Признаки счастливой и полезной жизни
В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха) (ЧС Су. 1.41). В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни. (ЧС Су. 30.24)
Счастливая жизнь (сукхайу) возможна при следующих условиях:
– отсутствие телесных и ментальных болезней
– моложавость
– следование по пути, гармонично соответствующему пурушартхе – четырем целям человеческой жизни, а именно дхарме, артхе, каме и мокше
– сила, терпение, прочность, стойкость
– энергичность, подвижничество
– доброе имя, достоинство, честь
– человечность, преданность Богу
– находчивость, предприимчивость, проактивность
– теоретическое духовное знание
– духовное знание, основанное на собственном опыте, мудрость
– сильные и здоровые органы чувств, сосредоточенные на сильных и здоровых объектах
– присутствие в настоящем
– ощущение достатка, изобилия, красоты, великолепия и поддержки
– достижение желаемых результатов и целей
– возможность отправиться туда, куда хочется
Несчастная жизнь характеризуется противоположными проявлениями и ведет к болезням.
Благотворная жизнь (хитайу) – означает здоровая жизнь, приносящая пользу самому человеку, окружающим и всему миру в целом. Условиями для того, чтобы жизнь была полезной, являются:
– забота о благе и пользе для всех существ
– отсутствие желания присвоить чужое имущество
– честность, правдивость, искренность
– скромность, спокойствие и уравновешенность
– исполнение любого деяния только после тщательного размышления о его последствиях
– внимательность, чуткость, бдительность
– гармоничное стремление достигнуть первых трех целей человеческой жизни – предназначения (дхарма), изобилия (артха) и исполнения желаний (кама), без конфликтов и причинения вреда и беспокойств окружающей среде и окружающим существам
– настроение служения и помощи ближним «как самому себе» и выражение почтения достойным
- постоянство, покой и умиротворение, возникшие из духовного знания и личного духовного опыта
– добродетель, благочестие
– служение старшим
– ум, свободный от страсти, гнева, зависти и гордости
– постоянная разнообразно проявляемая благодарность к окружающим и Богу, щедрость, великодушие
– постоянное смирение, полученное посредством знания, обретенного через добровольное покаяние, воздержание и строгость
– способность видеть во всем духовное начало
– различение и признание материального и духовного миров
– превосходная практическая память, позволяющая действовать правильно
Бесполезная, а значит нездоровая и вредная для самого человека и окружающих жизнь характеризуется противоположными признаками и проявлениями. Она ведет к болезням и страданиям.