом берется проблема нравственного выбора и чем занимается литература?

Что же касается вопросов многокритериальной оптимизации, то подобная задача может не решаться вообще. В частности NP-трудные.
И вообще, это та область, в которой лишь опыт и искусство исследователя дают некоторую надежду на практически применимое решение


В целом надо заметить, что утверждая о способности решить любую задачу, автор несколько самонадеян.
:)
 
Последнее редактирование:

Trkmap

New member
Хочу пройтись по пунктам высказываний Punto.

1. Что-то я не заметил, где и как связывается умение правильно мыслить и объем знания. Разве что абсолютно верно утверждается, что иной раз совокупный объем знаний человека не умеющего мыслить может быть ничуть не меньше объема знаний человека умеющего мыслить, но из-за неумения оперировать знаниями …

2. Все существа с мозгом обладают интеллектом. Люди, работающие с животными, могут привести немало примеров изобретательности представителей фауны земли.

3. Верификация практикой – это главный критерий истины. Развитие мысли, конструирование, изобретательство так и происходит: сперва синтез, домысливание, а затем верификация сомнительного.


"По любому вопросу истина всегда одна. Правильно — если истина способствует достижению цели."
Всё что бы ни сделал человек, все его действия будут истинными, подлинными (true), т.е. по факту совершёнными. Вопрос в том, насколько правильными будут эти действия?


Насчёт проблемы нравственного выбора в литературе. Я не люблю театр и художественную литературу с её нравственными выборами. Авторы рисуют образы разнообразных идиотов, по-театральному это называется "характерные роли"; отнимают у зрителей, читателей драгоценное время жизни уделением внимания таким произведениям, театру; когда и ежу понятно, как поступать правильно.

Другое дело кинематограф. Кино от театра как раз тем и отличается, что в кино все персонажи, всё действо разворачивается так, что все поступают единственно правильно в создавшейся ситуации — всё естественно, никто ничего не разыгрывает разнообразные идиотизмы, не кривляется. Любая неестественность в кино, намёк на постанову – это минус фильму. В то время как постанова и театр – это одно и то же – театральная постановка. Чем больше кривляются в театре, тем считается, что театр лучше, драматичнее.

Долгое время наравне с театром я не любил и художественную литературу вообще, пока не стал открывать для себя некоторые художественные произведения, которые несут в себе много смысла и посуществу являются монографиями. Художественная форма изложения выбрана главным образом потому, что автор не до конца понимает некоторые процессы, чтобы всё свести в единую стройную логическую картину, верифицируемую практикой, – в теорию. Поэтому в художественной манере изложения недопонятое описывается как есть, как оно предстало наблюдателю, неизвестное досочиняется.
 

Trkmap

New member
Встроенные алгоритмы обработки различного вида информации объединены в более сложные врождённые программы (сценарии) действий человека в определенных ситуациях, их называют инстинктами. Чем менее интеллектуально развит и образован человек, недостаточно понимает ситуацию, тем больше у него инстинктивного – неосознанного автоматического поведения в этой ситуации.

Для правильной жизни в дополнение к УМЕНИЮ МЫСЛИТЬ человеку важно:
— ЗНАТЬ ДЕЛО – свою текущую миссию, конкретную задачу, которую нужно выполнить, И
— ВСЕ ПОСТУПКИ СОВЕРШАТЬ ОСОЗНАННО, т.е. с чётким знанием ответа на вопрос, зачем я это то или иное делаю, собрался делать.

Выполняя те или иные действия, человек может оказаться в ситуации, на которую предусмотрены инстинкты. Подавить инстинктивные реакции может оказаться очень сложно или невозможно, в зависимости от тренированности человека в этом вопросе. Например, почти невозможно подавить выработку адреналина с сопутствующей мобилизацией организма (учащённое сердцебиение и пр.) в объективно опасной ситуации. А также например, человеку инстинктивно невыносимо противно слышать писк лезвия по стеклу – звук на некоторой высоко частоте – его так и принято называть: "как лезвием по стеклу". Непросто натренироваться не моргать от громких ударов, например, молотком по ковадлу. Также в числе прочих существуют инстинктивные запреты: на созерцание крови и внутренних органов – не каждый человек может быть врачом и особенно хирургом; боязнь высоты; боязнь прыгнуть через гимнастический снаряд козла и др. Пусть будут все эти инстинктивные реакции, побороть их наскоком непросто и в большинстве случаев незачем. Главное в любой ситуации знать дело, делать всё осознанно, а на инстинкты не обращать внимания, инстинкты не должны быть руководством к действию. В ряде случаев человеку даже может понравиться "пощекотать нервы". В литературе у писателя Джека Лондона в романе «Морской волк» великолепно описана ситуация на эту тему, пересказываю с элементами цитирования.

