Ой, девочки! СпасиБо!!! Простите - не заходила сюда - и не видела )))
А сегодня - принесла не новый, но свой текст. Потому, что очень актуально.
Не помню точно, но, кажется, где-то здесь я это и писала.
К сожалению, актуальность этих вопросов для меня, озабоченной дискредитацией приёмного родительства как социального института вообще - и системы детских домов семейного типа в частности, остаётся достаточно серьёзной.
Есть у меня много мыслей по всяким разным поводам, возникшим и в последнее время, и раньше. Наверно, пришел такой момент, когда наполнился чайничек паром - и крышечку приподнимает. Не позволить пару выйти - крышечку сорвет.
Такая длинная преамбула - с определенной целью, которую я не скрываю: это - накипь, пар. Это - определенно - негатив. Без этого можно обойтись. Обойдитесь без этого, если
* вы - не приемный родитель и не родитель воспитатель Или
* вы не интересуетесь приемным родительством или темой сиротства. Или
* вы не работаете с приемными родителями и (или) детьми. Или
* вы расстраиваетесь от явлений социального неблагополучия. Или
* вы отягощены проблемами личного плана, и ваше состояние ближе к депрессивному, чем обычно. Теперь, собственно, "мисли":
Первые ДДСТ в стране организовались в 1989-91 годах. С этого времени прошло 25 лет. Первые приемные семьи появились в 2000 - 2001. С этого времени прошло 15 лет. Немало.
Я не знаю, кто настоящий автор документа, по которому предписывается обеспечивать отпуск родителя-воспитателя ДДСТ засчет безвозмездной работы в течение 56 дней супруга этого самого родителя-воспитателя, который должен работать где-то еще обязательно, а, значит, взять отпуск за свой счет вдобавок к текущему, чтобы это безвозмездное замещение осуществить. Или - вдобавок к тому количеству детей, которое есть в ДДСТ, взять на время отпуска коллеги еще n-ное количество детей из ДДСТ коллеги - и разместить всех этих детей, используя то, что есть в наличии в ДДСТ из необходимого оборудования - или перевезти от коллеги на время отпуска систему жизнеобеспечения...увлеклась, простите
Этих прекрасных предложений в документах, по которым сейчас живут и работают ДДСТ и приемные семьи - немало. И я не знаю их автора. Но с достаточной долей уверенности могу предположить, что автор - НЕ приемный родитель и не родитель-воспитатель ДДСТ. И что консультации с таковыми в основу составления этого документа - не легли.
Мне вполне понятно, что всякое новое дело требует обкатки и выяснения шероховатостей и проблем. На любом производстве при внедрении новой технологии в течение некоторого времени отслеживают все возникающие проблемы - и вносят поправки. Так то - производство. Предположим, промышленное.
А это - живые люди, дети.
Что мы видим по прошествии стОльких лет? Каковы результаты? Какие проблемы и трудности? Что сделано для изучения причин появления самых распространенных проблем?
Я - не знаю. Не вижу, не понимаю. Три десятка лет в системе, практически со школьной скамьи, каждый день читаю хоть что-нибудь по специальности, и вижу только нарастание очень тревожных признаков какой-то скрытой аномалии, неправильности, дефекта. Могу догадываться, могу строить предположения. Знать - не могу. Поэтому - просто пишу на форуме, возможно - для себя одной. Может быть - для одного-двух собеседников. Может быть, эти собеседники не решатся сказать здесь вследствие серьезного расхождения озвучиваемой вслух позиции с той, которая звучит в приватном разговоре (кому булыжник - тот поймал, не сомневаюсь) - и позвонят или скажут при встрече, уже стараясь подтянуть одно к другому. Тоже невредно, кстати, на мой взгляд.
Так вот - то, что я вижу, выглядит для меня - странно.
Приемные семьи формируют, они действуют годы и десятилетия. Спустя годы в одних случаях оказывается, что родители были глубоко порочными и детей от них нужно спасать. И детей изымают, но что с ними стало - никто не знает и не узнает. В других случаях происходят еще более трагические события - и тогда узнают. В третьих - еще какие-то варианты неблагополучия нестандартного, нетривиального, страшного - и - все еще не накоплена критическая масса для того, чтобы постараться понять, что в этой технологии дает сбой, где самое проблемное место.
Не могу сказать, что я вот прямо только об этом и думаю. Но - в последние три года думала гораздо больше, чем в предыдущие больше двадцати. И поняла, что проблема - в зависимости. Это я для себя поняла. Не знаю, насколько это близко к истине. Может быть, есть другие мнения. Пусть они имеют прав на существование столько же, сколько мое.
