Понятие о времени, временах года, днях недели

maria-13

New member
Дочке 4 годика. Понимаю, что понятия о времени у неё очень смутные, не всегда отличает завтра от вчера, про утро говорит что это было вчера или про что-то что было давно может сказать было ночью. Про минуты и часы тоже не ориентируется. Ей что пять минут, что два часа. В общем по-моему каша.
Как правильно и доступно учить понятиям об отрезках времени? Какие есть пособия, книги или ссылки на интернет статьи? Я сама визуалист, но почему-то мне кажется, что все дети больше воспринимают именно визуально информацию, поэтому то, что объясняю ей на словах, плохо запоминается. Хочеться именно визульной информации, календарь может какой сделать? Или продаётся может что-нибудь такое?

Ведь наверняка многие сталкивались с таким. Посоветуйте.
Идеи крутяться. Но как уложить всё: и секунда-минута-час, и часы-день-ночь-сутки, и сутки-неделя-месяц-год и времена года...
 

Вишенка

волшебница
Были у логопеда, и она сказала, что в 3 года ребенок должен знать поры года, в 4 - месяцы, а в 5 - в каком году он родился. Мне показалось, что как-то слишком много они хотят от ребенка...

Но вообще послушаю, вдруг кто-нибудь что-нибудь толковое посоветует :) Зиму от лета мы отличаем, а вот о месяцах пока ну очень смутное представление. Дочке тоже почти 4.
 

Lucia

Active member
Андрюха более-менее знает месяцы (не все), дни недели
поры года уже достаточно давно знает
 

maria-13

New member
Она месяцы даже не знает, поры года вроде даже в последовательности знает, и различает их.
И день рождения может иногда сказать, заучено правда...
Хотя в остальном развитый ребёнок, разговаривает хорошо, и вопрос не в том, кто что и в каком возрасте, а что я хочу сейчас научить этому или хотя бы заложить основы. И вот вопрос как? Какие есть пособия? Или кто как учил? Чтоб не разрознено - месяцы, часы, времена года, а всё как-то в одной системе.
 

Виталена

New member
maria-13, есть папки такие тематические, покупала в свое время в "Маленьком умнике", бывают и на книжных ярмарках, и др.магазинах понемногу. Называлась что-то вроде"Время и времена". Там были и часы-циферблаты, и схемки игровые, - год - это был круг, разделен на 4 части-сезона,свои картинки в каждом секторе. Сектор делился на 3месяца, движемся по часовой стрелке - вот и переходим из месяца в месяц, из сезона в сезон. Плюс большие карты по сезонам - и на них отдельные картинки, на которых пейзаж и занятия разные меняются последовательно от весны к зиме, что-то там надо было докладывать маленькими карточками, не помню уже. Еще был календарь магнитный, большая такая картонка на холодильник, и окошечки вырезанные - день (число и название)-месяц-год, погода, ветер, ближайшие праздники и т.д. - если терпеливо ежедневно переставлять заставки - абсолютно наглядно. Все заставки крепили рядышком - дни недели, названия месяцев по порядку- и меняли с комментариями.
Со временем разобрались по часам в прихожей - ждали минутку, две, пять, засекали, сколько идет мультик, уходили гулять на час или два - понял быстро, дольше разбирались с переходом в следующий час (ну почему 60минут??? 100- другое дело, лееегче). Но это годам к шести будет, в 4 вряд ли хватит навыков счетных.
Чтобы была система - просто рассказали о времени, прошлое-настоящее-будущее, часы из минуток, 24 часа - сутки, 7дней складываются в неделю(ты ходишь в сад с понед.по пятницу, сб и вс выходной), недели - в месяцы(наглядно на календаре ), 12мес. -это год. Что-то понятно было сразу, просто ввелись определения, что-то оказалось "зоной ближайшего развития "- сначала путался, потом как-то незаметно разобрался самостоятельно.
Ну и сад подмог, тоже вроде разбирались типа утром завтрак. днем обед, вечером ужин, распорядок дня , занятия по сезонам и т.п.
 

maria-13

New member
Виталена, спасибки, буду искать. Знала, что все пути приведут или на книжную ярмарку или в детский магазин:)) Очень, наверное, дельные пособия у вас, всё так подробно, а не остались ли они, чтоб издательство узнать? И календарь магнитный - хорошая идея.

