Методика подсчета тестового балла
Скажите, пожалуйста, какими преимуществами обладает новая методика подсчета тестовых баллов?
В основу новой методики положен фундаментальный принцип нормального распределения, который позволяет в любых условиях проводить необходимые измерения и получать объективную оценку знаний. При расчете тестового балла будут засчитываться частично правильные ответы: вместо того, чтобы выставлять только крайние оценки (выполнено или не выполнено, как это было в старой методике), теперь есть возможность оценить отдельные компоненты. И когда, например, допущена одна ошибка, то ответ будет засчитан как частично правильный с выставлением соответствующего балла.
Таким образом, точность измерений возрастает. С введением новой методики абитуриенты заранее, еще до проведения экзамена, будут иметь таблицу, отражающую, сколько первичных баллов дается за выполнение того или иного задания (такая таблица уже размещена на сайте РИКЗ в разделе «РТ» - «Информация о первом этапе РТ»), и смогут определенным образом планировать и оценивать свою работу.
Каким образом будет подсчитываться тестовый балл абитуриентов?
Расчет результата выполнения теста централизованного тестирования по новой методике предусматривает максимально точную оценку знаний абитуриента и будет осуществляться в два этапа. Сначала будет определен первичный балл, набранный участником тестирования. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу в автоматическом режиме будет поставлен в соответствие тестовый балл на 100-балльной шкале, который и будет являться итоговым результатом.
Первичным баллом, набранным абитуриентом за выполнение теста, будет являться сумма оценок (баллов) за каждое верно (частично верно) выполненное им тестовое задание. Количество первичных баллов за верное (частично верное) выполнение тестовых заданий будет зависеть от формы тестовых заданий, при этом количество первичных баллов, которое сможет набрать абитуриент за верное выполнение каждого задания, всегда будет известно до начала тестирования.
В соответствии с международной практикой общая схема начисления первичных баллов за выполнение теста может быть представлена следующим образом.
За верное выполнение заданий с выбором одного правильного ответа из числа предложенных вариантов ответа будет начисляться один первичный балл.
За верное выполнение заданий с выбором двух и более правильных ответов из числа предложенных вариантов ответа будет начисляться два первичных балла.
За верное выполнение заданий, предполагающих запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, сочетание букв и цифр, последовательность цифр или целое число) будет начисляться два первичных балла.
В тех случаях, когда форма тестового задания предполагает возможность учета частичного выполнения тестового задания, будут учитываться частично верные ответы (будет начисляться один первичный балл из двух возможных).
После определения первичных баллов, набранных участниками тестирования, в процессе статистической обработки определяется процент (доля участников), набравших тот или иной первичный балл.
Далее полученное процентное распределение результатов тестирования, выраженное на шкале первичных баллов (распределение частот первичных баллов), математически корректно преобразуется с использованием функции нормального распределения в соответствующее ему распределение результатов на нормализованной шкале измерения. В итоге каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме с использованием функции нормального распределения будет определен соответствующий тестовый балл на 100-балльной нормализованной шкале.
При этом значению первичного балла 0 будет поставлено в соответствие значение тестового балла 0. Максимально возможному значению первичного балла, которое сможет набрать участник тестирования, верно выполнивший все задания теста, будет поставлено в соответствие значение тестового балла 100.
Перевод первичных баллов, набранных участниками тестирования, в тестовый балл научно обоснован и осуществляется во всех развитых странах мира. Это связано с тем, что первичные баллы не являются абсолютной оценкой знаний, а отображают лишь степень выполнения абитуриентом конкретного теста. Если одному и тому же абитуриенту предоставить более сложный тест, его результат, выраженный в первичных баллах, будет иметь совершенно другое значение. В этой связи и осуществляется перевод результатов выполнения конкретного теста на единую шкалу измерения. Вот уже более ста лет в мировой практике в качестве единой универсальной шкалы измерения используют шкалу нормального распределения. При использовании единой шкалы измерения результат абитуриента, выполнившего два разных по уровню сложности теста, будет одинаков, так как его уровень подготовки в данный момент времени является постоянной величиной.
Таким образом, по итогам статистической обработки участник тестирования получит итоговый тестовый балл, который будет являться результатом оценки его уровня знаний, отображаемой абсолютной величиной на 100-балльной шкале измерения.
По итогам статистической обработки материалов централизованного тестирования, еще до фиксации персональных результатов абитуриентов, будет создана и опубликована переводная таблица, в которой будет указано взаимно однозначное соответствие между каждым возможным значением первичного балла и тестовым баллом по каждому учебному предмету. Подсчет баллов будет осуществляться в автоматическом режиме, т. е. человеческий фактор будет полностью исключен. Процедура расчета результата централизованного тестирования будет прозрачна и доступна для абитуриентов. Каждый из них сможет самостоятельно, еще до информирования РИКЗом о персональных результатах, определить свой результат выполнения теста, найдя сумму первичных баллов правильно выполненных им заданий.