ДДСТ

fostermama

Active member
Мысли не новые, просто перечитывала дневник..
Про слияние Родов: у меня есть собственное понимание, что в каждом Роду были и праведники, и великие грешники. И я очень часто мысленно обращаюсь к предкам детей, особенно, когда трудно. Разговариваю с ними и не просто верю, а для меня - знаю, что они меня слышат. И даже могу чувствовать их ответы. И всегда чувствую помощь.
Мне не кажется, что наши Роды как-то сливаются. Я думаю, они и не "разливались", и это и мои родственники тоже, иначе эти дети не были бы со мной.
Наши общие предки - неважно в каком колене и сколько столетий или тысячелетий назад - были причастны к тому, что дети оказались у меня. Я думаю - по их молитвам и заступничеству. Но еще я думаю, что и прямых родителей моих детей эти предки ( и мои недавние тоже) - знают и любят. И сокрушаются о том, что дети не с ними, и жалеют их, и от меня ждут великодушного приведения детей в состояние наилучшего отношения к тем, кто родил их теперь в этой жизни.
Я уверена, что отношение ко мне от этого не только не пострадает, а оно просто не имеет большого значения. Потому, что, если у меня получится то, чего от меня все эти предки ждут, то отношение будет таким, лучше которого и желать невозможно. А если не получится - то от хорошего отношения к кому бы то ни было - хоть к кому-нибудь - ребенку будет только лучше. И есть ли у меня другое желание - кроме этого? Чтобы было как можно лучше?
Другими словами - объединяясь с кем бы то ни было - мы сами выбираем, как строить свои отношения с теми, кто стоит за тем, с кем мы объединяемся. И это дает новые ресурсы всегда, когда мы открыты к привлечению этих, добрых и сильных, ресурсов. Но и сами призываем на себя темные возможности. Проще говоря - по Вере нашей будет нам. В любых обстоятельствах - мы сами выбираем какой будет наша жизнь. И какими будут дети. И как мы сможем к ним относиться. Всё, всё сами..



У меня в последние годы сложилось очень уютное для меня мировоззрение. Можно даже сказать, что это уже и результат. Я полагаю, что у меня теперь последнее поколение детей, и пора подводить итоги. Так вот - эта тема (кровные родственники детей, наша с детьми связь, случайность или закономерность нашего родства, кто кому больше нужен и кто кому больше помогает) - последний оплот неполного понимания в моей голове. И. поскольку остальное уже уютно разместилось на своих местах, это, последнее понимание, мне очень хочется отработать и обдумать. А коллективный разум - один из самых мощных инструментов извлечения из опыта знаний. Поэтому - у меня есть вопросы по направлениям, где у меня несколько шероховато, а то и совсем непонято:
1 что все-таки нам стОит предпринимать в отношении кровных родственников ребенка хотя бы на уровне мыслей о них?
2 насколько наши приемные дети - наши с точки зрения мироздания?
3 какую диспозицию предписывает нам соотношение социальных связей между всеми участниками клубка отношений если цель - как можно более счастливая жизнь каждого участника процесса?
4 какими правилами руководствоваться при разных типах трансакций между ребенком, его кровными родственниками, приемными и новыми родственниками уже собственных семей ребенка?
Вопросы, конечно, тоже не новые. Но все еще актуальные.
 
Последнее редактирование:

fostermama

Active member
Ой, девочки! СпасиБо!!! Простите - не заходила сюда - и не видела )))
А сегодня - принесла не новый, но свой текст. Потому, что очень актуально.
Не помню точно, но, кажется, где-то здесь я это и писала.
К сожалению, актуальность этих вопросов для меня, озабоченной дискредитацией приёмного родительства как социального института вообще - и системы детских домов семейного типа в частности, остаётся достаточно серьёзной.

Есть у меня много мыслей по всяким разным поводам, возникшим и в последнее время, и раньше. Наверно, пришел такой момент, когда наполнился чайничек паром - и крышечку приподнимает. Не позволить пару выйти - крышечку сорвет.
Такая длинная преамбула - с определенной целью, которую я не скрываю: это - накипь, пар. Это - определенно - негатив. Без этого можно обойтись. Обойдитесь без этого, если

* вы - не приемный родитель и не родитель воспитатель Или
* вы не интересуетесь приемным родительством или темой сиротства. Или
* вы не работаете с приемными родителями и (или) детьми. Или
* вы расстраиваетесь от явлений социального неблагополучия. Или
* вы отягощены проблемами личного плана, и ваше состояние ближе к депрессивному, чем обычно. Теперь, собственно, "мисли":

Первые ДДСТ в стране организовались в 1989-91 годах. С этого времени прошло 25 лет. Первые приемные семьи появились в 2000 - 2001. С этого времени прошло 15 лет. Немало.