Что было бы, если бы ответственность за результат нес вкупе с родителем-воспитателем - создавший ДДСТ своим решением - физический человек? Занимающий должность? А вот сопровождение и контроль - осуществляла структура, нинасколько не подвластная структуре, осуществляющей обеспечение всем - и материальным, и развивающим? По рекомендациям сопровождающей структуры, которая должна была бы ставить во главу угла благополучие как детей, так и принимающих семей? И тоже - вместе с родителем-воспитателем несла бы в лице физического исполнителя разделенную с родителем-воспитателем ответственность за результат?
Должна сказать, что я сама - не заинтересована в озвучивании мыслей на эту тему. У меня сейчас очень адекватные специалисты в уо, практически такие, каких бы я и хотела всем приемным родителям. Но - это человеческий фактор. Хотят помогать - помогают. А по закону - не должны!
Если когда-нибудь у нас получится уменьшить зависимость приемного родителя от одной-единственной системы, и помогать обязанной, и проверять, и казнить-миловать, при этом не неся никакой ответственности ни за какие свои решения. И - разделить эту самую ответственность со всеми, кто так или иначе должен был бы быть причастен к сопровождению приемной семьи, но - не как служба, а как человек, принимающий конкретное решение и ставящий свою резолюцию на проект коллегиального решения по всем насущным вопросам - то, возможно, получится система, падающая в действительно исключительных, форсмажорных , обстоятельствах, а во всех остальных - стоящая крепко не на одной, уставшей и вынужденной справляться с непомерными нагрузками, ноге. А на двух, крепких и отдыхающих достаточно для того, чтобы радостно прыгать.
Про радость:
Для меня именно радость - двигатель любого процесса. В приемном родительстве этого продукта - больше, чем в какой бы то ни было другой области деятельности человека. За что, собственно, я ее для себя и захотела. Но есть несколько факторов, которые сильно мешают радоваться на начальном этапе новым приемным родителям, еще не выучившим линию глубины фарватера и то и дело садящимся на мели этих самых факторов. Попробую поконкретнее, хотя это как раз о самом неконкретном. И не совсем осязаемом. Хотя, на мой взгляд, самом важном. Таком, к примеру, как в человеке - собственно, Душа.
Никакая человеческая деятельность не живет без - творчества. Без вложения таких эфемерных, вроде бы, вещей, как вдохновение и радость. А они, в свою очередь, не живут - без свободы. Творческой свободы в рамках, ограниченных - только законом. Как оградой по периметру, зеленой и в цветочках.
Такая свобода отлично уживается с уважающим ее, свободу, контролем. Таким, который ничем не нарушает неприкосновенности личной жизни, жилища и семейных ценностей. А только дружелюбно приходит в гости, как обычные гости, знакомые вследствие достаточно частых визитов, несущих ответственность вместе с проверяемыми и внешне для детей напоминающих старшую родственницу, которая неизменно приносит радость и помогает сохранить ее в семье настолько, насколько это вообще может быть в ее компетенции.
Понимаю, что это звучит несерьезно. Но для меня - это одна из самых надежных составляющих благополучного приемного родительства. А разве мы не этого все хотим?
Так трудно выразить чувства! Постараюсь собраться и вернуться к более конкретным вещам.
Ни для кого не секрет, с какими проблемами чаще всего приходят в приемную семью или ДДСТ дети из приютов, семей, лишенных родительских прав или детдомов. Но до сего дня нет никакого механизма (кроме человеческого фактора благоприятно сложившихся отношений и готовности специалиста слышать приемного родителя, а самого приемного родителя - учиться ежедневно и возрастать профессионально, чтобы быть в состоянии объяснить самому узкоспециальные вещи, известные все еще чаще всего только нескольким тематическим психологам в стране), который бы учитывал исходные данные и, учитывая, позволял ребенку двигаться в наилучшем для него темпе, а не в том, который уже ко второй четверти дома сделает из него успевающего ученика, догнавшего единовременно пропуск в 10-14 лет развития и обучения
Есть еще некоторые мечты по поводу того, какого бы хотелось сопровождения. Но по поводу того, какими хотелось бы видеть самих приемных родителей - тоже есть мысли.
Я не знаю, какие используются сегодня критерии для определения пригодности человека на роль приемного родителя. И мне совершенно не кажется, что в приемном родительстве должны быть исключительно безупречные люди. Но есть качества, которые допустимы, а есть, на мой взгляд - формирующие настоящую непригодность.
Люди меняются с течением жизни. Никто не статичен, хочет он этого - или нет. И у человека всегда есть все, нужные именно ему, возможности. Нет на сегодняшний день какого-то качества, необходимого для реализации желания - развилка:
или есть возможность совершить некоторое усилие и приобрести это качество
или нет желания меняться, потому , что не так уж нужно то, для чего нужно меняться
или нет возможности (инвалидность, например) - и тогда это не нужно человеку, как бы ему ни хотелось, и есть смысл заняться доступным, этого всегда больше, чем мы используем.
