ДДСТ

fast

New member

Памелла

New member
Опека - от слова Опекать...
Не... НКВД-1937....Родителей в Сибирь, детей в детдом. Без суда и следствия.
ИМХО.
 

Памелла

New member
сегодня в час дня на телеканале "Мир" был репортаж...
ИМХО....Травля. Спустили всех собак

Может я не в той теме напишу. Может не то. Может меня камнями закидают.
В первый раз в жизни когда я не получила ремня от деда - это в 14 лет когда он нашёл у меня пачку ментоловых сигарет Мальборо (1995 год). Тогда мой дед в первый раз в жизни поговорил со мной как со взрослым человеком.
Как рассказывала моя бабушка и мама - в детстве я была похлеще банды из троих пацанов. Натерпелись от меня)))) Помню все свои тёмные делишки. И честно могу сказать что ремня я получала заслуженно.

Пару лет назад летали с мужем в Барселону через Брюссель.Так получилось что рейс на Барсу пришлось ждать всю ночь в аэропорту Шарлеруа. Познакомились там с девушкой из Узбекистана. Она живёт в Бельгии. У неё дочка от бельгийца, бывшего мужа. Дочке на тот момент было 3 года.
Проговорили всю ночь. До сих пор всё помню. Бывший муж постоянно таскает её по судам - то из-за синяков, то дочь три дня в садик не водила из-за простуды ( ограничила право дочери на общение с другими детьми и вообще ущемила её (дочери) права и свободы)

Подали в суд соседи - два гея удочеривших девочку - мол ограничевает общение дочерей.
Постаралась описать свои мысли локанично.
Куда этот мир катиться????

Почему вместо помочь и поддержать - у нас только отобрать и поделить????
Почему мы перестали слышать друг друга и верить друг другу?
 
Последнее редактирование:

fostermama

Active member
Сказать, что я потрясена - это ничего не сказать..

Наталья Поспелова, директор Национального центра усыновления

Трудности и радости детского дома семейного типа

Первые детские дома семейного типа появились почти 30 лет назад. Идея их создания была предложена Советским детским фондом имени В.И. Ленина. Казенные институциональные учреждения, куда в подавляющем большинстве случаев помещали детей-сирот, хоть и были монополистами в деле их воспитания, однако постоянно доказывали свою несостоятельность: из детдомов и школ-интернатов, как правило, выходили молодые люди, к жизни не приспособленные и социально уязвимые. Несмотря на распространение и тиражирование идей важности и правильности коллективного институционального воспитания сирот, прогрессивная часть общества всегда искала пути и средства минимизировать негативные последствия учрежденческого воспитания на личность ребенка.
Известно, что еще до революции имело место патронирование детей, оставшихся без попечения родителей, крестьянскими семьями. Осиротевших детей передавали на воспитание в семьи, семье за услуги по уходу, присмотру и воспитанию выплачивалось небольшое вознаграждение, а на ребенка – скромное пособие. Контроль за положением детей в таких семьях практически отсутствовал, в силу чего общественность нередко становилась свидетелем издевательств и жестокости в отношении сироток-приживалок…

В первые годы советской власти патронат тоже использовался. На основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Содержание детей осуществлялось за счет местных средств. Однако широкого распространения патронат не получил из-за опасений, что под видом патронирования в приемных семьях будут эксплуатироваться дети-сироты. Похоже, из этих мрачных подозрений ведет свои истоки предвзятое отношение к современным родителям-воспитателям, порой демонстрируемое как на обывательском, так и на профессиональном уровне. Так или иначе, но главенствующей формой воспитания детей, оставшихся без родителей, на протяжении почти всей советской эпохи были государственные детские дома, дома ребенка и школы-интернаты.

На период конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия пришелся пик социального сиротства в ряде советских республик. 17 апреля 1988 года Совет Министров СССР издал постановление о создании детских домов семейного типа (ДДСТ). ДДСТ организовывались при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. При этом учитывалось мнение всех совместно проживающих членов семьи, в том числе собственных детей. Общее число детей, включая родных и усыновленных, не должно было превышать 12 человек. Предполагалось, что в состав детских домов семейного типа будут входить как отдельные детские го*родки для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без по* печения родителей; так и отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или группах таких домов.

В СССР к концу 1990 года количество детских домов семейного типа (ДДСТ) достигло 258 с общим числом де*тей более двух тысяч человек. Больше всего таких детских домов было создано в Омской области (более 20), в результате чего был закрыт один обычный детский дом. Приемные родители-воспитатели ДДСТ приравнивались по статусу к воспитателям обычных детских домов. Им гарантировался непрерывный педагогический стаж, удлиненный отпуск и другие гарантии, уста*новленные для педагогических работников. Детские дома семейного типа стали основой для появления такой формы семейного воспитания как приемная семья. Первые ДДСТ на территории Беларуси открылись в 1989 году.

