Увеличение предстательной железы – естественный физиологический процесс у мужчин, обусловленный возрастом. После 50-летнего возраста риск развития доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ) резко возрастает, и, по медицинской статистике, в возрасте 90 лет она диагностируется у 90% мужчин.
Несмотря на такую распространенность, сами мужчины, как показывает практика, о ДГПЖ знают немного и понаслышке. Но и эта информация чаще всего оказывается неверной. Например, что ДГПЖ ставит крест на нормальной жизни, предшествует раку простаты и единственный эффективный метод лечения – операция…
О том, какие еще мифы существуют в отношении доброкачественной гиперплазии предстательной железы и почему им не нужно верить, рассказал во время научной конференции с международным участием «Аспекты мужского здоровья» заведующий кафедрой урологии БГМУ Александр Строцкий.
Миф 1
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы – это опухоль, которая со временем может стать злокачественной! Наличие ДГПЖ объясняет более высокую смертность мужчин после 60 лет. Чтобы вылечить ДГПЖ, предотвратить возможные негативные последствия и сохранить продолжительность жизни, обязательно нужна операция!
— На приеме у уролога большинство мужчин, которым впервые ставят диагноз ДГПЖ, воспринимают его как приговор: во взгляде обреченность и безысходность, жизнь фактически закончилась… – говорит Александр Строцкий. – На самом деле гиперплазия простаты не является предраковым состоянием. Оба заболевания гистологически происходят из разных источников.
Реальность
ДГПЖ – это не предрак предстательной железы. Однако наличие доброкачественной гиперплазии предстательной железы, «отягощенное» малоподвижным образом жизни, может стать причиной развития воспалительного процесса в простате (простатита).
В 95% случаев медикаментозной терапии достаточно для эффективного лечения ДГПЖ. Весьма убедительны результаты французского исследования, в котором приняли участие более 2,6 миллиона мужчин. Высокую эффективность показала монотерапия с использованием α1-блокаторов (альфа-адреноблокаторов) – 60,3%; фитотерапии – 31,8; препаратов 5-альфа-редуктазы – 7,9%.
Что касается смертности, обусловленной ДГПЖ и ее осложнениями, то она в десятки раз ниже, чем смертность мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных опухолей, травм.
Миф 2
Высокое качество жизни с ДГПЖ немыслимо. Симптомы и клинические проявления, объединенные в так называемый синдром нижних мочевых путей (СНМП), не дают возможности нормально работать, отдыхать, проводить время с семьей, друзьями…
Реальность
СНМП – это общий термин, объединяющий 12 симптомов, которыми может проявляться ДГПЖ в части накопления мочи в мочевом пузыре, мочеиспускания и симптомов после мочеиспускания.
Однако клинические проявления гиперплазии предстательной железы (тот же СНМП) в среднем есть лишь у 25–30% мужчин с соответствующим диагнозом. Например, в возрасте 50–60 лет на характерные симптомы жалуется 15–18% мужчин, в возрасте старше 70 – около 30%. Даже учитывая то, что к 90 годам ДГПЖ морфологически может быть диагностирована у 90% мужчин, клиническая симптоматика будет лишь у трети пациентов.
— Иными словами, если у мужчины диагностирована доброкачественная гиперплазия предстательной железы, это еще не значит, что у него будут клинические проявления, которые скажутся на качестве жизни, – объясняет Александр Строцкий. – В то же время синдром нижних мочевых путей может быть не связан с гиперплазией предстательной железы. Например, он присутствует у 8% 30-40-летних мужчин, когда о ДГПЖ еще и речи не идет.
Еще одна хорошая новость заключается в том, что синдром нижних мочевых путей, обусловленный ДГПЖ, хорошо поддается стандартной медикаментозной терапии. Если эффекта нет, значит, нужно искать другие причины СНМП.
