Сказкотерапия

Ленчик

New member
А я даже не знала, что такое бывает :oops: И примерно последние пару месяцев терзания:"Мама, расскажи сказку, да не из книжки..." Будем сочинять...
 

Хелга

New member
А вы в курсе, что именно народные, а не авторские сказки наиболее безопасны для детей?
:big boss:
 

Mahima

переименовалась:)
Ленчик, у нас папа ВСЮ ЖИЗНЬ малому сочиняет сказки :biggrin: и они - самые любимые. :)
а ссылка не открывается :blink:
 

Хелга

New member
Караул, адаптация нужна, не все же аутентику захотят читать.
все в адалтации, авторском пересказе или переводе. Даже когда "записано собирателями", то все-равно в их рецензии. И русские народные у разных собирателей звучит по-разному
а в народе ведь тоже каждый рассказывал свою интерпретацию сказки :derisive: . Тут суть в сюжетном и смысловом узле сказки, а остальное - это "рюшечки" :agree:
 

Mahima

переименовалась:)
Но чистых народных для детей обычно не издают, все в адалтации, авторском пересказе или переводе. Даже когда "записано собирателями", то все-равно в их рецензии. И русские народные у разных собирателей звучит по-разному. Но интересно читать анализ народных сказок.
я читала сборник сказок Афанасьева в двух томах. Это, скажу я вам, специфическое чтение местами :biggrin: и уж понятно, что не для детей. Собственно, многие сказки и не предназначены для детей. У них другая функция была..И многое нам уже непонятно к сожалению..
 

Танюшик

New member
Хочу поделиться своим опытом в составлении сказок. На одном тренинге нас научили составлять сказки-метафоры. Это такие сказки, в которых завуалированно говорится о какой-то жизненной проблеме и так же завуалированно о способах её решения. Сказки-метафоры можно и нужно рассказывать не только детям, но и взрослым. Структура сказок такая:
1. Описание героя, среды его обитания, занятий и т.д.
2. Назревание проблемы - описание того, с чем он столкнулся и не смог преодолеть.
3. Изменение обстановки (это может быть "наш герой уснул и увидел во сне...", "наш герой отправился в путешествие..." и т.п.)
4. Встреча помощника (того, кто подскажет выход из сложной ситуации)
5. Победа над проблемой
6. Возвращение (герой проснулся, вернулся из путешествия и т.д.)
Happy end!

В сказке, особенно если она составлена с целью исправить какое-то поведение, или помочь справиться с какими-то реальными проблемами, не должно быть отрицательного героя. Подразумевается, что слушающий ассоциирует себя с главным героем и сможет найти поведение в реальной жизни, скопировав поведение героя. а если будет отрицательный герой, то неизвестно, с кем из них будет ассоциировать себя слушающий.
 

Танюшик

New member
Хочу оставить здесь одну сказку, которую написала моя хорошая знакомая, когда к ней обратились родители маленькой девочки, попросив помочь решить одну проблему с их дочкой. Прочтите сказку, может быть сможете догадаться, какая проблема была решена с её помощью?

Вот эта сказка.

Итак,


далеко-далеко на другом конце света, в одном городе жила была маленькая девочка. Это была очень хорошая, послушная девочка с белыми волосами и голубыми глазами. Она очень любила маму и папу (здесь если надо откорректируете внешний вид ребенка и состав семьи)
каждый вечер она ложилась в постельку и закрыв глаза представляла себе сказочные фантастические миры и страны где сбываются все мечты и случаются разные чудеса. Эта девочка верила в чудеса...

Однажды вечером она как обычно помечтав перед сном заснула и ей приснился удивительный сон...

...Она оказалас в красивой сказочной стране, она увидела горы и реки и солнышко и сказочные леса, она смогла все это увидеть сразу, потому что в этой сказочной стране все было очень маленьким по сравнению с ней. Самые высокие горы доходили ей до пояса а солнышко было на уровне головы, облака можно было потрогать руками, а самые высокие деревя и широкие реки можно было легко перешагнуть.
Это очень понравилось нашей маленькой героине и она решила прогуляться и рассмотреть получше эту прекрасную страну. Она осорожно переступала через реки и деревья и облака следовали за ней. Так она гуляла пока не увидела внизу маленькую деревню, жители которой были заняты важными делами, они все дружно убирали воду с улиц, дорог и плащадей, откачивали ее со своих огородов, воды было много так словно ночью прошел сильный дождь.
Конечно такую большую девочку нельзя было не заметить и маленькие жители деревни остановились и подняли вверх головы. Девочка присела и тоже посмотрела на них. Она протянула ладошку и самый смелый маленький человечек взобрался на нее. Он снял свой маленький зеленый колпачок, вежливо поклонился и сказал.

