"Литературное чтение" в начальной школе

Женщина дождя

Well-known member
Раньше была "Русская литература", теперь "Литературное чтение". То есть была литература, а стало чтение:((( Только, пожалуйста, тему - почему дети должны знать русскую литературу больше чем белорусскую, по возможности не поднимать, я сама достаточно оппозиционна настроена, но хочу поговорить именно про русскую литературу:)))) Как вы считаете, книги про Карлсона, старика Хотаббыча, волшебника Изумрудного города и так далее - это книги для изучения в школе? Почему дети (у меня деть в третьем классе, поэтому могу рассуждать только о том, что мы прошли) изучают третий год подряд потешки, прибаутки, скороговорки и т.д. Почему не даются действительно хорошие стихи? Ведь практически у любого классика русской литературы можно найти действительно красивые стихи. Почему все упрощено до невозможности? Почему они не учат наизусть? Почему они не умеют рассуждать? И их и не учат. Я тут недавно прочла детю из самых глубин своей памяти " Вересковый мед" - Ну там где:-пришел король шотландский, безжалостный к врагам, погнал он бедных пиктов к скалистым берегам.... Спрашиваю к детя - про что стих?А она - про мед:((( А там же - А мне огонь не страшен, пускай со мной умрет, моя святая тайна, мой вересковый мед. Или я много хочу?:(((((
 

punto

Active member
Старая кляча,
Наверное, у каждого ребенка свой темп.
Некоторые еще такие детки в 3м классе sosunok
Не уверен, что это плохо. С другой стороны, отдельные детки имеют свойство быстро взрослеть. В отсутствиий системы снабжения их информацией, они ее начинают черпать из альтенативных источников, подчас с улицы.
Поэтому я бы определил вообще проблему сегодняшних учебников (курсов), как очень узкий диапазон сложности. По всем предметам. Те явно просматривается цель школьного образования, как воспитание среднестатистического члена общества, владеющего неким минимумом знаний.

Другими словами, раскрывать таланты в детях никто не только не будет, но и задачи такой не имеет. Соответственно -- или заниматься с детьми самому или уповать на кружковую работу. (Которая, по сути своей, вещь случайная).

Вот стихов мало учат -- это точно.
А "Вересковый мед" -- наш 4-й класс, соответственно 11 лет-12 лет.
 

Che Guevara

New member
ой, я тоже не сильно могу рассуждать пока
но скажем у нас тест по сказкам - качество журавля в сказке небезызвестной лиса и журавль оказывается мудрость
а я сдуру всегда думала - мсительность)
или например чья сказка два жадных медвежонка -немецкая, венгерская или сербская...какая нафик разница - главное мораль усвоить...но видимо "рюшечки" (как замечательно однажды выразилась Караул) сейчас настолько затмили все остальные цели всеобуча, что сетовать по этому поводу бесполезно
 

Che Guevara

New member
раскрывать таланты в детях никто не только не будет, но и задачи такой не имеет. Соответственно -- или заниматься с детьми самому или уповать на кружковую работу. (Которая, по сути своей, вещь случайная).



вот-вот, нужно просто выработать для себя критерии образованности и работать с ребенком в этом направлении...поскольку то,что на сегодняшний день предлагает школа - это бессистемный набор отрывочных знаний, которые сами по себе лишними не будут, но без приведения их в какой-то стройный логический ряд - особой ценности не имеют
другой вопрос - что реализация этого -весчь достаточно сложная (но всё же выполнимая)
 

Женщина дождя

Well-known member
Мечта таксидермиста, Вы мне прямо открыли глаза про журавля, а я, глупая, вообще не задумывалась.... Есть очень хорошая книга " Философия для детей" - такая сине-красная, но книжных ярмарках есть почти всегда. Там все философские вопросы очень хорошо рассматриваются через сказки, притчи, рассказы. Правда, очень хорошая.... У меня деть сама читала, только надо потом пообщаться по поводу прочитанного...
Punto, а как же все таки родителям объять необъятное? Где взять столько времени? У меня ребенок закончил четверть на 9 и 10, только 2 восьмерки, и то я вижу массу упущений по всем предметам.
 

Che Guevara

New member
Старая кляча,
что до неких "пробелов" - они всегда были, но получить все пятерки было значительно проще, чем все 9-10-ки...но если у ребенка сформировано целостное мировосприятие - то он даже не зная чего-то -выкрутицца...что до нехватки времени - то это действительно катастрофа((
 

punto

Active member
Старая кляча написал(а):
а как же все таки родителям объять необъятное?

Я, в силу природной простоты, воспринимаю этот вопрос, как нериторический. :) И често попробую высказать свое мненине на этот счет.

Мне кажется, что самое главное -- это следить за трудолюбием и любознательностью и всячески их стимулировать.

Второе. Не давать запускать языки. К языкам же относится и математика. (кроме геометрии)

Следить за кругом чтения и подсказывать правильные книжки.

