У меня две дочери: одной 15 лет, а второй-5 лет. Оба ребенка из числа неконтактных.
Старшая - в года 2-3 закрывала лицо и пряталась, когда приходили в гости взрослые, но по прошествии 10-15 минут начинала общаться с ними. Помните, что ребенок всегда интуитивно чувствует доброжелательных (хороших) людей. В саду первый раз стишок на утреннике рассказали лет в 5-6. Половина группы сада попали в один класс. Когда пошла в школу подруг практически не было. Я обращалась к школьному психологу, классному руководителю с просьбой помочь найти причину: почему у моего ребенка нет друзей. Как оказалось, причина была в том, что детская дружба строилась только на дорогих игрушках. Если ты сегодня принес дорогую игрушку, то сегодня с тобой дружат все, а завтра уже нужна другая дорогая игрушка. Я была противницей того, чтобы вообще какие-то игрушки брать из дому в сад (школу), потому что не все родители могли позволить себе такие игрушки. И считала, что дружба не должна строиться на таких вещах уже в раннем детстве. Помощи в школе я не дождалась, мой ребенок иногда вообще не хотел идти в школу. Тогда после очередного собрания в школе в 1кл, мы с ребенком решили, если в классе дружба строиться на таких ценностях будем покупать конфеты каждый день для угощения «мнимых» друзей, приносить игрушки. Как я жалела о том, почему я правильно ее воспитывала. Родители сдружили детей группами. Когда закончилась начальная школа, другие родители обратили внимание на то, что в классе группировки. Если кто-то приходил один с группы, то ему было настолько не комфортно. У моей дочери до сих пор есть застенчивость: стесняется поднять руку на уроке, если совсем не уверена в правильном ответе. Об этом я предупреждала преподавателей, и они с пониманием отнеслись к ней. Хотя она и лидер в организации любых мероприятий; была старостой, занималась гимнастикой, восточными танцами, спортом, рисованием, гитарой, но ей сложно, и я как мама всегда подчеркиваю ее достоинства (красоту, ум, порядочность, ее разные навыки). Сегодня она ищет себе друзей и подруг именно среди серьезных и порядочных подростков, что меня как маму очень радует, и я ей горжусь.
А сейчас о моей пятилетней дочурке. До года ребенок боялся темноволосых людей. Просто плакал. Дома в этом возрасте была очень самостоятельной девочкой. На улице пряталась за меня, когда взрослые обращались к ней. ВЗРОСЛЫЕ!!! НЕ ЛЕЗЬТЕ В ДУШУ ДЕТКАМ! Ведь и мы не всегда желаем с кем-то общаться. Мы на это не заостряли внимание и просили взрослых не трогать ее своими вопросами. На площадке в доме было много деток ее возраста, и мы ходили, друг другу в гости, вместе уходили гулять, оставляли ее в гостях у подруг хоть на 30мин. В сад пошли с первого дня на целый день. Без слез и капризов. Я объяснила ей, что мама идет зарабатывать денежку и в конце дня купит игрушку, какую она пожелает и заберет ее. Стишки мы учили, но рассказывали только дома. В группу приходила и, не здороваясь, а тихонечко садилась на коврик и игралась. Года в пять она уже прощалась с воспитателями. И вот в пять лет первый раз рассказала стишок на утреннике. Консультировалась я у профессора психологии, он порекомендовал чаще бывать на общественных мероприятиях, гостях, если ребенок пожелает, то отдать в театральный кружок. Когда в группе детки бегут, чтобы быстрее разобрать музыкальные инструменты или сесть на стульчики, то моя как всегда последняя. Поинтересовалась у нее почему, а в ответ, зачем торопиться, это не культурно. У нее появились подруги, которые не давят на нее, где решения они принимают сообща. Еще в саду набралось много «застенчивых» деток, и психолог занимается с ними в игровой форме. Очень хорошо устраивать дома театр марионеток, где они будут спрятаны за ширмочкой.
Ребенок с удовольствием общается со старшими детьми, ухаживает за 1-2 летними детками. Она не по возросту самостоятельная. В ДХЦ я предупреждала заранее преподавателей об особенностях моей дочурки и они всегда давали дополнительное время и возможность выслушать моего ребенка. Сегодня она сама выбирает кружки, какие будет посещать. Психолог сказала, что эта «застенчивость» передается по наследству. Поэтому, проанализировав свою жизнь, поведение старшей, пытаюсь корректировать свои действия в отношении младшей. Я уверена в том, что все будет в порядке. Мысль - материальна, поэтому думаем правильно. Ребенок пришел в этот мир, чтобы научить нас правильно мыслить и поступать.