Кризис двух лет или "the terrible two"

MarcoPolo

New member
Всем дня доброго. Нужны советы, мнения со стороны и просто поговорить.
Моему мальчику вот-вот исполнится два. В последнее время столкнулась с поведением, которое меня расстраивает. Почитав там-сям, пришла к выводу, что мы вступили в кризис двух лет. Не уверена до конца, что это именно то, но похоже.
Во-первых, малыш отстаивает свободу. Если не хочет куда-то идти- не пойдет. Если вести за руку, сразу ноги подкашиваются, ложится и лежит где бы ни был: на дороге, например.(Я в таком случае оттаскиваю на безопасный тротуар и жду пока не встанет и не пойдет).
Если разбросает вещи, нарисует, где не надо, прошу убрать, вытереть, в ответ "нет". Пытаюсь договариваться, но срабатывает не всегда.
Причем, при всей своей самостоятельности он тот еще мамушник, сиськоежка и любитель покататься у мамы на ручках:)


Что меня беспокоит больше всего, так это какое-то странное, агрессивное?? поведение по отношению к другим детям. Вот, например, есть у нас подружка, с которой мы больше всего гуляем, так вот он ее толкнуть может, лопаткой стукнуть. Может бежать радостный навстречу, а приблизившись, толкнуть. С детьми на площадке также. Играет нормально, а потом толкнет, проходя мимо. А еще иногда бегает-бегает, а потом подбежит к кому-нибудь и весь так сожмется - мордаху скорчит, словно напугать хочет, это что вообще? Дома у нас агрессии нет никакой. На все его выпады со стукнуть ладошкой или еще что, я просто говорю, что так нельзя, можно гладить, жалеть. Он и гладит и жалеет, но стукнуть может все равно.

Поговорите со мной, расскажите, кто такое переживал, как переживал, как себя правильно вести, что говорить и т.д.
Спасибо заранее и извините за сумбур.
 
Последнее редактирование:

Imagination

Active member
Я, конечно, не специалист -- у меня только один ребенок, и он уже давно вышел из двухлетнего возраста. Я вообще критик теорий детских кризисов. Я не говорю, что не происходит каких-то возрастных изменений в мировоззрении ребенка. Конечно происходит. Но я категорически против сбрасывать все на "кризис". Если что-то в поведении ребенка вам не нравится, я считаю нужно делать замечания. Агрессию пресекать на корню. Желание что-то сделать по-своему можно поддерживать. Ребенок начал чувствовать себя самостоятельной личностью, а не частью мамы -- это нормально.
А вы знаете, я один раз так тащила своего сына за руку, чтобы он в "истерике" не падал в лужу, что даже вывихнула ему руку -- запомнила на всю жизнь. Но я никогда не считала это кризисом -- я считала это проверкой мамы на прочность. Мама попалась прочная, поэтому эти выходки быстро закончились.
Был еще период, когда он пытался нам хамить (в 4 года, и в 6 -- когда пошел в школу), наша реакция была очень резкая -- больше ему не захотелось огрызаться.
 

He_len

сам себе дизайнер
MarcoPolo, у нас то же самое сейчас с младшей происходит, причем со старшей я такого не припомню вообще. Наверное, это все же черты характера проявляются.
 

MarcoPolo

New member
Imagination, спасибо за мнение:) Ну понятие "кризис" я употребила , скорее, для удобства и для привлечения внимания. Я сама не в большом восторге от подразделения всего на кризисы, стрессы и т.д. Просто есть что-то, чо меня беспокоит и что хочется обсудить, и услышать, как переживали подобное.

Если что-то в поведении ребенка вам не нравится, я считаю нужно делать замечания

Как? Просто обращать внимание, что так нельзя? Повторять сто, двести раз, пока не сообразит, что действительно нельзя?

Агрессию пресекать на корню.
Опять же как?
Тут я еще не понимаю причину. Это особенность темперамента, неумение выразить чувства иначе?


He_len, и как вы реагируете? И что это за характер такой будет?
 