Однако уже к середине 90-х годов XX века появляется разочарование в ДДСТ. Оказалось, что для их функционирования необходимы серьезные экономические вливания, т.к. энтузиазма родителей-воспитателей, увлеченных идеями борьбы с сиротством на базе отдельно взятых семей, оказалось маловато. С педагогических точек зрения высказывались сомнения в целесообразности ДДСТ в свете большого числа детей-сирот, приходящихся на одного родителя-воспитателя (иногда число воспитанников доходило до 15 и больше), что приближало условия жизни детей в ДДСТ к детдомовским, лишенным семейственности, персонифицированного внимания. Отсутствовали (впрочем, как и сейчас) четкие критерии оценки деятельности родителей-воспитателей и ДДСТ в целом, что на практике создавало и продолжает создавать сложности при проведении анализа положения детей в ДДСТ. К примеру, воспитанники ДДСТ работают на приусадебном участке. Это принудительный детский труд, эксплуатация беззащитных, «понабирали, а теперь наживаются», или это социальное закаливание, трудовое обучение и воспитание, привитие навыков, жизненно необходимых сиротам в самостоятельной жизни, когда никто-ничего-за-тебя-не-сделает?

С трудом формировалась система сопровождения таких семей на местном уровне: поначалу не было специалистов (педагогов-психологов, педагогов социальных). С появлением таких специалистов ситуация не претерпела коренных изменений, т.к. принятие решений по каждому конкретному случаю, произошедшему в ДДСТ, в основном, не входило в их компетенцию. По-прежнему менеджмент ДДСТ осуществляется специалистами, не имеющими компетенций в области психологии сиротства и педагогики травмы, из-за чего в оценке преобладают бытовые представления о процессах и явлениях, происходящих в семьях, воспитывающих детей-сирот, и нередко в качестве критериев используются общенормативные педагогические установки, совершенно неподходящие для анализа травмированного детства и особого (замещающего) родительства.

Поэтому всё чаще на практике предпринимались действия по разукрупнению ДДСТ, многие из них перешли в качество приемных семей. Тем более, что в 1999 году появилось первое Положение о приемной семье, в трактовках которого приемной являлась семья, в которой на воспитании было до 8 детей, включая родных и усыновленных. Сегодня мощность приемной семьи определяется по формуле «от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов».

Собственно статус ДДСТ также, как и емкость этой формы семейного воспитания, претерпевал изменения: если до начала 2000-х ДДСТ был учреждением, то позже и в настоящее время ДДСТ – это семья. Справедливости ради нужно отметить, что данные изменения не были безболезненными, они потребовали значительного изменения подходов к работе с детьми и взрослыми из ДДСТ.

Так или иначе, а благодаря ДДСТ на сегодняшний день 2 с половиной тысячи детей растут в семейных, а не институциональных условиях. При этом содержание детей в этой форме семейного устройства обходится налогоплательщикам дешевле, чем в приемной семье и существенно дешевле, чем в условиях детских интернатных учреждений. Похоже именно из-за этого ДДСТ (по сравнению с иными формами семейного устройства осиротевших) окружены наибольшим вниманием со стороны исполнительной и распорядительной власти. Количественный ренессанс ДДСТ произошел менее десятка лет назад, когда государственной программой «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 годы было предусмотрено строительство 56 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В возведенных домах разместились ДДСТ. Такой мощной государственной поддержки иные формы семейного воспитания сирот до настоящего времени не удостаивались.

«От пяти до десяти»: много или мало?



Говорят, где начинается цифра – заканчивается человечность. Тем не менее попрошу читателей воздержаться от упреков автора в цинизме, порассуждаю о «плюсах» и «минусах» ДДСТ с точки зрения социально-педагогического менеджмента этой формы семейного воспитания.

Благодаря своей емкости (сегодня по нормативу в ДДСТ могут воспитываться «от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей»), детский дом семейного типа позволяет одномоментно принять на воспитание осиротевших детей из одной многодетной семьи. В этом у ДДСТ абсолютный приоритет перед другими формами семейного воспитания. Не существует в природе усыновителей, готовых к одномоментному приему троих и более детей; даже опекунские семьи, создаваемые в подавляющем большинстве случаев родственниками, редко рискуют и если в замещающем семейном воспитании нуждаются родственники из многодетной семьи, принимают на воспитание, как правило, младшеньких, в результате чего старшие уходят либо в учреждения, либо в другие семьи… ДДСТ позволяет обеспечить одномоментный прием нескольких детей-родственников, утративших попечение родителей, сохранить связи братьев и сестер. Надолго ли? Надо ли? Может быть, это лубочный и поверхностный взгляд, гиперболизирующий ценность братско-сестринских уз для развития детей в условиях замещающей семейной заботы? В практике встречалась с ситуациями, когда на примере развития отношений между детьми-родственниками в замещающих семьях специалисты убеждались в том, что было бы лучше для всех детей из одной биологической семьи… расстаться. Старшим детям, взвалившим на себя, в силу обстоятельств, непосильную и недетскую ношу заменить младшим родителей, тоже надо побыть и порасти детьми… Младшим надо выйти из-под дисфункциональной опеки старших, чтобы суметь наладить свои отношения с другими окружающими, ведь и за пределами семьи есть жизнь. Без обобщений: в каждом конкретном случае надо исходить из потребностей детей и в самой меньшей степени руководствоваться своими нормативными представлениями и обиходными речёвками о «старшей сестре, возложившей свою судьбу на алтарь воспитания младших», «младшем брате, который не переживет разлуку со старшими, если его, не дай Бог, усыновят».

Еще одно немаловажное с т.з. должностных лиц, ответственных за менеджмент процесса семейного устройства, достоинство ДДСТ – сравнительная легкость контроля. Одно дело – посетить 5-6 приемных семей, изучить в каждой стиль и методы воспитания, другое – посетить один ДДСТ и уже иметь некоторое, пусть общее представление о том, как и чем живут 7-8 детей, переданных на воспитание.

