Гоми́лия, или Доступное православие

А падкажыце, гісторыя пра жонку Лота, якая азірнулася назад, на горад, з якога сыходзіла разам са сваім мужам і дачкамі, і, азірнуўшыся, пераўтварылася у саляны слуп, пра што? Пра што кажа? Чаму вучыць?
Если очень кратко: про силищу наших земных привязанностей, наше непослушание Творцу, про Второе пришествие Господа и об отвержении себя для своего же спасения.

Мой первый батюшка, когда я приходила к нему с вопросом, всегда начинал так: «А давайте посмотрим, что говорит об этом Евангелие?» Давайте посмотрим) Евангелие от Луки «…но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову…»
Но давайте еще и из Бытия вспомним, когда ангелы пришли вывести Лота и его семью из города: « …Но как он медлил, то они, по милости к нему Господа, взяли за руки его, и жену его, и дочерей его и выведши поставили его вне города. Когда же вывели его за город, то один сказал: спасай жизнь свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся на равнине, спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть…» Здесь важные моменты. Они подчеркнуты. «Медлил», т.е. это преогромнейшая сила земных привязанностей: ведь знал же Лот о предстоящей гибели города, т.е. и о своей смертельной опасности, но все же медлил… а «не огдядывайся» - это испытательная заповедь . Кроме того, по святоотеческому учению грех входит в душу человека именно, но не только, через глаза, как орган контакта невидимой души с видимым миром.

И вот ответ на Ваш вопрос, k_ja_ra: «Подобно тому, как жене Лота было запрещено оглядываться на погибающий Содом, и она за непослушание была превращена в соляной столп, так и в великий день Второго пришествия возврата уже не будет. Оглядываться на протекшую земную жизнь будет уже поздно. Надо будет устремить взор вперед, на небо.
Впрочем, и в настоящем эти слова Спасителя имеют глубокий смысл. Он предостерегает нас от ложного любопытства. Жена Лота знала, что оглядываясь назад, ничем не могла помочь погибающим. Ослушавшись, она только исполнила свою прихоть без всякой пользы. Мы все испытали ту притягательную силу, которую имеет для нас запрещенный плод. Нам хотелось бы иногда бросить хоть один взгляд на него, но взгляд этот становится не только преступным, но и вредным, ибо он тормозит нас на пути к добру и приковывает нас к одному месту.
Вот почему жена Лота изображает для нас душу человеческую: за нею погибает целый мир, а перед нею простирается бесконечное спасенье, жизнь вечная, осуществление всех надежд. А она застывает на месте.
Душа моя, для твоего спасенья, для спасенья вверенных тебе душ, ты должна без оглядки, без колебания стремиться вперед, туда, где восходит солнце правды. «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (Быт.19:23). Так и ты спеши войти в вечное жилище, в радость Господа своего.»
 

