Гоми́лия, или Доступное православие

A-Lesko

Настя Каменская
Симона-Таисия, просто Елена здорово написала.
Вот еще картинка. На ней как раз эти пять ярусов схематично изображены
Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует - сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятию, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов

original.jpg


А сейчас о том, как мне представляется (прошу строго не судить :)
Дух. Первое упоминание о Духе в Библии - "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". (Книга Бытие 1:2). Как создан человек? "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Книга Бытие 1:27)
Т.е. как написала Lena777 - "дух, как особое место обитания Бога в человеке"

Душа. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Книга Бытие 2:7). Т.е. можно между душой и жизнью поставить знак приблизительного равенства. Просто Елена писала "В Библии «живот»-«жизнь»-«душа» часто взаимозаменяемы и по тексту идут как синонимы. "

просто Елена, если можно, тут у меня вопрос. Получается, вдунул Бог не дух, а душу?

Тут же и о душе животных "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. "(Книга Бытие 1:21)

Тело. "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их."
(Книга Бытие 3:21) Т.е. тело было получено после грехопадения.

---
И, кстати, на счет сердца ))) Приведу недавно разговор своей дочери (4,5 года) со своей ровесницей. Они шли за ручку под зонтом и вели такой диалог:
- Я люблю ангелов.
- И я люблю.
- А когда к тебе ангелы прилетают? Ко мне прилетают тогда, когда у меня нет сердца. А к тебе прилетают?
- Да.
- К тебе прилетают, когда идет дождь и у тебя нет зонта?
- Да.


Заинтересовало меня "когда нет сердца". Вечером спросила у Даши, что она имела ввиду под этим. Долго, как могла в своем возрасте, она мне пыталась объяснить. Насколько я смогла понять своим умом, то это именно тогда, когда дети у мамы в животиках поселяются, т.е. зарождение жизни.

Настя Каменская, а Вам мой предыдущий ответ понятен, Вы согласны или нет?
Спасибо. Да, понятен. Вот даже сейчас стала писать этот пост, и поняла, что разницы-то по сути нет.

Симона-Таисия, ой, стала перечитывать темку, и поняла, что не увидела Вашего сообщения и получается почти его переписала ))) Наверное, надо удалить )))
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
мне нравится выражение, что "дух - сердце души"
красиво! Спасибо. Очень отозвалось для меня.

С моими примерами и словами «В Библии «живот»-«жизнь»-«душа» часто взаимозаменяемы и по тексту идут как синонимы» Вы не согласны, так?
с этим согласна! а вот дальше... пока не могу согласится полностью. Я понимаю, что вы хотите донести до нас, но у меня своё собственное представление и миропонимание. Я не вижу догмы в писаниях, я не могу буквально принять, что Бог СКАЗАЛ. Если кто-то слышит слова Бога, то это не буквальные слова, а это всего лишь представление в понимании конкретного человека того, что ему показалось, что он услышал. У каждого из нас Бог свой, и каждый человек читая писания и даже слушая, как это объясняют мудрецы/священники/просветлённые, делает только свои собственные выводы. Мы можем только приближаться к истине и стремиться её постичь. Но видеть/слышать/читать её нам пока не дано. Поэтому для меня не догма то, что написано в писаниях. Их писали люди, пусть даже те, кто выше нас развитием.

Мф.10: 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Мф.16: 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
в этих словах для меня такой смыл, что верный путь к Богу это менять свои мысли/привычки (свою душу) и стремиться жить по Божественным заповедям (для меня это любовь и прощение). Я не чувствую, что нам хотели сказать буквально об утрате души.

Написав выше свою формулу
Жизнь человека =дух + душа + тело
я хотела лишь обратить внимание, что кроме души в нас есть ещё и ДУХ, который для меня на первом месте стоит, и только потом душа и тело.
 