Я не знаю, кто настоящий автор документа, по которому предписывается обеспечивать отпуск родителя-воспитателя ДДСТ засчет безвозмездной работы в течение 56 дней супруга этого самого родителя-воспитателя, который должен работать где-то еще обязательно, а, значит, взять отпуск за свой счет вдобавок к текущему, чтобы это безвозмездное замещение осуществить. Или - вдобавок к тому количеству детей, которое есть в ДДСТ, взять на время отпуска коллеги еще n-ное количество детей из ДДСТ коллеги - и разместить всех этих детей, используя то, что есть в наличии в ДДСТ из необходимого оборудования - или перевезти от коллеги на время отпуска систему жизнеобеспечения...увлеклась, простите
Этих прекрасных предложений в документах, по которым сейчас живут и работают ДДСТ и приемные семьи - немало. И я не знаю их автора. Но с достаточной долей уверенности могу предположить, что автор - НЕ приемный родитель и не родитель-воспитатель ДДСТ. И что консультации с таковыми в основу составления этого документа - не легли.

Мне вполне понятно, что всякое новое дело требует обкатки и выяснения шероховатостей и проблем. На любом производстве при внедрении новой технологии в течение некоторого времени отслеживают все возникающие проблемы - и вносят поправки. Так то - производство. Предположим, промышленное.
А это - живые люди, дети.
Что мы видим по прошествии стОльких лет? Каковы результаты? Какие проблемы и трудности? Что сделано для изучения причин появления самых распространенных проблем?
Я - не знаю. Не вижу, не понимаю. Три десятка лет в системе, практически со школьной скамьи, каждый день читаю хоть что-нибудь по специальности, и вижу только нарастание очень тревожных признаков какой-то скрытой аномалии, неправильности, дефекта. Могу догадываться, могу строить предположения. Знать - не могу. Поэтому - просто пишу на форуме, возможно - для себя одной. Может быть - для одного-двух собеседников. Может быть, эти собеседники не решатся сказать здесь вследствие серьезного расхождения озвучиваемой вслух позиции с той, которая звучит в приватном разговоре (кому булыжник - тот поймал, не сомневаюсь) - и позвонят или скажут при встрече, уже стараясь подтянуть одно к другому. Тоже невредно, кстати, на мой взгляд.
Так вот - то, что я вижу, выглядит для меня - странно.
Приемные семьи формируют, они действуют годы и десятилетия. Спустя годы в одних случаях оказывается, что родители были глубоко порочными и детей от них нужно спасать. И детей изымают, но что с ними стало - никто не знает и не узнает. В других случаях происходят еще более трагические события - и тогда узнают. В третьих - еще какие-то варианты неблагополучия нестандартного, нетривиального, страшного - и - все еще не накоплена критическая масса для того, чтобы постараться понять, что в этой технологии дает сбой, где самое проблемное место.
Не могу сказать, что я вот прямо только об этом и думаю. Но - в последние три года думала гораздо больше, чем в предыдущие больше двадцати. И поняла, что проблема - в зависимости. Это я для себя поняла. Не знаю, насколько это близко к истине. Может быть, есть другие мнения. Пусть они имеют прав на существование столько же, сколько мое.
Что было бы, если бы ответственность за результат нес вкупе с родителем-воспитателем - создавший ДДСТ своим решением - физический человек? Занимающий должность? А вот сопровождение и контроль - осуществляла структура, нинасколько не подвластная структуре, осуществляющей обеспечение всем - и материальным, и развивающим? По рекомендациям сопровождающей структуры, которая должна была бы ставить во главу угла благополучие как детей, так и принимающих семей? И тоже - вместе с родителем-воспитателем несла бы в лице физического исполнителя разделенную с родителем-воспитателем ответственность за результат?
Должна сказать, что я сама - не заинтересована в озвучивании мыслей на эту тему. У меня сейчас очень адекватные специалисты в уо, практически такие, каких бы я и хотела всем приемным родителям. Но - это человеческий фактор. Хотят помогать - помогают. А по закону - не должны!

Если когда-нибудь у нас получится уменьшить зависимость приемного родителя от одной-единственной системы, и помогать обязанной, и проверять, и казнить-миловать, при этом не неся никакой ответственности ни за какие свои решения. И - разделить эту самую ответственность со всеми, кто так или иначе должен был бы быть причастен к сопровождению приемной семьи, но - не как служба, а как человек, принимающий конкретное решение и ставящий свою резолюцию на проект коллегиального решения по всем насущным вопросам - то, возможно, получится система, падающая в действительно исключительных, форсмажорных , обстоятельствах, а во всех остальных - стоящая крепко не на одной, уставшей и вынужденной справляться с непомерными нагрузками, ноге. А на двух, крепких и отдыхающих достаточно для того, чтобы радостно прыгать.
Про радость:
Для меня именно радость - двигатель любого процесса. В приемном родительстве этого продукта - больше, чем в какой бы то ни было другой области деятельности человека. За что, собственно, я ее для себя и захотела. Но есть несколько факторов, которые сильно мешают радоваться на начальном этапе новым приемным родителям, еще не выучившим линию глубины фарватера и то и дело садящимся на мели этих самых факторов. Попробую поконкретнее, хотя это как раз о самом неконкретном. И не совсем осязаемом. Хотя, на мой взгляд, самом важном. Таком, к примеру, как в человеке - собственно, Душа.