Ещё хотелось бы узнать, может кто-нибудь руками делал что-нибудь подобное? И фото хотелось бы, конечно, для наглядности)))
 

Аник

New member
вот несколько статей из инета (ссылок, к сожалению, не сохраняла)

У времени в плену
Коршунова Мария
журнал "Няня", 1999 год № 10
http://www.nanya.ru/podpiska

Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону. Но когда я по забывчивости говорю ему: "Пора убирать игрушки, через десять минут обед!", то застаю в комнате еще больший беспорядок. Для Мити пока остается загадкой, почему десять минут так быстро кончились.

В основе подобных недоразумений - различное ощущение времени у взрослых и детей. Для ребенка пяти-шести лет десять минут - это почти вечность, а разница между будущей неделей и будущим месяцем вообще недоступна... Малыши поглощены своими занятиями так, что любые мамины призывы поторопиться ничего для них не значат...
Дошкольники постоянно слышат от взрослых про минуты, часы и дни. Но все наши слова про то, что "через пять минут мы должны уйти" или "бабушка приедет на той неделе", звучат для них почти так же абстрактно, как для нас - предсказания о конце света.
Родители часто не догадываются, насколько мало дети знают о времени. Если взрослые порой любят процитировать модную книжку или щегольнуть жаргонным словечком, то и ребенок не откажет себе в удовольствии казаться постарше. Двухлетка, уходя гулять с дедом, обещает маме: "Вернемся в пятницу!". Четырехлетний малыш обожает узнавать который час по телефону и важно констатировать: точное время... тридцать одна секунда. Но и когда шестилетний малыш, взглянув на цифровые часы, называет время - это еще не значит, что он понимает, о чем говорит. Просто он уже знает цифры - не более того.
"Я сам, понимаете, сам умею часы узнавать по часам"
Иногда очень трудно бывает объяснить ребенку даже простые понятия, связанные со временем. Прощаясь утром с мамой, трехлетний мальчик просит:
- Завтра, когда я встану, приходи за мной пораньше.
- Вечером, после того как ты поспишь, - отвечает мама, - будет еще не завтра, а сегодня.
- А сейчас почему не сегодня?
Знакомство со временем для детей начинается с понятий намного более простых: "сейчас" и "потом", затем появляются "вчера" и "завтра". Прошлое можно вспомнить, а в будущем осуществляются всевозможные желания - от мороженого, которое обещали после обеда, до поездки в деревню следующим летом. "Вчера" и "завтра" так похожи, что дети часто их путают.
В детсадовском возрасте большинство малышей знают, сколько им лет и сколько исполнится в следующий день рождения. Но немногие из дошкольников могут сказать, какой сегодня день недели, или определить время по часам со стрелками. Более того, для некоторых детей время дома и в саду разное, а на даче вообще всегда лето...
Школа многое меняет в восприятии времени детьми: время теряет событийный характер. Спросите ребенка: "Когда ты встал?" Дошкольник ответит: "Когда бабушка еще спала, а папа пил кофе". Первоклассник, скорее всего, скажет: "В семь часов". Такое различие связано прежде всего не с возрастом, а со школьным расписанием, которое составлено по часам, минутам и дням недели.
Будильник для медвежонка
Важный шаг к ощущению времени для ребенка - осознание того, что ежедневные процедуры, в которых он участвует - вроде купания или прогулки, - имеют свою очередность. Многие, наверно, помнят мультик про медвежонка, у которого на циферблате будильника было всего две отметки: "сон" и "еда". Для детей таких часов, правда, еще не выпускают. А вот "расписание занятий" сделать гораздо проще. Для этого нужно найти и вырезать из журналов картинки, на которых дети умываются, играют, обедают и т.п. (Это могут быть и подходящие фотографии самого ребенка.) Прежде чем наклеивать картинки в ряд, пусть малыш разложит их в правильной последовательности.
Кроме того, некоторые из детских занятий хороши тем, что длятся строго определенное время. Скажем, чистка зубов занимает около трех минут, вечерняя сказка - минут десять, а "Улица Сезам" - полчаса. Так что, если ребенок спрашивает вас, сколько осталось до обеда, вы легко сможете дать ответ в знакомых ему единицах времени.