Последнее редактирование:

A-Lesko

Настя Каменская
Теперь у меня вот такой образ сформировался, что дух - это наш внутренний стержень, который определяет стремление к чему-либо, желание существовать и развиваться, а душа - это наши эмоции и чувства. Вы согласны с этим?
Спасибо, что подняли эту тему :) Соглашусь с Вами. Только все мне хотелось добавить именно "божественность" в понятие духа :) Вот нашла ёмкий, как мне кажется, ответ священника "дух - высшая часть души человеческой, которая бессмертна, обладает свободной волей и несет в себе образ Бога."
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Вот нашла ёмкий, как мне кажется, ответ священника "дух - высшая часть души человеческой, которая бессмертна, обладает свободной волей и несет в себе образ Бога."
Спасибо!

Мне всегда режет ухо, когда слышу выражение "человек - раб Божий", это определение лишает свободы воли. Мне по душе другое выражение: "человек - сын Божий" - вот тут для меня и воля, и "по образу и подобию", и дух в самом широком смысле.
 

A-Lesko

Настя Каменская
Симона-Таисия, созвучны мои мысли Вашим ))) о рабе и сыне
Зашла сегодня на страничку ЖЖ Сергия Лепина (СПАСИБО, Lena777, огромнейшее)
А там последний пост как раз, как мне кажется, очень в тему сюда :)

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Этот фрагмент Писание ясно говорит о том, что человек больше не может вернуться в Едем – вообще и в принципе. В него, как и в одну и ту же реку, нельзя войти дважды.
Рай – это идеальные условия для всего идеального, в том числе и прежде всего для общения с Богом. Рай – это и есть метафора бесконечно возрастающей абсолютности единения человека и Бога. После греха человеческая природа настолько изменилась, что прародители больше не нуждались в таком единении. Оно им было в тягость – они стали прятаться от Бога. Прятаться! В раю – прямо на «месте» встречи с Ним. Близость Бога была мучительной для них, как яркий свет мучителен для поврежденного глаза.
Изгоняя из рая, Бог помещает людей в такие условия, в которых они сами уже могли бы «дозировать» для себя присутствие Бога – в «пределах» Откровения, которое до определенного «предела» имело свои «пределы» – пока не пришел Христос, в Котором явлена вся полнота Божества телесно (см.: Кол.2:9). Последнее означает, что для нас уже нет ничего сокрытого Богом, а есть только непознанное нами.

Давайте теперь обратим внимание на вот эти слова Христа из вчерашнего евангельского фрагмента: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.5.51). БУДЕТЕ ВИДЕТЬ НЕБО ОТВЕРСТЫМ! Прошу вас эту фразу сравнить с той "закрытостью", о которой говорилось в цитате из книги Бытия. В идеях двух последних воскресных дней есть некое со- или противопоставление. Апостолы последовали за Иисусом, и теперь они смогут видеть, как ангелы будут уже не угрожать человеку каким-то невероятным оружием, а «ходить» от Бога на землю и обратно к Нему.

Быть христианином – значит видеть Небо открытым. И не просто для «кого-то», а для тебя лично. (с)
 

Atex

Active member
Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека...
Получается, что и для животных кладбища тоже нужны... из земли вышли, в землю и ушли. И становятся понятно почему тянет людей могилку животного обустраивать и убирать. Не просто отдал в крематорий и все.
 

Lemma

была Lena777
Настя Каменская, Ваш рисунок по поводу ярусов, наверное, верно отражает суть. У меня по поводу дух-душа-тело складывается еще один рисунок:
Душа, а внутри нее дух. Душа же, как в одежду, облекается в тело. Т.е. различия между душой и духом условны. Они неразрывно связаны, их нельзя разделить. Как, скажем, мы говорим, что душа отделилась от тела. Это делимые понятия: душа-тело. Но нельзя сказать, что дух отделился от души. Случилось при падении, что Дух Святый отошел от человека, когда он выбрал не быть с Ним. Но тут же человеческая душа сочетается с духом падшим. Получается, что душа всегда связана с духом. Вопрос, с каким?
К тебе прилетают, когда идет дождь и у тебя нет зонта?
Какие все-таки дети – прекрасные люди!

выражение "человек - раб Божий", это определение лишает свободы воли
Эх, а мне бы за счастье назваться рабой Божией, если честно. Вообще честь для меня. Т.е. хочу-не хочу, а люблю)))))) А свобода… Разве в Боге может быть не свобода? «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
А вообще часто вспоминаю обращение о. Иоанна (Крестьянкина) к одной своей знакомой в письме к ней: «Раба Божия М.! Как-то даже трудно именовать Вас этим именем, ведь сейчас Вы вполне раба вражия».