Никакая человеческая деятельность не живет без - творчества. Без вложения таких эфемерных, вроде бы, вещей, как вдохновение и радость. А они, в свою очередь, не живут - без свободы. Творческой свободы в рамках, ограниченных - только законом. Как оградой по периметру, зеленой и в цветочках.

Такая свобода отлично уживается с уважающим ее, свободу, контролем. Таким, который ничем не нарушает неприкосновенности личной жизни, жилища и семейных ценностей. А только дружелюбно приходит в гости, как обычные гости, знакомые вследствие достаточно частых визитов, несущих ответственность вместе с проверяемыми и внешне для детей напоминающих старшую родственницу, которая неизменно приносит радость и помогает сохранить ее в семье настолько, насколько это вообще может быть в ее компетенции.

Понимаю, что это звучит несерьезно. Но для меня - это одна из самых надежных составляющих благополучного приемного родительства. А разве мы не этого все хотим?

Так трудно выразить чувства! Постараюсь собраться и вернуться к более конкретным вещам.

Ни для кого не секрет, с какими проблемами чаще всего приходят в приемную семью или ДДСТ дети из приютов, семей, лишенных родительских прав или детдомов. Но до сего дня нет никакого механизма (кроме человеческого фактора благоприятно сложившихся отношений и готовности специалиста слышать приемного родителя, а самого приемного родителя - учиться ежедневно и возрастать профессионально, чтобы быть в состоянии объяснить самому узкоспециальные вещи, известные все еще чаще всего только нескольким тематическим психологам в стране), который бы учитывал исходные данные и, учитывая, позволял ребенку двигаться в наилучшем для него темпе, а не в том, который уже ко второй четверти дома сделает из него успевающего ученика, догнавшего единовременно пропуск в 10-14 лет развития и обучения

Есть еще некоторые мечты по поводу того, какого бы хотелось сопровождения. Но по поводу того, какими хотелось бы видеть самих приемных родителей - тоже есть мысли.

Я не знаю, какие используются сегодня критерии для определения пригодности человека на роль приемного родителя. И мне совершенно не кажется, что в приемном родительстве должны быть исключительно безупречные люди. Но есть качества, которые допустимы, а есть, на мой взгляд - формирующие настоящую непригодность.

Люди меняются с течением жизни. Никто не статичен, хочет он этого - или нет. И у человека всегда есть все, нужные именно ему, возможности. Нет на сегодняшний день какого-то качества, необходимого для реализации желания - развилка:
или есть возможность совершить некоторое усилие и приобрести это качество
или нет желания меняться, потому , что не так уж нужно то, для чего нужно меняться
или нет возможности (инвалидность, например) - и тогда это не нужно человеку, как бы ему ни хотелось, и есть смысл заняться доступным, этого всегда больше, чем мы используем.

В теории, вроде, все просто. А в жизни - чаще всего мне приходилось встречать приемных родителей ( и родителей-воспитателей тоже) с четырьмя типами деформаций, на мой взгляд наиболее опасных для именно приемного родительства.
Условно назовем их так:
* на пьедестале
* снабженец
* страдалец
* на амбразуре

Так же, как не страшно переболеть некоторыми заболеваниями в легкой форме или вылечить заболевание в острой в сравнении с многолетним и хроническим, никогда не леченным даже изменением образа жизни, который вызвал это заболевание - всеми этими отклонениями в какой-то степени могут переболеть в разные периоды жизни все люди. Приемные родители тоже. Все равно не удастся найти того, кто вообще никогда не падал. Ценность падения тоже есть - это опыт, который позволяет сознательно, по своей воле, отказаться от такого состояния, и это гораздо более ценно, чем выполнение чужого (например, органов опеки) запрета, при собственном желании "продолжить банкет".

Поэтому, если бы от меня что-то зависело и я представляла бы службу, формирующую приемные семьи и ДДСТ, я обязательно работала бы с каждым человеком, выразившим желание стать приемным родителем, и ставила бы своей целью - помочь увидеть пагубность вышеназванных деформаций и отказаться от них в своей жизни с приемными детьми.
Попробую, насколько получится лаконично, описать деформации больше, чем словом - названием:

"на пьедестале" - родитель представляет себя благодетелем, считает, что делает оочень хорошее дело, взяв ребенка ( если кто-то не согласен, что в этом деле ничего хорошего еще нет, могу обосновать позицию подробнее), считает, что ребенку повезло, что его взяла такая хорошая семья и.т.п.