Если ребенок ждет не дождется какого-нибудь важного события (именин, например, или отъезда на дачу), чтобы не отвечать по нескольку раз в день на его вопросы, дайте ему возможность считать дни самостоятельно. Можно пометить важную дату в настенном календаре и позволить ребенку вычеркивать или заклеивать прошедшие дни. А можно нарезать лист бумаги в бахрому с нужным числом бумажных ленточек, которые надо ежедневно отрывать. Чтобы было заметно, где кончается одна неделя и начинается другая, хорошо раскрасить эту бахрому в семь цветов радуги, сделав, к примеру, воскресенья - красными, понедельники - оранжевыми и т.д.
Для детей важно понимание того, что время циклично по своей природе. Это его свойство довольно хорошо отражают обычные часы со стрелками. Осваивая с ребенком времена года, месяцы или дни недели, хорошо бы и их изображать в виде замкнутого круга.
Дети запоминают времена года раньше, чем месяцы. Так что, если нужно объяснить ребенку, когда произойдет то или иное отдаленное событие, опирайтесь на время года, а еще лучше свяжите это событие во времени с другими. Например, что пять ему исполнится летом, после того как созреет малина, или что братик должен родиться где-то между осенними и зимними каникулами.
Быстрее, еще быстрее!
Родители часто спрашивают: как же научить детей все успевать и контролировать свое время? Заранее можно предупредить, что больших успехов от дошкольников еще никто не добился: им требуется большое напряжение воли, чтобы делать что-либо в темпе. Иначе говоря, торопиться им несвойственно. А чтобы ребенок все-таки не растягивал на часы переодевание или уборку игрушек, есть несколько хитростей.
Попробуйте, например, включить любимую песенку и предложите малышу справиться со своим делом до ее окончания. Музыка делает ход времени реальным, промежутки - обозримыми, что для младших дошкольников существенно упрощает дело. Дети постарше могут уже тягаться с молчаливым соперником - таймером или песочными часами. Желательно не задавать ребенку разные промежутки времени с помощью таймера, а ставить его, к примеру, всегда только на пять минут. Так малышу будет легче рассчитать свои силы.
А если спортивный интерес не для вашего ребенка, тогда старайтесь использовать те стимулы, которые заложены в природе вещей. Время, например, имеет то свойство, что на его все сразу никогда не хватает: больше потратил на одно - меньше останется на другое. Следует спланировать режим так, например, чтобы уборка игрушек и переодевание были как раз перед началом вечерней детской передачи или чтением книжки, перед сном.
Утренние сборы в детский сад часто становятся сущим наказанием для родителей. Ребенок всеми силами старается оттянуть момент ухода, и в конце концов мама привыкает, что по утрам она должна делать все за него. В чем причина этой утренней медлительности? В специфическом здравомыслии ребенка. Он еще понимает, как можно спешить ради какого-то приятного дела, но садик - для многих детей сомнительное удовольствие. Так что в промежутке между домом и садом лучше предусмотреть минут 10 каких-то приятных занятий - скажем, игры в мяч на улице или рисования мелками. А кому-то больше понравится читать сказки перед уходом. В любом случае стоит попробовать: уверяю вас, это изменит тональность утренней суеты.
Есть случаи, когда нельзя торопиться в обычном смысле слова - например, во время еды и чистки зубов. Но если ребенок то и дело впадает в задумчивость со щеткой или ложкой во рту или, наоборот, начинает болтать и размахивать руками - это серьезное испытание для маминых нервов. Для таких случаев есть, похоже, только один выход: устроиться визави и заниматься тем же, чем и ребенок, пристально глядя ему в глаза. Во-первых, добросовестность взрослого (и само его присутствие) обычно стимулирует ребенка, а во-вторых, когда ребенок на виду, легко пресечь любые его маневры.
Отношение взрослых к времени тоже не идеально.
Мы слишком часто жалуемся на нехватку времени, то и дело куда-то опаздываем. Тем важнее избежать стресса во всех ситуациях, когда дело с временем имеет ребенок. Время не должно становиться врагом для малыша оттого, что оно тянется слишком долго или, наоборот, его слишком мало.
Если дошкольник соревнуется с временем, важно устроить все так, чтобы из этого соревнования он вышел победителем. Например, когда малыш считает дни до праздника, нужно обратить его внимание на то, что он успел сделать и увидеть в каждый из этих дней. По-другому относишься к дням и часам, чем они заняты.
И если ребенок не боится времени - значит, он научится его беречь!

Малыш и время: семь дней, двенадцать месяцев и сто лет ...

журнал "Няня", 2002 год № 2
http://www.nanya.ru/podpiska

Мелодия будильника.