Igra

БЫТИЕ
А падкажыце, гісторыя пра жонку Лота, якая азірнулася назад, на горад, з якога сыходзіла разам са сваім мужам і дачкамі, і, азірнуўшыся, пераўтварылася у саляны слуп, пра што? Пра што кажа? Чаму вучыць?
Есть не совсем,возможно,уместное для этой темы толкование(поэтому скрою),но очень интересное:)Почему бы и нет)Читай)
[CUT="Предыстория вопроса такова Бог сообщает Аврааму, что собирается уничтожить Содом и Гоморру, и Авраам спрашивает Его: как, уничтожишь вместе с праведниками? (то есть теми, кто живёт в правильной системе жизненных координат). Уничтожишь ли, если таковых наберётся хотя бы пятьдесят? Бог пообещал, что в случае пятидесяти не уничтожит. Тогда Авраам спросил то же самое про сорок, потом про тридцать праведников. Бог пообещал, что и ради них пощадит 'место сие'. Доторговались и до десяти. И ради них Бог пообещал сохранить город. Потому что, пока был этот десяток, у города ещё оставался хоть какая-то возможность изменить свой 'modus vivendi'. Наличие этих праведников создают как бы иной вектор, иное измерение существования обывателя. Без него - в самом высоком смысле - существование обывателя становится бессмысленно. Бхагаван Шри Раджниш очень метко выразился, что 'толпа никогда никуда не приходит'. Но вот что интересно. Сказав: 'Не истреблю ради десяти', Бог 'пошёл, перестав говорить с Авраамом' (Быт., 18, 33). Он уходит не прощаясь, без каких-либо заявлений и пожеланий на будущее, молча; но молчание это содержательно. Молчание Библии содержательно всегда. Авраам тут же расшифровывает его: десяти праведников не наберётся. Далее Бог использует своего рода 'лакмусовую бумажку': посылает двух вестников в город, дабы проверить, как их примут. Собственно, для жителей это был самый последний шанс. Их встречает сидящий у городских ворот Лот - человек, имеющий совершенно иные взгляды, чем горожане; с их точки зрения он полный извращенец и неудачник, вписаться в местное сообщество и его нравы ему не удалось. Говоря нашим языком, у него были проблемы с социализацией. Он встречает посланников первым, кланяется, и, зная 'пылкий нрав' горожан, тут же заводит посланников к себе домой. События продолжают развиваться: вокруг дома собираются решительно всё мужское население города, привлечённое необыкновенной красотою пришельцев. Новое тело, новые эмоции, и всё такое... Народ скандирует: 'Выведи их к нам, мы познаем их'. Тут Лот идёт на ту же самую жертву, что и ранее Авраам: он собирается пожертвовать своими дочерьми, и предлагает их распалëнной и обезумевшей толпе. Собственно, и Авраам, и Лот - они существуют в одной парадигме, и пример это подчёркивает. А в мире существует только одна парадигма - служение истине. Всё остальное - это от неё отклонение, девиантность, это Содом и Гоморра. Духовное видение подсказало Лоту (как и некогда Аврааму), что иначе погибнут все, в том числе и он, и те же самые дочери. Но тамошние мужчины ничьими дочерьми давно уже не увлекались... В результате посланники защищают Лота от толпы и предлагают ему со всей роднёй немедленно покинуть город. Здесь начинается очень интересное, это имеет непосредственное отношение к 'бабской' тематике. Кроме Лота, в доме были ещё пятеро: две его дочери, два зятя и жена. Зятья (кстати, вполне нормальные и, скорее всего, неглупые люди, коль скоро, вопреки общепринятому, они жили в полноценном браке с женщинами) _н_е_ _в_е_р_я_т_ Лоту, что город сейчас сгорит, и остаются; все женщины уходят за ним. Обратим внимание: как верные жёны, дочери Лота должны были остаться со своими мужьями, в то время было так принято. Вместо этого, они выбирают Лота с его идеями, входящими вразрез с общепринятыми, и беспрекословно за ним идут, не оглядываясь на своих 'законных половинок'. Чем-то - может, женской интуицией? - они почуяли, что устами Лота глаголет истина, и они пошли за Лотом - бросив дом, бросив всё имущество, пошли в никуда. Идёт и его жена, но с ней-то всё более-менее понятно. Для всех этих женщин носителем истины был Лот. Для его дочерей именно он был носителем её, а не их мужья, не их женские желания - не нужно доказывать, что все эти женщины очень хотели остаться дома, с мужьями, тем более, что в этом городе было практически невозможно найти нормального мужчину. Кроме того, ничто ведь пока не предвещало уничтожения города. О грядущих катаклизмах знал только Лот. Не нашлось ещë девяти праведников. Лоту поверили _ж_е_н_щ_и_н_ы_, а не молодые умные мужики. Это говорит о том, что дочери Лота были духовно выше, чем их мужья. Эти последние в критической ситуации, когда речь шла о жизни и смерти, так сказать, духовно пали, они оказались хуже, чем дочери Лота. Дальше всё в точности как в голливудском кинематографе: они вчетвером, в замедленной съёмке, выбегают из городских ворот, а сзади уже поднимается сплошная стена огня. Нужно уйти как можно скорее, не оглядываясь: то, чем жил объятый пламенем город, эта порочная парадигма, она привела к уничтожению той цивилизации. Нужно прежде всего духовно отстранится, дистанцироваться, очиститься от неё; нельзя даже оборачиваться, чтобы взглянуть на пылающий город: 'некто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен' (Лк., 9, 62). Воспоминание - это приобщение, это причащение. Причащение - это воспоминание. От беглецов требовался, казалось бы, формальный момент - лишь не обернуться, лишь не вспоминать о былом не приобщаться к этому прошлому. Тот, кто обернётся, погибнет, так как он - своей волею - уже допустил в сердце этот червячок соблазна, личинку соблазна, этот помысел; он запустил губительный процесс, столь блестяще описанный Нилом Сорским: 'прилог - сочетание - сложение - пленение - страсть'. Этот процесс со временем разовьётся вовсю, и потом, чтобы докопаться до истины, придётся слишком много разгребать. Женщины подвержены соблазнам, если начнут, их уже не остановить. Надо пресечь процесс in statu nascendi, ещё в момент возникновения. Женщинам следует хранить чистоту. Для женщины чистота - и есть истина. Обернулась только жена Лота, и её тут же выводят из большой игры за чистоту будущей цивилизационной парадигмы, которую совместно начали Авраам, Бог и Лот. То, что она обернулась, это показало, что жена Лота своим сердцем, своими привязанностями так и осталась в этом городе; для неё он не сгорел. Этот город всегда будет жить в её