"снабженец" - старается использовать статус приемной семьи или ДДСТ с тем, чтобы получить максимум возможных материальных благ - от гуманитарной помощи - до путевок всюду, куда дадут и поездок за границу на как можно бОльший срок (например, три месяца летом и месяц зимой). Может искать и находить спонсоров, число спонсоров может быть большим по одновременному количеству, а может быть большим с течением времени и в связи с отказом предыдущих спонсоров помогать или их финансовыми затруднениями.

"страдалец" - очень озабочен тем, как он выглядит, как приемный родитель. Ребенок при этом , как правило, проявляет все больше проблем и поведенческих, и даже соматических, его, ребенка, девиации достигают очевидных размеров к подростковому возрасту, "страдалец" "все терпит", "ищет помощи", чаще всего, в конце концов, "вынужден" отказаться от ребенка, в которого "вложил все, что мог".

"Страдальца" виднее всего именно по результатам - как правило, ребенок у такого приемного родителя даже не начинает усваивать правила жизни в обществе и асоциален все больше с течением времени. Пока не "лишается" семьи ( в сущности , ее и не было). Тогда не исключено даже и выздоровление. На мой взгляд - одна из самых опасных деформаций.

"на амбразуре" - это и революционер, и спасатель, и борец. Общее одно - кругом враги. Самая деструктивная деформация, влияние на ребенка рядом с таким родителем, как правило, подталкивает его к восприятию мира, как враждебной среды, родителя - как единственного человека, которому можно доверять. Чаще всего, на мой взгляд, такая деформация присуща одиноким приемным (и не только) родителям, которые одновременно могут быть "на пьедестале" и "страдальцами", но и одной деформации "на амбразуре" достаточно для ощутимо деструктивного вектора развития ребенка рядом. Основная скрытая цель, как мне кажется - "только я заслуживаю твоего доверия и твоей любви" - смесь ревности с родительским эгоизмом

Теперь мне хотелось бы рассказать о своем представлении о целях и задачах родительства (и приемного тоже). Постараюсь - в порядке убывания значимости для меня.

На всякий случай напомню: все это всего лишь частная точка зрения, ни в коем случае не претендующая ни на научность, ни на истинность. Не исключено, что через пять лет, если буду жива, я буду думать нечто другое по тем же вопросам
Для меня к совершеннолетию ребенка хорошо бы ему:

* уметь обходиться без родителей, если это потребуется, в обеспечении основных своих потребностей, уметь принимать решения и нести за них ответственность.

* уметь находить опору внутри себя ( в этом для меня нет другой опоры, кроме Бога ), удовольствие от жизни снаружи и радость - в любых предложенных обстоятельствах.

* найти Дело, которым хочется заниматься независимо от дохода, которое оно приносит.

* уметь честно разговаривать с самим собой, ставить перед собой цели в общем, задачи - в частности - и находить пути достижения первых и решения - вторых.

* уметь искать свою составляющую любого конфликта, исправлять ошибки, прощать себя и других - и подниматься и идти вперед и вверх, как бы ни упал.

* уметь самостоятельно учиться всему, чему захочется, искать информацию, помощь и делать все, что в состоянии научиться делать - самостоятельно, если это не требует участия специалистов. "
 

fostermama

Active member
Из дневника. В этот день много лет назад.
Приёмнородительские мысли.

17.04.2011
 Ребенок, приходя в мир, остается с мамой на какое-то время. Как правило – на время от полугода до трех лет. И в хорошей семье, будучи желанным счастьем, все это время, даже если есть старшие дети - он с мамой. Мне сейчас , после многих «рождений», «приходов» и адаптаций, видится, что ребенок, который приходит к нам другим путем – тоже нуждается в этом времени – только с ним, только для него. И в идеале – чем дольше он этого ждал, тем больше времени ему надо…
Я тоже живу в этом мире. И я понимаю наши реалии – надо зарабатывать, чтобы деточке было что кушать, а не «сантименты разводить». И все же…я сама даже не мечтала бы о том, что у меня получится часть семьи из ребенка, которого я через неделю (да даже через 3 месяца) после его «прихода в мою жизнь» отдала в сад. «Надо отдать» для меня сразу означает «радоваться настолько малому – ну просто незаметному. И не огорчаться из-за неприятностей. Потому, что реалии ведь – маме надо на работу…».
У меня на глазах проходили первые годы жизни в семье нескольких десятков приемных детей. Из них большая половина пришла в семьи, где уже были дети – и они ходили в сад…или в школу…или начинали ходить, потому, что мама в какой-то момент говорила : «Или я их всех отдаю в сад – или меня придется госпитализировать в Новинки».