Удивительно, но я хорошо это помню. Удивительно потому, что мне было тогда года три. Мама предложила мне: «Давай поиграем». Что само по себе было уже знаменательным событием, ведь у нее — работающей — всегда не хватало времени и сил, и играли со мной в основном дедушка с бабушкой. Иногда — папа. Конечно, я с радостью согласилась. Тогда мама взяла лист бумаги, карандаш и начала на нем что-то рисовать. Круг, циферки, стрелочки: «Ну, что это?» «Часы!» — радостно закричала я, думая, что это и есть игра. «Правильно, — сказала мама. — А ты умеешь определять по ним время?» Нет, такого я не умела. И на хитрый механизм обращала внимание лишь тогда, когда мне, допустим, говорили: «Папа придет в восемь. Когда маленькая толстая стрелочка будет здесь, а длинная и тонкая — тут». Тогда я начинала неотрывно следить за упрямыми медлительными стрелками. Вначале, конечно, я пыталась их перехитрить и слегка «подгоняла» бег времени, переводя то часовую стрелочку, то минутную, а то и обе сразу. Но, поняв бесплодность своих ухищрений, научилась безропотно ждать назначенного часа. Хотя безропотно — это, пожалуй, громко сказано. Естественно, как и большинство детей, я ныла и канючила: «Да-а, а чего оно так медленно тянется?! Ну-у, это нечестно: стрелки совсем не двигаются!»
Прошлое, настоящее, будущее
Начинать знакомить ребенка с понятиями времени можно, когда тому исполнится 2-2,5 года. Это, конечно, не означает, что малыш в таком возрасте должен уметь свободно определять, который час. Пока достаточно просто научить его ориентироваться в таких понятиях, как «сейчас», «потом» и «раньше». Для этого не нужно никаких особых приспособлений или научных методов. Просто не уставайте повторять вашей крохе: «Что мы сейчас делаем? Мы с тобой собираемся на прогулку. А что будет потом? Потом мы вернемся домой, приготовим еду и пообедаем. А что мы делали раньше, до того как начали собираться на прогулку? Мы играли в кубики». Комментируйте все действия — свои, малыша, остальных членов семьи, обязательно подчеркивая, к какому времени они относятся.
Кроме устных примеров, можно использовать наглядные картинки, показывающие какой-нибудь процесс. Например, рост репки. Сперва дед ее посадил, потом она стала расти, потом выросла большая-пребольшая, а уже потом ее стали вытаскивать. Или посадили люди зерна, затем из них выросли колосья, потом их скосили, перемололи на муку, а из этой муки бабка сделала тесто, а из теста испекла колобок, а уж затем колобок от нее убежал. Замечательным пособием могут стать и фотографии самого малыша и его родителей. «Когда ты только родился, ты был вот таким. Видишь, какой крохотный? Потом ты немного подрос и стал вот таким — здесь тебе уже полгода, ты умеешь сидеть. Потом ты научился ползать. Потом — стоять. Вот это — твой первый день рождения. А вот это — второй. Видишь, как ты вырос. А сейчас ты уже вот какой. А потом еще немного подрастешь и станешь таким. А потом пойдешь в школу и будешь вот так сидеть за партой. А еще позже станешь вон каким. А уже потом — совсем взрослым, как твой папа сейчас».
Важно, чтобы не только вы рассказывали маленькому человечку, но и он вам. Просите его пересказывать услышанные сказки, увиденные мультфильмы, описывать прожитый день, следя за тем, чтобы он не путал порядок действий: «Значит, сперва Чебурашка встретился с Геной? А что он делал до этого? Понятно. А когда появилась старуха Шапокляк?»