Быть христианином – значит видеть Небо открытым. И не просто для «кого-то», а для тебя лично. (с)
Осталась самая «малость» - быть христианином)))) Но сути, а не по букве)

для животных кладбища тоже нужны... из земли вышли, в землю и ушли
Не знаю, не знаю… Возможно, и нужны, но не в том качестве как у людей. Ведь слова Бога «ибо прах ты и в прах возвратишься» обращены именно к человеку. Человеку Бог вдохнул Свой Дух. Христианские кладбища вообще почитались как святое место, потому что благодать Святого Духа почивает во многих телах усопших, неведомых нам святых. Поэтому на них и церкви строят. И они место предстоящего воскресения, когда во время пришествия Спасителя на землю, все люди воскреснут (это не значит, что Бог не сможет воскресить из праха или из одной молекулы), но мы верим, что человек воскреснет в теле. Тело будет другой качественно материи, как Христос по Воскресении – мог проходить через стены, быть невидимым, но все-таки материальным и воскресшим из прошлого тела.
О животных по Воскресении ничего не сказано (или я не помню))), но когда уже будет Новый Иерусалим (новое место жизни), то, написано, что и там будут животные)
Хотя я сама, конечно, если будет специально продуманное место для животных, захоронила бы своих котов там, а не сжигала бы. Но без установки крестов, потому что для христианина – это святыня.

Atex, помню, что Вы любите Петра Мамонова.)

Петр Мамонов о смысле жизни

— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот...» — и одеяло открыл, а там... ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.
Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше — и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному. Нужно каждую минуту поучаться, каждую минуту думать, что сказать. И созидать, созидать, созидать.
Жизнь порой бьет, но эти удары — лекарство. «Наказание» — от слова «наказ». А наказ — это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый. Ставит маленького сына в угол, чтобы он в следующий раз не делал плохого. Дитя рвется, а отец держит его за руку, чтобы под трамвай не попал. Так и Бог. Искушения — это экзамен. А экзамен зачем? Чтобы его сдать. В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Мы должны переносить скорби безропотно, без вопроса «за что?». Это наш путь.


— Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая. Это не означает — ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Смотрите: Чечня, 2002 год, восемь солдатиков стоят, один у гранаты случайно выдернул чеку, и вот она крутится. Подполковник, 55 лет, в церковь ни разу не ходил, ни одной свечки не поставил, неверующий, коммунист, четверо детей... брюхом бросился на гранату, его в куски, солдатики все живы, а командир — пулей в рай. Это жертва. Выше, чем отдать свою жизнь за другого, нет ничего на свете.
В войну все проявляется. Там все спрессовано. А в обыденной жизни размыто. Мы думаем: для хороших дел есть еще завтра, послезавтра... А если умрешь уже сегодня ночью? Что ты будешь делать в четверг, если умрешь в среду? Кажется, только вчера сидел рядом Олег Иванович Янковский, вот его курточка лежит, вот трубочка. А где сейчас Олег Иванович? Мы с ним на съемках фильма «Царь» сдружились. Много о жизни беседовали. Я и после его смерти с ним беседую. Молюсь: «Господи, помилуй и спаси его душу!» Вот что проходит туда — молитва. Поэтому, когда буду умирать, мне не надо роскошных дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь.


Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: ты прав, старик, давай всех построй! Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками.
Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами своими, ни песнями, — хочу с краю глядеть на все это. Мне чудо — каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное.
 

A-Lesko

Настя Каменская
Случилось при падении, что Дух Святый отошел от человека, когда он выбрал не быть с Ним. Но тут же человеческая душа сочетается с духом падшим. Получается, что душа всегда связана с духом. Вопрос, с каким?
Года три-четыре назад мы с мужем обсуждали смысл крещения. Что происходит, зачем, надо ли... Муж предположил, что крещением человек "говорит" о своем желании, просит, чтоб именно Дух Святый (Бог) вошел в душу человека.