И отмечу самое важное практическое преимущество ДДСТ. Это их опыт. Опыт работы с разными детьми (и их родителями, родственниками), с разными травмами, с разным анамнезом. Бесценнейший опыт решения самых разных вопросов детско-родительских и социальных отношений в условиях многодетной замещающей семьи. Длительно работающие родители-воспитатели – это золотой запас замещающей семейной заботы, это генералы семейного воспитания. Эти специалисты могут разрулить практически любую острую внутрисемейную ситуацию, будь то незапланированная беременность воспитанницы или затянувшиеся «поиски себя» выпускника, вылившиеся в смену ряда учебных заведений, мест работы или сожительниц… Это специалисты, которые знают и умеют оказывать поддержку детям и молодым людям из числа детей-сирот, которые умеют договорится с окружающими на благо детей, которые обладают синтетическими компетенциями и серьезным авторитетом. Не использовать этот опыт – значит работать нерационально и быть в постоянном поиске вариантов изобретения велосипеда.

Наверное, на этом перечень «административных» достоинств ДДСТ как формы семейного воспитания детей-сирот заканчивается.

Сегодня в 274 ДДСТ растут 1823 несовершеннолетних. Наибольшее число ДДСТ (55) в Могилевской области, наименьшее – в Гродненской (26). В 2016 году один ДДСТ растил в среднем 6,6 детей. По областям показатели наполняемости такие: в ДДСТ Могилевщины – 6,8 детей, этот же показатель на Гродненщине составляет 7,3. Самая низкая наполняемость в ДДСТ Витебщины – 5,8 детей сиротской категории на одну семью. Напомню, что в 2010 году средняя наполняемость ДДСТ составляла 6,4. Т.е, за пятилетку прирост наполняемости составил «всего-то» 2 десятых. Было бы из-за чего волноваться? Между тем причины для волнений есть: не проходит и года, чтобы достоянием общественности не стали случаи «неформата», произошедшего в том или ином ДДСТ.

«Неформат» - это слово использовано только потому, что даже и не знаю, как корректно написать… Самоубийство родителя-воспитателя, инциденты с детьми на почве физического, психологического насилия, самоубийство бывшего воспитанника, чуть ли не череда сообщений о привлечении к уголовной ответственности за сексуальное насилие в отношение заведомо несовершеннолетних лиц из числа родителей-воспитателей ДДСТ, - позволяют сделать вывод о том, что ДДСТ как наиболее экономичная форма профессионального замещающего родительства является наиболее уязвимой. В этот «неформат» не включены практически повсеместно выявляемые у родителей-воспитателей тяжелые хронические заболевания (онкология, сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения). Что это? Своеобразная плата взрослых за реализацию непосильной задачи: изменить прошлое отдельно взятых детей, спасти мир от социального сиротства? Какие факторы в самом укладе жизни ДДСТ можно определить как способствующие профессиональной дисквалификации, выгоранию, заболеваемости?

В общем-то, те же, что чуть выше по тексту были отнесены к административным «плюсам» ДДСТ. Они же – и «минусы».

ДДСТ – психологически перегруженная форма семейного устройства с точки зрения численности принимаемых на воспитание. Ребенку, пережившему разлуку с родными, имеющему отягощенный анамнез жизни в неблагополучной семье, жизненно необходимо личное внимание новых взрослых, претендующих на роль базовых. В условиях ДДСТ предоставить такое внимание взрослых (а не старших детей, «их заменяющих») – без титанических усилий невозможно.

ДДСТ – психологически перегруженная форма с точки зрения административного контроля за положением детей в ней. В местных сообществах это безотказные хэдлайнеры: и комиссию встретим, и свой дом-хозяйство-огород покажем (нам скрывать нечего! Все напоказ!), и в конкурсе поучаствуем, и выставим свою семейную команду, и «приходите к нам, когда вздумается – мы гостям завсегда рады!» Утрирую. Но до семейной автономности ДДСТ далековато, появляется заорганизованность, в силу которой жизнь в ДДСТ рискует превратиться в будни пионерского лагеря круглогодичного пребывания.

ДДСТ – психологически перегруженная форма с точки зрения общественного внимания. Многодетность как форма семейного уклада мало представлена в жизненной практике, не прописана (уже и к сожалению) в житейских стереотипах, своим размахом многодетность никак не вталкивается в массовую урбанистическую культуру (посмотрите на серийное городское жилье: оно явно не для многодетной семьи…). Искусственно созданная многодетность за счет воспитания под одной крышей детей из разных семейств, с разными (нередко противоречащими друг другу) потребностями, всегда была и еще долгое время будет притчей во языцех и травмирующим фактором с лейтмотивом «понабирали и наживаются».

Не хотелось бы обобщений. Родители-воспитатели – люди сплошь разные, как и дети, которых они приняли на воспитание. Есть те, кто ценой невероятных усилий вытаскивает детей из неблагополучного небытия и приспосабливает к жизни в обществе на равных, а не в качестве скорбного потребителя госгарантий. Для них работа в ДДСТ – длиной в жизнь. Есть другие: поработали, устали и разбежались, «ничего личного».