День, ночь — сутки прочь
После этого приходит черед изучить, что такое утро, день, вечер, ночь. Эти понятия легко закрепить в игре. «Давай поиграем, как будто сейчас утро. Что ты делаешь утром? Правильно, просыпаешься и идешь умываться. А что мы делаем днем? Гуляем. А еще? Играем. Обедаем. Вот так. Молодец! А что бывает вечером? Приходит папа, правильно. И что мы делаем все вместе?.. Конечно, ужинаем! А ночью? Ночью мы все спим, вот так: баю-бай». Точно так же можно играть и с любимыми игрушками крохи, укладывая спать плюшевого мишку, потому что как будто настала ночь, и водить кукол друг к другу в гости, так как сейчас понарошку день.
А еще можно нарисовать четыре картинки, на которых будет изображено разное время суток. Или сфотографировать один и тот же вид из окна — утром, днем, вечером и, если получится, ночью. Дайте эти картинки и фотографии ребенку и попросите рассказать, какое время где изображено и почему. Когда он справится с этим заданием, предложите ему разложить картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.
Когда этот этап будет пройден, настанет время переходить к освоению понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Точно так же, как и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», ваш малыш выучит и названия времен года. Помимо собственных рисунков, для наглядности ему можно предложить и фотографии из любого календаря с видами природы.
Если крохе еще трудно понимать и запоминать ваши объяснения — ничего страшного. Не торопите его, не раздражайтесь.
Человечку, знающему все времена суток, пора объяснить, что же такое сутки и почему в разговоре мы иногда называем их просто «день». Вслед за этим самое время запомнить, сколько дней в неделе, как они называются и в каком порядке идут друг за другом. А знатоку времен года уже можно предложить выучить названия месяцев — тут вам, конечно, снова пригодится календарь. И — сказка «Двенадцать месяцев», позволяющая сделать это обучение интересным и увлекательным.
Конечно, подобное возможно, только если ваш ребенок уже знает цифры и умеет считать. А значит, готов учиться определять время по часам. Для этого вам понадобятся специальные учебные часы. Главное, чтобы они были достаточно большими и привлекательными, а также — чтобы на них непременно присутствовали свободно двигающиеся стрелки, цифры и деления.
Далее объясняйте в следующем порядке: как двигаются стрелки, какая стрелка часовая, а какая — минутная, какая из них длиннее, а какая — короче, какая показывает часы, какая — минуты, как располагаются стрелки, указывая точное время (ровно час, два, три), как располагаются стрелки, указывая половину того или иного часа (полпервого, полвторого).
После расскажите: что в сутках двадцать четыре часа, что бывает так называемое дневное время и ночное (вечернее), что тринадцать часов и час дня — одно и то же, но в разговоре обычно говорят «час дня»;
Потренируйтесь с ребенком по-разному называть два, семь, десять вечера, семнадцать часов, двадцать три часа, ноль часов, восемнадцать часов тридцать минут и т. д.
Объясните, что: в каждом часе шестьдесят минут, что деления на циферблате обозначают минуты, что от одного деления до другого — пять минут (если на ваших часах нет еще меньших делений, по одному на каждую минуту);
Поставьте стрелки в различные положения, уча малыша определять, что такое «два часа пять минут», «семь часов пятнадцать минут», «один час десять минут».
Расскажите, что полчаса и тридцать ми-нут — это одно и то же, если минутная стрелка не дошла до цифры шесть, то есть до получасовой отметки, говорят: столько-то минут такого-то (пять минут шестого, двадцать пять минут третьего). Это то же самое, что и столько-то часов столько-то минут (пять часов пять минут, два часа двадцать пять минут), если минутная стрелка перешла цифру шесть (получасовую отметку), принято говорить: без стольких-то минут столько-то (без десяти минут семь — шесть часов пятьдесят минут, без пятнадцати час — двенадцать часов сорок пять минут), пятнадцать минут часто называют четвертью, потому что это ровно одна четвертая часть часа (60:15=4). Можно говорить три часа пятнадцать минут, или пятнадцать минут четвертого, или четверть четвертого. То же самое по поводу без пятнадцати и без четверти.

Делу — время, потехе — час
Для закрепления полученных знаний предложите ребенку различные задания: ставить на часах указанное вами время, определять, который час показывают поставленные вами стрелки, самому выставлять время по своему заданию и называть его вам. Отличным способом для усвоения новой информации будет составленное с вашей помощью расписание. Возьмите достаточно большой кусок картона и вместе с малышом напишите на нем в столбик примерное время, когда он встает, умывается, завтракает, идет гулять, смотрит телевизор — и так далее. Если малыш еще не умеет читать, рядом с цифрами нарисуйте смешные картинки: человечек стоит на кровати — подъем, человечек идет через дорогу — прогулка, человечек и тарелка, человечек под душем, человечек лежит на кровати. Точно так же можно сделать картонный круг или цветик-семицветик с днями недели и движущуюся стрелочку, которая будет показывать, какой сегодня день. Разместите все эти приспособления в комнате ребенка на самом видном месте и старайтесь время от времени напоминать ему о них: «А какой сегодня день недели? А какой был вчера? А что будет через два дня? А что у нас сейчас по расписанию? А потом?» Кроме того, не забудьте рядом с цветиком-семицветиком и расписанием повесить симпатичный перекидной календарь, дающий юному исследователю возможность повторять названия месяцев. И конечно же человечек, покоривший время, вполне заслужил право на собственные часы: или наручные, или настольные, или настенные. Пусть выбирает ребенок.