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.
«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.
Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский). (отсюда http://azbyka.ru/dictionary/05/duh-all.shtml)


Благодать, приходящая в сердце, возбуждает энергию духа, вызывает высшие стремления, отрешение от земных привязанностей.
Душа человека, в ком обузданы помыслы и сердце очищено от них,- становится благообразною, принимая все свои дивные качества, вложенные в нее Богом при творении.
Такая душа может стать жилищем Божиим, храмом Духа Святаго... Какой великой честью награждена душа человека! Даже чистые и безгрешные Ангелы не являются храмом Духа Божия...
Только душа человека может стать этим храмом - это ей даровано Богом. Но для этого она должна полностью подчиниться Духу Божию.
Душа только предназначена быть живым нерукотворенным храмом. Человек не рождается храмом Божиим. Он становится им только тогда, когда Дух Святой освятит душу во время крещения, когда Дух Святой посетит нас своими дарами в святом Таинстве Миропомазания.
Значит, не принявший святаго крещения, остается только предназначенным быть этим храмом.
Душа становится местом постоянного пребывания Духа Божия, только подчинив себя воздействию Духа Божия, вручив себя Его руководству. (отсюда http://www.ioann.org/razmyishleniya-o-bessmertnoy-dushe/dusha-hram-svyatago-duha.html)


Т.е. получается у человека есть все же свой "человеческий дух", который стремится к Богу и становится цельным только в единстве с Духом Святым (а для этого надо потрудиться, да...). Как мне кажется, не обязательно замещение Духа Святого падшим духом... тут и своего духа, человеческого, хватит с излишком )))
 

Lemma

была Lena777
Настя Каменская, наверное, да, дух есть. Но очень тонкая грань - человеческий дух и душа. Человеческий дух скорее как внутренняя сторона души.
тут и своего духа, человеческого, хватит с излишком )))
Это точно) "По отпадении от Бога произошло и должно было произойти смятение во всем составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность. Человек, до приятия новой жизни в Господе Иисусе Христе, именно находится в этом состоянии низвращенного соотношения составных частей его существа".
Вот здесь самое полное собрание мыслей святых отцов о душе, которое я смогла найти. Еще читаю. Если найдете что-нибудь уточняющее, поправляющее, поделитесь, пожалуйста.

Случилось при падении, что Дух Святый отошел от человека, когда он выбрал не быть с Ним. Но тут же человеческая душа сочетается с духом падшим. Получается, что душа всегда связана с духом. Вопрос, с каким?
Перечитала эти свои слова. Скорее всего, правильнее сказать, что "Дух Святый отошел от человека, когда он выбрал не быть с Ним. Но тут же человеческая душа сочетается с духом падшим со грехом. Получается, что отпавшая душа всегда связана с духом со грехом". Подождем нашего катехизатора)
 
Последнее редактирование:

nekonfliktnaya

New member
nekonfliktnaya, а я иногда тоже с удивлением ловлю себя на мысли, что какой-то человек, совершенно обычный, в каком-то его состоянии мне вдруг похож на Христа.
Lena777, спасибо, что поделилась! И за ссылки спасибо и за рассуждения вслух. И всем участникам темы спасибо большое и за вопросы и за ответы! Очень интересно читать.

Очень укрепляющее чтение « Дневник неизвестного православного священника «День за днём»

11 Января
Сокровенный сердца человек
Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.
Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, — это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.
Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убегали подальше, а потом опять приходили посмотреть.
Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эту доску, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом «сокровенный человек», Ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства»