душе; по механизмам коллективного бессознательного, невербально, она транслирует всё это своим детям, всем потомкам - даже невзирая на возможное противодействие мужа. Потребительские ценности живучи, они живучи как гуауды в 'Звёздных вратах'. Оставил такого в своей душе - и он породит потомство. И тогда Содом вновь возродится, он восстанет из пепла. Нам не дано справиться с бессознательным женщины. Если она оборачивается на систему извращённых ценностей, на 'город пороков', если в ней живёт эта зловредная личинка, вот этот потребительский 'гуауд' - то это диагноз, это уже навсегда. Жена Лота превращается в соляной столб. Вообще-то, она могла бы не уходить из города, всё одно померла, но её пожалели, ей всё же дали шанс. Он был дан некогда и Адаму. Дан он - теперь - и нам. По большому счёту, жена Лота - это мы и есть. Нам тоже дали шанс уйти навсегда из мира с вывороченными ценностями. Нам дал это Иисус Христос, посланник Бога, причём прямым текстом, без обиняков: 'не любите мир, ни того, что в мире', 'не можете служить Богу и мамоне', 'не заботьтесь, что вам пить и есть', не заботьтесь даже о завтрашнем дне... Простая и ясная истина, и она не нуждается ни в каких толкованиях и дополнениях. Не оборачивайтесь! Если мы обернёмся, если допустим соблазны в свою душу - соблазны потребительского мира, соблазны веры не в чистую истину, но в пиво и Гамбринуса - то с нами произойдёт то же самое, что и с женой Лота. Вы знаете, вы чувствуете, что я прав - вас смущает лишь то, что говорит это какой-то там Бегемот. Мы сейчас только, какие-то последние две тысячи лет - для истории это не срок! - выбегаем из пылающего города. Но голова наша уже начала поворачиваться назад. Что есть истина? Лот c _д_в_у_м_я_ женщинами уходит в другой город. В Библии вообще всё не случайно, цифра 'два' тут тоже взята не 'от балды'. Ну что стоило организовать дело так, чтобы Лот ушёл с кучей детей, или с верными друзьями, или ещё с кем-нибудь. Однако вместо этого бытописатель 'подсовывает' ему двух женщин, это не случайно. Если бы Лот покинул город один, или ушёл бы с двумя своими зятьями, а всё 'мировое бабство' осталось и сгорело - то два моих постоянных комментатора, закоренелые женоненавистники ХХХ и WWS, они могли бы торжествовать. Я первый бы присоединился к их мнениям, я регулярно бы в коммах им отвечал, восклицая: да, чёрт возьми, братва, вы правы. Все бабы меркантильные дуры, поголовно все... Но с Лотом ушли _ж_е_н_щ_и_н_ы_. Этот пример оставляет нам шанс. Он оставляет шанс всем женщинам. Женщин было три, одна превратилась в столб, стало быть осталось двое. Теперь мы знаем символические пропорции дур в человеческом обществе - это 1/3. 30 процентов женщин тотально повязаны на общепринятых в данном обществе ценностях, это они составляют воинствующее 'болото', им и предстоит обернуться и превратиться в солевой столб. Их жизнь - это прозябание, это 'соляной столб ' уже сейчас. Это касается и мужчин, которые с ними. Я не отвечаю на комменты этих двух парней. Ибо, этими пропорциями библейская история посылает им месседж, она посылает месседж каждому мужчине, она вопиет ему: стань Лотом! Живи сам! Стремись к высшей Истине! И за тобой пойдёт не одна, но две. И какие! Без достойной женщины не останешься. Начни с себя, а не с ругани баб. Они лучше, чем ты думаешь. Предложи им не пиво с Гамбринусом, но настоящую истину. Ветхий Завет писали не дураки. А если за тобой не идёт никто, если тебе приходится покупать женщину, как пиво, если на тебя 'клюют' одни дуры, то сперва спроси себя: а кем ты стал? Вовсе не случайно Лот оказался у ворот города, когда подошли посланные Богом. Вовсе не случайно посланников Бога правильно идентифицирует именно Лот: он живёт по истине, он служит истине, его глаза открыты. Почему он увидел, а его зятья - нет? Мышление Лота не было зашорено идеологемами той порочной веры, которая принята была за норму в городе под весёлым и звонким названием 'Содом'. Лот с самого начала сумел противостоять общепринятым заблуждениям. Кто, если не он? Кто, если не мы? (Голос с места): 'Когда Лот сочетается с женой, которую он взял в Содоме, то она, как коренная содомчанка, является для него олицетворением всего города. Теоретически, от союза Лота с женой весь город мог бы очиститься, так как Лот передал бы сыновьям своё 'праведное семя'. Те сыновья тоже женились бы на коренных содомчанках и родили правильных сыновей, без половых извращений. И так, постепенно, весь Содом мог бы переродиться. Это та же самая схема, как перерождение мира через посредство Христа, только физическим путём. Должно было быть такое развитие событий. Но произошло так, что Лот со своей женой родил не сыновей, но именно дочерей. Он продолжателей своего праведного семени почему-то не родил. Но эти дочери имели мужей, коренных содочан. Таким образом получается, что то, что Бог дал Лоту дочерей, а не сыновей, говорит о том, что для того, чтобы этот содомский народ переродился, нужна была его воля. Вы сказали, что мало знать истину, нужно ещё иметь волю, чтобы её реализовать. Дочери Лота женятся на содомских мужчинах. И вот эти содомские мужчины, которые теперь уже не жена Лота, а они теперь как бы образ города Содома - теперь они уже должны проявить волю и жить по заветам Лота, как будто они его сыновья. Как бы духовно ему усыновиться. И таким образом должно было бы произойти перерождение города Содома. Зятья Лота механически повторяли то, что делал Лот. Они спали с женами, как Лот, а не с мужчинами, как всё население города. Как бы дух истины они от Лота не переняли. Иначе они ушли бы за Лотом из города. Это такая схема взаимодействия праведника и народа. Вот есть Христос и есть всё человечество (Содом, все мы). И вот мы все вроде бы христиане - носим кресты, ходим в церковь. Но вот если Лот сейчас пойдёт из этого города, мы отправимся вслед за ним? Мы поверим ему, что этот город будет разрушен? В том-то и дело, что когда Бог даёт Лоту дочерей, а не сыновей, то он даёт Содому шанс. Бог ждёт его волеизъявления. Потому что, если бы были сыновья, то очевидно было бы, что Содом спасся бы: ведь у сыновей Лота семя самое праведное. Им всё равно на ком жениться. Они женятся на каких-то тётках, родят сыновей, у которых тоже будет праведное семя. Праведное семя, получается, в этом случае передаётся автоматом. А