Лена Данилова


Объясните ребенку, что месяц – это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что можно отсчитать расстояние в месяц, начав с любого дня (с начала не стоит уточнять, что месяц бывает чуть длиннее – на два-три дня).

Познакомьте ребенка с календарем. Удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице (подробнее о календарях мы еще поговорим). Покажите, как на нем изображаются дни, недели и месяцы. Расскажите, что люди договорились промежутки времени размером в один месяц называть своими «именами», чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев.

Добавьте, что «год» - это отрезок времени длиной в 12 месяцев, и можно отсчитывать расстояние в один год с любого момента. Приведите пример с днем рождения самого ребенка. От одного дня рождения до другого проходит ровно один год. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи.

Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил, в каком порядке месяцы сменяют друг друга, пойте их названия (на простой знакомый мотив). Можете еще добавить в «песенку» слова «зимние месяцы», «весенние месяцы» и так далее. Раскрасьте разными цветами месяцы по сезонам в календаре. Читающим детям предложите расставить в нужном порядке карточки с надписями – названиями месяцев или разложить карточки с названиями месяцев около карточек с названиями соответствующих сезонов.

Календари бывают разные – отрывные, где каждый лист это один день, перекидные, по одному дню или месяцу на каждой странице, календари–плакаты, где целый год на одном листе.

Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, и отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года – что больше месяц или неделя, месяц или год.
Начинать заниматься по календарю можно в любой момент года, но интереснее, все-таки с самого начала.

Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были как можно крупнее и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне фотографии или картинки. По возможности, вообще отрежьте картинку, чтобы она не мешала ребенку.

Не покупайте модные пластиковые календари, где изображены отдельно цифры от 1 до 31, отдельно надписи, а точнее сокращения на английском языке, изображающие дни недели и месяцы. К таким календарям прилагаются пластиковые колечки, которые надо переставлять каждый день и месяц. Это выглядит заманчиво, так как сильно похоже на игру, но на таком календаре ребенок не увидит целый год, не сможет сам находить названия. Этот тип календаря больше подходит школьникам.

Если вам не удалось найти хорошего календаря с крупными цифрами, купите календарь-книжку, где на каждом развороте – большая картинка сверху и один месяц снизу. Цифры в таком календаре обычно крупные, каждая расположена в отдельном квадратике, в котором довольно много свободного места (оно может вам пригодиться). Разделите такую книжку на листы и склейте их, как на карманном календарике – в четыре ряда по три месяца в каждом.

Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.

Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка, или на кухне, или в коридоре. Коротко расскажите, что это такое, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же. Здесь будет нелишним прочитать или рассказать ребенку историю календаря. Детям старше пяти лет можно показать в энциклопедии картинки, иллюстрирующие смену дня и ночи и смену времен года.

Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы – дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели – в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.

Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какого месяца. Можете дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.

Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени» (вторник, суббота…) имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д Ну, а день, который наступит, пока называется «завтра». Через некоторое время расскажете, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был позавчера или наступит завтра.

В конце дня зачеркните или обведите цифру или закрасьте клетку, обозначающую прошедший день. Так делайте всю неделю (начинать лучше, все-таки, с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание ребенка, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

Если вы пользуетесь календарем с клеточками (о котором говорилось выше), можете рисовать в них простые пиктограммы, иллюстрирующие прошедшие за день события – зверушку после посещения зоопарка, скрипку после концерта, тарелку с пирожками после визита к бабушке и так далее. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи (можно наклеить рядом крошечные фотографии).

Или наоборот, планируйте предстоящие события таким же способом. Особенно удобно это, если вы с ребенком регулярно посещаете кружки или секции. Ребенок научится ждать предстоящие события, готовиться к ним. Поймет, что такое еженедельные события - будет обращать внимание, что неделя, это не только срок от понедельника до понедельника, но и отрезок времени размером в семь дней.

Когда пройдет четыре недели с того момента, как вы начали вычеркивать дни, скажите малышу, что месяц скоро заканчивается. Добавьте, что месяц это четыре недели с небольшим «хвостиком» (это хорошо видно на календаре). «Хвостик» это составляет два или три дня, но бывает месяц в году совсем без «хвостика». Рассмотрите все месяцы и измеряйте «хвостики» (сосчитайте количество дней, добавленных к четырем неделям в каждом из месяцев).

Весь год на одном листе

Еще один плакат, помогающий ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.