He_len

сам себе дизайнер
He_len, и как вы реагируете? И что это за характер такой будет?
хороший характер, я довольна :) Старшая наоборот все игрушки раздавала, никогда на своем не настаивала. Теперь имеем проблемы в школе, точнее уже из сада начались проблемы. То Миша ее бьет, то Рома ее бьет. То ее со стульчика согнали на утреннике, то ее игрушками пользуются дети, а ей не дают ну и прочее. Сейчас в школе проблемы в отношениях с девочками. "Маша сказала, что я дурочка, как мне доказать ей что я не дурочка?". Вариант - послать Машу далеко и надолго не прокатит, ей надо обязательно понравиться Маше((( Вот такая мягкотелая и добрая, не умеющая сказать "нет" и постоять за себя.

Старались ее научить и сдачу давать, и понаглее быть - ничего.

Младшая с самого детства другая - и грудь требовала нагло, и если ей в чем-то откажешь, повыше поставишь какую0нибудь вещь, то она не останавливается - сразу стульчик начинает тащить втихаря, чтобы все равно добраться до цели..

Единственное, что родительский авторитет нужно поддерживать, настаивать на своем, иначе потом тяжело будет взаимодействовать.
 

Индиана

ЛешкоСанькина мама
MarcoPolo, вы знаете я год назад рыскала в нете в поисках подобной инфы, и в гугле просто набирала "двухлетний монстр" , это было нечто, так мне тяжело дался этот возраст. Но научились как-то подстраиваться друг под друга, нашли точки соприкосновения. В основном как оказалось это касалось бытовых вопросов: Кто первым открывает домофон, кто включает чайник, кто выключает воду, во всем необходима была его самостоятельность, даже если я что-то на автомате делала первая, стоял рев на весь дом и он все делал заново, потом просто все его "причуды" не вредные для здоровья мы распознали и разрешили ему это делать ,но что-то категорически запретное, осталось под запретом, но у малыша часть свободы возникла, и как-то ближе к лету все пошло на спад, но острый период длился около 3 мес.
критик теорий детских кризисов.
и тоже была потому что
со старшей я такого не припомню вообще.
я со старшим такого не проходила )

поэтому для меня частично это было шоком :)

Держитесь. Это проходит... и значит что ваш малыш становится старше, растет )

Старались ее научить и сдачу давать, и понаглее быть - ничего.
и наш старший такой, мы его в секцию каратэ отдали и у нас паре с нами там такая девочка, родители тоже привели в секцию :)
Повторять сто, двести раз, пока не сообразит, что действительно нельзя?
да именно так, спокойно, настойчиво и раз 500 :)

Вообще очень хорошая книга Гиппенрейтер http://oz.by/books/more1039926.html и Курпатов http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=148396
рекомендовала бы всем родителям и бабушкам ее прочитать!
 

He_len

сам себе дизайнер
потом просто все его "причуды" не вредные для здоровья мы распознали и разрешили ему это делать ,но что-то категорически запретное, осталось под запретом, но у малыша часть свободы возникла,
о, и у нас такое есть. Вытираться только определенным полотенцем, которое ей захотелось прямо сейчас. Пить только из определенной кружки, которую ей в данный момент захотелось. И неважно, что я уже налила в другую кружку, придется потом две мыть. В таких моментах уступаю. Раньше не получалось договориться, а сейчас даже иногда "уболтать" могу, аргументы всякие привести, чтобы она отказалась от своей затеи какой-нибудь или причуды.
 

Imagination

Active member

По разному, в зависимости от ситуации. Но хамство и агрессия наказывались строго, вплоть до "физически". В основном просто отстранением от игры, проще говоря посадкой в угол. А желание настоять на своем не наказывалось, но если не было вариантов, то перебарывалось насильно (например, желание полежать осенью в грязной луже). В непринципиальных моментах я просто не обращала внимания... Это были только возрастные особенности, а не первые проявления его собственного характера. Довольно быстро это прошло...
 
Но хамство и агрессия наказывались строго, вплоть до "физически".

может, в таких случаях вообще лучше сделать предупредительный выстрел в воздух? Сказать, что, например, если ты будешь бить лопаткой по голове девочку, она не захочет больше с тобой играть, потому что ты ей делаешь больно. И в следующий раз, если такое повторится, нам придется пораньше уйти с детской площадки.
ну и, конечно, исполнять оговоренное последовательно. просто я противник всяческих физических наказаний, считаю их слишком агрессивными для ребенка. это взрослому можно засандалить - он же, если что, и ответить может))))
 

MarcoPolo

New member
Держитесь. Это проходит... и значит что ваш малыш становится старше, растет )
Спасибо!