Но я видела и семьи, где кровные дети, уже ходившие в сад, прекращали туда ходить, «потому, что это нечестно, если мама все равно с кем-то остается дома», а отдать в сад человека, который для этой семьи «только родился» (а иногда еще не родился даже в психологическом смысле этого слова) – мама не считала возможным. И вот в этих семьях , во всех случаях кроме одного ( кровный ребенок был настоящим деспотом и приемного захотели в надежде на то, что это снизит уровень эгоцентричности кровного. Не получилось – приемный едва не погиб, мы все просто вздохнули счастливо, когда ребенка забрали из этой семьи) адаптация проходила легче, отношения строились быстрее и вообще – трава была зеленее и небо голубее…

Но, если без сада – никак, то стоило бы помнить вот о чем:
1 очень многие взрослые, работающие в саду даже в других группах, будут испытывать непреодолимое любопытство и интерес к «бедному сиротке» (я не смогу рассматривать ситуации с сохранением тайны, поскольку это не мой случай). То, что это «бедный сиротка», весь сад узнает к вечеру первого дня даже в том случае, если об этом изначально узнала от Вас или из докуменов только заведующая и клятвенно Вас заверила, что «эта информация не выйдет из этих стен». Видимо, под «этими стенами» у них традиционно понимаются стены самого детского сада. Хотя лично я иногда узнавала подробности своей личной жизни, принесенные работниками учреждений образования в районное и даже городское управления, и там было немало подробностей, о которых я сама даже не догадывалась.
Ребенок обязательно почувствует свою «особенность» и либо станет ее использовать, либо тяготиться ею – но не сможет быть уже «таким же ребенком, как вся группа».

2 каждый раз, когда Вы оставите его в саду, он будет думать, что на этом его домашняя жизнь закончена. Он будет так думать безотносительно Ваших заверений, что Вы непременно придете за ним. Его сознание зафиксирует Ваше обещание, он даже станет ждать Вашего прихода…но подсознание его хранит главную информацию – однажды его уже оставили или отвергли. Эта травма – с ним. Она есть, как бы Вы ни хотели , чтобы он о ней забыл. Вам предстоит долгая кропотливая работа по залечиванию этой раны. А каждый раз, оставляя травмированного ребенка чужим людям, Вы снова посылаете его подсознание туда, где это произошло – и не поправилось. Однажды за ним уже не пришли. Защитная форма, чаще всего – «Ну и не надо!». Именно это заставляет ребенка, который обнимал Вас еще сегодня утром, прощаясь, надуться и сказать «Я в садике останусь». Или просто зареветь неприятно, когда Вы, уставшая и злющая из-за этого, пытаетесь помочь ему надеть сапог, а он Вам не помогает и в какой-то момент Вы , силой запихивая ногу в обувь, слегка делаете ему больно. Или молчать , насупившись, и не отвечать на Ваши жизнерадостно-дурацкие вопросы «Ну, что сегодня было интересного в садике?”. Для него, возможно, садик со временем станет любимым местом. Но – можете быть уверены – только за счет того местечка в его сердце, которое очень пригодилось бы Вам.

Для себя я давно убедилась в том, что самое счастливое родительско-детское единение получается тогда, когда проживаются несколько лет в такой близости, какая есть у матери с грудным младенцем. Когда даже 13-летний может сначала научится доверять безгранично новому в своей жизни существу, которое несколько лет не сводит с него глаз и слушает, как он дышит во сне. И – да – это снаружи, для непосвященных, похоже на гиперопеку…но какая может быть приставка гипер- в случае, когда этого – хронический дефицит. Так же, как мы не можем ребенка с серьезным дефицитом массы тела кормить , как ребенка с избыточной массой – так же и ребенку с дефицитом внимания первые , к примеру, 4 года жизни – внимание нужно маленькими порциями, но – все время, непрерывно, как только «проголодался».

Я гуляю в парке с детками…благостная такая картинка, осень, красивые листья, трое деток, почти ровесников. Двоим по 2, одному – 4. Те, которым по 2, уже не очень нуждаются во мне сейчас – бегают и смеются. Смех вызывает то, что один из них, пробежав отрезок дорожки, останавливается – и бежит в другую сторону. Другая – не успевает «затормозить», хохочет, разворачивается на бегу делая полукруг – и догоняет первого. Третий ребенок не хочет с ними играть. Он еще не разговаривает. У него – мутизм, посттравматическая утрата речи. Он уже говорил, когда произошло в его жизни кое что такое, что его с выбитыми молочными зубами определили в детскую больницу.

Он сидел там под кроватью и отказывался вылезать. И мы с мужем выманили его «на кусочек хлеба».

