Гоми́лия, или Доступное православие

Lemma

была Lena777
Гоми́лия – форма церковной проповеди, которая подразумевает простое и доступное изложение истин православной веры. В основе этого слова лежит греческий глагол óμιλεω, что значит «общаться», «беседовать», «публично предлагать учение в духе и тоне доброго собеседования». Часто данная беседа носила характер монолога, называлась «речью». )))
В этой теме предлагаю делиться интересными и полезными находками, которые нас «прошибли» в какой–то период времени: от Самого Христа, Его апостолов, святых отцов до проповедников сегодняшнего времени, включая собственные наблюдения и мысли.
Если у вас будет желание просто прочитать чью–нибудь гомилию (или перечитать, так как, наверняка, многие строки будут вам знакомы) или сотворить собственную и принести её в тему, или «оживить» беседу личным опытом, создавая почву для размышлений, укрепления, а, возможно, и возрастания, то «Аллилуйя!» – милости просим.)))
P.S. Прошу в контексте данной темы по возможности уклониться от кнопки «спасибо», а также от чрезмерно длинных постов–цитат. p.s.-1. Сама не выполняю этот пункт.:)

Итак, начнем)
Со св. Феофана Затворника.
Что такое с Вами сделалось? И что это за вопросы: «Не знаю, что сделать с своею жизнию. Надо же что-нибудь делать. Надо же цель себе определить»? Читаю и изумляюсь, откуда родились такие мудреные помышления. Ведь Вы уже решили все это, выразив желание стоять на уровне с достоинством человека, каким ему подобает быть по определению Божию. И речь у нас с Вами о чем идет, как не об этом! <…>
Цель жизни точно надо определенно знать. Но мудрено ли это? И не определена ли уже она? Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь. Это положение всем ведомо, и толковать об нем нечего, хоть о нем меньше всего помнят на деле. Но поставьте Вы себе законом для жизни Вашей всеми силами преследовать эту цель — сами увидите, какой свет разольется оттого на временное Ваше на земле пребывание и на дела Ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Относительно же средств один закон: употреблять их и пользоваться ими так, чтоб они вели к цели, а не отклоняли от нее и не поперечили ей. Вот Вам и решение Вашего недоумения: «Не знаю, что сделать с своею жизнию». Смотрите на небо и всякий шаг Вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Мне кажется, что это так просто и вместе так всеобъемлюще.
Спрашиваете: «Надо же что-нибудь делать?» Конечно, надобно. И делайте, что попадется под руки, в Вашем кругу и в Вашей обстановке, — и верьте, что это есть и будет настоящее Ваше дело, больше которого от Вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или <…> для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. <…>
Угодное Богу сделаете — и сделаете шаг к последней цели: наследию неба. Обобщите этот случай — выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте — и прочее, и прочее, и прочее. <…>
Скажете: «Но как же, образ жизни все же надобно избрать и определить?» Да где же это нам с Вами определить? Станем обдумывать — и пойдет путаница в голове. Лучше и надежнее всего принять с покорностию, благодарностию и любовию то определение, какое изрекает Бог течением обстоятельств жизни. <…>
Кажется, я все Вам растолковал. Приложу только желание, чтоб Вы хорошенько вникли в прописанное, затвердили то и так настроились. Пророчу Вам, что обретете полный покой и не будете более смущаться мыслями: «Никуда негожа моя жизнь — ничего полезного не делаю», и подобное.
Только ещё сердце надо держать на привязи, а то оно много глупостей городит. Правда, что и без сердца дурно: ибо где сердца нет, там что за жизнь, — но все же волю давать ему не следует. Слепо оно и без строгого руководства тотчас в ров попадет.
Полностью
 
Последнее редактирование:

Igra

БЫТИЕ
Lena777,помоги Господи,чтобы новая тема стала добрым вспоможением на пути к Богу в дни Великого поста,да и после,всем братьям и сестрам во Христе,кто будет читать эту тему и делиться своими мыслями и прочитанным.
 

k_ja_ra

Well-known member
у темы "Христианство и церковь" совершенно иной вектор:
А...ясна, дзякуй.
Я думала, што вектар тэмы робяць/фармуюць яго ўдзельнікі, незалежна ад таго, якім быў пост 9-цігадовай даўніны, які адкрыў тэму з такой назвай.:)
 

Zoryana

Well-known member
Lena777,спасибо, это очень интересно и нужно, как мне думается :)
 

juniko

self-made woman
Делюсь мыслями.
Очень приятно наблюдать, какие все ту благостные и правильные. Особенно, если знать, что в соседней темки люди плюются ядом, злословят по поводу и без, стараются посильнее оскорбить и тд.
И самое удивительное, что это - одни и те же люди и в Великий Пост.
Что-то вспомнилось по этому случаю, как ходят в православную церковь в Сен-Дени местные жители.
 

