По поводу перепланировок.
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
30 мая 2006 года на заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов рассмотрен проект постановления Совета министров Республики Беларусь «Об утверждении положений о порядке переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории».
В настоящее время в республике отсутствует нормативный правовой акт, который бы комплексно и детально регулировал вопросы переустройства жилых помещений. Действующие нормативные положения в части переустройства и перепланировки жилых помещений (статьи 64 и 118 Жилищного кодекса Республики Беларусь) содержат в основном лишь цель выполнения таких работ («повышение благоустройства жилого помещения»), требование о необходимости согласия нанимателя и проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и разрешения наймодателя (для государственного жилищного фонда) или согласования (разрешения, если перепланировка и переустройство осуществляется в многоквартирном жилом доме) с местным исполнительным и распорядительным органом (для частного жилищного фонда), а также санкции к лицам, допустившим самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения.
Причем, как в действующем Жилищном кодексе, так и в Жилищном кодексе Белорусской ССР (действовал с 1 апреля 1984 года по 1 июля 1999 года), переоборудования и перепланировки допускаются только в целях повышения благоустройства жилого помещения, под которым традиционно и прежде всего понимается оснащение жилых домов соответствующими инженерно-техническими системами (централизованное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация и др.). Это, несомненно, было оправданно в прежние годы, и актуальность этой цели сохраняется и в настоящее время.
В 1980 году уровень обеспеченности жилищного фонда центральным отоплением составлял 88 процентов, горячим водоснабжением – 72,7 процента, ваннами (душами) – 85,6 процента, водоснабжением – 90,3 процента и канализацией – 89,8 процента. На 1 января 2005 года эти показатели составили соответственно 84,3 процента, 79,5, 83,3, 89,3 и 87,5 процента.
Кроме того, с развитием рынка жилья, проведением массовой приватизации жилищного фонда значительно увеличилось число граждан-собственников жилых помещений. Соответственно появилось и многообразие целей и поводов (кроме повышения уровня благоустройства жилья) для осуществления перепланировок квартир.
Проект постановления правительства подготовлен в целях установления единого порядка проведения переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории, обеспечения сохранности жилищного фонда, его эксплуатационной надежности и безопасности.
Для этого разработчиками документа предлагается утвердить Положение о порядке переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также Положение о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории.
В первом Положении предусмотрен запрет на производство работ, ведущих к снижению несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций здания, к снижению технической долговечности и сохранности отдельных помещений или дома, изменению внешнего архитектурного облика, а также с нарушением действующих строительных, ремонтных, противопожарных, санитарно-гигиенических требований и Закона Республики Беларусь ”Об охране историко-культурного наследия“ (”Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь”, 1992 г., № 30, ст. 504) в том числе:
работ, приводящих к снижению несущей способности конструкций (оснований фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, простенков, конструкций крыш и плоских кровель), а также гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;
работ, которые влекут за собой нарушение режима работы систем вентиляции, дымо- и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;
устройство жилых помещений без естественного освещения; установка перегородок, попадающих в оконные проемы;
установка в помещении дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет увеличение предельно допустимых расчетных инженерных нагрузок на одно помещение жилого дома.
Запрещается также выполнение переустройства и (или) перепланировки, если жилой дом находится в аварийном состоянии или грозит обвалом.
Замена оконных, балконных и дверных заполнений и другие работы на фасадах зданий, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, осуществляется по согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.
Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений в домах, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, производится по согласованию с собственником (наймодателем, органом управления жилым домом) материальной ценности, которым подписаны охранные обязательства. Переустройство и (или) перепланировка иных помещений, в том числе общего пользования в зданиях, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, производится на основании разрешения Министерства культуры Республики Беларусь, выдаваемого в установленном порядке собственнику (наймодателю, органу управления жилым домом) материальной ценности, которым подписаны охранные обязательства.