На скамейке мокро – туда не сесть. Я просто иду по дорожке и держу его за потную (первые лет 5 – всегда) ладошку. Я уже научилась относиться к этому единственным комфортным для себя образом. Я сказала себе, что , когда я мешу тесто или фарш – моим рукам тоже не совсем обычно. Я спросила у себя : «Ребенок неприятнее, чем фарш?» И у меня в рюкзаке со всем необходимым уже есть влажные выжатые тряпки в полиэтиленовых пакетиках, для каждого – своего цвета (тогда не было еще в доступности для меня влажных салфеток, теперь это они, люблю польские "клинекс"). Я помню, что, когда понадобится – я вытру мордашки и руки детям – и себе, и смогу сделать это тогда, когда очень захочется. Поэтому я мешу свое тесто спокойно – я сжимаю его ладошку. У нас такая личная игра – он сжимает именно таким же ритмическим рисунком, как и я. У него получалось сразу, чувство ритма врожденное (а как он танцует сейчас, будучи уже подростком!) – он сдержанно улыбался, когда «задание» было трудным – а он все равно мог…

И вдруг – навстречу не очень молодая женщина с мальчиком лет тоже четырех. И – к нам. ОООчень разговорчивая женщина. «А зачем Вы такого большого мальчика за руку держите – он у Вас наказан? Пусть поиграет с моим! – иди, мальчик, поиграй!» (ребенок прячет лицо в подол моей куртки) Мне в поток просто некуда вставить даже междометие. Я слышу , что он дикий какой-то, так нельзя, что зря я его за руку держу…к стыду своему, тогда я так и не успела придумать, что ответить и сказать, а потом – бессмысленно было, и я запретила себе думать об этом, потому, что даже воспоминание очень портило настроение.


Мой ребенок слушал-слушал, а потом начал некрасиво реветь, громко, широко открыв рот – как не плачут обычные четырехлетние мальчики, к которым просто «тетя с ровесником подошла». Женщина эта даже на прощание что-то вроде « Сделала из ребёнка не пойми что, ещё цепями бы к себе привязала..» сказала – она очень на нас разозлилась. И – я ведь рядом была!!! А в саду?

Мои дети (а они же уже большие, старшие подростки) рассказывают, что лучше всего помогает, при появлении пристального внимания и нетактичных вопросов, зеркалить их задающим:
- а вы вместе с родителями едите, или они вам отдельно готовят, а своей семье (!!!) - отдельно?
- А у Вас в семье Вы отдельно детям готовите?
- нет, конечно!
- а почему тогда у Вас такой вопрос возник?

Еще (из недавнего):
- а сколько на тебя (задан вопрос 16-летнему) получают?
- а у Вас какая зарплата?

18-летний говорит, что лучший вариант - поинтересоваться, с какой целью задаются вопросы. Однажды на ответ "я должна удостовериться в том, что тебе хорошо живется" он поинтересовался, кто контролирует, хорошо ли живется детям спрашивающей (не классная, просто учитель-предметник). И может ли он поинтересоваться у сына спрашивающей учительницы (учился в параллельном классе), доволен ли он тем, как с ним обращается мама. После того, как он произнес вопрос: "куда обращаться, если не доволен" - учительница обругала его "хамлом", но больше никогда (2 года)не задавала ни одного вопроса.
Правда, к учебе было невозможно подкопаться - ребенок этот учился так, что поступил в БГУ на бюджет, не пользуясь льготами. Если бы была другая картина с учебой - наверно, последовали бы репрессии

Я не могу сказать, что одобряю такие ответы. Я вообще, можно сказать, ругала детей за это. Но это было - и мне захотелось об этом написать. А вдруг через пару лет я буду думать об этом по-другому...
 

7651042

New member
Ярко про деформации. Спасибо. Полагаю, что безумное количество ошибок - это ошибки на старте. И "сбор" детей под одну крышу ДДСТ (язык не поворачивается назвать это жизнеустройство), и, прежде всего, отъем детей у своих родителей (корявый, кровавый, вдребезги, без возможности родителям хоть сколько получить помощь); и определение семьи базой для ДДСТ (кого затащили посулами, кого - чуть не пинками, кого еще верх дном). Как и 25 лет назад не было зачатков системной работы, так видимо и сейчас уже поздно ее начинать лепить из хаоса и нафталиновых представлений об этой работе.
В большинстве районов - дефицит кандидатов на ДДСТ и ПС. Т.е. - нет вообще желающих. Детей тупо конопатят по приютам, далее - в интернатные учреждения. Дома ребенка как были святой коровой минздрава, так при нонешнем покровительстве вообще готовы принимать всех без разбору, лишь бы сохранить штаты и контингент.

и анонсы в прессе не помогают, и всякие акции - зазывалки - не идут новые семьи в мир замещающего родительства.