Стараться, чтобы на расстоянии вытянутой руки были так же и научнопопулярные издания: энциклопедии, словари, познавательная литература.

Не избегать с ребенком этических дебатов. Откуда ему узнать "что такое хорошо". Вообще -- больше с ним спорить, пусть доказывает свою правоту.

Отрешиться от перфекционизма. Ибо постановив, что школа -- "лажа", следует сказать себе (но не ему!) честно, что оценки -- "та же лажа".

Вкладывать туда, где есть успех.

Старая кляча написал(а):
Где взять столько времени?

Сотрудничество, те со-трудничество, лучший способ воспитания. Воспитать, не тратя на это времени, невозможно, имхо.
 

Svetira

тихий омут
Punto,
супер! Я распечатаю и повешу на видном месте. Можно? Авторство обязуюсь сохранить.
Только добавила бы, если позволите: искреннюю заинтересованность и любовь к чтению этой самой литературы у самого взрослого, и, как следствие, постоянный пример перед глазами ребёнка, а, заодно, повышение литературного и иного уровня для достойного участия в дебатах.
 

Che Guevara

New member
искреннюю заинтересованность и любовь к чтению этой самой литературы у самого взрослого, и, как следствие, постоянный пример перед глазами ребёнка, а, заодно, повышение литературного и иного уровня для достойного участия в дебатах.

если это отсутствует - то вышеозвученных вопросов не возникает однозначно...т.е. недовольство школой безусловно будет иметь место, но в силу совершенно других факторов)
 

Svetira

тихий омут
Мечта таксидермиста,
правильно, и это было бы намного проще в определенном смысле. Меньше думаешь - лучше спишь.:)


Мы, конечно, только пошли в школу, и имеем мало опыта, но мне очень хотелось бы в дальнейшем видеть перед собой развитую и достойную личность, умеющую смело отстаивать свои "позиции" при помощи полученных знаний, с легким намёком на романтизм. И хорошая литература очень даже в этом помогает, более того без неё, как мне кажется, вообще не обойтись. Поэтому, буду использывать чужой опыт. Да и ваще приятно послушать умных людей!:)
 

irenka

New member
punto написал(а):
Сотрудничество, те со-трудничество, лучший способ воспитания. Воспитать, не тратя на это времени, невозможно, имхо.
Поддерживаю автора по всем пунктам, исходя из личного опыта. Даже когда сын научился читать сам, мы не переставали читать ему сами, правда, немного с опережением, поэтому многое приходилось разъяснять, обсуждать и т.д. Это был вечерний ритуал перед сном: время тесного общения, рассуждений, смех до слез или переживания. Сын вырос, а любовь к книгам у него на всю жизнь.
 

punto

Active member
Вжик.,
В смысле геометрия -- не язык. Это полноценная индуктивная теория. Это "школа рассуждений", особенно ценная тем, что язык ее крайне краток и может быть изучен (весь) за какой-то месяц. А вот овладение геометрией -- это овладение способом думать, на это годы нужны. Вобщем, как писал пародист А. Иванов:

Слов не много, ну может быть пять,
Но какие из них комбинации.

:mrgreen:
В некотором смысле именно геометрия и физика являются важнейшими дисциплинами в школе.
(Я так думаю)
 

punto

Active member
irenka написал(а):
Даже когда сын научился читать сам, мы не переставали читать ему сами

Можете смеяться, но я это делаю до сих пор. (3-йкласс).
Миопия :(
тч у него есть своя книжка, а я ему читаю другую.
Сейчас, например, "Туманность Андромеды" :crazy:

между прочим, рассказы О.Генри зашли "за малину". Полный и бешеный восторг, причем там, где и не ожидал. Там где не приключения, а лирика.
Например "Дары волхвов". Во как...
 

punto

Active member
Svetira,
:oops:
Польщен...
К сожалению, сказать много легче чем сделать.
Особенно в смысле оценок.
Больше всего боюсь, что загоняем ребенка. Жену приходится сдерживать, самому брать себя в руки...
 

Che Guevara

New member
щас черчение убрали из школьной программы кстати
математикам туго очень стереометрию давать
да и ваще
 

Женщина дождя

Well-known member
Punto, а подкиньте еще список читаемой Вами литературы, please:)))
Деть все время требует подсунуть ей книжку - а у меня фантазия уже истощилась - точно надо Генри подсунуть, может пойдет?:))))))) Вот Хармс пошел на ура! Все наизусть шпарит...
Караул, Имя розы - это круто, а в каком классе? Но все-равно луше больше, чем меньше:))))))
 

punto

Active member
Старая кляча написал(а):
а подкиньте еще список читаемой Вами литературы

Да ничего особенного:
"Алиса", "Военная тайна", "Маленький принц", "Полесские робинзоны" (на роднай мове). "Карик и Валя" зашли с некоторым трудом. Нудноватая книжка.
"Каждый мечтает о собаке".

В планах вдарить по Жюль-Верну и Марку Твену, конечно.
 
Сверху