Православие и йога.

О. Николай

New member
Православное учение высоко оценивает тело человека, но только в том случае, когда сам человек осознает, что "тело - есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем" (прп. Ефрем Сирин). Но "когда Адам согрешил... тело его сделалось смертным и страстным, в нем обнаружилось множество... недостатков..." (свт. Иоанн Злотоуст). И в деле заботы о теле необходимо помнить, что начинать надо с души. "Настолько-то более мы заботимся о теле, нежели о душе! Поэтому и тела сохранить не можем... Не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который отпечатлевает душа в существе его" (свт. Иоанн Злотоуст). "Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает" (прп. Макарий Египетский). "Не многого утешения требует тело, - попекись о сем утешении; потому что до времени связан ты с телом, чтобы и его иметь содейственником в делании добродетели и чтобы не встретило препятствия преспеяние души... Скудно питаемое тело - добре обьезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Конь, уздою удерживаемый, уступает и повинуется руке седока, и тело, укрощаемое скудоядением и бдением, не рвется из рук восседающего на нем помысла и не ржет, как делает, будучи движимо страстным порывом" (прп. Нил Синайский). Вот, собственно, и все основные принципы православной "иоги". А святой Устав Православной Церкви содержит все основные "упражнения". Напоследок не могу сдержаться, чтобы не привести еще особо полюбившиеся мне слова свт. Иоанна Злотоустого: "Тело наше не что иное, как земля, скрепляемая теплотою души".
 
Последнее редактирование:

Эсперанто

lingvo internacia
Солнцева,йога может стать православной только если человек использует исключительно ее физическую часть и молится во время выполнения асан.
Правил питания нет: это все правила поста. Истязания тела тоже нет:))): это мнение сторонних наблюдателей, которые краем уха что-то слышали о подвижниках Веры. Подвижники - люди особые, на их уровне все по-другому, мы не можем просто так взять и повторять за ними видимую часть, тем более вменить это в общие правила для всех.
Связь-то есть, конечно. О.Николай же и сказал об этом - почитайте еще разок... Или сложно дается старославянская манера речи? Бывает, с непривычки...
В Православии эта связь наоброт, что ли: душа определяет жизнь тела, как-то так... А не тело.

А вообще, Православие такое широкое, просторное... Тут не объяснишь всего односложно... Почитайте лучше, например, "Несвятые святые" или "Отшельник поневоле"...
 

О. Николай

New member
Попробую высказаться на заданную в начале ветки тему также, как и раньше, только другими словами: православный взгляд на мир не отрицает пользу выполнения физических упражнений для достижения телесного здоровья, если это не входит в противоречие с заповедями Божими, что, соответственно, не противоречит и здоровью духовному (предвосхищая множество интерпретаций, сообщаю точный адрес, где данные заповеди можно прочитать: Библия, кн. Исход, гл. 20, кн. Второзаконие, гл. 5.).
Солнцевой: "Учителя" действительно отвечают на все вопросы, но ответы их сильно разнятся, потому что делятся на ответы для непосвященных, и для посвященных. У нас же подход простой: для широкой аудитории ответы носят общий характер, с надеждой на то, что слушающий применит полученные знания к своему частному случаю, не упуская при этом общее.
Для детального обсуждения недоуменных вопросов, принято обращаться к духовнику, чтобы иметь возможность заглянуть друг другу в глаза. В случае отсутствия духовника, можно обратиться к любому дежурному священнику в храме. Если человек так сделает, то это покажет, как минимум, что вопрос действительно его волнует, а не является средством простой самоактуализации за чужой счет.
Если возникли медицинские рекомендации по поводу необходимости выполнения физических упражнений, лучше обратиться к специалистам в этой области, лучше православным.
Просто хочется держать тело в тонусе, то лучшее средство, чем труд, да еще на благо ближнего своего, придумать сложно.
Когда Тайга писала о том, что отменное здоровье МОЖЕТ (что совсем не обязательно, но все же) повредить здоровью духовному, была совершенно права, о том же говорил, например, свт. Василий Великий. Радостное освистывание этого мнения говорит о том, что человек освистывающий либо находится совершенно вне православной темы, либо не умеет слушать собеседника, то есть вникать в смысл слов, тем более, если они удивительны для его личного мировосприятия. Услышать вышеупомянутую мысль можно, только если мы захотим понять православие, иначе - никак, потому что в православии очень много из того, что мы говорим - "для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23. Кто не поленится, получит много пользы, если прочитает все первое послание к Кринфянам ап. Павла).
Что касается йоги, то я лично не благословил бы осваивать эту область.
 