в случае, если у Лота рождаются дочери, то должны появиться зятья, духовно переродиться, познать эту истину, и как бы духовно воспроизвести это праведное семя.' (с)"]Предыстория вопроса такова Бог сообщает Аврааму, что собирается уничтожить Содом и Гоморру, и Авраам спрашивает Его: как, уничтожишь вместе с праведниками? (то есть теми, кто живёт в правильной системе жизненных координат). Уничтожишь ли, если таковых наберётся хотя бы пятьдесят? Бог пообещал, что в случае пятидесяти не уничтожит. Тогда Авраам спросил то же самое про сорок, потом про тридцать праведников. Бог пообещал, что и ради них пощадит 'место сие'. Доторговались и до десяти. И ради них Бог пообещал сохранить город. Потому что, пока был этот десяток, у города ещё оставался хоть какая-то возможность изменить свой 'modus vivendi'. Наличие этих праведников создают как бы иной вектор, иное измерение существования обывателя. Без него - в самом высоком смысле - существование обывателя становится бессмысленно. Бхагаван Шри Раджниш очень метко выразился, что 'толпа никогда никуда не приходит'. Но вот что интересно. Сказав: 'Не истреблю ради десяти', Бог 'пошёл, перестав говорить с Авраамом' (Быт., 18, 33). Он уходит не прощаясь, без каких-либо заявлений и пожеланий на будущее, молча; но молчание это содержательно. Молчание Библии содержательно всегда. Авраам тут же расшифровывает его: десяти праведников не наберётся. Далее Бог использует своего рода 'лакмусовую бумажку': посылает двух вестников в город, дабы проверить, как их примут. Собственно, для жителей это был самый последний шанс. Их встречает сидящий у городских ворот Лот - человек, имеющий совершенно иные взгляды, чем горожане; с их точки зрения он полный извращенец и неудачник, вписаться в местное сообщество и его нравы ему не удалось. Говоря нашим языком, у него были проблемы с социализацией. Он встречает посланников первым, кланяется, и, зная 'пылкий нрав' горожан, тут же заводит посланников к себе домой. События продолжают развиваться: вокруг дома собираются решительно всё мужское население города, привлечённое необыкновенной красотою пришельцев. Новое тело, новые эмоции, и всё такое... Народ скандирует: 'Выведи их к нам, мы познаем их'. Тут Лот идёт на ту же самую жертву, что и ранее Авраам: он собирается пожертвовать своими дочерьми, и предлагает их распалëнной и обезумевшей толпе. Собственно, и Авраам, и Лот - они существуют в одной парадигме, и пример это подчёркивает. А в мире существует только одна парадигма - служение истине. Всё остальное - это от неё отклонение, девиантность, это Содом и Гоморра. Духовное видение подсказало Лоту (как и некогда Аврааму), что иначе погибнут все, в том числе и он, и те же самые дочери. Но тамошние мужчины ничьими дочерьми давно уже не увлекались... В результате посланники защищают Лота от толпы и предлагают ему со всей роднёй немедленно покинуть город. Здесь начинается очень интересное, это имеет непосредственное отношение к 'бабской' тематике. Кроме Лота, в доме были ещё пятеро: две его дочери, два зятя и жена. Зятья (кстати, вполне нормальные и, скорее всего, неглупые люди, коль скоро, вопреки общепринятому, они жили в полноценном браке с женщинами) _н_е_ _в_е_р_я_т_ Лоту, что город сейчас сгорит, и остаются; все женщины уходят за ним. Обратим внимание: как верные жёны, дочери Лота должны были остаться со своими мужьями, в то время было так принято. Вместо этого, они выбирают Лота с его идеями, входящими вразрез с общепринятыми, и беспрекословно за ним идут, не оглядываясь на своих 'законных половинок'. Чем-то - может, женской интуицией? - они почуяли, что устами Лота глаголет истина, и они пошли за Лотом - бросив дом, бросив всё имущество, пошли в никуда. Идёт и его жена, но с ней-то всё более-менее понятно. Для всех этих женщин носителем истины был Лот. Для его дочерей именно он был носителем её, а не их мужья, не их женские желания - не нужно доказывать, что все эти женщины очень хотели остаться дома, с мужьями, тем более, что в этом городе было практически невозможно найти нормального мужчину. Кроме того, ничто ведь пока не предвещало уничтожения города. О грядущих катаклизмах знал только Лот. Не нашлось ещë девяти праведников. Лоту поверили _ж_е_н_щ_и_н_ы_, а не молодые умные мужики. Это говорит о том, что дочери Лота были духовно выше, чем их мужья. Эти последние в критической ситуации, когда речь шла о жизни и смерти, так сказать, духовно пали, они оказались хуже, чем дочери Лота. Дальше всё в точности как в голливудском кинематографе: они вчетвером, в замедленной съёмке, выбегают из городских ворот, а сзади уже поднимается сплошная стена огня. Нужно уйти как можно скорее, не оглядываясь: то, чем жил объятый пламенем город, эта порочная парадигма, она привела к уничтожению той цивилизации. Нужно прежде всего духовно отстранится, дистанцироваться, очиститься от неё; нельзя даже оборачиваться, чтобы взглянуть на пылающий город: 'некто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен' (Лк., 9, 62). Воспоминание - это приобщение, это причащение. Причащение - это воспоминание. От беглецов требовался, казалось бы, формальный момент - лишь не обернуться, лишь не вспоминать о былом не приобщаться к этому прошлому. Тот, кто обернётся, погибнет, так как он - своей волею - уже допустил в сердце этот червячок соблазна, личинку соблазна, этот помысел; он запустил губительный процесс, столь блестяще описанный Нилом Сорским: 'прилог - сочетание - сложение - пленение - страсть'. Этот процесс со временем разовьётся вовсю, и потом, чтобы докопаться до истины, придётся слишком много разгребать. Женщины подвержены соблазнам, если начнут, их уже не остановить. Надо пресечь процесс in statu nascendi, ещё в момент возникновения. Женщинам следует хранить чистоту. Для женщины чистота - и есть истина. Обернулась только жена Лота, и её тут же выводят из большой игры за чистоту будущей цивилизационной парадигмы, которую совместно начали Авраам, Бог и Лот. То, что она обернулась, это показало, что жена Лота своим сердцем, своими привязанностями так и осталась в этом городе; для неё он не сгорел. Этот город всегда будет жить в её душе; по механизмам коллективного бессознательного, невербально, она транслирует всё это своим детям, всем потомкам - даже невзирая на возможное противодействие мужа. Потребительские