- О, великая и добрая волшебница (придумайте и вставьте имя созвучное имени ребенка). Мы рады приветствовать тебя в нашей стране!

Вот так чудо! Оказывается в этой маленькой прекрасной сказочной стране, она - великая и добрая волшебница! Хотя ничего необычного, ведь наша девочка всегда верила в чудеса

- Здравствуйте, дорогие маленькие человечки! Как поживаете?

- И не спрашивай, великая и добрая волшебница! Ты видишь целыми днями мы заняты осушением нашей деревушки, и совсем забыли когда в последний раз мы веселились и играли в свое удовольствие...

- А что случилось?

- Понимаешь, великая и добрая волшебница, каждую ночь к нам прилетает небольшая грозовая тучка и проливается дождем над нашей деревней, а утром когда мы просыпаемся, вокруг стоят лужи, которые мы должны убирать, чтобы вокруг было чисто и сухо. Ты можешь нам помочь? мы очень просим тебя!

Девочка помолчала немного, подумала, и ей так стало жалко этих хороших маленьких человечков, что она ответила.

- Да, я помогу вам, мои хорошие. Я поговорю с этой грозовой тучкой и порошу ее так больше не делать.

- Спасибо тебе! Наша великая и добрая спасительница!

С этими словами маленький человечек спрыгнул с ладошки и пошел к своим собратьям помогать им доделывать их работу.


Девочка снова отправилась гулять по сказочной стране. Много удивительный и красивых вещей она обнаружила там. Но особенно ей понравилось необыкновенное прозрачное озеро, которое находилось невдалеке от деревушки. Это озеро было и вправду чудесным и красивым. Оно находилось в середине красивых и гладких белых гор, похожих на большую чашу. Время от времени с заднего склона этой чаши стекал поток чистой прозрачной воды и поэтому вода в озере оставалась всегда чистой и прозрачной. А еще она заметила стайку облачков над белой гладкой горной чашей некоторые из них были грозовыми лохматыми облачками, Они подлетали к этому месту и пролившись золотым прозрачным дождиком преврашались в белых легких и чистых. И ей показалось она даже слышала их счастливый облачковый смех, как будто им очень нравилось делать это и это приносило им удовольствие и радость. Девочка очень заинтересовалась этим необыкновенным местом и спросило у маленького белого и чистого облачка.

- Милое облачко, скажи мне что это за место и почему вы так радуетесь?

Облачко ответило ей.

- Это облачковый рай! Самое чудесное и радостное место в этой стране! Видишь ли, каждое белое облачко, немного полетав по небу превращается в грозовую тучку, готовую пролиться золотым дождем. И как только мы чувствуем, что момент освобождения настал, мы сразу летим сюда, в наш облачковый рай, чтобы снова стать белыми, легкими и чистыми. Это большое удовольствие для нас! Потом мы снова можем летать по небу, наблюдать за всем происходящим на земле и играть друг с другом и с солнышком в догонялки и прятки!

Услышав все это девочка очень сильно обрадовалась, так как кажется теперь она знала как помочь своим маленьким друзьям человечкам.

Она вернулась в деревушку и стала терпеливо ждать когда наступит ночь и прилетит грозовая тучка.

И вот наступили сумерки и в деревенских домиках маленькие человечки приготовились ко сну. Они пожелали своей волшебнице удачи и легли спать...

Девочка сразу заметила небольшую грозовую тучку. Эта тучка летела по ночному небу и ее было хорошо видно в свете луны и звезд. Тучка подлетела совсем близко к нашей девочке и девочка услышала как та тяжело вздыхает. Грозовая тучка кажется была очень печальной.

- Привет, грозовая тучка!

- Привет, великая и добрая волшебница.

- Скажи милая тучка, отчего ты грустишь?

- Мне очень грустно оттого что я не знаю где находится самое веселое и радостное место на земле, облачковый рай! Видишь ли я прилетаю сюда каждую ночь, но не могу найти дорогу, а мне бы очень хотелось попасть в облачковый рай! Говорят там так здорово! И каждую ночь я плачу потому что мне грустно и никто мне еще не помог, не показал дорогу. Ты можешь мне помочь?

- Да! Конечно! Я мечтаю о том чтобы помочь тебе! Сегодня днем я была там! Это действительно самое веселое и радостное место на земле! Пойдем я тебя отнесу, ты уже совсем тяжелая и момент твоего освобождения настал.

Девочка бысто отнесла грозовую тучку в облачковый рай. И с интересом наблюдала как та проливается золотым дождем и от этого становится белой легкой чистой и счастливой. А потом она увидела красивую радугу и поток чистой прозрачной воды текущей со склона блестящей и гладкой горной чаши. И почувствовала большую радость и облегчение! Все случилось как в настоящей сказке и она великая и добрая волшебница помогла своим друзьям маленьким человечкам и грозовой тучке!