Васяня

New member
Когда Тайга писала о том, что отменное здоровье [МОЖЕТ (что совсем не обязательно, но все же) повредить здоровью духовному, была совершенно права, о том же говорил, например, свт. Василий Великий.
Это весьма абстрактная мысль, я бы сказала. К сожалению, отменное здоровье - большая редкость в наши дни. Каждый хоть чем-то да болен, с разной степенью серьезности заболевания, и влияния его на продолжительность или качество жизни.
Просто хочется держать тело в тонусе, то лучшее средство, чем труд, да еще на благо ближнего своего, придумать сложно.
Уважаемый отец Николай, но ведь труд может быть очень плодотворным, и, при этом соверешнно не физическим. Труд педагога, например, или библиотекаря. Молоподвижный труд, при всем моем уважении, тело в должном тонусе держать не сможет. Для телесного здоровья же всяко необходимо движение. Как говорит старец Василий Поляномирульский: «Если бы нам было полезно быть расслабленными телом и лежать полумертвыми, едва дыша, то Бог нас такими бы и сотворил с самого начала. Но Он сделал иначе, и потому согрешают те, кто хорошо сделанное не хранят в том же состоянии".

Что касается йоги, то я лично не благословил бы осваивать эту область.
Вы считаете, что йога входит в противоречие с Божими заповедями? Но чем?
 
Последнее редактирование:

Igra

БЫТИЕ
То, что сказал отец Николай - "для широкой аудитории ответы носят общий характер, с надеждой на то, что слушающий применит полученные знания к своему частному случаю, не упуская при этом общее" - дает основания слушающему делать самостоятельный выбор в соответствии со своим частным случаем. По своему разумению.
Это он сказал,объясняя свой ответ именно здесь,на форуме,так как отвечает для широкой аудитории,не имея возможности побеседовать с каждым и узнать истиную мотивацию и что каждый вкладывает в этот вопрос.Вы упускаете,что о.Николай сказал далее,а это и есть главное:
Для детального обсуждения недоуменных вопросов, принято обращаться к духовнику, чтобы иметь возможность заглянуть друг другу в глаза. В случае отсутствия духовника, можно обратиться к любому дежурному священнику в храме. Если человек так сделает, то это покажет, как минимум, что вопрос действительно его волнует, а не является средством простой самоактуализации за чужой счет.
Обсуждение дальнейшее похоже на то,что непременно нужно убедить священника,что йогой заниматься можно.Так не принято в православии.Если вам не понравился ответ священника или своего духовника и вы решили не следовать этому,то это только ваш выбор,убеждать в своей правоте священника не надо.В данном случае ответ носит только общий характер,что единственно возможно в таком формате,а далее каждый обратится к духовнику или своему приходскому священнику.В чем проблема?А по поводу йоги-есть ли смысл заниматься йогой всё время оставаясь на первой,начальной,подготовительной ступени,не имея цели и возможности практиковать это направление со смыслом,тем более,что сосредоточенность,концентрация,спокойствие ума православными должны достигаться совершенно по-иному.

судя по Вашим постам, Вы оочень далеки от йоги
Мне кажется,что все "практикующие" в нашей стране "йогу",так называемую,популяризированную и адаптированную,оочень далеки от йоги:)
 

DSoul

Начинающая Ведунья
Вопрос к О. Николаю и всем:

Где искать тот образ и подобие Божие, по которому мы созданы?
 
Сверху