ценности живучи, они живучи как гуауды в 'Звёздных вратах'. Оставил такого в своей душе - и он породит потомство. И тогда Содом вновь возродится, он восстанет из пепла. Нам не дано справиться с бессознательным женщины. Если она оборачивается на систему извращённых ценностей, на 'город пороков', если в ней живёт эта зловредная личинка, вот этот потребительский 'гуауд' - то это диагноз, это уже навсегда. Жена Лота превращается в соляной столб. Вообще-то, она могла бы не уходить из города, всё одно померла, но её пожалели, ей всё же дали шанс. Он был дан некогда и Адаму. Дан он - теперь - и нам. По большому счёту, жена Лота - это мы и есть. Нам тоже дали шанс уйти навсегда из мира с вывороченными ценностями. Нам дал это Иисус Христос, посланник Бога, причём прямым текстом, без обиняков: 'не любите мир, ни того, что в мире', 'не можете служить Богу и мамоне', 'не заботьтесь, что вам пить и есть', не заботьтесь даже о завтрашнем дне... Простая и ясная истина, и она не нуждается ни в каких толкованиях и дополнениях. Не оборачивайтесь! Если мы обернёмся, если допустим соблазны в свою душу - соблазны потребительского мира, соблазны веры не в чистую истину, но в пиво и Гамбринуса - то с нами произойдёт то же самое, что и с женой Лота. Вы знаете, вы чувствуете, что я прав - вас смущает лишь то, что говорит это какой-то там Бегемот. Мы сейчас только, какие-то последние две тысячи лет - для истории это не срок! - выбегаем из пылающего города. Но голова наша уже начала поворачиваться назад. Что есть истина? Лот c _д_в_у_м_я_ женщинами уходит в другой город. В Библии вообще всё не случайно, цифра 'два' тут тоже взята не 'от балды'. Ну что стоило организовать дело так, чтобы Лот ушёл с кучей детей, или с верными друзьями, или ещё с кем-нибудь. Однако вместо этого бытописатель 'подсовывает' ему двух женщин, это не случайно. Если бы Лот покинул город один, или ушёл бы с двумя своими зятьями, а всё 'мировое бабство' осталось и сгорело - то два моих постоянных комментатора, закоренелые женоненавистники ХХХ и WWS, они могли бы торжествовать. Я первый бы присоединился к их мнениям, я регулярно бы в коммах им отвечал, восклицая: да, чёрт возьми, братва, вы правы. Все бабы меркантильные дуры, поголовно все... Но с Лотом ушли _ж_е_н_щ_и_н_ы_. Этот пример оставляет нам шанс. Он оставляет шанс всем женщинам. Женщин было три, одна превратилась в столб, стало быть осталось двое. Теперь мы знаем символические пропорции дур в человеческом обществе - это 1/3. 30 процентов женщин тотально повязаны на общепринятых в данном обществе ценностях, это они составляют воинствующее 'болото', им и предстоит обернуться и превратиться в солевой столб. Их жизнь - это прозябание, это 'соляной столб ' уже сейчас. Это касается и мужчин, которые с ними. Я не отвечаю на комменты этих двух парней. Ибо, этими пропорциями библейская история посылает им месседж, она посылает месседж каждому мужчине, она вопиет ему: стань Лотом! Живи сам! Стремись к высшей Истине! И за тобой пойдёт не одна, но две. И какие! Без достойной женщины не останешься. Начни с себя, а не с ругани баб. Они лучше, чем ты думаешь. Предложи им не пиво с Гамбринусом, но настоящую истину. Ветхий Завет писали не дураки. А если за тобой не идёт никто, если тебе приходится покупать женщину, как пиво, если на тебя 'клюют' одни дуры, то сперва спроси себя: а кем ты стал? Вовсе не случайно Лот оказался у ворот города, когда подошли посланные Богом. Вовсе не случайно посланников Бога правильно идентифицирует именно Лот: он живёт по истине, он служит истине, его глаза открыты. Почему он увидел, а его зятья - нет? Мышление Лота не было зашорено идеологемами той порочной веры, которая принята была за норму в городе под весёлым и звонким названием 'Содом'. Лот с самого начала сумел противостоять общепринятым заблуждениям. Кто, если не он? Кто, если не мы? (Голос с места): 'Когда Лот сочетается с женой, которую он взял в Содоме, то она, как коренная содомчанка, является для него олицетворением всего города. Теоретически, от союза Лота с женой весь город мог бы очиститься, так как Лот передал бы сыновьям своё 'праведное семя'. Те сыновья тоже женились бы на коренных содомчанках и родили правильных сыновей, без половых извращений. И так, постепенно, весь Содом мог бы переродиться. Это та же самая схема, как перерождение мира через посредство Христа, только физическим путём. Должно было быть такое развитие событий. Но произошло так, что Лот со своей женой родил не сыновей, но именно дочерей. Он продолжателей своего праведного семени почему-то не родил. Но эти дочери имели мужей, коренных содочан. Таким образом получается, что то, что Бог дал Лоту дочерей, а не сыновей, говорит о том, что для того, чтобы этот содомский народ переродился, нужна была его воля. Вы сказали, что мало знать истину, нужно ещё иметь волю, чтобы её реализовать. Дочери Лота женятся на содомских мужчинах. И вот эти содомские мужчины, которые теперь уже не жена Лота, а они теперь как бы образ города Содома - теперь они уже должны проявить волю и жить по заветам Лота, как будто они его сыновья. Как бы духовно ему усыновиться. И таким образом должно было бы произойти перерождение города Содома. Зятья Лота механически повторяли то, что делал Лот. Они спали с женами, как Лот, а не с мужчинами, как всё население города. Как бы дух истины они от Лота не переняли. Иначе они ушли бы за Лотом из города. Это такая схема взаимодействия праведника и народа. Вот есть Христос и есть всё человечество (Содом, все мы). И вот мы все вроде бы христиане - носим кресты, ходим в церковь. Но вот если Лот сейчас пойдёт из этого города, мы отправимся вслед за ним? Мы поверим ему, что этот город будет разрушен? В том-то и дело, что когда Бог даёт Лоту дочерей, а не сыновей, то он даёт Содому шанс. Бог ждёт его волеизъявления. Потому что, если бы были сыновья, то очевидно было бы, что Содом спасся бы: ведь у сыновей Лота семя самое праведное. Им всё равно на ком жениться. Они женятся на каких-то тётках, родят сыновей, у которых тоже будет праведное семя. Праведное семя, получается, в этом случае передаётся автоматом. А в случае, если у Лота рождаются дочери, то должны появиться зятья, духовно переродиться, познать эту истину, и как бы духовно воспроизвести это праведное семя.' (с)[/CUT]
 

