В странах третьего мира подобные вещи -- принятая практика. В любом случае, испытание вакцин проводятся еще лет 10 после того, как они поступают на рынок, и этого никто не скрывает, даже ВОЗ, прикрываясь тем, что до пропуска вакцин на рынок они максимально удостоверяются, что они безопасны. Несмотря на это были случаи, когда вакцины с рынка снимали, из-за большого числа смертности детей или неблагоприятных последствий. Примеры найду и приведу позднее.
ЕЛЕНА БАРЦИЦ:
«Я СЛЕПО ДОВЕРЯЛА ВРАЧАМ»
С конца сентября в Томске проводятся клинические исследования новой комплексной вакцины иностранного изготовления. Вакцина эта, надеются врачи, в будущем может стать защитой детей от кори, паротита, краснухи и ветрянки. Однако проводятся исследования таким образом, что многие матери в шоке и слезах…
Годовалому сыну Елены Лебедевой пришла пора ставить прививку. Елена спросила лечащего педиатра, когда она должна привезти ребенка на процедуру. В ответ услышала: вакцины нет, когда будет, неизвестно. Доктор посоветовала ехать в областную детскую консультативно-диагностическую поликлинику на пр. Кирова, 14-а. Там якобы в рамках благотворительной акции малышам бесплатно ставят прививки более качественной бельгийской вакциной. Доставка в больницу и домой - на такси, бесплатно.
Прививать сына Елена Лебедева отказалась: ее насторожили формулировки документа, который врач дала ей на подпись.
А вот Елена Барциц разрешила привить своего сына. И только дома, внимательно прочитав документы, поняла, что вакцинация этим препаратом проводится в рамках исследований…
Что за исследование? Кто и в каких масштабах его проводит? Насколько это безопасно?
«БЛАГОТВОРИ- ТЕЛЬНАЯ» АКЦИЯ
- О том, что это исследование, в поликлинике меня в известность не поставили, - рассказала Елена Лебедева. – Сказали одно: отечественная вакцина кончилась, когда будет, неизвестно. Можете привиться в ЛПУ на пр. Кирова, 14-а, куда вас отвезут на такси. Поехали. В ЛПУ речь врача лилась как хвалебная ода, мол, препарат просто замечательный, дорогой - 1 500 рублей, пока в России им пользуются только обеспеченные люди. Нашей семье, говорила она, повезло: сейчас в Томске проходит благотворительная акция. Этот момент меня и смутил: бесплатный сыр бывает только в мышеловке…
ПРИВИВКА ОТ ДОВЕРИЯ
- Врач позвонил нам домой и сказал: «Поздравляю! Вашему ребенку пришло время ставить прививку, и вы прошли отборочный тур», – вспоминает Елена Барциц (маме 21 год, сыну Давиду – год). – А везение в том, что в Томск привезена какая-то супервакцина. Нам заказали такси и привезли на пр. Кирова, 14-а. Я оценила заботу медиков! До этой истории я слепо доверяла врачам…
В поликлинике ни слова не сказали про исследования: дали бумаги, попросили расписаться. До прививки Давиду нужно было сдать кровь. Врачи долго искали венку, не нашли и предложили: ребенок уже измучен, не возражаете, если в карте мы напишем, что вы отказались сдавать кровь? По глупости я вновь согласилась. Сыну поставили иностранную вакцину, мне отдали бумаги. Прочли их дома (в больнице меня постоянно торопили). Теперь мой отец, справедливо отругавший меня, пытается выяснить, что за препарат ввели Давиду? Врачи разъясняющей информации не дают.
- После прививки внук заболел: появились какие-то красные пятна, сыпь, потом он простыл, - добавляет Алексей Иванович Афанасьев, отец Елены. – Вызвали врача, который ставил прививку. Он выписал лекарств на 500 рублей, сказав, что сыпь, вероятно, реакция на пыль. Вероятно?! Почему почти обманным путем ребенок стал подопытной собачонкой?