А у "старых" (пардон) выработался ресурс, и наступило уже вымораживание себя изнутри. Помощи на местном уровне в большинстве случаев практически никакой: одно конкурсы и соревнования. После методобъединений половина участников лечат давление, другая половина - эндокринные и гинекологические проблемы... Ресурс не восполняется, отсюда все болезни и прочая. Конечно, на этом фоне можно заявлять, что профессиональное замещающее родительство (ПЗР), как призванное к жизни в острый кризисный период развития общества, утрачивает свою востребованность. Но это не так. У ПЗР еще долгая история. Сегодня это единственная услуга детям, утратившим семьи, реально им помогающая, и помогающая их же родным семьям (у кого сил и способов хватает). А оставшиеся ДИУ - это террор в отношении детей.
 

Фима

Well-known member
7651042, ну вот ,даже Вы, так пренебрежительно говорите о наших семьях.Что тогда говорить о простых обывателях.
 

7651042

New member
Фима, извините, а где пренебрежение? Лично я испытываю только боль, от того, что так нерационально, без поддержки надлежащей, без разумной компенсации - просто используют ресурс ДДСТ как бездонный. Пренебрежение? У меня ли...
 

fostermama

Active member
Вспомнила вдруг об этой теме. В процессе размышлений о том, имеет ли право на существование теперь такой институт - ДДСТ.
Пришла, перечла последнюю страницу. Вспомнила.
У меня растёт последнее поколение детей, для которых я всё ещё родитель. Оставшиеся мне до пенсии годы как раз и уйдут, даст Бог, на это доращивание. Но подвести итоги я вполне могу и сейчас.
ДДСТ - это ширма. Это ( в нескольких известных мне случаях) - скрытое многодетное усыновление с возможностью получить от государства жильё нужного размера.
Что это ещё - я не знаю. Потому, что делиться опытом некогда и не с кем - коллеги, как правило, заняты детьми всё время, которое не спят.
Только села написать - и надо отставить и неизвестно, когда можно будет продолжить. Оставлю это начало, чтобы вернуться - и дописать
 

Фима

Well-known member
Не знаю, Люда, почему вдруг ширма. На моем пути- это замечательные семьи,в которых детей любят, выхаживают, поддерживают уже взрослых. И для тебя не ширма.... И сейчас нет такого повального бума создания ДДСТ .сейчас приходят более осознанно, чем еще лет десять назад, без розовых очков. И я не дописываю, дочка пришла пошептаться......
 

fostermama

Active member
Я -то как раз в первую очередь о тебе думала, когда писала. Но не дописала - и ты не поняла. Ширма скрывает за вывеской ДДСТ - семью. Мы начинали именно с этим, этого тогда и создатель ДДСТ от нас ждал. Но теперь всё изменилось. Когда-нибудь историки педагогики разберут всё происходящее и разберутся в механизмах и необходимостях, продиктованных временем или человеческими потребностями. И - я не спорю - может так быть, что откроется рациональность в именно таком устройстве - рабочем месте воспитателя, не предусматривающем ни семейных отношений, ни родительских прав, ни возможности принимать решения внутри ДДСТ относительно того, как должна быть устроена жизнь детей в самых важных её аспектах. Но мне - не перестроиться. Если я не принимаю ребёнка, как именно своего - я теряюсь и ищу границы своей семьи. Совершенно неосмысленно пытаюсь нащупать - где моя норка, куда можно нырнуть, устав от чужого присутствия в моей жизни, уйти с работы. Когда обдумываю - всё становится на места. Но только пока я держу это под контролем. Стоит отпустить - и механически всё снова возвращается в состояние неравновесия.
А когда принимаешь ребёнка, как собственного - всё равновесно и надёжно. Даже когда очень тяжёлая адаптация или ребёнок тяжёлый опыт притащил в норку.
И я даже научилась перед ширмой выполнять все требования, какие вообще в силах выполнить. А за ширмой, у себя, как могу нивелировать несоответствие, неизбежное в случаях, когда решения принимает не семья.
Но я не совсем об этом пришла рассказать.
Для меня - семья ребёнку нужна для того, чтобы научить жить. И свидетельство хорошо проведённого детства ( опять же - для меня) - человек, который вырос умеющим обходиться без помощи других людей, при этом достаточно счастливый, независимо от обстоятельств и возможностей, готовый самостоятельно оплачивать свои желания - или уметь подгонять их под возможности ( это - разные стратегии).
Насколько этому способствует ДДСТ, как форма жизни - спорный вопрос даже для меня, хотя моему ДДСТ уже больше 30 лет.
Разумеется, будь у меня сейчас цель - найти себе поддержку в правильности выбранного больше, чем на три десятилетия пути - и есть большое количество всяких удач, больших и маленьких. И есть о чём совершенно честно сказать: "Прекрасные семьи, прекрасные родители, замечательные дети, жизненные маршруты, о которых после учреждений и не мечтают, и.т.п.". Но такой задачи - про поддержку - у меня нет. Мне, как раз, хотелось бы осознать, стОит ли именно так организовывать детство людей, волей обстоятельств оставшихся без кровной семьи. И, даже не особо вдумавшись, моя душа почему-то сразу отвечает - НЕТ.
Можно любое дело и любые обстоятельства рассматривать так, что одно и то же выглядит диаметрально противоположно. И мне всё же кажется честным поговорить вслух о том, что именно заставляет мою душу, в общем, для себя, наслаждающуюся приёмным родительством, многодетным приёмным родительством и именно моими детьми - каждый день жизни неизменно - считать этот вариант семьи (приёмная+кровная многодетная 6+) - не подходящим для , к примеру, детства моих внуков.
Напишу всё, но, как показывает опыт, не сразу.
Первое обстоятельство, мешающее ДДСТ стать местом счастливого детства - перманентная адаптация.
Опять же - можно ( и я могу) много рассказать о находках и педагогических приёмах, которые облегчают вхождение нового человека в семейный круг. Но отменить адаптацию совсем, не только для ребёнка нового - для всей семьи - это не сможет. Каждый новый ребёнок перекраивает сложившиеся отношения, связывая то, что раньше и понятия не имело о существовании друг друга - но и разрывая для этого то, что уже оказалось связанным раньше.
Мне много раз приходилось видеть отчаяние ребёнка, теряющего самого близкого друга, оттого, что рядом появился новый человек, подходящий этому другу по всем параметрам больше, чем страдающий.
Это - вполне естественный процесс для людей. С одной оговоркой: если есть семья, которая в момент потери друга - не меняется, не отторгает брошенного, может поддержать. Для того, чтобы понять, как умножаются проблемы - достаточно представить ситуацию бывших близких людей, вынужденных делить небольшую квартиру в ситуации, когда один из них туда же приводит нового близкого, а второй остаётся один.
На этом месте, когда я думала об этом впервые, я спорила:
Разве не вся семья принимает нового ребёнка? Разве не сплачивает, наоборот, такое изменение?
Бывает, конечно, по-разному. Но и так, что вся семья отторгает, тоже бывает. Внутри себя - каждый раз хотя бы самое первое время. И так, что сложившиеся внутрисемейные тяготения разрывает новым, более привлекательным - тоже. А главное - так -или иначе - это всё равно стресс и мобилизация.
 