k_ja_ra

Well-known member
Дзякуй.
Сутыкнулася з такой трактоўкай гэтага эпізода: што нельга, маўляў, у мінулае глядзець, хто азіраецца, той, як стоўп нерухомы, на адным месцы стаіць.

Аднак звычайна кажуць адваротнае: без мінулага няма будучыні.
 

Igra

БЫТИЕ
k_ja_ra, ну как-то все же в контексте надо рассматривать.
 

k_ja_ra

Well-known member
Igra, я разумею.
Проста адваротную сувязь даю: з чаго пытанне, што думаю.
Пытанняў болей не маю, калі што.
Адказы пачула.
 

Lemma

была Lena777
k_ja_ra, очень благодарна Вам за размышление о жене Лота. Раньше у меня были общие выводы, и как-то ни разу применительно к себе об этом не задумывалась.
Давно хотела перечитать письма Никона (Воробьева). Он очень интересен мне как личность. Вырос в православной семье, в процессе учебы окончательно разочаровался и утерял веру, искал истину в медицине, науке, искусстве. А потом вернулся и принял монашество. Был духовным отцом профессора А.И. Осипова, они много общались и жили в одном городе. Вот что Осипов о нем пишет:"Это был человек очень образованный. Достаточно сказать, что он выучил немецкий и французский только для того чтобы читать философские труды в подлинниках. Он был прекрасным художником, играл на альте, пел в хоре, был регентом. Вообще был человеком универсальных дарований. Великолепный стилист. Прекрасный дар слова. И он всё это оставил, приняв в 31 г. монашество. Вы понимаете, что такое принять монашество в 31 г.? Надо быть сумасшедшим. Через 2—3 года его арестовали. Он завещал всем в руководство творения свт. Игнатия (Брянчанинова)"
Нашла одно письмо игумена Никона (ранее не опубликованное), которое как раз о том, что значит "не оглядываться назад подобно жене Лота". Ну и о многом другом, конечно)


Мира и спасения желаю тебе, дорогая девочка!
Одна подвижница ХХ века лет двадцати двух мне пишет: «Мне очень трудно; кроме рассеянности, одолевают нехорошие мысли и ничего не хочется делать, в душе нечувствие ко всему духовному. Стала вспоминаться прошлая жизнь, танцы, театр, сцена...» Дальше она, к счастью, пишет: «Очень боюсь, не хочу вернуться назад».

Что бы ты ответила ей на это? Я бы ей так сказал: Господь прежде создания мира и человека знал, что созданный им человек отпадет от Него, пойдет путем «познания добра и зла», что без особенной помощи Божией погибнет окончательно, но все же создал его и предрешил спасти непостижимым даже для ангелов способом, проявив воистину Божественную любовь и премудрость, превосходящие всякое разумение. Господь отдал Сына Своего Иисуса Христа, «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный»... Подумай поглубже об этом. Вот какую жертву принес Бог, вот какая сила Любви Божией к отпадшему, оскорбившему Его человеку! Вочеловечиться, потерпеть всякие оскорбления, быть распяту среди разбойников, как последний из людей! Ради чего? Ради спасения всех, ради спасения тебя, слышишь? Ради тебя висел на кресте. Что еще большего можно бы желать от Господа? Он открыл двери рая, приблизил к Себе человека до того, что Свою плоть и кровь смешивает с человеком, Он в каждую секунду находится с каждым верующим в Него и желающим идти к Нему, Он долготерпит о наших грехах, изменах Ему, терпит нашу нечистоту, ожидая покаяния нашего и обращения к Нему. Со стороны Господа все сделано ради нашего спасения, превзойдены все меры любви, снисхождения, долготерпения... А мы? Нужна и от нас вера, деятельная вера, то есть доказанная делами вера в Бога, и в Господа Иисуса Христа, и в Его Промышления о нас. Если человек хочет быть с Господом и здесь, и вовек и докажет это хотение посильным деланием заповедей и покаянием об упущениях, то никто и ничто не может воспрепятствовать ему: ни демоны, ни люди, ни свои страсти и недостатки, ибо Господь больше самого человека хочет ему спасения. А кто может идти против Бога, кто сильнее Его? Никто и ничто. Поэтому пусть всякий хотящий спасения не унывает и не боится, что не спасется. Путь лишь твердо желает быть с Господом, постоянно взывает к Нему и открывает Ему свои немощи, свои страсти, влечения, обнажая пред Ним всю душу и прося исцелить и очистить от всего недолжного. А Господь все сделает...

Не осуждай никого, ибо все мы опасно ходим и поддерживаемся силою Божией. Внимай себе, блюди главу змия, то есть всякую возникшую дурную мысль, желание, влечение изгоняй и уничтожай немедленным воззванием к Господу о помощи. Все покоряется имени Господа Иисуса Христа. Сама не открывай входа змию в твою душу, а отгоняй его именем Господа Иисуса Христа и покаянием.

Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию человека. Именно в силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, от демонов, чтобы познать свое падение, свои недостатки, бессилие, увидеть на опыте помощь и милосердие Божие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие к Богу, научиться предаться всецело воле Божией, отказаться от себя, то есть от своей воли, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды Господа без искажений. А для этого надо потрудиться, поскорбеть, понести крест, нудить себя к деланию заповедей, особенно к молитве, — словом, идти узким путем, чем только и можно доказать, что хотим быть с Богом. А получать духовную радость и тянуться к ней не есть доказательство любви к Богу. «Аще с Ним спостраждем, то с Ним и спрославимся». Поэтому не унывайте, подвижницы ХХ века, а незаметно среди будней, среди суеты мира сего изыдите из мира своим умом, сердцем, а главное — волей, внешне будучи почти как все, а внутри «иной», ведомой по внутреннему человеку только Богу и своему духовнику.

Да поможет тебе Господь. Не оглядывайся назад, подобно жене Лота, чтобы не превратиться в бесчувственный соляной столп.

Твой друг Н.
Береги свои глаза и все чувства.
Привет Т. И., Т. Н. и всем-всем.
Полностью
 
Последнее редактирование:

k_ja_ra

Well-known member
Lena777, не магу сказаць, што моцна вам сімпатызую, як мінімум, таму, што зусім вас не ведаю, але то, як вы камунікуеце ў межах гэтай тэмы, выклікае ў мяне шчырую павагу.) Дзякуй. Вучуся.)

