Jahenka, простите, что не ответила сразу - меня просто не было - уезжала далеко от компа
как что-либо объяснять - многократно повторяя - только так и никак иначе - тут вариантов особых нет. Только единственное но, повторяем приблизительно так - сначала полный текст, делаем акценты, эмоционально, так, что бы ребенок слушал. По-хорошему это должен быть продуманный текст и как можно более простой для понимания. Ну, например что-то такое (Вы сами откорректируйте по ребенеку) Можно идти с чужими людьми, только если мама или папа разрешили. ВСЕ! Ребенок больше не может удерживать внимание, особенно если не заинтересован. Понятно, что такой текст запомниться раза с 5- 10 ( и т.п. - все зависит от ребенка и мамы) Но запомнится, не значит будет понят и принят. Т.е. теперь Вы переходите к более краткой формулировке, приминительно к конкретным ситуациям - хорошо бы их подготовить - с кем-нбудь договориться - но напоминаем так(например) - Маша, это чужой человек - если видите, что ребенок среагировал, т.е. он вспомнил, то выжидаете что сделает, если сам не сделал - напоминаете, я не разрешала и т.п. А если не среагировал - то еще не запомнил, значит надо еще разок повторить, и не один. Таким образом добиваетесь, что при кратком напоминании ребенок не только вспоминает, о чем речь, но и с подсказкой, а то и без, выполняет задуманное. За правильную реакцию - хвалите, бурно и активно. За отсутствие - не ругаете, просто еще раз напоминаете. Скоро Вы достигните того, что достаточно будет сказать только одно слово, например, Маша! и ребенок сам вспомнит, а потом и не надо будет говорить! Понятно. что даже при замечательных успехах будут время от времени срывы - тогда берете за руку и спокойно напоминаете, что с чужими без разрешения идти нельзя. У нас так было спереходом улицы, осовоили. За сколько - если честно - уже не вспомню. Но за месяц где-то, а может и немного больше. Нечто аналогичное было с мусором на улице, убегании от мамы, не отзывании, когда зовут и т.п. Чем взрослее ребенок, тем, с одной стороны проще договориться, а с другой, у него уже намного больше интересов и ему сложнее соблюдать много рпавил. Но все решается при систематичном напоминании.
компромисы я считаю должны быть - ребенок имеет право выбора, другое дело, что он не всегда может просчитать его так далеко. Мы пробовали договориться с года где-то. Когда-то проходило, а когда-то и нет. Но это важно начинать уже сейчас, потом будет проще и легче и Вам и ребенку.
Что касается падений на коленки и т.п. - у нас это пресекалось просто - не хочешь идти - все идем домой - раз ты не хочешь гулять. А если по делу - очень спокойно и уверенно - нам НАДО сходить туда-то, поэтому тебе придется пойти со мной. И все - а там, как получается, у нас как правило, ребенок упирался, тогда в охапку и вперед. Но довольно быстро он понял, когда его упорство бессмыслено и ситуации прошли