Lemma

была Lena777
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Чудотворец. Неизданный дневник. Выдержки.

19 августа. Вследствие излишества в пище и сладкопитании <>и сна на пароходе я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мной Веру Ив. — за то, что она возила меня по очень грязным квартирам, где я испытал сильное стеснение от народа. Это — раз, другой — за то, что она очень далеко повезла, почти к Воронцовскому подворью, к сыну Е.И.В.; тут я крепко рассердился на то, что она не назвала улицы, куда везет. Но я покаялся всем сердцем в своем нетерпении и своенравии, обвинил себя самого, а В.И. оправдал как кроткую и смиренную. Да, я нарушил главизну Закона Божия — любовь к ближнему. Безмерно милостивый Господь помиловал меня от скорби и тесноты, дал мир, исцеление и дерзновение. То же было и в обители моей, где Господь принял мое покаяние, дал мир и избавил от скорби.

<> Ловит и ловит, непрестанно ловит вселукавый и всезлобный враг. Сегодня в церкви Дома Трудолюбия в Кронштадте ловил и томил меня неприязнью и каким-то уничижением, ревностью и завистью к моему соборному псаломщику из-за тою, что он очень резко выделялся своим голосом при пении литургийных песнопений. C трудом я сломил насилие врага, опаление и уязвление и только, тайным покаянием и молитвою одолел его, вынимая части из просфоры в умилостивление Господа. Как нужно жалеть род христианский и нехристианский, страдающий волею и неволею, ведением и неведением от диавольского насилия и прелести.

24 и 25. Бесплотный злодей искал и ищет сделать для меня противным молодого врача, данного мне профессором, и возбуждает жалость к внушительной сумме денег, которую он выговорил за два месяца. Но Ты, Господи, разруши коварство врага!

8-е мая. Искусился лицеприятием, презорством, гордостью, неприязнью к нищим, не имеющим определенного занятия в Кронштадте и часто приступающим произвольно, без спросу у меня, к Чаше Причащения. Каюсь в этом в глубине души, ибо прогневал я Господа моего лицеприятием и диавольскою неприязнью, и впредь делать сего никак не хочу. Прости мне, Господи! Запечатлеваю мое покаяние начертанием сим.

20 мая. Отправляясь из женского Ивановского моего монастыря на машину Николаевской железной дороги, я сильно искусился через нищих мальчиков (лет девяти — десяти), неотступно преследовавших мою карету и просивших подачку. Я рассердился, озлобился на них за вторичное прошение (им дано было по рублю, хотя не всем), и меня оставила благодать Божия, я впал в сильную скорбь и тесноту сердца при воспламенении от адской злобы и с трудом умолил Господа, да простит мне грех неприязни, жестокосердия, скупости и сребролюбия, и только в вагоне при настойчивой тайной молитве покаяния сподобился прощения грехов моих и мира и простора сердечного. Не попусти, Боже, впредь доходить до подобною состояния душевного и научи меня всегда жалеть нищих и сострадать им, ибо рука моя доселе не оскудела от подаяния.

Сегодня 25 мая. Благодатию Божией изгнал я бесов из женщины, которая восемнадцать лет страдала от них. Господи, благодарю Тебя за милость и силу Твою, явленную в прогнании демонов из рабы Твоей, крестьянки Ярославской губернии.

Тяжкий нравственный вред я причинил себе 2-го мая (в воскресенье), без нужды поев яичницы с черным хлебом и ухи из свежего налима весьма мало; тягота на сердце и пустота была всю ночь, и не мог я покойно спать. Благодать Божия оставила меня, грешного, за чревоугодие и алчность. Впредь не ужинать никогда. Как легко бывает на душе, когда желудок пуст.

Слышу, старец Гефсиманского скита, что близ Сергиевой Лавры, отец Варнава недоброжелательно обо мне отозвался. Что я ему сделал? Нужно помолиться, чтобы Господь примирил наши сердца.
Сегодня ко мне приходила жена моего бывшего секретаря и много мне наговорила дерзостей. И это за то, что я всячески поддерживал ее мужа, заботился о [их] семье. Признаться, я не выдержал и резко попросил ее оставить мой дом.