В одном столичном ДДСТ детей попросили назвать любимые блюда. Ответы замысловатостью не удивили: макароны, пельмени, сосиски. И дети сильно задумались о том, что такое сырники. Решили нарисовать. Рисунки впечатлили. Когда приходится приводить этот пример, по умолчанию растет ропот недовольства и пробивается пресловутый, уже дважды помянутый с этой статье лейтмотив. А давайте по-честному: в одно-двухдетной семье – как часто мы заморачиваемся с сырниками? Лично я – исключительно по выходным, да и то – через раз… Так это в однодетной семье. А сколько их приготовление займет времени у родителя-воспитателя? На 8-9-12 человек? А стоимость их какова будет при нынешней цене на творог?

Понятно, что потребность государства в возмездных формах устройства детей на воспитание обычно возникает в периоды острых социальных и экономических изменений, в связи с чем можно утверждать, что потребность в услугах ДДСТ является не постоянной, а переменной (в отличие от архаичных форм приема на воспитание - усыновления и традиционных опеки, попечительства). Между тем этот вывод совершенно не умаляет значения ДДСТ для каждого ребенка и взрослого, включенного в такую противоречивую, но для многих – родную и единственно возможную форму семейного воспитания.

Думаю, что качественный ренессанс ДДСТ возможен на следующих условиях.

В многодетную приемную семью (позволю так назвать ДДСТ) обязательно нужен помощник по хозяйству. Пример есть в опыте SOS-детских деревень. Тогда родителям-воспитателям можно будет и сырники печь, и на балалайках играть с терапевтическими целями.

На практике следует стремиться к низшей границе установленной численности детей, принимаемых на воспитание: «от пяти». Т.е. – пять. В исключительных случаях – шесть принятых. Но не больше. И не забываем, что ДДСТ решает массу вопросов, связанных с социализацией выпускников. Поэтому – пять воспитанников.

Следует очень деликатно и ответственно подходить к вопросу комплектования ДДСТ (как детьми, так и взрослыми). Секретов тут много, но обращу внимание на поистине судьбоносный. Искренне не рекомендую нанимать на должности родителей-воспитателей лиц, не имеющих опыта жизни в условиях многодетной семьи. Им очень тяжело, хотя многие из них искренне хотят и много лет мечтали о том, что будут управляться с дружной многодетной семьей… Тем, кто уже подвижничает, не имея опыта многодетности в собственном анамнезе, помогать следует неустанно и всенепременно. И еще надо бы беречь специалистов, сопровождающих замещающие семьи и ДДСТ в частности. Их опыт дорогого стоит, ведь не зря говорят, что за одного битого двух небитых дают (этот вывод в память о проверке).

Направляя детей в ДДСТ неплохо представлять, что принесет с собой мальчишка, который в родной семье был старшим, а в ДДСТ еще 4 старших из своих семей уже растут... Одна мама-воспитательница безуспешно консультировалась по вопросам привития детям трудовых навыков, пока не выяснилось, что в ее семье сплошь одни младшие дети (из родных семей) воспитываются, и помогать по хозяйству никак не торопятся, отыгрывая роли малышей…

Не меньшей деликатности требует вопрос сопровождения ДДСТ. Не спешите оценивать события, происходящие в ДДСТ, с точки зрения нормативной семейственности и нормативных педагогических установок. В ДДСТ это не работает. Если приходится разбирать сложный и противоречивый случай из практики ДДСТ, привлекайте к оценке других родителей-воспитателей. Искренне жаль бывает, что в составах КДН и иных серьезных советов профилактики представлены, как правило, люди, имеющие обычный детско-родительский и стандартный семейный опыт. Поэтому шире привлекайте к оценке ситуаций в ДДСТ коллег из числа приемных родителей, опекунов, усыновителей. Увидите: станет легче и понятнее. И не так уж и страшно.

Шире используйте опыт и вовлекайте родителей-воспитателей во все возможные социально-значимые инициативы с участием родительской общественности. Люди, проживающие такую разную родительскую жизнь, плохого не посоветуют.


Источник: http://child.edu.by/main.aspx?guid=1731
 

fostermama

Active member
https://lady.tut.by/news/life/538930.html

Как же я счастлива! Вот оно - лекарство от дискредитации приемного родительства!
Какая неожиданно хорошая, честная, уважительная статья! Страшно было, какая она будет...как хорошо на душе! Хороший tut.by! Благодарна!!
 