Миф 3
Пациент с ДГПЖ не спит ночами. Во всем виновата ноктурия – необходимость несколько раз за ночь просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Реальность
Александр Строцкий:
— Ноктурия, ночное учащение мочеиспускания – это действительно распространенная проблема сама по себе. Практически 70% мужчин старше 60 лет просыпается ночью хотя бы один раз, чтобы сходить в туалет. Как клинический симптом ДГПЖ ноктурию рассматривают тогда, когда ночной подъем, чтобы помочиться, происходит 2 раза и больше.
При этом эксперт обращает внимание, что у ноктурии много других причин, помимо ДГПЖ:
- общая полиурия (повышенный объем мочи может быть обусловлен первичной полидипсией (патологической жаждой), сахарным диабетом, травмами или операциями на головном мозге с нарушением механизмов возникновения жажды, побочными эффектами лекарств и др.);
- ночная полиурия (она может быть вызвана, например, избыточным приемом жидкости или приемом диуретиков перед сном; обструктивным апноэ во сне; периферическими отеками и т.д.);
- неврологические причины: болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, старческая деменция, депрессия;
- злоупотребление алкоголем;
- уменьшение емкости мочевого пузыря;
- сочетанные.
— Две последние – уменьшение емкости мочевого пузыря и сочетанные причины, которые можно связать с наличием гиперплазии предстательной железы – выступают причиной ноктурии приблизительно в 15% случаев, – говорит Александр Строцкий. – То есть подавляющее большинство ночных пробуждений для похода в туалет никак не связаны с ДГПЖ. Поэтому связывать ноктурию и сложности, которые она вызывает, исключительно с гиперплазией простаты не корректно.
Если ночные пробуждения из-за позывов в туалет все-таки обусловлены ДГПЖ, в большинстве случаев проблема решается поведенческой терапией и приемом альфа-адреноблокаторов. В остальных случаях может понадобиться консультация невролога, кардиолога, эндокринолога или даже сосудистого хирурга.
Миф 4
Острая задержка мочеиспускания (как один из симптомов ДГПЖ) – это прямое показание к операции со всеми возможными осложнениями, вплоть до смерти пациента.
Реальность
Действительно, 53% случаев острой задержки мочи (спонтанной ОЗМ) обусловлено имеющейся ДГПЖ. По статистике каждый 10-й мужчина старше 70 лет имеет ОЗМ в течение 5 лет.
Однако, помимо ДГПЖ, острая задержка мочи может быть вызвана и другими причинами: например, запорами, раком простаты, неврологическими заболеваниями, инфекциями, послеоперационными состояниями и прочими. В отличие от спонтанной ОЗМ, характерной при доброкачественной гиперплазии предстательной железы, преждевременная ОЗМ требует совершенно иных подходов в лечении.
Александр Строцкий:
— Вместе с тем спонтанная ОЗМ не предполагает обязательной операции. При катетеризации мочевого пузыря и назначении альфа-адреноблокаторов восстановление мочеиспускания наступает у 60–65% пациентов. Но ОЗМ можно не допустить совсем, если проводить адекватное лечение в группах повышенного риска.
Миф 5
Трансуретральная резекция (ТУР) избавляет от всех проблем.
Реальность:
– Это величайшее заблуждение! – убежден эксперт. – Но наверняка каждый врач-уролог видел таких пациентов у себя на приеме: они буквально берут врача «за горло», убеждая в необходимости операции. Однако неправда, что, если мы уберем часть или даже всю предстательную железу, это решит проблемы с мочеиспусканием. Совсем нет.
Масштабное исследование-опрос пациентов после проведенной трансуретральной резекции простаты показало, что и спустя 10 лет после ТУР у 42% пациентов сохраняется вялая струя мочи; у 11% – ургентное недержание мочи; у 31% – императивные позывы; у 15% – чувство неполного опорожнения мочевого пузыря. Ночные пробуждения для похода в туалет встречается чаще, чем у каждого 3-го пациента спустя 3 года после операции. Больше 30% мужчин, перенесших ТУР, признались, что не удовлетворены результатами хирургического лечения, а еще 30% заявили, что ни за что не согласились бы повторно на подобную операцию.
Фото иллюстративного характера из интернета
Источник: 24health.by