Что же получается: иностранная компания хочет прорваться на российский рынок, а наши врачи предлагают в качестве испытуемых наших детей? – продолжает Алексей Иванович. - А как же конвенция по правам пациентов (последний протокол вышел 25 января 2005 года), где указано право на получение предварительной информации и время на размышление? В поликлинике я потребовал, чтобы с нами заключили настоящий договор, где была бы прописана ответственность врачей. Со мной никто разговаривать не стал. Что дальше будет с внуком – никому и дела нет!
ПРИВЬЕМ ТО, НЕ ЗНАЕМ ЧТО?
Елена Лебедева - следователь прокуратуры по особо важным делам и умеет читать документы. В бумагах с надписью «конфиденциально», которые врачи предложили ей подписать, Елена сразу обратила внимание на формулировки, цитируемые ниже:
«Название исследования: слепое исследование для оценки клинической эффективности. Ни вы, ни доктор не будут знать, какую именно вакцину получит ваш ребенок».
«Ожидается, что в ближайшее время эта вакцина будет зарегистрирована в первой стране».
«Исследование предполагает длительный период наблюдения за долговременной эффективностью вакцин, который будет длиться еще 8 лет». Чуть далее: «исследования будут длиться в течение 10 лет».
«Если результаты исследования будут успешны, это позволит другим детям в будущем получить пользу от этого исследования». Далее сказано: родителям необходимо вести дневник наблюдений, о малейших изменениях (высыпания на коже, сыпь, другие реакции) сообщать врачу. Родителям также необходимо записывать в дневник все медикаменты, которые будет принимать ребенок за десятилетний период.
Пока Елена «переваривала» информацию, доктор вышла из кабинета. Лебедева, решив подумать, взяла документы и вышла из больницы.
- Я садилась в такси, зазвонил мобильный – доктор настоятельно попросила вернуть бумаги: якобы я не имела права их брать. Почему? Она выбежала за мной на улицу! – рассказывает Елена. - Но я настояла на своем и сделала с документов копию.
94 ПОЕЗДКИ…
Ваш корреспондент звонил в департамент здравоохранения области, города и главврачу поликлиники на пр. Кирова, 14-а. Чиновники переадресовывали друг к другу и конкретной информации не давали. Главврач поликлиники в телефонном разговоре вообще сказал, что в его ЛПУ никакие исследования не проходят, что про вакцинацию он слышит впервые, и повесил трубку.
И все же удалось выяснить: заказчиком и спонсором исследований является бельгийский производитель вакцины «ГлаксоСмитКляйн». Производитель, похоже, действует через столичную региональную общественную организацию инвалидов «Здоровье человека». По крайней мере, эта компания в начале октября заключила договор с фирмой «Сибирское такси». Москвичи оплачивают таксистам услуги по перевозке пациентов в больницу, где проводится вакцинация, и обратно.
По информации «Сибирского такси», с начала октября по этому заказу они сделали 94 поездки. Знают ли мамы, которых бесплатно возили на пр. Кирова, 14-а, что согласились провести на своих детях исследование? Судя по историям Елены Лебедевой и Елены Барциц – вряд ли…
КОММЕНТАРИЙ
НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ, А ИССЛЕДОВАНИЕ
В городском управлении здравоохранения «ТН» посоветовали обратиться с вопросами к нештатному детскому инфекционисту области, профессору СибГМУ Альбине Помагаевой. Альбина Петровна рассказала следующее:
- Согласно календарю профилактических прививок детям второго года жизни необходимо ставить вакцину от паротита, краснухи и кори. Чтобы прививать, нужно иметь прививочные препараты. Чем располагает Россия? Препарат от краснухи закупаем за рубежом. Прививку от ветряной оспы вообще не ставим. Сегодня в Томске перебои с вакциной: в ряде поликлиник ее нет, а прививать детей надо. Именно это подтолкнуло педиатров и инфекционистов предложить родителям принять участие в исследовании.
Вакцина приорикс-тетра, разработанная компанией «ГлаксоСмитКляйн», сочетает антигены четырех возбудителей (кори, краснухи, паротита, ветряной оспы). Вакцина прошла клинические испытания за рубежом. Теперь, на основании разрешения Минздрава, работа началась и в России. Исследования, по рекомендациям Минздрава, проходят на базе 12 медицинских учреждений страны, в том числе и в Томске. Есть соответствующее разрешение Комитета по этике РФ. Томск попал в список не случайно: у СибГМУ огромный опыт по вакцинопрофилактике. Наша задача – посмотреть, как поведет себя вакцина в конкретных регионах.