Книжка Гиппенрейтер у меня есть, но мне кажется, она на деток чуть постарше ориентирована. Ох, книжек у меня полно, как бы все на практике правильно применять:)


просто я противник всяческих физических наказаний
Я тоже. Верю в то, что если физические наказания применять, у ребенка изначально складывается неправильная парадигма поведения: если мама так делает, почему не могу я? Не считая прочих последствий рукоприкладства.

Это были только возрастные особенности, а не первые проявления его собственного характера. Довольно быстро это прошло..
Надеюсь, что и у нас не затянется:)
 
Я тоже. Верю в то, что если физические наказания применять, у ребенка изначально складывается неправильная парадигма поведения: если мама так делает, почему не могу я? Не считая прочих последствий рукоприкладства.

чисто моё имхо: нечестно бить того, кто заведомо слабее тебя и не может ответить. это насилие.
 

Imagination

Active member
может, в таких случаях вообще лучше сделать предупредительный выстрел в воздух?
Нет, ну вы меня вообще монстром каким-то сделали. Никто не колотит двухлетних детей, но бывают ситуации, когда нужно привести ребенка в состояние, в котором он хотя бы сможет тебя слушать. Когда ребенок вопит на весь магазин или вцепился в волосы соседской девочке вы вряд ли будете тихо и спокойно объяснять ему, что так делать нехорошо -- он просто вас не услышит пока вы его не отдерете от девочки и не закроете ему рот, чтобы не пришлось кричать еще громче, чем он. В этих случаях легкий шлепок по мягкому месту быстро снимает общее напряжение, после чего можно перейти к профилактической беседе.
А вот бить детей в качестве наказания -- это глупо и совершенно бессмысленно. Я с этим полностью согласна.
 

Индиана

ЛешкоСанькина мама
но мне кажется, она на деток чуть постарше ориентирована.
это так кажется, ни к каком возрасте не рано уметь слышать :) я как раз и прочитала книгу в ребенкины 2 года, вернее перечитала, мне казалось что я все знаю/помню, ан нет :)
 

Imagination

Active member
ни разу. даже в мыслях не было, что постоянно колотите детей) ерунда какая-то)

Ну я это сказала с некоторой иронией... Меня просто умиляют разговоры о том, как "не в коем случае" нельзя бить детей. Я лично не знаю таких родителей, которые не разу не шлепнув вырастили ребенка. Если вам кто-то рассказывает, что он именно тот, кто никогда не применял силу и убеждал только словом -- не верьте. Вся эта теория о том, как надо говорить с ребенком просто восхитительна, пока не сталкиваешься с реальной ситуацией.
 

zhonka_generala

Всё пучком!
MarcoPolo, у меня похожая ситуация. Сыну 2,4 будет.
Постоянные истерики, бьет сестру, она его в ответ кусает за все места, не слушается, сейчас новая фишка..... я есть не буду, надо папе оставить. Делает только то, что нравится. Иногда руки опускаются и не знаю, что делать.
ИЩУ к нему подход... стараюсь делать все домашние дела с ним. Знаю, что он фантик купаний.... и когда с улицы не увести, обещаю купаться....он переключается и идет. Если плохо ведет себя в песочнице, мы уходим смотреть (искать) трактор, собачек, птичек.
Надо "искать" рычаги воздействия....
 

Imagination

Active member
Если плохо ведет себя в песочнице, мы уходим смотреть (искать) трактор, собачек, птичек

По-моему, в два с половиной года в подобной ситуации нужно уходить из песочницы не искать птичек, а думать о своем поведении. Т.е. мы уходим, потому что ты бил лопаткой девочку.... какие связи у него формируются, если вы будете заговаривать ему зубы во всех ситуациях. Конечно, если ребенку еще нельзя объяснить, почему что-то происходит вокруг него, то это правильный выход. Но в вашем случае уже вполне можно наказать, отстранив от игры. Да, он будет плакать и скандалить, но иначе ничего не получится.
 

oksa

New member
Вот я себя так веду.... Но как почитаю книжки... сразу чувствую себя тааакой сучкой крашенной ))) Единственная книга, которая поддержала мое поведение это " Прежде, чем ваш ребенок сведет вас с ума". Поступаю, как вы пишите, но четкой уверенности в правильности действий нет. Поступаю так потому, что боюсь, что потом будет поздно. Когда в 3 года " Папа дурак и мама дура" - ремень. ( Слово ДУРА в доме не произвносится вообще, из садика). Строго смотрю, когда разговаривают взрослые, он пытается на себя переключить внимание.. и т.д. Но переживаю, не перегибаю ли...