Последнее редактирование:

fostermama

Active member
Второе слабое место ДДСТ, как семьи - отношение социума к многодетности 6+ вообще, а к приёмной многодетности - в особенности. Если взрослым в такой ситуации иногда, от некоторой части окружения перепадает хотя бы оттенок жалости вместе с пальцем у виска, то детям из такой семьи приходится непросто на всех вариантах спектра отношений. Жизнь в аквариуме - не самое удачное дополнение к травме потери кровных близких.
Третья проблема, если не присматриваться, если не касается твоего близкого и если не твоя собственная - выглядит немалым достоинством. Речь об умении приспособиться одновременно к большому количеству самых разнообразных людей, с самыми несочетаемыми особенностями, привычками и желаниями. Казалось бы - десять ( в среднем) лет в ДДСТ, в условиях постоянного ухода выросших и прихода на их место новых детей - и человек умеет выживать в любой социальной среде. Но на деле, чаще всего, особого счастья это умение не приносит. Приносит готовность мириться с обстоятельствами, которые не всегда тянет психика - до точки невозврата, до, например, некрасивого поведения, как проявленного внутреннего выгорания.
Мне случалось слышать от таких детей, что им тоскливо, когда мало народу на праздники, и, наоборот - что надоело столпотворение настолько, что у единственного ребёнка не будет ни брата, ни сестры. Потому ещё, что пришлось жить в комнате с сестрой, которая так и осталась неприятной и назойливой. А ещё - что лучше выполнить работу и за себя, и за неудачного напарника, потому, что в детстве тоже приходилось трудиться за двоих, иначе просто пришлось бы жить в грязи. Видела я и момент срыва у такого бывшего ребёнка. Когда тянула-тянула - и сорвало клапан. Потому, что паттерн "принимаем всех, кого привели" - работает, будучи запущенным на орбиту жизни - всю эту самую жизнь.
Четвёртое - привычка подчинять свои желания большинству. Не тогда, когда это нужно - всегда.
Пятое:
Мне на палец припальцован майский жук
Я сейчас пойду и маме покажу
Мама скажет " Ах, какой же он большой!"
Мама спросит "Как живёшь, сыночек мой?"
Жук, прошу, не улетай, останься тут!
Где со мной все сёстры с братьями растут!
Без тебя я к маме просто не пройду...
Вот я вырасту и лошадь заведу
И приеду к нашей маме на коне
И тогда она достанется и мне
 
Последнее редактирование:
Сверху