5 Апреля
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною
И к нам тоже Спаситель обращается с этим зовом: "Следуй за Мною". Он находит нас, где бы мы ни были, и Его голос звучит в глубине нашей совести. Нам остается только ответить на этот призыв - встать и следовать за Ним. Христос говорит: "Следуй за Мною", по узкому пути смиренного и подчас тяжелого долга. Следуй в ответ на этот Божественный голос и на голос твоей совести, посвяти себя одной священной цели и, преследуя эту цель, следуй за Богом!
Иди, не оставляя твоего ежедневного труда; следуй за Ним в покорности, в смирении и любви, в любви к ближнему, в служении ему; следуй твердо, не колеблясь, забывая о себе, отдавая себя вполне Божественному призыву. Не отставай, не оглядывайся назад, "не бойся ничего, что тебе надо будет претерпеть" (Откр. 2, 10), - не смущайся ни препятствиями, ни борьбою, не пренебрегая никем, иди рука об руку с презренными и малыми, подвигайся все вперед твердыми шагами, бросая вокруг себя бессмертное семя добра. Оно созреет в свое время, плоды его ты пожнешь в вечности, следуй только за Ним, иди, - "взирая на Начальника и Совершителя веры - Иисуса" (Евр. 12, 2).

6 Апреля
Поднимут крылья, как орлы
Существует поэтичная легенда о том, как были созданы птицы. Красивые перышки украшали этих прелестных тварей, они обладали чудным голосом и заливались звонкою песнью, но, увы, не могли парить в далеком воздушном пространстве, так как у них не было крыльев. Тогда Господь Бог создал крылья; указал птичкам на них и сказал: "Возьмите эту ношу и несите ее на себе". С недоумением и страхом глядели птички на эту незнакомую ношу; потом послушно взяли ее своим клювом, наложили на себя, и показалось им очень тяжело ее нести. Но скоро, по мере того, как они прижимали их к себе, крылышки приросли к этим маленьким существам, и птички научились ими пользоваться. Расправив их, они поднялись высоко над землею. Так ноша превратилась в крылья. Вместо тяжести птички обрели новую, неведомую им способность летать.
Легенда эта имеет духовный смысл. Все мы - птицы без крыльев, и те испытания и обязанности, которые посылает нам Господь, должны научить нас подниматься выше всего земного. Мы смотрим на наши заботы, как на тяжелое бремя, но когда поймем, что Господь посылает нам их, чтобы научить нас подняться выше, то примем их от
Него. И что же? Они превращаются в крылья и несут нас к небу, а без них мы, быть может, приросли бы к этой жалкой земле. Они же, вознося нашу душу, превращаются в благословение. Отстраняясь от исполнения долга, уклоняясь от посланной нам ноши, мы теряем возможность духовного развития. Решимся же твердо нести наши бремена, уповая на Господа, и будем помнить, что Он хочет превратить их в крылья. Все выше и выше понесут нас эти крылья, пока не достигнем туда, "где птичка находит жилье себе у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой, и Бог мой" (Пс. 83, 4).
Не забудем, что во время полета нашего через земную жизнь эти Богом данные, часто еще слабые, крылья нуждаются в покрове, в укреплении и, главное, в очищении от земной пыли, от которой они тяжелеют. И тут является нам любовь Божия, подобно широким крыльям, распростертая над земными странниками. Под кров Всевышнего должны мы прибегать вновь и вновь, чтобы укрепиться для нового полета, и, расправляя крылья, всегда помнить, что они могут остаться поднятыми только Силой Божией.

http://azbyka.ru/fiction/den-za-dnem-dnevnik-pravosla..
 

Lemma

была Lena777
nekonfliktnaya, эта книга вообще замечательная! Еще когда я ходила в храм раз в пятилетку по праздникам, нечаянно стала ее читать. И вдруг что-то до меня дошло.
Причем ее можно открыть на первой попавшейся странице и читать в любой последовательности, а ощущение, что для тебя и про тебя.
 
Последнее редактирование:

A-Lesko

Настя Каменская
Lena777, я так хе рассматриваю, только не с газом, а с энергией )))
 

Igra

БЫТИЕ
Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.
Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, — это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.
Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убегали подальше, а потом опять приходили посмотреть.
Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эту доску, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом «сокровенный человек», Ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства»
Прелесть какая)насколько точно иносказанием можно описать:)Спасибо)

Lena777, понятно)я почему-то думаю,что все здесь и просвещают и просвещаются)иной раз чьи-то простые слова способны заронить семя для настоящего духовного роста.Это просто мои наблюдения.

