Астрономы обнаружили звезду нового типа

Астрономы обнаружили звезду нового типа 1

Звезды средних размеров завершают свою эволюцию, сбрасывая внешние оболочки и превращаясь в компактных и тусклых белых карликов.

Благодаря почти бесконечному сроку существования в Галактике сохраняется множество таких объектов, и они часто образуют двойные системы. Вращаясь в паре, белые карлики могут сближаться вплоть до того момента, пока не вспыхнут сверхновой «типа Ia«, передает naked-science.ru

Такое событие произошло и в системе IRAS 00500+6713, однако взрыв оказался недостаточно силен и не смог полностью ее разрушить. На месте тандема белых карликов остался новый звездный объект, окруженный плотным газопылевым облаком. Его исследовала команда ученых во главе с Лидией Оскиновой, работающей в Потсдамском университете и Казанском (Приволжском) федеральном университете. Их статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Астрономы обнаружили звезду нового типа 2

Систему впервые заметили в 2019 году. Ее центральная звезда J005311 быстро вращается и отличается сравнительно высоким содержанием кислорода и углерода. А исходящий от нее звездный ветер выделяется невероятной скоростью, достигающей 16 тысяч километров в секунду. Новые наблюдения, проведенные с помощью космической обсерватории XMM-Newton, продемонстрировали, что J005311 ярко излучает в рентгеновском диапазоне. Судя по этим данным, система необычно богата неоном, кремнием и серой, а ее туманность сильно раскалена, достигая температуры в миллионы градусов.

Определить массу звезды не удалось, хотя по косвенным признакам ученые оценили ее более чем в 1,4 солнечной — выше верхнего предела массы белых карликов. По-видимому, она стала продуктом слияния пары белых карликов, по крайней мере один из которых был кислородно-неоново-магниевым (такие карлики остаются после гибели звезд массой около 10 солнечных).

Взрыв не смог разрушить систему полностью, однако привел к выбросу больших количеств вещества и оставил после себя новую звезду. «IRAS 00500+6713 — новый тип звездных объектов. Другие подобные объекты с аналогичными свойствами нам неизвестны, — говорит Оскинова. — Можно назвать его очень необычной звездой». Авторы надеются лучше изучить экзотический объект с помощью нового космического телескопа JWST, который готовится к запуску в 2021 году.

Источник: naked-science.ru