В проекте Положения дается перечень работ при переустройстве и (или) перепланировке помещения, для выполнения которых обязательно разрабатывается проектная документация:
наружное утепление стен, устройство проемов в несущих ограждающих конструкциях, ремонт несущих конструкций;
разборка, устройство новых перегородок;
строительство новых балконов и лоджий, устройство неотапливаемых помещений за счет остекления балконов и лоджий;
установка (демонтаж) стационарного инженерного оборудования; устройство и замена систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, электроснабжения, канализации, мусороудаления, газоудаления, вентиляции;
устройство гидро- и пароизоляции.
Вместе с тем предусматривается, что не требуется разрешение местного исполнительного и распорядительного органа (соответственно и государственной регистрации изменения недвижимого имущества в территориальной организации по государственной регистрации), а также разработка проектной документации и ее государственная экспертиза для проведения следующих ремонтно-строительных работ:
установка (замена) межкомнатных дверей в пределах существующего дверного проема;
установка усиленных входных дверей в помещение без изменения направления открывания в пределах существующего дверного проема;
устройство подвесных (натяжных) потолков;
устройство и демонтаж стационарных шкафов и антресолей;
установка вентиляционных приборов;
замена электротехнических изделий (розетки, выключатели, светильники) на изделия с аналогичными техническими характеристиками;
замена электрических плит и санитарно-технического оборудования;
отделочные работы на стенах, потолках, полах, окраска окон и балконных дверей с внутренней стороны жилого помещения, замена напольного покрытия на аналогичное.
В проекте документа приводится также перечень ремонтно-строительных работ, для выполнения которых не требуется разрешение местного исполнительного и распорядительного органа, а также разработка проектной документации и ее государственная экспертиза, но необходимо согласование специализированных организаций (органов). Так, для установки индивидуальных приборов учета воды необходимо согласование с организацией, обслуживающей жилой дом. При замене окон и балконных дверей требуется согласование с местным территориальным органом архитектуры, а также приемка этих работ. Установка усиленных входных дверей на группу квартир, поэтажные тамбуры (коридоры) в многоквартирных домах секционного типа возможна при согласовании с организацией, обслуживающей жилой дом, и согласии нанимателей (собственников) этих помещений. Замена газовых плит, установка индивидуального прибора учета газа может быть осуществлена только после согласования с обслуживающей организацией газового хозяйства.
В проекте Положения предлагается и порядок получения разрешения на переустройство и перепланировку жилых помещений. Для проведения таких работ инициатор должен обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением. К заявлению о разрешении переустройства и (или) перепланировки бланк, которого выдается в местном исполнительном и распорядительном органе, прилагаются следующие документы:
письменное разрешение наймодателя (за исключением случаев, когда наймодателем является местный исполнительный и распорядительный орган) на переустройство и (или) перепланировку помещения в домах государственного жилищного фонда;
письменное разрешение органов управления организаций граждан-застройщиков на переустройство и (или) перепланировку помещения в жилых домах этих организаций;
письменное согласие совершеннолетних членов семьи инициатора, проживающих с ним в помещении, на переустройство и (или) перепланировку помещения. Подлинность подписей на заявлении отсутствующих граждан должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством;
копии документов, удостоверяющих права собственности на переустраеваемое и (или) перепланируемое помещение, если инициатором является собственник помещения;
копия технического паспорта;
перечень (описание) работ или план-схему переустройства и (или) перепланировки, составленный инициатором.
Заявление подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня представления указанных документов в местный исполнительный и распорядительный орган.
При рассмотрении заявления инициатор в согласованное с ним время обязан предоставить доступ в помещение представителям жилищно-эксплуатационной организации, местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра составляется акт технического осмотра.
На основании представленных инициатором документов и акта технического осмотра местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о разрешении на переустройство и (или) перепланировку помещения (далее – решение) или направляет инициатору мотивированный отказ.
Для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующей обязательной разработки проектной документации, инициатор заключает договор на разработку проекта с проектной организацией либо проектировщиком, имеющим соответствующую лицензию. Проектная организация либо проектировщик разрабатывает и согласовывает проект, а также, при необходимости, обеспечивает проведение его государственной вневедомственной экспертизы в порядке, установленном техническими нормативными правовыми актами.