Первых детей стали прививать в начале октября и только с письменного согласия родителей, которым медики все должны разъяснять. Педиатрам поликлиник рекомендовано содействовать. Врачи должны предлагать родителям выбор: прививаться российской вакциной либо бельгийским препаратом, который проходит клинические исследования. Если кому-то выбор не предложили, полагаю, отпечаток наложил человеческий фактор: педиатр мог и недоработать. Но в областной детской консультативно-диагностической поликлинике информация родителям предоставляется полностью.
То, что это исследования, должно звучать в первую очередь. Акцентируется внимание, что детки после этой прививки должны наблюдаться докторами в течение 10 лет. Контролировать их здоровье будут специалисты СибГМУ, которые проводят вакцинацию. Каждой маме доктор, который ставил прививку, называет имя врача, ответственного за ее малыша.
Отмечу еще раз: это не эксперимент, а клинические исследования. Разница серьезная – эксперименты позади, уверенность в том, что вакцина эффективна, у производителя и специалистов России есть.
Согласна: документ, с которым знакомят родителей, составлен невнятно, есть ряд неточных формулировок. Но переписывать текст не имеем права, поэтому врачи на местах должны сами все разъяснять родителям.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
ПОЧЕМУ?!
Официальной информации об исследованиях на годовалых детях в Томске не было нигде: ни в больницах, ни в прессе. Медики и чиновники от медицины почему-то промолчали. О раздаче тест-полосок для больных сахарным диабетом прислали во все СМИ огромные пресс-релизы. А тут молчат. Что за секреты? Почему журналисту приходится не получать, а добывать информацию? Почему рассказы матерей так разительно отличаются от слов профессора СибГМУ? Почему документы не представляют родителям заранее?
Информационный вакуум медики объяснили тем, что профессура СибГМУ, курирующая исследования, не занимается рекламой вакцины. Позвольте, как тогда назвать звонки домой матерям, визиты педиатров на квартиры (о таком приеме рассказала еще одна женщина), беседы в ЛПУ на пр. Кирова, если смысл всех речей сводится к одному – восторгам по поводу новой вакцины!
Неля КОСТЯЕВА
ЕЛЕНА БАРЦИЦ:
«Я СЛЕПО ДОВЕРЯЛА ВРАЧАМ»
С конца сентября в Томске проводятся клинические исследования новой комплексной вакцины иностранного изготовления. Вакцина эта, надеются врачи, в будущем может стать защитой детей от кори, паротита, краснухи и ветрянки. Однако проводятся исследования таким образом, что многие матери в шоке и слезах…
Годовалому сыну Елены Лебедевой пришла пора ставить прививку. Елена спросила лечащего педиатра, когда она должна привезти ребенка на процедуру. В ответ услышала: вакцины нет, когда будет, неизвестно. Доктор посоветовала ехать в областную детскую консультативно-диагностическую поликлинику на пр. Кирова, 14-а. Там якобы в рамках благотворительной акции малышам бесплатно ставят прививки более качественной бельгийской вакциной. Доставка в больницу и домой - на такси, бесплатно.
Прививать сына Елена Лебедева отказалась: ее насторожили формулировки документа, который врач дала ей на подпись.
А вот Елена Барциц разрешила привить своего сына. И только дома, внимательно прочитав документы, поняла, что вакцинация этим препаратом проводится в рамках исследований…
Что за исследование? Кто и в каких масштабах его проводит? Насколько это безопасно?