12 часов ночи, 31 мая. Благодарю Господа, принявшего тайное покаяние мое в судительных и резких словах о Правительстве Русском, допустившем своими неправильными действиями Японскую войну; скорбь и теснота отошли от меня, и мир Божий воцарился в сердце моем с простором душевным. Слава Тебе, Всеблагому и Всеблаго-уветливому Спасителю моему.
2 июня, вечер, 6 часов.
Согрешил перед Богом, разгневавшись сильно на Е.М., впавшую в большую погрешность против меня и всех плывущих на пароходе: заставила себя ждать долго и напрасно, когда надо было торопиться. Я сильно озлобился. Господи, научи меня благости, тихости, ожиданию в терпении и долготерпению. Измени мое сердце изменением всепрощения, благости, кротости, незлобия. От Тебя ожидаю всепрощения; даруй мне и самому простить виновную. Буди!

2 июля. <> Служил умиленно и со слезами, причастился животворно. Причастников-младенцев множество, мирян не очень много, человек сорок. Под конец раздражился минутно на неумелость матерей — крестьянок и мещанок — подносить ребят и на упорство младенцев. Благодать мира оставила меня; вошел огонь адский, овладели мною смущение, скорбь и теснота. Немедленно осудил себя, призвал безмерную Благость Божию помиловать меня и изменить во благо сердце мое. Господь принял молитву и помиловал. Благодарю Господа!
Полностью
 

Atex

Active member
Вангую: неделя, максимум 2 и будет это тема где-то на задворках раздела, невидимая.

Что-то вспомнилось по этому случаю, как ходят в православную церковь в Сен-Дени местные жители.
а как?
 

Lemma

была Lena777

Atex

Active member
А мы потом в форме церковной проповеди в духе и тоне доброго собеседования обсудим с джунико походы жителей ))) так сказать в рамках выбранной темы, ибо в ХиЦ вектор не тот ))
 

Lemma

была Lena777
Atex, это очень хорошо, что в рамках) Хочу напомнить, что здесь размышляется над прочитанным, а не обсуждаются походы. Для того уже есть площадка, ну а вектор вы создадите нужный, я верю))))
 

Atex

Active member
Хочу напомнить, что здесь размышляется над прочитанным
Спасибо, я это поняла. Я так понимаю, что Джунико где-то прочитала о том, что я предлагаю обсудить. Если окажется, что она видела это собственными глазами, то подумаем о переходе в другую тему
Для этого уже есть площадка, ну а вектор вы создадите нужный, я верю))))
а мне кажется, что та площадка совсем не подходит для того, что я хочу обсудить с Джунико. А вот эта вполне ))
 

Lemma

была Lena777
а мне кажется, что та площадка совсем не подходит для того, что я хочу обсудить с Джунико. А вот эта вполне ))
Позвольте мне как топикстартеру в этом усомниться.) Хотя, я рада Вашему доброму участию. Спасибо.
 

Atex

Active member
Atex, серьёзно, может не стоит здесь?
По мне так церковные проповеди должны находиться в теме ХиЦ. Я задаюсь вопросом: серьезно ли создана отдельная тема для проповедей. И если серьезно, то почему мы не можем в этой теме обсуждать то, как жители ходят на проповеди.
 

Lemma

была Lena777
Atex, тема для проповедей и их обсуждения при желании, а не как ходят на проповеди) Разница ведь!
А чем вам "Христианство и церковь" не подходит, ведь она долго служила (и служит) верой и правдой именно для обсуждения христиан? Можно там задать направление, и вперед!)
 

Танюша_

всё чудесатее и чудесатее
Atex, мне кажется, это тема больше о восприятии слов, а не о том, кто где и как. Хочет автор обсудить слова и мысли. Имеет право. Не вижу смысла засорять тему чем-то другим. Тем более, что автор просит об этом. Автор создал тему, если она не соответствует или её надо объединить - модераторы справятся.
 

Atex

Active member
Lena777, Так а вам чем ХиЦ не подходит? Не для обсуждения христиан эта тема и не для этого служит, а для знакомства с христианством и церковью. А тема для обсуждений так и называлась бы "Обсуждение христиан".

Вы не волнуйтесь, мы и проповеди обсудим при желании.
 

Lemma

была Lena777
Atex, я уже отвечала на такой же по смыслу вопрос выше.
Благодарю, что имеете возможность желания обсуждения прочитанного. Это ценно для меня.
 
Сверху