Опять же как?
Тут я еще не понимаю причину. Это особенность темперамента, неумение выразить чувства иначе?
все один в один.. девочки, может проверяет границы дозволенного?

С одной стороны не хочу задушить в нем личность ( а она именно таким характером и проявляется) и сделать такого послушничка запуганного..а с другой... от агрессии и невоспитанности тоже хочется как-то уйти. Время или меры?

Вообще очень хорошая книга Гиппенрейтер
почему я ее не понимаю??? Все в восторге, а я ну не понимаю, и все!!!

а сейчас даже иногда "уболтать"
Я - уболтать, перевести разговор, отвлечь, пососюкать и все БУДЕТ КАК МНЕ НАДО с настроением - могу сделать и все получится, но не понимаю, НАДО ЛИ ТАК- в 3, 5 года? Он же уже большой парень, хитрюющий, все понимает... может "отвлекушки" должны уйти в прошлое?

В основном просто отстранением от игры, проще говоря посадкой в угол
у меня сразу кидает в ноги, мамочки любимая прости -извини больше не буду, рев... и через 5 минут тоже самое :((

может, в таких случаях вообще лучше сделать предупредительный выстрел в воздух?
у нас не проходит... сто раз говоришь, потом повышенным тоном... потом почему -то " Сколько раз можно повторять!!" Слышу в ответ :" Один" ))) Повторяю еще раз сто ОДИН и все делается. Бывает и такое .

у ребенка изначально складывается неправильная парадигма поведения: если мама так делает, почему не могу я?
ВОТ!!Тоже так думаю. Но с другой стороны... в таком возрасте мне кажется еще нет у них авторитета родительского, не мозрели.. только страх, что накажут останавливает...А вы как думаете?

Вся эта теория о том, как надо говорить с ребенком просто восхитительна, пока не сталкиваешься с реальной ситуацией.
Лично у нас ДОГОВОРИТЬСЯ можно ВСЕГДА. Но ! Иногда не успваешь просто. например, " папа-дурак" . После этого рассказывать ему что это плохое слово как-то даже странно, потому что он и так это отлично знает.

Знаю, что он фантик купаний.... и когда с улицы не увести, обещаю купаться....он переключается и идет. Если плохо ведет себя в песочнице, мы уходим смотреть (искать) трактор, собачек, птичек.
Надо "искать" рычаги воздействия....
Вот эти переключения... Это работает. НО! надо ли? Может, они должны уже знать слово НЕТ, сказанное мамой или папой в определенном ТОНЕ???

По-моему, в два с половиной года в подобной ситуации нужно уходить из песочницы не искать птичек, а думать о своем поведении. Т.е. мы уходим, потому что ты бил лопаткой девочку.... какие связи у него формируются, если вы будете заговаривать ему зубы во всех ситуациях. Конечно, если ребенку еще нельзя объяснить, почему что-то происходит вокруг него, то это правильный выход. Но в вашем случае уже вполне можно наказать, отстранив от игры. Да, он будет плакать и скандалить, но иначе ничего не получится.
Мне очень близка ваша позиция!!! Очень!!! Как вы ее выработали? Как убедились в правильности?? У вас какого ворзраста дети?
 

zhonka_generala

Всё пучком!
oksa, переключения нужны, но это не решение проблемы. Они нужны, как правильно отметила Imagination в тех случаях, когда ребенок не способен понять.
Мы наказываем детей.... наказанием может быть угол, лишение чего-то. Было пару раз, например, не могла одеть сына на улицу... в итоге, пошли только с дочкой, он дома остался.... в окно смотрел :) теперь одевается на ура. К нему приходит понимание и это радует. Есть много маленьких побед в наших отношениях. Но еще очень многое нужно выстраивать.
 
Сверху