fostermama

Active member
Панегирик приемному подростку

Это - огромное счастье и непостижимо большая удача. Потому, что Господь не доверит это кому угодно, только тем, кто искренне хочет.
То есть - тушку можно перемещать, конечно, можно и против воли ( да, у нас не всегда и после десяти дети могут выразить свою волю, поскольку в ряде случаев ее жестоко подавляли и она не пригодна к немедленному употреблению, надо восстанавливать). А вот душу - Господь доверит душу подростка только тем, кто искренне этого хочет.
Они, как и все люди, бывают очень разные - приемные подростки. И у всех психотипов и вариантов судеб есть свои радости, трудности, плюсы и минусы.
Тяжелый опыт - это , часто, такого уровня и наполнения искренняя благодарность ( ну - не сразу, конечно, но и жизнь сразу не заканчивается..), что родитель купается в ней, добирая все, что недополучил у родителей в детстве - и ласку, и заботу...
Если приемного подростка забирает в свою жизнь человек, который уже не обманывает самого себя, и не самоублажается стереотипом недоразвитых "я - благодетель", то приемное родительство с подросшим ребенком - совершенно особый, красивый и яркий вид - дружбы, вырастающей в любовь.
Это возможность больше не быть одиноким среди толпы знакомых и даже родственников, потому, что наш, взрослый, мир - подростку только начинает открываться даже в случае огромного тяжелого опыта. Все равно он только после 15 сможет этот опыт осознать и переработать. И, если ему помочь в этом, понимая, что на самом деле помогаешь - себе, то однажды рядом оказывается человек, исповедующий именно твои ценности, близкий по духу, единомышленник..
Важно только помнить, что он - пришел на помощь мне. А не наоборот.
У меня, с ростом опыта общения с детьми, приходящими в семью уже не малышами, сформировалась убежденность в том, что самые трудные подростки - это самые самоотверженные Ангелы. Которые жертвуют собой ради нас - тех, к кому приходят. Которые тысячу раз могут быть идеальными с точки зрения этого мира. Но - жертвуют собой ради того, чтобы я смогла подняться на следующую ступеньку, откуда и увижу больше, и вдохну глубже.
Господь посылает их на помощь. Но помогать тем, кто сам этого еще не хочет - бесперспективно. Поэтому - душа будет открыта только тому, кто эту помощь - ждет. Кто понимает, что это именно ему, взрослому, одиноко и тухло в своей благоустроенной жизни. И только поэтому в его голове родилась мысль о приемном подростке. Как о свежем воздухе, как о смысле и наполненности жизни.
Это - драйв, толчок к саморазвитию, приглашение на Эверест чувств и эмоций. Я помню, что там погибают, на Эвересте. Не нужно идти туда тому, кому не нужно и для кого страх возможной гибели сильнее того, ради чего люди на эту гору идут и идут. Люди разные. Хочется тихого , теплого уюта, одинакового и размеренного - какой тогда Эверест? Зачем??
Приемный подросток, встреченный в 15, может впервые осознанно и отчетливо назвать мамой - в 20. А в 26 стать Другом, с которым ночь разговоров пролетает как час, и невозможно поверить, что уже рассвет, а мы так и не успели лечь спать, не видевшись в круговороте уже полностью взрослых жизней всего месяц...
Приемный подросток - это Подарок. Возможность. Вдохновение. Творчество. Тренажер терпения и смирения. Лекарство от гордыни, тщеславия, лживости, нечистоплотности и даже неряшества. Лестница. Лествица. И такое количество Любви, какое люди могут получить мало от кого. Разве что от самых преданных собак и самых родных людей.
Самое ценное в этой жизни - человеческое общение.
Самое ценное в человеческом общении - безусловная любовь.
Но ее не может принять человек, не способный на нее сам. В этом - ключ к дверке, за которой - целый мир счастья.
 

fostermama

Active member
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2027282900892202&id=100008315343629

