Я думаю, что в детстве всем читали сказки. Уверен, что все, ну или почти все, с нетерпением ждали вечера, чтобы посмотреть телепередачу «Спокойной ночи, малыши», а на белорусском телевидении аналогичная программа называлась «Калыханка», жива она и по сей день, и мы надеемся, что она будет еще очень долго радовать наших малышей своими замечательными и поучительными историями. Поэтому я и посетил редакцию детских программ телекомпании «ЛАД» и студию, в которой происходят съемки любимой многими детской вечерней программы «Калыханка».Я думаю, что в детстве всем читали сказки. Уверен, что все, ну или почти все, с нетерпением ждали вечера, чтобы посмотреть телепередачу «Спокойной ночи, малыши», а на белорусском телевидении аналогичная программа называлась «Калыханка», жива она и по сей день, и мы надеемся, что она будет еще очень долго радовать наших малышей своими замечательными и поучительными историями. Поэтому я и посетил редакцию детских программ телекомпании «ЛАД» и студию, в которой происходят съемки любимой многими детской вечерней программы «Калыханка».
Честно говоря, для того, чтобы ощутить всю позитивную энергетику этого места, там нужно побывать, но я попытаюсь передать вам частичку того заряда, который получил находясь там.
Утро. 11 часов. Я вхожу в здание Белтелерадиокомпании на улице Макаенка. Беру пропуск, прохожу контроль. И вот оно свершилось. Я – в святая святых нашего белорусского телевидения. Направляясь к заветной студии, уже на подходе, я расслышал веселый говорок медвежонка Топы, оживляет которого актер столичного театра сатиры и юмора «Христофор» Владимир Воронков. Перед входом в студию стояла, попивая сок через трубочку, Фея снов, в исполнении Елены Бикреневой. К слову, кастинг на эту роль был очень серьезный и последнее слово в нем сказали сами дети, выбрав Елену из множества кандидаток.
– Когда был объявлен кастинг на роль Феи, – рассказывает заведующая отделом подготовки программ для детей и юношества Елена Будрицова, – претенденток собралось огромное количество. Своими силами мы смогли выбрать только лучшую пятерку. А дальше… дальше пробные записи были показаны детям, самым беспристрастным судьям и нашу Леночку, тогда еще Скрипчик, практически единогласно выбрали на роль Феи.
Войдя в студию, я сразу же погрузился в атмосферу безудержного веселья и хорошего настроения. Позитив бил отовсюду. На съемочной площадке не было человека, который не улыбался. Немного серьезнее остальных вел себя только режиссер. Вашему покорному слуге разрешили находиться прямо в эпицентре съемок. Попросили только не шуметь и не фотографировать во время записи.
Наблюдать, как в руках взрослых людей оживают и начинают двигаться и разговаривать куклы, минуту назад казавшиеся обычными игрушками – это нечто. Это невозможно передать и описать словами. Это нужно увидеть. Тем более, что в перерывах между съемками сцен они еще и шутят, и от этого ощущение того, что куклы ожили просто непередаваемое.
Съемка одной сцены занимает не менее получаса. Режиссер старается учесть малейшие детали, потому что передача для малышей, а в данном случае ошибки не допустимы.
– Вообще у наших российских коллег, из «Спокойной ночи, малыши», условия работы немного более комфортные, – поделился информацией Владимир Воронков. – У них есть специальная яма, в которой находятся актеры. Это гораздо удобнее, чем у нас. Мы, как видите, сидим на полу.
И, правда, высидеть на полу, под пышущими жаром софитами несколько часов и при этом управлять куклой и произносить нужные фразы с нужной интонацией – это своего рода подвиг.
Декорации простые, но в то же время очень яркие и веселые. Видно, что делались они с душой. Реквизит при съемках используется самый нехитрый, ничего сверхсовременного и фантастического на съемочной площадке нет. К, примеру, функцию сонника Феи снов выполняет обычный аквариум.
Куклы работают «без дублеров», поэтому обращаются с ними очень бережно. Изготовила их художник Наталья Кудашкина. Сейчас рассматривается вопрос о небольшом видоизменении кукол, точнее, как сказала Елена Будрицова, – Хотим сделать их немного более современными, хотя сама художницы против этого. Она говорит, что изменится образ и восприятие кукол, но ведь не все новое всегда плохо? – улыбается Елена.
– А новые персонажи есть в планах?
– Нет, «Калыханка» и так немного перегружена, у нас сейчас два основных персонажа, это Сан Маляваныч и Фея снов, а также три куклы: медвежонок Топа, он кстати самый старший, ему уже почти 20 сценических лет, лисичка Яна (озвучивает ее Инна Гончар), и Сплюшик, – говорит Елена. – Переизбыток персонажей не очень хорош для детей, они начинают путаться, теряется узнаваемость.
– Ну, если с медвежонком и лисичкой все ясно, то кто такой Сплюшик?
– Сплюшик – абсолютно нереальное существо, его при помощи волшебного сонника Феи снов наколдовали Топа и Яна, – рассказывает Елена. – Озвучивает его актриса Русского театра Эмилия Пранскуте. Дело в том, что Топа и Яна обычно ассоциируются с детками 6–7 лет, а вот Сплюшик у нас совсем маленький, ему не больше 3–х.
– А как выбирается тема очередной передачи? Есть ли взаимосвязь с происходящим вокруг?
– Идеи для передач мы берем просто из жизни. Никакой связи с политикой или экономикой нет. У многих из нас есть дети, частенько они становятся источниками идей. Однако все очень тщательно выверяется и проверяется. Потому что, если в «Калыханке» мы, например, наклеим на комод стрелочку, то ребенок потом наклеит стрелочку у себя дома и скажет, что видел это в «Калыханке». Поэтому с одной стороны передача должна быть и веселой, и познавательной, и интересной, а с другой не навредить, – говорит Елена. – Тема мультфильма, как правило, не пересекается с темой передачи. Мультфильм показывается просто как мультфильм, с целью развлечь ребенка, а не с целью осмысления темы передачи, – продолжила Елена.
– Скажите, а каково семейное положение работников вашего отдела? Не является ли наличие ребенка чем–то вроде пропуска для работы к вам?
– Вы для себя интересуетесь? – Елена смеется. – Шутка, конечно. Практически все наши девушки, за очень редким исключением, замужем, почти у всех есть дети. И некоторым это очень помогает в работе. Но наличие детей, ни в коем случае не является критерием для отбора, главное – профессионализм и творческая составляющая.
– А кто по образованию работники вашего отдела?
– Практически все журналисты, только одна девушка у нас филолог. Но она окончила курсы сценаристов, так что случайных людей у нас нет.
– Были ли случаи, когда телезрители сами присылали сюжеты для передач?
– Случаи были, люди даже приходили и говорили, что мы можем писать сценарии, но это очень ответственное, как я говорила ранее, дело, поэтому занимается этим только наша редакция, – ответила Елена.
– Бывали ли казусы, смешные случаи при съемках?
– Как вы могли сами убедиться, – говорит Елена, – на съемочной площадке царит постоянное веселье, а вот в готовых передачах «ляпы» не проходят. К монтажу относятся очень ответственно. На моей памяти в эфир ничего не проходило.
– Ну что ж, Елена, спасибо за интересный рассказ и предоставленную возможность вживую увидеть, как происходит это чудо – съемки «Калыханки».