Возьмите лист ватмана, простой карандаш и длинную линейку. Расположите лист по горизонтали. В верхней части листа напишите порядковый номер текущего года. Расчертите лист на тринадцать строк и тридцать два столбца. Самый левый столбец должен получится длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите названия месяцев. Если ребенок еще учится читать или только научился, пишите заглавными буквами.
В верхней строчке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.

В клетках нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники, наклейте маленькие фотографии родственников с клеточки, соответствующие их дням рождения.

Расскажите ребенку, что когда-то не было ни электронных, ни механических часов. Для измерения отрезков времени люди пользовались солнечными часами, песочными, водяными, другими незамысловатыми приборами. Потом человечество научилось делать часы, подобные современным. Сначала это были огромные – башенные часы. Потом часы становились меньше, появлялись новые технологии…

Но некоторые из нехитрых приспособлений прежних веков живы до сих пор. Например, песочные часы.

Купить простейшие песочные часы можно в аптеке. Они бывают на одну, три, пять минут.

Приобретите, например, часы на одну минуту и на пять или на одну и на три.

Расскажите, как именно пользоваться песочными часами. И, для начала предложите ребенку проверить, действительно ли весь песок из одной половинки часов в другую просыплется за одну минуту. Сядь напротив механических (кварцевых) часов с секундной стрелкой. Когда стрелка будет на цифре «12», переверните ваши минутные песочные часы. Пусть ребенок посидит спокойно всю минуту и понаблюдает за стрелкой и за песком: сколько будет песка вверху и внизу песочных часов, когда секундная стрелка на циферблате будет на отметке «3» или «6»…

Наблюдение за песочными часами помогает ребенку понять, что такое минута, что такое три, пять минут.

Понять и узнать, что можно успеть сделать за минуту.
Сможет ли ребенок одеться на прогулку за одну минуту? Летом? Зимой?
Заправить постель?
Сделать себе бутерброд?
Сложить «паззл» из 24 кусочков?

Сколько ребенок успеет ровно за одну минуту:
нарисовать палочек в тетради в клеточку,
угадать загадок,
придумать и написать слов из пяти букв,
присесть и встать,
подпрыгнуть на одном месте,
придумывайте подобные задания и игры в зависимости от возраста и возможностей ребенка, если детей двое можно устроить небольшое соревнование (чтобы младший не обижался, давайте задания разной сложности – по возрасту).

То же самое, но за три или за пять минут.

Предложите ребенку выяснить, закипит ли полный чайник за одну минуту, за три. Половина чайника?

Наберется ли полная ванна воды (используйте самый сильный напор) за три минуты? За пять? И так далее.

http://www.bibigosha.ru/library/view.aspx?id=2182&Page=1

Тайм-менеджмент для малышей


Многие взрослые пытаются организовать свою работу и жизнь с помощью приемов тайм-менеджмента. Но, возможно, некоторые навыки было бы проще привить в детстве? Нужно ли учить малыша составлять планы, рассчитывать время, определять приоритеты задач? Как это делать? И зачем?




“Планы ничто, планирование все”


Первые уроки планирования кроха получает еще в младенчестве, когда мама приговаривает: “Сейчас мы оденемся и пойдем гулять… Покушаем, а потом будем спать”. Стоит лишь немного развить эту тему, учесть возрастные особенности ребенка, добавить игровую составляющую – и использование планов станет естественным занятием дошкольника.


Начать лучше всего с обсуждения списка интересных дел. Ребенок хочет поиграть с водой, а нужно ложиться спать? Предложите ему занести игру в список на завтра, чтобы не забыть. С малышом, посещающим детский сад, можно в течение недели придумывать и записывать занятия на выходные.


Нарисуйте одно под другим все обычные дела, совершаемые ребенком за день. Обсудите картинки, и в течение дня сверяйтесь с планом. В дальнейшем можно дополнить стандартный режим особыми событиями текущего дня.


Ребенку 4-5 лет предложите составлять планы на неделю. Для начала выберите характерный признак каждого дня - в один день ребенок посещает танцы, в другой – его забирает из детского сада папа, в третий – он приходит домой пораньше. А о выходных дети и так не забудут. Если какой-то день оказался ничем не примечательным – придумайте, как сделать его запоминающимся – читайте в этот день определенную книжку или делайте что-то особенное. Когда ребенок освоится, расширьте список дел на каждый день.