текст

Только для тех, кто умеет жалеть в смысле - любить.
Только для тех, кто хочет сделать хотя бы маааленькое теплое счастьюшко хотя бы одному сиротке, не очень при этом изменив свою жизнь и не очень пострадав или потратившись.
Прошу прощения за то, что сейчас будет не текст с предложением, а сначала преамбула, потом введение в теорию вопроса, потом реальные (реальнее не бывает!) случаи из жизни, и только потом - как сделать маленькое уютное чудо локального масштаба.
Преамбула:
Видео из Омского интерната люди, которые совсем недавно были воспитанниками школы-интерната, смотрели с полуулыбками. Их комментарии были о том, что сначала удары были постановочно-ненастоящими, и только к концу видео мучители слегка разошлись. И о том, что когда на тебя нападают днем и ты это видишь - это не так тяжело, как когда нападают ночью, неожиданно и накинув на голову одеяло. И о том, что это все же намного честнее, чем всей палатой помочиться в постель новенького, который не согласился "прогнуться" под "главных" и стирать им носки, а потом годы гнобить его всем интернатом, как "сцыкуна", простите мне эту непраздничную лексику.
Маленькие детки в интернате перестают быть маленькими уже в первом классе.
Был момент, когда я ничего такого не знала, не представляла себе. Не верила, что все так уж...думала, что надо просто работать. Искать "друзей", привлекать сообщество, устраивать креативные мастер-классы и увлекать творчеством. Забирать к себе "на выхи" и печь пирожок, и все такое красивое-уютное показывать, чтобы детки выбрали, просто выбрали, не то, а это.
Годы волонтерства, мастер-классов и "друзей".
"Друзья" переживали недолгий период умиления новыми эмоциями на базе отношений с трагически одинокими, а потому очень неожиданно и по-разному реагирующими недовыросшими людьми. А потом - почти всегда - начинали тяготиться этими отношениями, как мешком с гнилой картошкой, которую непонятно зачем вообще таскать в жизни за собой.
Почти всегда - это потому, что были среди многих "друзей" случаи немногих в сравнении с "друзьями" счастливых привоев на крепкие семейные деревья новых для них веточек и черенков.
А там, где не получилось, где не хватило интереса успешных взрослых к неуспешным детям, эти, подрастающие невообразимо быстро дети, чего только не творили тяжелого и даже страшного подставившимся сдуру неготовым на большее, чем "друзья", людям.
Знаю о выбитых холодной ночью окнах в квартире, где на тот момент был двухмесячный ребенок счастливо вышедшей замуж "старшей подруги" интернатской девочки.
И об украденной зарплате еле сводящей концы с концами женщины, которая "взять к себе не могла, но очень хотела помогать советами".
И о ненавидимом всеми родственниками "старшего друга" 14-летнем парнишке, пришедшем к своему "старшему другу" в крайней степени опъянения и устроившем такое выступление семье "друга", что семья вызвала и психбригаду, и милицию, и все они вместе, включая "друга", говорили прибывшим специалистам, что практически незнакомы с дебоширом.
И этот список только у меня в памяти длиннее приведенного в сотни раз. В сотни, я ни разу не преувеличиваю! Я не хотела забирать Ваше время и внимание на то, что никогда Вас не коснется, поскольку Вы умеете думать преждея. чем что бы то ни было предпринимать.
Это довольно страшный контингент - дети - сироты - да. И общаться с ними, впуская в свою семью - опасно и чревато непредсказуемыми неприятностями непредсказуемой продолжительности.
Потому, что, если Вы подумали, что в первом приведенном случае дело закончилось на выбитых окнах - Вы неправы. Дело закончилось только тогда, когда молодая семья, жившая, стати, у родителей, вместе с этими родителями переехала в неизвестном бывшей "младшей подруге" направлении, весомо потеряв на качестве жилья...
Я все это пишу, сидя на краешке дивана, на котором спит (уже спит, хотя в тот момент, когда я начинала писать, не спал и советовал, что написал бы он) человек, который еще не вырос, но уже ощутимо перерос меня в таком количестве достоинств и добродетелей, что мне все чаще становится жаль, что я совершенно не понимала в его возрасте того, что он уже понимает...
И в метре от него, на другом диване спит еще одно такое же родное мне существо, одна улыбка которого, кажется, способна осветить полквартала.
И в соседней комнате, на двух двухъярусных кроватях...
Понимаете, я умею читать.
И я часто читаю Ваши комментарии насчет "плодить нищету" и "тот же детский дом, напихают как сельдей в бочку..".
И я знаю, что Вы пишете это - мне.
Но я это не принимаю, потому, что , в отличие от Вас - знаю, а не предполагаю.
Знаю, что, несмотря на то, что мне не на что будет купить даже самые простенькие подарки "под елку" - моих детей никто не заставит не спать ночами от ужаса, что может произойти и забываться нервным сном на уроках в школе, теряя даже то скудненькое подобие образования, которое возможно в условиях страха, никомуненужности и отчаянного, острого горя от сознания беспомощности в стадии никчемности.
Я знаю, что мотивация к учебе у них такая, что они непременно станут порядочными специалистами в том, что выберут делом своей жизни.
Знаю, что они, глядя на нас с мужем, не расстанутся со своими избранниками несмотря ни на что, потому, что нельзя вот так взять и бросить живого человека, который однажды доверился именно тебе.
И я точно знаю, я уже на опыте это знаю, что детки, которые родятся у этих моих деток, будут счастливыми, долгожданными, любимыми и - не "нищетой". И круг, который водит уже не одно поколение некоторых моих детей по сиротской доле, вырастив в интернатах их матерей, отцов и даже бабушек - разорвется и, наконец, даст сбой.
И отпустит эти будущие большие роды, целые проспекты людей, в достойное и красивое, полное любви и творчества будущее.
Только потому, что они мне - нужны. Потому, что я без них не хочу ни в какой отпуск. Потому, что, лучше мы вместе на полу впритирку друг ко другу, чем я с одним из них - в Турции - а они, остальные - в приюте.
Детям, у которых нет родителей, нужен просто человек. Хотя бы один человек, любого возраста, который станет его, ребенка, собственным взрослым. Ничто больше никому из этих детей не может помочь.
Но не каждый человек может быть музыкантом. И художником - не каждый. И кардиохирургом, и тестировщиком, и руководителем даже крошечного бизнес-коллектива. И человеком, который может искренне наслаждаться тем, что ребенок, который вчера хотел "всех убить" - сегодня рыдает, посмотрев "Мы из будущего" - не каждый должен становиться.
Поэтому - вот мое предложение:
Если Вы можете - просто выхватите из беспросвета одиночества одного ребенка. И живите с ним так, как хотели бы, чтобы жили с Вашими самыми драгоценными людьми те, кто окажется с ними рядом, когда не будет рядом Вас. Хотя бы на время оздоровительного лагеря. Хотя - лучше бы - которые окажутся с ними рядом навсегда.
А если не можете ( а это может ровно столько же людей, сколько может наилучшим образом во всех остальных видах человеческой любимой деятельности) - то - прошу Вас! - просто не позвольте себе оценивать нашу с детьми жизнь с точки зрения человека, чьи родные никогда не дрожали под одеялом всю ночь в ожидании, когда на них навалятся...или подожгут матрас. Особенно - так и там, где мои дети могут Ваши оценки слышать, видеть и ощущать.
Сделайте нам этот подарок на Рождество. И на Новый год - кому что ближе.
Занимайтесь своим делом, своей семьей, своими друзьями - наилучшим образом. И позвольте нам заниматься своим - тоже наилучшим из возможных образов.
Если мне не придется утирать слезы моего ребенка после того, как Ваш назвал его нищебродом, потому, что мой никогда не был на море или у него нет сенсорного телефона в 2017 году - мы найдем, чему радоваться и без телефона. Мы умеем радоваться безопасности и тому, что я обниму и придумаю, что делать в самых трудных обстоятельствах. И книге на ночь. И не на ночь - книге. Рассвету. Стихам. Ночевке в самопостроенном шалаше.
Простите нам нашу небрендовость, пожалуйста! Подарите нам немножко равнодушия! Поверьте, когда нас не стараются обидеть ради оправдания своей к нам непринадлежности - это уже очень, очень уютная жизнь.
А если Вам в самом деле интересно, как можно жить счастливо, вытащив из ненависти ко всему миру больше двух ребят, и если ребенок-сирота вызывает у Вас не снисходительную брезгливую "жалость", а то "жалеть", которое сродни "любить" -
приходите в гости. И будьте друзьями. Равными.
 

fostermama

Active member
Про воровство:

Из нового:

https://youtu.be/tQMXilhadF8

И из старого:

Это, напомню, не учебник, а моя частная, субъективная точка зрения.

