Весной 2018 года переговорный процесс по Нагорному Карабаху пересек «точку невозврата», когда речь шла о формуле «территория в обмен на ничего», заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«Я должностное лицо номер один, которое несет ответственность за произошедшее. Здесь не может быть разночтений. Я понимаю, что должен стать, говоря условно, перед судом нашего народа. Но в данном случае судья — народ — должен знать обо всех обстоятельствах дела, должен быть диалог с военными, оппозицией, правительством», — сказал он во время онлайн-пресс-конференции, передает ria.ru
По словам Пашиняна, ему не удалось изменить логику переговоров по Карабаху, как и повысить «сопротивляемость» Армении. Теперь важнейший вопрос — статус Карабаха вместе с гуманитарными и другими проблемами, добавил премьер.
Он также подчеркнул, что менять пункты соглашения по прекращению огня в Карабахе нельзя: Москва, Баку и Ереван подписали документ исходя из сложившейся военной ситуации.
«По сути, обратным числом изменить пункты документа значит изменить военную ситуацию, что сегодня, по крайней мере, нереалистичная задача для подобных формулировок», — уточнил Пашинян, отметив, что в соглашении есть положения, нуждающиеся в трактовках.
Соглашение по Карабаху
В конце сентября обстановка в Нагорно-Карабахской республике накалилась: Армения и Азербайджан обвинили друг друга в эскалации конфликта, который начался в конце 1980-х. Все участники объявили полную или частичную мобилизацию, начались бои.
За полтора месяца стороны предприняли три безуспешные попытки прекратить огонь. В ночь на 10 ноября Россия, Азербайджан и Армения подписали четвертый документ. Согласно ему азербайджанские и армянские военные прекращают боевые действия, останавливаются на занятых позициях и обмениваются пленными. Армения должна вернуть Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы.
Помимо этого, в зоне конфликта разместятся российские миротворцы. Контингент, основу которого составят подразделения миротворческой 15-й отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа, насчитывает 1960 военных, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
В Баку соглашение назвали капитуляцией Еревана. Ильхам Алиев подчеркивал, что документ максимально выгоден Азербайджану: теперь, по его словам, военный этап завершен и можно переходить к политическим вопросам.
Как заявлял, в свою очередь, Пашинян, решение о мире далось ему тяжело, однако оно позволило сохранить то, что Карабах бы потерял. После этого в Армении начались акции протеста с требованием отставки премьера.
Источник: ria.ru