Корабль ведёт бой с вражескими шлюпками. За штурвалом стоит помощник капитана. Это его первое в жизни плавание в составе команды корабля. На борту он оказался случайно в качестве пассажира, но в ходе плавания возникла необходимость, капитан его обучил и назначил своим помощником. Из всех людей на корабле только он один был способен к обучению на капитана (судовождению), заменить капитана, стать его помощником — определять координаты корабля, вывести корабль в любую точку на карте. Вокруг свистят пули. Вот одна из пуль срикошетила от рукоятки штурвала, другая просвистела где-то совсем рядом. Подходит опытный бесстрашный капитан понаблюдать за работой рулевого, замечает забавную вещь:
— Смотри-ка, Хэмп, так ты оказывается трус, глянь, как у тебя коленки трясутся. Да какие коленки, тебя же всего трясёт. Вот уж не думал, что ты такой трус!
На что помощник капитана ему отвечает:
— Сам не знаю, да, как-то не по себе, коль трясёт. По большому счёту какое кому до того дело, что там со мной внутри происходит. Я своё дело знаю, с поставленной задачей справляюсь. Претензии есть к тому, как я веду корабль?
— Претензий нет, молодец, со своими обязанностями справляешься отлично.
— А на Вас, мистер Ларсен, данная боевая ситуация, смотрю, совершенно не действует, Вы спокоен, как удав, ничего не боитесь. Значит, Вам и не трудно встречаться с опасностью лицом к лицу. Вам это даже доставляет удовольствие, Вы упиваетесь опасностью. Следовательно, кто из нас больше храбр?

Смысл этого отрывка заключается в том, что как бы не складывались обстоятельства, как бы не было тяжело, как бы не трясло, главное знать дело, правильное решение и ему следовать. Т.е. логика и правильное мышление превыше всего, превыше любых инстинктов.

Целесообразно инстинктивные реакции использовать с пользой. Например, использовать соответствующую музыку в помощь делу. Например, музыка в стиле Хэви-металл вселяет в человека дух победителя, боевой настрой справиться с любыми трудностями, с любыми проблемами, решить все задачи.

Существует такое понятие как "переживание". Это когда перед человеком встают важные для жизни задачи, решить которые он не может или не желает. Но т.к. та или иная задача оказывается важной для человека, то она постоянно встаёт перед ним. Поэтому отказываться от решения задач и тем самым начать считать их "переживаниями" нельзя. Все задачи у человека должны быть решены — не "переживать", а спокойно настойчиво решать все возникающие задачи. Для умеющего мыслить и со значительным багажом знаний человека "переживаний" не существует, т.к. любую задачу он в состоянии решить до конца. Что значит до конца? Есть разный уровень глубины познания, глубины теории. Например, общедоступные знания об электричестве упираются в гипотетические понятия заряд и поле – некие неизвестные сущности "черные ящики" с набором свойств, внешних проявлений. Но таких неполных знаний, такого уровня моделирования оказывается вполне достаточно для практических применений электричества. Разрешить задачу класса "переживаний" значит решить её на приемлемом для жизни уровне, т.е. чтобы исчезла угроза выживанию, т.е. решить задачу в соответствии с высказыванием "разрулить ситуацию".

Когда я вижу, что у человека совершенно нет мозгов, в голове сплошной клубок противоречий, никакой системности мышления, я предлагаю ему прочесть эту тему форума, чтобы он начал жить правильно. Что интересно, прочтение здесь изложенного вызывает у такого человека неодобрение. Я спрашиваю, что не так, какие найдены ошибки в прочитанном? Говорит, ошибок нет, всё правильно написано, всё верно, как 2*2. Тогда в чём причина твоего недовольства? — продолжаю я допытываться. Ответа нет, человек просит оставить эту больную для него тему. Не трудно догадаться, почему тема для него оказывается больной: натворил по жизни много глупостей, осознание этого ущемляет его эгоизм, самолюбие: как это я мог не знать таких элементарных вещей, чтобы не творить глупости, ведь я хороший. Эгоизм – 1 из существенных инстинктов, мешающих человеку жить правильно. Применительно к делам эгоист всеми силами пытается сохранить каждый установленный им порядок действий в той или иной ситуации внезависимости от того, насколько эти его действия правильны, эффективны, рациональны. Ведь признать свои действия ошибочными, значит нанести удар по эгоизму. Чтобы жить правильно, нужно решительно отказаться от эгоизма. Пытаться примирить эгоизм с реальностью означает становиться идиотом. Но эгоисты не унывают, все свои ошибочные, или недостаточно рациональные, или откровенно идиотские действия они призвали людей считать характерами — уважать характер другого человека. Если поддаться эгоизму, эгоизм способен сформировать у человека ведущую к деградации целую деструктивную преступную систему ценностей под названием левые взгляды (коммунизм): неприятие и уничтожение всего лучшего, равенство-справедливость. Поддавшись одному и ,пожалуй, главному инстинкту – эгоизму, не желая с ним бороться, человек становится податлив и всем остальным инстинктам — становится совершенно изнеженным психопатичным идиотом – "человеком с характером": я так хочу, а как надо, как правильно меня не интересует. Конченые эгоисты впадают в манию следить за обществом, болезненно выискивая всё лучшее, как в сказке у А.С.Пушкина: "Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи, я ль на свете лучше всех". Берегись тот, на кого укажет волшебное зеркальце, представляющее собой … Для маниакальных эгоистов это не зависть, а сродни, как позариться на чужую жену – "туда лучше не лезть", например не препятствовать распылению химтрэйлов, "а то не найдут".
 
Сверху