«БЛАГОТВОРИ- ТЕЛЬНАЯ» АКЦИЯ
- О том, что это исследование, в поликлинике меня в известность не поставили, - рассказала Елена Лебедева. – Сказали одно: отечественная вакцина кончилась, когда будет, неизвестно. Можете привиться в ЛПУ на пр. Кирова, 14-а, куда вас отвезут на такси. Поехали. В ЛПУ речь врача лилась как хвалебная ода, мол, препарат просто замечательный, дорогой - 1 500 рублей, пока в России им пользуются только обеспеченные люди. Нашей семье, говорила она, повезло: сейчас в Томске проходит благотворительная акция. Этот момент меня и смутил: бесплатный сыр бывает только в мышеловке…
ПРИВИВКА ОТ ДОВЕРИЯ
- Врач позвонил нам домой и сказал: «Поздравляю! Вашему ребенку пришло время ставить прививку, и вы прошли отборочный тур», – вспоминает Елена Барциц (маме 21 год, сыну Давиду – год). – А везение в том, что в Томск привезена какая-то супервакцина. Нам заказали такси и привезли на пр. Кирова, 14-а. Я оценила заботу медиков! До этой истории я слепо доверяла врачам…
В поликлинике ни слова не сказали про исследования: дали бумаги, попросили расписаться. До прививки Давиду нужно было сдать кровь. Врачи долго искали венку, не нашли и предложили: ребенок уже измучен, не возражаете, если в карте мы напишем, что вы отказались сдавать кровь? По глупости я вновь согласилась. Сыну поставили иностранную вакцину, мне отдали бумаги. Прочли их дома (в больнице меня постоянно торопили). Теперь мой отец, справедливо отругавший меня, пытается выяснить, что за препарат ввели Давиду? Врачи разъясняющей информации не дают.
- После прививки внук заболел: появились какие-то красные пятна, сыпь, потом он простыл, - добавляет Алексей Иванович Афанасьев, отец Елены. – Вызвали врача, который ставил прививку. Он выписал лекарств на 500 рублей, сказав, что сыпь, вероятно, реакция на пыль. Вероятно?! Почему почти обманным путем ребенок стал подопытной собачонкой?
Что же получается: иностранная компания хочет прорваться на российский рынок, а наши врачи предлагают в качестве испытуемых наших детей? – продолжает Алексей Иванович. - А как же конвенция по правам пациентов (последний протокол вышел 25 января 2005 года), где указано право на получение предварительной информации и время на размышление? В поликлинике я потребовал, чтобы с нами заключили настоящий договор, где была бы прописана ответственность врачей. Со мной никто разговаривать не стал. Что дальше будет с внуком – никому и дела нет!
ПРИВЬЕМ ТО, НЕ ЗНАЕМ ЧТО?
Елена Лебедева - следователь прокуратуры по особо важным делам и умеет читать документы. В бумагах с надписью «конфиденциально», которые врачи предложили ей подписать, Елена сразу обратила внимание на формулировки, цитируемые ниже:
«Название исследования: слепое исследование для оценки клинической эффективности. Ни вы, ни доктор не будут знать, какую именно вакцину получит ваш ребенок».
«Ожидается, что в ближайшее время эта вакцина будет зарегистрирована в первой стране».
«Исследование предполагает длительный период наблюдения за долговременной эффективностью вакцин, который будет длиться еще 8 лет». Чуть далее: «исследования будут длиться в течение 10 лет».
«Если результаты исследования будут успешны, это позволит другим детям в будущем получить пользу от этого исследования». Далее сказано: родителям необходимо вести дневник наблюдений, о малейших изменениях (высыпания на коже, сыпь, другие реакции) сообщать врачу. Родителям также необходимо записывать в дневник все медикаменты, которые будет принимать ребенок за десятилетний период.
Пока Елена «переваривала» информацию, доктор вышла из кабинета. Лебедева, решив подумать, взяла документы и вышла из больницы.
- Я садилась в такси, зазвонил мобильный – доктор настоятельно попросила вернуть бумаги: якобы я не имела права их брать. Почему? Она выбежала за мной на улицу! – рассказывает Елена. - Но я настояла на своем и сделала с документов копию.
94 ПОЕЗДКИ…
Ваш корреспондент звонил в департамент здравоохранения области, города и главврачу поликлиники на пр. Кирова, 14-а. Чиновники переадресовывали друг к другу и конкретной информации не давали. Главврач поликлиники в телефонном разговоре вообще сказал, что в его ЛПУ никакие исследования не проходят, что про вакцинацию он слышит впервые, и повесил трубку.