- Спасибо! Дорогая волшебница! Теперь я навсегда запомнила дорогу в облачковый рай!

- Пожалуйста, милая тучка! И помни чудеса случаются!

Сделав свои добрые волшебные дела, девочка прилегла на мягкую травку, сладко зевнула и заснула спокойным сном...

А когда открыла глаза, то увидела что она снова дома, в своей любимой постельке и солнышко ласково светит в окно. Девочка встала потянулась, посмотрела на свою чистую белую и сухую простынку, улыбнулась и подумала..."Сегодня маленькие человечки будут играть и веселиться в свое удовольствие!"

Мама вошла в ее комнатку, ласково обняла дочурку и прошептала на ушко "Спасибо, ты самая добрая и удивительная девочка на всей земле! С добрым утром!"

Вот так. Чудеса случаются!
 

Mahima

переименовалась:)
Танюшик, вот спасибо! А
сходство героя с реальным человеком обязательно? ну то есть если мальчик - то и в сказке мальчик? Сходство жизненных условий и прочее...Или лучше прямых аналогий избежать?
 

Танюшик

New member
Катерина, если есть сходство, то ребёнку будет проще ассоциировать себя с героем. Пробуйте, посмотрите, как Ваш ребёнок будет реагировать. Если ему не нравится, что он на кого-то очень сильно похож, то измените описание на более размытое.
 

Ленчик

New member
Танюшик, спасибо, оч. интересно.

А чего не открывается - не знаю :blink: , больше года прошло.

А дочка теперь сама сказки сочиняет и записывает. В работе три или четыре творения, с картинками, разными сюжетами, кучей героев со своими родственными связями... И когда вырастет, будет детской писательницей. Вот.
 

Хелга

New member
Танюшик, сказка просто супер!

А у мея ещё есть книга "Маленькие игры в большое счастье", там тоже такого рода сказки :derisive:
 

O.C.

New member
Есть чудесная книга, которая научит создавать сказки для решения разных деткиных проблем: Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." Рекомендую всем, даже тем, кто не собирается сочинять сказки.
 

Veronique

Active member
а с какого возраста уже можно начинать использовать сказкотерапию? Не просто чтение, рассказ, рассматриваение картинок, а именно с "тайным" умыслом :)?
 

Jahenka

влюбленная в мир
Veronique,
рискну предположить, что с тех пор, как ребенок сможет ассоццировать себя с главным героем. Для этого надо ассоциативное мышление... Развивается, как говорят психологи, в районе трех лет.
 

Miracle One

Роман на всю жизнь
Я толкьо сейчас наткнулась на статью в журнале. Хотела создать тему,смотрю:меня давно опеределили) Такой сказкотерапией надо пользоваться очень аккуратно. Нльзя каждую поблему решать именно так. Ребенок может так и не научиться принимать самостоятельные решения.
Может,будем здесь делиться самыми ,на наш взгляд, безопасными сказками?
Пошла исктаь.. по ссылкам.

Стоит ли рассказывать сказку или исктаь таковую про взаимоотношения с родителями( что нужно прислушивтаься к их мнению, если мама сказала:нельзя вырывать руку и бежать на дорогу,то прежде чем так сдлать,надо просто спросить,почему мама считает это опасным и так далее). А то мне кажется, я как-то не так себя веду с ребенком...То слишком давлю, то мягкая...
 

Львёнок

New member
В сказке, особенно если она составлена с целью исправить какое-то поведение, или помочь справиться с какими-то реальными проблемами, не должно быть отрицательного героя. Подразумевается, что слушающий ассоциирует себя с главным героем и сможет найти поведение в реальной жизни, скопировав поведение героя. а если будет отрицательный герой, то неизвестно, с кем из них будет ассоциировать себя слушающий.
Если мы были на одном тренинге, то там говорили чуть не так: отрицательный герой присутствовать может, но по ходу сказки он должен стать хорошим :) И для данного случая главный герой не может носить имя ребёнка, в то время как положительный герой - может.
Veronique, на том же тренинге говорили, что отличать правду от вымысла ребёнок начинает после 2-х лет (естественно с оглядкой на развитие конкретного ребёнка).

Miracle One, важно быть последовательной: если что-то позволено - то позволено. То же для запрещено, т.е. не менять: сейчас можно, а вечером за то же самое отругаю. А в отношении опасностей по многу раз объяснять, почему ЭТО нельзя и чем чревато. Вы наверняка и сами это знаете, просто не сомневайтесь в себе, ребёнок чувствует сомнения :)
А в сказках прямых указаний слушаться родителей лучше избегать, а то сделает наоборот ;) Лучше, если главный герой в сказке не послушается и сделает по-своему, соответственно попадёт в очень неприятную и нежелаемую для него ситуацию, сделает вывод и исправится.
 
Сверху