Я не знала детей, которые бы в какой-то момент времени не попробовали взять что-то чужое и воспользоваться им, как своим. Если это несколько эпизодов на протяжении небольшого временного отрезка - то для меня это - норма. Знакомство ребенка с таким поведением и его последствиями. Если последствия есть, то это как насморк: неприятно, но за неделю пройдет. Последствия в таком случае - в широком диапазоне возможных для разных детей. От тихого, мягкого разговора с обязательным возвратом взятого через родителей - до принудительного лишения ребенка чего-то, наиболее значимого для него, на срок от часа - до "навсегда отдать" и (или) признания тому, у кого взял, лично, с любыми последствиями, которые сочтет правильными хозяин взятого.
Чаще всего дебют воровства приходится на дошкольный возраст. И все сказанное в нашей семье применимо в таком возрасте.
Но бывают дети, которые даже впервые берут что-то чужое уже будучи школьниками. Если это наверняка дебют - то применяем мы то же самое.
Но бывает не "насморк", а целый запущенный "гайморит". И даже с угрозой "менингита", если понятны такие сравнения.
Вот об этом - о случае запущенного воровства, которое не было замечено и "отработано" в силу каких-то обстоятельств во время первого опыта, я и хочу поговорить:
Сначала мне хотелось бы предупредить, что чудодейственного "лекарства" от запущенного воровства, которое бы решило проблему за час, или даже за месяц - не бывает.
Если ребенок ворует (запущенно, не "остро"), то у него НЕ счастливая жизнь. Именно для него - НЕ счастливая. И это от того, что она объективно несчастная, или от того, что родители не научили его радоваться тому, что у него есть и уметь получать удовольствие от того, что НЕ покупается за деньги - не важно. Важно только то, что чувствует ребенок. Хорошо ему жить - или плохо.
И , когда засыхает цветок в горшке, мы хорошо понимаем, что от того, что мы будем стоять, сокрушаться, ругать этот цветок или вносить дорогостоящие удобрения - он не прекратит умирать. Пока - не польем. Водой.
Для души человеческой, на мой взгляд, вода - это та составляющая нашей жизни, которую разные люди называют - духовностью, нравственностью, умением принимать и делать добро, стремлением к Богу и даже жизнью с Богом.
Многим взрослым кажется, что можно ( и даже нужно) в чем-то, иногда, обманывать ребенка. Мне же кажется, что обмануть невозможно. Никого, кроме самого себя. Потому, что абсолютно всем, даже очень пострадавшим от нашего вранья, в конечном итоге оно (вранье) урона не принесет. Наоборот - если со смирением будет принято - принесет ценнейший духовный опыт. А вот нам, совравшим - весь вред и достанется.
Это я все вот к чему: я не знаю, каким образом дети подсознательно или сознательно узнают о том, что их родители - воруют. Но они - узнают. И в этом невозможно оправдаться. Невозможно сказать всему миру, что "я никогда ни ниточки чужой не взяла...". У ребенка кроме этой самой, которая "ни ниточки", есть другие ближайшие старшие родственники. И , если и они действительно " ни ниточки" - то ребенок гарантированно не будет хронически воровать.
Это я так думаю на основании жизненных наблюдений за собой, своими многочисленными детьми и нашей эволюцией с течением времени. И не заставляю никого присоединяться к именно такому построению мировоззрения.
В чем-то родительское недовольство детским воровством мне напоминает безнаказанность людей, ворующих в государственных масштабах целые состояния, особняки, ворующих вагонами, цистернами и траншами госкредитов. В сравнении с посаженным в колонию для малолетних нарушителей мальчишкой, лишенным с раннего детства какого бы то ни было присмотра и любви - и укравшим у благополучного сверстника во дворе велосипед...
В моей картине мироздания человек, который принес полпачки бумаги для принтера с работы домой, больше не имеет права даже упрекнуть своего ребенка в том, что он "опозорил семью". Потому, что полпачки дешевой бумаги, стоимостью в булочку в буфете, позорят и пачкают семью наааамного больше. Это ведь - взрослый. И во многих, очень многих, случаях - воровство ребенка - это просто семейная традиция. В таких случаях можно не переживать. Это он (ребенок) пока учится воровать. оэтому так глупо выбирает, что украсть и поэтому попадается. Научится - будет воровать по-взрослому: что на работе плохо лежит...или оформит кого на полставочки "мертвой душой", или еще как "крутиться" выучится. Если это Ваш вариант, то мой Вам совет: не можете бросить воровать и оправдывать себя чем-то вроде "это же шведский стол, можно, сколько хочешь, а я столько хочу..." - тогда начинайте обучать ребенка, как воровать с оправданиями и как не попадаться.