И все же удалось выяснить: заказчиком и спонсором исследований является бельгийский производитель вакцины «ГлаксоСмитКляйн». Производитель, похоже, действует через столичную региональную общественную организацию инвалидов «Здоровье человека». По крайней мере, эта компания в начале октября заключила договор с фирмой «Сибирское такси». Москвичи оплачивают таксистам услуги по перевозке пациентов в больницу, где проводится вакцинация, и обратно.
По информации «Сибирского такси», с начала октября по этому заказу они сделали 94 поездки. Знают ли мамы, которых бесплатно возили на пр. Кирова, 14-а, что согласились провести на своих детях исследование? Судя по историям Елены Лебедевой и Елены Барциц – вряд ли…
КОММЕНТАРИЙ
НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ, А ИССЛЕДОВАНИЕ
В городском управлении здравоохранения «ТН» посоветовали обратиться с вопросами к нештатному детскому инфекционисту области, профессору СибГМУ Альбине Помагаевой. Альбина Петровна рассказала следующее:
- Согласно календарю профилактических прививок детям второго года жизни необходимо ставить вакцину от паротита, краснухи и кори. Чтобы прививать, нужно иметь прививочные препараты. Чем располагает Россия? Препарат от краснухи закупаем за рубежом. Прививку от ветряной оспы вообще не ставим. Сегодня в Томске перебои с вакциной: в ряде поликлиник ее нет, а прививать детей надо. Именно это подтолкнуло педиатров и инфекционистов предложить родителям принять участие в исследовании.
Вакцина приорикс-тетра, разработанная компанией «ГлаксоСмитКляйн», сочетает антигены четырех возбудителей (кори, краснухи, паротита, ветряной оспы). Вакцина прошла клинические испытания за рубежом. Теперь, на основании разрешения Минздрава, работа началась и в России. Исследования, по рекомендациям Минздрава, проходят на базе 12 медицинских учреждений страны, в том числе и в Томске. Есть соответствующее разрешение Комитета по этике РФ. Томск попал в список не случайно: у СибГМУ огромный опыт по вакцинопрофилактике. Наша задача – посмотреть, как поведет себя вакцина в конкретных регионах.
Первых детей стали прививать в начале октября и только с письменного согласия родителей, которым медики все должны разъяснять. Педиатрам поликлиник рекомендовано содействовать. Врачи должны предлагать родителям выбор: прививаться российской вакциной либо бельгийским препаратом, который проходит клинические исследования. Если кому-то выбор не предложили, полагаю, отпечаток наложил человеческий фактор: педиатр мог и недоработать. Но в областной детской консультативно-диагностической поликлинике информация родителям предоставляется полностью.
То, что это исследования, должно звучать в первую очередь. Акцентируется внимание, что детки после этой прививки должны наблюдаться докторами в течение 10 лет. Контролировать их здоровье будут специалисты СибГМУ, которые проводят вакцинацию. Каждой маме доктор, который ставил прививку, называет имя врача, ответственного за ее малыша.
Отмечу еще раз: это не эксперимент, а клинические исследования. Разница серьезная – эксперименты позади, уверенность в том, что вакцина эффективна, у производителя и специалистов России есть.
Согласна: документ, с которым знакомят родителей, составлен невнятно, есть ряд неточных формулировок. Но переписывать текст не имеем права, поэтому врачи на местах должны сами все разъяснять родителям.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
ПОЧЕМУ?!
Официальной информации об исследованиях на годовалых детях в Томске не было нигде: ни в больницах, ни в прессе. Медики и чиновники от медицины почему-то промолчали. О раздаче тест-полосок для больных сахарным диабетом прислали во все СМИ огромные пресс-релизы. А тут молчат. Что за секреты? Почему журналисту приходится не получать, а добывать информацию? Почему рассказы матерей так разительно отличаются от слов профессора СибГМУ? Почему документы не представляют родителям заранее?
Информационный вакуум медики объяснили тем, что профессура СибГМУ, курирующая исследования, не занимается рекламой вакцины. Позвольте, как тогда назвать звонки домой матерям, визиты педиатров на квартиры (о таком приеме рассказала еще одна женщина), беседы в ЛПУ на пр. Кирова, если смысл всех речей сводится к одному – восторгам по поводу новой вакцины!
Неля КОСТЯЕВА