С сайта "православие.ру":
"Прочитал, что обычай носить наперсный крест у священников появился в конце 18-го века по указу царя. Расскажите, пожалуйста, когда и как у христиан появилась традиция носить нательный крестик. И необходимо ли его нам носить? К сожалению, в литературе я не смог найти ответа на этот вопрос. Дмитрий"
Уважаемый Дмитрий!
Обычай возложения (одевания) нательного креста на новокрещенного появился в конце II-го, начале III-го веков.
Традиция носить нательный крестик объясняется как содержанием жизни христианина, так и древностью почитания Креста Господня, который, как и Сам Христос Распятый, был и остается, по слову апостола Павла, для иудеев - соблазном, для эллинов (язычников) - безумием (видимо, к тем и другим придется отнести и протестантов), а для православных христиан - знаменем сокрушения смерти и греха, знаменем нашего спасения и упования. Многие древние авторы и христианские писатели, да и сами предметы истории оставили свои свидетельства об отношении ко Кресту в первые века христианства. Так, Минуций Феликс, Тертуллиан и Кирилл Александрийский (II и III вв.) сообщают нам о том, что язычники упрекали христиан в почитании Креста. Изображения креста обнаружено на Эдесских медалях, датируемых II и III вв.
"Такова сила креста, что если положим перед глазами и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем созерцать самую смерть Христову, то никакое пожелание, никакая страсть, никакая зависть не одолеет тебя", - пишет Ориген, свидетельство которого в исторической науке весьма авторитетно. Святой Ипполит Римский (III в.) называет крест Христов "трофеем над смертью", "который она (Церковь) носит на себе". "Смотри, - восклицает святитель Иоанн Златоуст, - сколь вожделенным и достолюбезным соделалось столь ужасное и поносимое в древности знамение жесточайших казней". Святитель Афанасий Великий называет безумными тех, кто по своей гордыне не почитают крест. "Мы почитаем крест, - говорит Кирилл Александрийский, "из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте".
Возлагая на новокрещенного нательный крестик, священник напоминает ему о новом жизненном пути: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). История Церкви не раз подтверждала слова Спасителя о верности в малом. Вряд ли человек, не желающий быть верным в малом (по гордости или из-за стыда снявший с себя крест), сможет стать верным во многом. Вряд ли считающий себя христианином и не желающий носить на себе крест с распятием Христовым, сможет понести свой жизненный крест и последовать за Христом. Тот же, кто не сораспинается Господу (т. е. не распнет свои страсти и грехи), тот и не совоскреснет с Ним. Дай Бог, дорогой Димитрий, чтобы в Вашей жизни и в жизни окружающих Вас людей не произошло такого рода отступления.