Я химию и физику изучала давно, еще в школе. Помню плохо, так что прошу прощения за художественный вымысел и грубую схему)

Lena777, )))))очень интересно,однако,получилось))
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
я так же рассматриваю
Настя Каменская, :drinks:
думаю,что все здесь и просвещают и просвещаются)иной раз чьи-то простые слова способны заронить семя для настоящего духовного роста.

Igra, согласна с тобой) еще хорошо, когда есть человек, специально обучавшийся теории, который подправит, если надо, кмк) Тема-то антропологии не простая)))
 
Последнее редактирование:
думаю,что все здесь и просвещают и просвещаются)иной раз чьи-то простые слова способны заронить семя для настоящего духовного роста.
Так и есть, Игра) Чистейшая это правда, абсолютно согласна)
Мне как-то внутренне радостно читать этот топик, спокойно так. Пусть здесь всегда будет открытость, доброжелательность, чистый интерес и доверие.)
Lena777-Леночка, не преувеличивай) Я только годовой подготовительный курс прошла, да и то давно, а в школе катехизаторов и вовсе не училась. Господь не счел полезным это для меня, устроив так обстоятельства. Слава Богу! «Знание надмевает… буква убивает, а Дух животворит..»(С), не сумма знаний ведь важна, не теория…
Господь открывается в Евангелии, в нем все и есть. Чем более читаешь, тем все более открывается и Господь и личная немощь. И в Посланиях. А письма, письма духовным чадам. Какие же живые эти письма! Сколько им лет, а как актуальны и сегодня! Дух в них Божий, а Господь и ныне и присно с нами) Не напрасно ведь учат св отцы, что надо набивать свой ум чтением Евангелия, чтобы ум плавал в Нем, надо образовать себя богоцентрично (это слово Паисися Святогорца как-то особенно мне запало). А академическое богословие может и повредить, привести к высокоумию, что смерть для души. Я вот читаю, кто какие ссылки дает, удивительно взаимосвязанные– «дивны дела Твои, Господи!» Вот Никон (Воробьев) – он очень почитал свт Игнатия (Брянчанинова). И матушка Арсения – она была дружна с братом свт Игнатия, вела переписку с ним и была искренней почитательницей святителя. Свт Феофан Затворник, современник свт Игнатия, – ну, это автор «настольной книги христианина») nekonfliktnaya –Наташеньке я очень благодарна за «Дневник православного священника») Вот где живое богословие, практическая антропология – соборный святоотеческий опыт…
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Не смогла пройти мимо сегодняшней даты - дня рождения любимого мной протоиерея Димитрия Смирнова. Многая и благая лета дорогому батюшке!

Кусочек его проповеди:

Каждый человек стремится, как принято говорить, к счастью. Он считает, что счастье - это когда ему хорошо. Но "хорошо" зависит от многих причин. Если я собрался на пляж и дождь пошел - это нехорошо. А если я посеял редиску и идет дождь - это хорошо. Почему в одном случае дождь хорошо, а в другом плохо? Дело в том, что человек мерилом всего ставит себя, и в этом его большое заблуждение. Весь мир он расценивает через себя и пытается без Бога выстроить жизнь таким образом, чтобы быть счастливым. Но эта попытка совершенно безумна и неисполнима, потому что есть масса вещей, которые никак от нас не зависят. <> Можно делать карьеру, заниматься спортом или искусством, можно еще каким-то образом доставлять себе наслаждение, но обязательно такая попытка построить собственное счастье встретится с очень большими сложностями, потому что это попытка построить на мертвом. Что искать живого с мертвыми? Можно всего достичь - а потом заболеть; а можно достичь здоровья - но будет несчастье еще в чем-то. Именно не-счастье, то есть сейчас ты не будешь счастлив, не будет тебе хорошо.
Поэтому Господь учит совершенно другому: не искать себе никакого "хорошо", а искать истины, независимо от того, хорошо мне будет от этого или нет, приятно или неприятно. Надо перестроить себя так, чтобы все те звуки и цвета, которые есть в истине, были бы и в тебе самом - тогда между тобой и истиной будет полная гармония, полное согласие. И если ты себя так переделаешь, то будешь блажен, у тебя не будет скорби - оказывается, то счастье, к которому стремится все человечество, достижимо только таким образом. Тогда на тебя не будут влиять ни отношение к тебе других людей, ни погодные условия, ни голод, ни болезнь, потому что ты не будешь от этого зависеть. <>
Господь Сам о нас заботится: посылает нам всякие скорби, испытания, трудности. Но мы никак не хотим их принять, все думаем: да что ж такое? чем мы виноваты? Виноваты мы только тем, что мы грешники, а Господь нас хочет отвязать от нашего греха. Нам возможно спастись, лишь терпя то, что нам посылает Господь, и исполняя заповеди Божии - те, которые нам стали понятны... Мы в своей жизни постепенно понимаем, что хорошо, а что плохо; и если мы не будем делать то, что дурно - не просто так, а именно ради Господа, обращаясь к Нему: вот, Господи, я страстно хочу это совершить, но я знаю, что Тебе это неприятно, что Ты Кровь пролил за то, чтобы я этого не делал. И я, несмотря на все свое желание, постараюсь все-таки этого не делать, а Ты мне в этом помоги! Если мы так каждый раз начнем умолять Бога живого, чтобы Он нас очистил от греха, то каждый раз будем делать шаг навстречу к Нему. Потому что Он нам станет помогать, и мы грех будем побеждать.
Счастье здесь, на земле, все время манит. Как это просто: захотел - взял и закурил, и вот блаженствую, нога на ногу, о чем-то так мечтается, и мне хорошо, я как-то забыл обо всем, смотрю, как дым поднимается, табачком так приятно пахнет - вот оно, наслаждение, вот она, плотская утеха, очень дешевая, две копейки за штуку. А можно и отказаться, не потешить свою плоть - ради Христа. Потому что курение - это есть угождение собственной плоти; если же мы совершим маленький подвиг, то тем самым свой дух возвысим.
Так душа наша может либо крылья расправлять, либо опять складывать. И вот в этой непрестанной борьбе со своей плотью, со своей душой и состоит духовная жизнь, потому что грех побеждается только благодатью Божией. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем меньше в нас плотскости и душевности - они должны, по замыслу Божию, умирать. И цель нашей жизни, если мы православные христиане, в этом и состоит: назвался груздем, полезай в кузов - <>надо стараться постоянно стремиться душу свою освобождать.
Полностью
 
у меня вопрос. Получается, вдунул Бог не дух, а душу?......Т.е. получается у человека есть все же свой "человеческий дух", который стремится к Богу и становится цельным только в единстве с Духом Святым (а для этого надо потрудиться, да...).
Настя Каменская, ну, вот Господь через свт Игнатия и помог Вам разобраться со своим вопросом) Да , чтобы дух человеческий соединился с Духом Божиим, надо очень потрудиться, причем правильно потрудиться. Как учат св отцы – «важны не труды, а рождающееся от них смирение, если же последнего нет, то и все труды напрасны» (пишу по памяти, не дословно, но смысл точный). Да и за нами – только труды, а милость – за Господом.

Как мне кажется, не обязательно замещение Духа Святого падшим духом... тут и своего духа, человеческого, хватит с излишком )))
Оно-то не обязательно, но неизбежно( Помните притчу о семи злейших духах, которых привел один, прежде вышедший от человека дух? Вооот. Свт отцы наследуемое нами повреждение именуют «великой язвой». О как.
Lena777, а почему ты подправила свой ответ? Вот читаем у свт Игнатия: «Что такое — человек? На этот вопрос отвечает человекам апостол: вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2Кор.6:16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Егда нечистый дух, — сказал Спаситель, —изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых [235].Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца. …» (т.III, «Определение человека»)
Мой прошлый опыт особенно убеждает меня в правильности приведенных мыслей святителя. Да и нынешний тоже.
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Lena777, а почему ты подправила свой ответ?
Потому что испугалась категоричности.) Подумала, что отсебятину порю))))

Как учат св отцы – «важны не труды, а рождающееся от них смирение, если же последнего нет, то и все труды напрасны» (пишу по памяти, не дословно, но смысл точный).
Еще у меня в цитатнике есть похожая, но очень суровая мысль от Иоанна Златоуста: Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения.
 
Сверху