Очень важно для меня: я не думаю, что воровство ребенка из приемной семьи в этой картине мира предопределяет склонность (даже подтвержденная решениями судов) биологических их родителей. Что бы мне не говорили люди, не умеющие любить ничто и никого, кроме себя (а , значит, и своего - именно и только своего - семени и яйцеклетки, всего лишь временных биологических вместилищ бессмертной души, которая нам такая же родственная, как и все остальные люди с живой душой) - я уверена, что кому Господь ребенка привел, тот ему и родитель, пока Господь не уведет сам, если понадобится. И не принять - это именно Христа не принять.
Из этого следует, что, не принимая ребенка, как родного, по - настоящему родного, никакими материальными вливаниями не можем мы сделать его счастливым. (см. первый абзац )
Таким образом, чтобы ребенок начал излечиваться от запущенного воровства, нужно - необходимо - в первую очередь перестать воровать его близким (именно тем, с кем он живет). Во вторую очередь - его должен кто-то любить. Хоть кто-то из тех, кто именно вместе с ним живет. Любым, и ворующим тоже, да.
А наоборот - нет, нельзя. Понимаю, что хочется наоборот - чтобы "сначала он пусть хоть воровать перестанет...". Но это - вторично. Поэтому нельзя.
Никто же не думает, что у меня это гарантированно получается каждый раз?
Но, когда совсем не получается, но я понимаю структуру поведения ребенка и согласна нести свою часть ответственности за то, что не получается - я и с ребенка буду спрашивать совсем по-другому. Я буду делить с ним наше общее несовершенство. И стараться вместе, даже дружно, с этим всем справляться. Помогая и поддерживая друг друга в пути к тому самому, чего нам с ним обоим хочется
Мой опыт за то, что, когда начинается именно этот процесс - помощи друг другу в пути, поддержки, когда споткнулся, чтобы не упал совсем - то вместе с ним начинается и процесс излечения от асоциальных желаний.
Зачем воровать, если у тебя есть все, что тебе нужно для счастья?
Особенно - когда ты уже научился доверять Богу и знаешь, что у тебя всегда есть абсолютно все, что тебе полезно иметь.
И ты научился доверять маме ("Детка, я приемная, но я настоящая и я твоя") в том, что она сделает все, что сможет, для того, чтобы ты был счастлив. А если не делает - то не может, и ты сам ее станешь утешать ("мам, не переживай, я винду переустановлю и, может, еще поработает, пока сможем купить.." ). 

Какие еще, кроме этой, главной, есть причины для детского воровства:

насколько я поняла, людям хочется конкретики такой: если ребенок ворует, берем ребенка, даем под язык таблетку глицина и ложку энцефабола, ставим лицом в угол и отвешиваем легкую затрещину в область правого уха, не задев ушную раковину. И ребенок должен тут же излечиться от болезни.
Надеюсь, не обидный гротеск )))
Мне же представляется, что, поскольку дети разные и с ними всеми надо совершенно по-разному, то самое важное для родителей - понять механизм поведения, определить причину и понять, как именно этому ребенку донести то, что мы хотим.
Для этого (стараюсь, как можно конкретнее) - ставим себя на место ребенка. Или - на место этого ребенка ставим того, которого любим больше (если есть мужество признаться себе в том, что действительно есть)
Наиболее частые причины воровства:
просто хотел обладать
вкусное. Просто хотел полакомиться (поесть)
хотел купить себе уважение (любовь) у тех, кого надеялся подкупить материальным вкладом
хотел приключений, чего-то острого, адреналина, почувствовать себя живым.
клептомания
хотел, чтобы у другого этого не было
хотел, чтобы увидели, что украл и ругали за это, потому, что по-другому не обратят внимания, хотел напомнить о себе.
хотел наказать взрослого, отомстить.

как только получится понять, что именно нужно было ребенку вместе с украденным, можно начать думать, что делать.
Я в таких случаях сначала "собираю материал", а потом, как только позволяет ситуация, например, когда дети ложатся спать, ухожу в ванну ( в саму ванну, а не просто в ванную комнату) - думать. Ребенку я часто позволяю "переспать" ситуацию и решаю уже назавтра. Но - не всегда.
Вариантов - сотни. Потому, что у меня выросло два упорно ворующих ребенка. В течение 11 и 13 лет они повторяли эти действия в совершенно разных обстоятельствах и с разными мотивами. Если остальные дети ( без такого опыта я детей не видела, включая меня саму) переживали это как эпизод жизни, часто в 2-3 летнем возрасте, 2 ребенка, о которых речь, упорно воровали на протяжении практически всего детства. Сейчас один из них совершенно свободен от этой девиации, а другой - не вполне, но социально приемлемо (может взять побольше пробников, мыло в отеле, что-то из канцелярки из офиса ((( )
Мужской род я использовала применительно к слову "ребенок", а не потому, что это мальчики. 
 Подводная часть айсберга - в неудовлетворенных потребностях. Не стоит забывать и о том, что потребности есть объективные, а есть - соответствующие нравственному состоянию ребенка. И вот исправлять ситуацию нужно начинать с удовлетворения только настоящих, объективных, потребностей. Кому это покажется неконкретным, но тема интересна - посоветую сходить посмотреть на пирамиду потребностей по Маслоу.
Так вот - пока хотя бы одна из настоящих потребностей ребенка не удовлетворена - никто не имеет права упрекнуть маленького и еще не умеющего жить человека за то, что он решает свои проблемы теми способами, которые сам придумал.
А вот постараться научить решать их по-другому - вполне может.
Только это никак не предполагает наказания.
 
Сверху