В теории, вроде, все просто. А в жизни - чаще всего мне приходилось встречать приемных родителей ( и родителей-воспитателей тоже) с четырьмя типами деформаций, на мой взгляд наиболее опасных для именно приемного родительства.
Условно назовем их так:
* на пьедестале
* снабженец
* страдалец
* на амбразуре
Так же, как не страшно переболеть некоторыми заболеваниями в легкой форме или вылечить заболевание в острой в сравнении с многолетним и хроническим, никогда не леченным даже изменением образа жизни, который вызвал это заболевание - всеми этими отклонениями в какой-то степени могут переболеть в разные периоды жизни все люди. Приемные родители тоже. Все равно не удастся найти того, кто вообще никогда не падал. Ценность падения тоже есть - это опыт, который позволяет сознательно, по своей воле, отказаться от такого состояния, и это гораздо более ценно, чем выполнение чужого (например, органов опеки) запрета, при собственном желании "продолжить банкет".
Поэтому, если бы от меня что-то зависело и я представляла бы службу, формирующую приемные семьи и ДДСТ, я обязательно работала бы с каждым человеком, выразившим желание стать приемным родителем, и ставила бы своей целью - помочь увидеть пагубность вышеназванных деформаций и отказаться от них в своей жизни с приемными детьми.
Попробую, насколько получится лаконично, описать деформации больше, чем словом - названием:
"на пьедестале" - родитель представляет себя благодетелем, считает, что делает оочень хорошее дело, взяв ребенка ( если кто-то не согласен, что в этом деле ничего хорошего еще нет, могу обосновать позицию подробнее), считает, что ребенку повезло, что его взяла такая хорошая семья и.т.п.
"снабженец" - старается использовать статус приемной семьи или ДДСТ с тем, чтобы получить максимум возможных материальных благ - от гуманитарной помощи - до путевок всюду, куда дадут и поездок за границу на как можно бОльший срок (например, три месяца летом и месяц зимой). Может искать и находить спонсоров, число спонсоров может быть большим по одновременному количеству, а может быть большим с течением времени и в связи с отказом предыдущих спонсоров помогать или их финансовыми затруднениями.
"страдалец" - очень озабочен тем, как он выглядит, как приемный родитель. Ребенок при этом , как правило, проявляет все больше проблем и поведенческих, и даже соматических, его, ребенка, девиации достигают очевидных размеров к подростковому возрасту, "страдалец" "все терпит", "ищет помощи", чаще всего, в конце концов, "вынужден" отказаться от ребенка, в которого "вложил все, что мог".
"Страдальца" виднее всего именно по результатам - как правило, ребенок у такого приемного родителя даже не начинает усваивать правила жизни в обществе и асоциален все больше с течением времени. Пока не "лишается" семьи ( в сущности , ее и не было). Тогда не исключено даже и выздоровление. На мой взгляд - одна из самых опасных деформаций.
"на амбразуре" - это и революционер, и спасатель, и борец. Общее одно - кругом враги. Самая деструктивная деформация, влияние на ребенка рядом с таким родителем, как правило, подталкивает его к восприятию мира, как враждебной среды, родителя - как единственного человека, которому можно доверять. Чаще всего, на мой взгляд, такая деформация присуща одиноким приемным (и не только) родителям, которые одновременно могут быть "на пьедестале" и "страдальцами", но и одной деформации "на амбразуре" достаточно для ощутимо деструктивного вектора развития ребенка рядом. Основная скрытая цель, как мне кажется - "только я заслуживаю твоего доверия и твоей любви" - смесь ревности с родительским эгоизмом
Теперь мне хотелось бы рассказать о своем представлении о целях и задачах родительства (и приемного тоже). Постараюсь - в порядке убывания значимости для меня.
На всякий случай напомню: все это всего лишь частная точка зрения, ни в коем случае не претендующая ни на научность, ни на истинность. Не исключено, что через пять лет, если буду жива, я буду думать нечто другое по тем же вопросам
Для меня к совершеннолетию ребенка хорошо бы ему:
* уметь обходиться без родителей, если это потребуется, в обеспечении основных своих потребностей, уметь принимать решения и нести за них ответственность.
* уметь находить опору внутри себя ( в этом для меня нет другой опоры, кроме Бога ), удовольствие от жизни снаружи и радость - в любых предложенных обстоятельствах.
* найти Дело, которым хочется заниматься независимо от дохода, которое оно приносит.
* уметь честно разговаривать с самим собой, ставить перед собой цели в общем, задачи - в частности - и находить пути достижения первых и решения - вторых.
* уметь искать свою составляющую любого конфликта, исправлять ошибки, прощать себя и других - и подниматься и идти вперед и вверх, как бы ни упал.
* уметь самостоятельно учиться всему, чему захочется, искать информацию, помощь и делать все, что в состоянии научиться делать - самостоятельно, если это не требует участия специалистов. "