=====

Цікава, што крыху падобную канву мае гісторыя пра Арфея і Эўрыдыку. Там таксама Арфей быў пакараны за тое, што азірнуўся.

Не азірайся, адмоўся, забудзься, выкрэслі. Глядзі наперад, дзе цябе пэўна ж чакае лепшае і правільнейшае.
Хісткая пазіцыя ўсё ж...
 

A-Lesko

Настя Каменская
Когда же вывели его за город, то один сказал: спасай жизнь свою
Поглядела, вроде бы так "Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою". Как верно?
P.S. не придираюсь :) Просто интересно.

Не азірайся, адмоўся, забудзься, выкрэслі. Глядзі наперад, дзе цябе пэўна ж чакае лепшае і правільнейшае.

Но насильно же не выводили :) Выбор всегда есть.
 

k_ja_ra

Well-known member
Но насильно же не выводили Выбор всегда есть.
Гэта само сабой.) Але выбар жонкі Лота і Арфея стаўся фатальным. Гэта не пра тое, што выбару-то і няма?
І я не столькі пра самі гэтыя гісторыі, колькі пра іхную мараль...
 

Greenlight

Well-known member
Сутыкнулася з такой трактоўкай гэтага эпізода: што нельга, маўляў, у мінулае глядзець, хто азіраецца, той, як стоўп нерухомы, на адным месцы стаіць.
Между двух миров))). Ни тут, ни там).
Не азірайся, адмоўся, забудзься, выкрэслі.
Мне кажется, не столько цель забыть, вычеркнуть и тд, сколько распорядится некой психической энергией, которой у человека, все же, ограниченное количество. Если энергию пытаться одновременно направлять и вперед, и назад - ну, тут и станешь на месте...

пэўна ж чакае лепшае і правільнейшае.
Никто вроде им не гарантировал... Ждет что-то другое - это да). Причем - незнакомое.


Гэта само сабой.) Але выбар жонкі Лота і Арфея стаўся фатальным. Гэта не пра тое, што выбару-то і няма?
Ну как минимум три, кмк). Остаться, двигаться, зависнуть).
 
Поглядела, вроде бы так "Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою". Как верно?
P.S. не придираюсь :) Просто интересно.
Настя Каменская
Спасибо Вам за Ваше внимательное и вдумчивое «поглядела») Признаюсь, я просто скопировала цитату из Бытия, не набирая текст вручную( И Вы абсолютно правы: в синодальном русском переводе написано именно «душу». Как верно? В данном случае так и так, но «душу» - да, читается как-то сильнее и правильнее. В Библии «живот»-«жизнь»-«душа» часто взаимозаменяемы и по тексту идут как синонимы. В святоотеческом наследии так же, да плюс и переплетение русского и церковнославянского языков. Последний несравненно выразительнее, глубже, он такой певучий – ну, точно «не от мира сего») Как пример: «…кто душу свою положит за други своя…»- «…аще кто живот свой положит за други своя..»
О придирке и не подумалось, впредь постараюсь быть внимательнее и добросовестнее, спасибо)
 

A-Lesko

Настя Каменская
Гэта не пра тое, што выбару-то і няма?
Я бы сказала, что некоторые (или многие) наши поступки, осуществленные очень даже добровольно, ведут к фатальным последствиям. И почти всегда (или без почти :) ) есть этих три предупреждения - сначала мягко, потом более настойчиво, потом берут за ручку и пытаются увести. Выбор-действие-результат. Пенять только на себя можно.
 

k_ja_ra

Well-known member
Пенять только на себя можно.
Я і кажу.) Няма выбару. ) Адмоўся, забудзься, выкрэслі. Толькі так правільна, табе намякаюць. Іншае - фатальна.

Ладна. З розных пазіцый мы.
Спрачацца мэтай не было. А так глядзіш, неўзабаве ўцягнуся.) Не хачу.
Усім дзякуй за адказы.
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
В Библии «живот»-«жизнь»-«душа» часто взаимозаменяемы и по тексту идут как синонимы.
Жизнь человека =дух + душа + тело

Бытие 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
Левит 17:11, 13-14
«потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови… Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его.»

Бытие 1:26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»
Согласно этому отрывку, Бог сотворил человека «по образу Своему». Это особенно важный, ключевой момент для понимания не только произошедшего в день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла, но также и других отрывков Библии, которые относятся к тому, что здесь сказано. Читая вышеприведенный отрывок, вы должны задать себе вопрос: а что такое образ Божий? На что это похоже?

Евангелие от Иоанна 4:24 говорит нам:
«Бог есть дух».

Бог – это не плоть, Он – Дух. Это Его образ. Таким образом, когда Слово Божье говорит, что Господь создал человека по образу Своему, это значит, что кроме тела и души человек получил нечто, что есть образ Божий, то есть, дух.

Апостол Павел говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 5:23:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Теперь, уверовав в Господа Иисуса Христа и в Его воскресение и приняв дар Святого Духа, мы уже не просто тело и душа, но дух, душа и тело.

Взяла цитаты отсюда: http://www.bibletruths.ru/jbamay96_ru.htm
 

Lemma

была Lena777
Симона-Таисия, о, это христианская антропология. Одна из моих самых любимых тем!) Но сложная) Давно читаю -перечитываю главы святителя Игнатия (Брянчанинова) - Слово о Человеке. Неоконченный его труд, емкий, на основе анализа Священного Писания и трудов святых отцов. Пока внятного ничего сказать не могу (подождем просто Елена), так как еще только учусь. Но очень интересно.
Еще премного нравится труд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), практикующего врача-хирурга, "Дух, душа и тело" Там рассмотрены даже моменты мистические, на мой взгляд. Очень понравилось его оптимистическое вИдение на души животных)))). Вот оно:

Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.

Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31).

Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем.
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Lena777, спасибо!
Я для себя, признаюсь, не так давно отрыла, что дух и душа различные понятия. О наличие души мы узнаём ещё с детства. А вот про дух... я раньше считала, что это одно и тоже, только употребляется то в женском роде, то в мужском :blush1: А вот через углубление в философию сделала для себя такое открытие))))) И оказалось, что во многих религиозных писаниях это так же подтверждается. Теперь у меня вот такой образ сформировался, что дух - это наш внутренний стержень, который определяет стремление к чему-либо, желание существовать и развиваться, а душа - это наши эмоции и чувства. Вы согласны с этим? И какое у вас представление о духе и душе?
Если уместно для данной ветки, то мне было интересно мнение и остальных участников.
 

Lemma

была Lena777
Симона-Таисия, мне нравится выражение, что "дух - сердце души". А сердце - это вообще таинственный орган. В Священном Писании он употребляется очень много раз. И Господь говорит: «Сыне, даждь ми сердце твое» [Притч 23, 26]. Поразительно! Не добрые дела даже, не свечки в храме, не иное что, а СЕРДЦЕ! А именно в нем живут наши страсти( И когда Господь проповедовал, то даже ученики ближайшие не понимали Его действий и слов. Христос видел причину этого именно в свойстве сердца: "Еще ли окаменено сердце ваше имате? Очи имуще - не видите, и уши имущи - не слышите".

Вот спрашивают священника:
Дух и душа – это одно и то же или разное?
Ответ: В этом вопросе нет единого мнения даже у святых отцов Церкви. Человек, созданный по образу и подобию Божию, есть великая тайна!
Великий Апостол Павел <>разделяет человеческое естество на три основные части:
1Фес.5:
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Посему дух, как особое место обитания Бога в человеке, находится в душе, как ее средоточие и главная часть. Душа (невещественная, но имеющая определенную форму и узнаваемый вид) находится во всем теле человека соответственно его членам <>. Дух сосредоточен в области сердца, почему часто именуется сердцем. <> Душа и дух не одно и то же, хотя некоторые отцы называли дух душой, а душу духом, не разделяя их. От этого происходит некоторая путаница. Тем не менее, дух и душа - не одно и тоже.
 

A-Lesko

Настя Каменская
Вы согласны с этим? И какое у вас представление о духе и душе?
У меня немного другие представления :) Чуть позже напишу. Но тоже очень интересно было бы прочитать мысли других участников темки (форума).
 
Жизнь человека =дух + душа + тело

Теперь, уверовав в Господа Иисуса Христа и в Его воскресение и приняв дар Святого Духа, мы уже не просто тело и душа, но дух, душа и тело.
Слово Божие истинно и неоспоримо , Симона-Таисия, так) С моими примерами и словами «В Библии «живот»-«жизнь»-«душа» часто взаимозаменяемы и по тексту идут как синонимы» Вы не согласны, так? Вот слова Господа:
Мф.10:
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Мф.16:
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

И вот Ваша формула «Жизнь человека =дух + душа + тело». Как она здесь работает при формализованном чтении без определения понятий, т.е. что есть что? Ведь Господь говорит о необходимости погубить душу человека ради Него. А как же жизнь человека, ее полнота без души? Я отнюдь не для спора пишу, избави Бог) Как и Lena777 я тоже только и все учусь и учусь… Для начала подправим Вашу формулу на похожую «Человек= дух + душа + тело» и теперь будем разбираться, что же это за три такие части, из которых образуются степени жизни одного же человека? Вот что говорит уже знакомый в этой теме свт Феофан Затворник:»… Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует - сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятию, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнию и, судя по тому, какою жизнию живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным - с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным - с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским - с плотскими мыслями, делами и чувствами. (Серединных состояний - душевно-духовного и душевно-телесного - не беру в счет, чтоб не дробиться слишком.) Не то сие означает, чтоб, когда человек бывает духовен, душевность и телесность не имели уже в нем места,- но то, что тогда духовность у него бывает господствующею, подчиняя себе и проникая собою душевность и телесность; равно не то, чтоб, когда человек бывает душевен, его духовность и телесность не существовали более,- но то, что тогда душевность бывает господствующею, всем заправляет и всему дает свой тон и самую духовность облекает покровом душевности; также не то, чтоб, когда человек бывает плотян, его духовность и душевность исчезли,- но то, что тогда все у него оплотеняется и духовность и душевность плотяны бывают, подчинены плоти и ею попраны и в рабстве у нее содержимы.
Так как на какой бы степени ни находился человек, другие стороны его жизни остаются присущими в нем, то ни на одной степени он не бывает закабален так, чтобы уж и высвободиться не мог из сей кабалы, но всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую. Так и духовный человек может ниспасть в душевность и телесность и плотяный - подняться до духовности, когда тот возлюбит душевное и плотское, а этот взыщет духовного. Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу - вы погасите дух, и человек стал не человек.
… Что касается до душевности и телесности, то они сами по себе, как замечено уже, безгрешны, как естественные нам; но человек, сформировавшийся по душевности или, еще хуже, по плотяности, не безгрешен. Он виновен в том, что дал в себе господство тому, что не предназначено к господству и должно занимать подчиненное положение. И выходит, что, хотя душевность естественна, быть душевным человеку - неестественно; так же и плотяность естественна, но быть плотяным человеку - неестественно. Погрешность здесь в исключительном преобладании того, что должно стоять в подчинении
Но когда у кого господствует духовность, тогда, хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек; а во-вторых, потому, что, как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу.
…Не дело души заниматься теми предметами (добродетелями, благочестием). На то есть дух, а душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта - земного. И познания ее все строятся только на основании того, что дает опыт, и деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства ее порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых. Что выше сего, то не ее дело. Хоть и бывает в ней нечто выше сказанного, но то гостьи суть, заходящие к ней из другой, высшей области - именно области духа.
Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще - то, что свойственно собственно духу.
Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: 1. Страх Божий , 2. Совесть 3. Жажда Бога…»

Настя Каменская, а Вам мой предыдущий ответ понятен, Вы согласны или нет?
 
Сверху