Несомненную пользу и вам, и ребенку принесет план выполнения большого трудного дела. Например, составьте план, как вы будете наводить порядок в детской или план подготовки к приему гостей.


Приучайте ребенка следить за порядком действий. Можно сделать плакат с очередностью надеваемой на прогулку одежды. Или устно проговаривать, что делать дальше, пока малыш это не запомнит. Обязательно обсудите, какие действия допустимо менять местами, а какие нет: “Можно сначала надеть брюки, а потом колготки? Сначала лечь спать, а потом чистить зубы?”. Если ребенок смеется над такой путаницей, значит он понимает к чему приведет нарушение порядка.


Важно не только составлять планы, но и обсуждать их выполнение. Перед сном попросите ребенка вспомнить, что он делал днем. Особо беседуйте о невыполненных пунктах плана. Обращайте внимание малыша на дела, требующие выполнения в определенное время. Озадачьте его вопросом: “Если мы завтракали в обед, как назвать вечерний прием пищи?”


Сможет ли ребенок принимать активное участие в составлении и контроле выполнения планов, если он не умеет читать и писать? Сможет, нужно только подобрать понятную ему систему обозначений. Вариантов графического изображения планов множество: рисовать примитивные картинки или придуманные вместе с малышом пиктограммы, ставить штампы (самодельные или покупные), крепить магниты или специальные метки, вырезанные из магнитной бумаги. Так же можно заниматься планированием устно – это хорошая тренировка для памяти и образного мышления.


Необходимо не только учить ребенка составлять планы, но и подталкивать его к важным выводам. Предупредите, что запланированный поход в парк может расстроиться из-за плохой погоды, и предложите заранее придумать альтернативный план. Чаще спрашивайте, что может помешать исполнению задуманного и как тогда поступить. Обсудите, что иногда стоит отказаться от планов при изменении ситуации. Например, если в выходные ребенка пригласят на день рождения стоит отложить поход в музей.


Привыкнув составлять и обсуждать с ребенком планы, вы заметите, что он меньше сопротивляется очередному виду деятельности и сам бежит смотреть, что дальше по плану. Появится ощущение организованности жизни. Легче станет подготовить ребенка к неприятным моментам – походу к врачу, окончанию праздников.




Секреты времени


Невозможно за один раз объяснить малышу, что такое время. Эту информацию ребенок получает постепенно, накапливая с каждым днем, месяцем годом новые знания и совершая собственные открытия.


Составление планов – подходящий повод приступить к измерению времени: делить сутки на утро/день/вечер/ночь, неделю на дни. Хорошо, если в детской будет висеть помесячный календарь. Отмечайте в нем все важные мероприятия, зачеркивайте прошедшие даты.


Если ребенок с нетерпением ждет какого-нибудь события – дня рождения или Нового года, - смастерите упрощенный вариант календаря. Нарежьте, но не до конца, листок бумаги на вертикальные полоски. И на каждой напишите даты, оставшиеся до важного события. Пусть ребенок ежедневно отрывает очередную полоску и считает, сколько осталось дней.


Одновременно с днями и неделями знакомьте ребенка с секундами, минутами, часами. Очень просто объяснить, сколько длится секунда. Скажешь “И раз” – и секунда прошла. Правда, после этого вам не удастся отмахнуться от ребенка обычным “секундочку” – именно через секунду он и будет ждать обещанного внимания.


Предложите ребенку последить, как отмеряют минуту песочные часы. А потом попросите перевернуть часы, уйти в другую комнату и вернуться ровно через минуту. После нескольких попыток – поменяйтесь ролями – теперь вы покидайте комнату, а ребенок пусть наблюдает за часами.


Через некоторое время вы можете обсудить с ребенком, что можно сделать за минуту – теперь он примерно представляет, что это такое. Интересно поставить эксперимент. Пусть малыш скажет, сколько раз он успеет за минуту подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши, добежать до кухни и обратно, произнести определенное слово), а потом проверьте, насколько верна его оценка.


Эти игры можно проводить и с таймером, меняя промежутки времени. Хотя песочные часы для ребенка нагляднее. Определение времени по часам – полезный навык, но не стоит с ним торопиться. Лучше сосредоточится на выработке у крохи чувства времени и умении укладываться в заданный временной интервал. И тренироваться нужно на коротких промежутках в 1-10 минут.


Кроме единиц измерения – от секунд до лет, - очень важно, чтобы ребенок понял законы течения времени. Малыши не знают, что нельзя вернуться во вчера, растянуть день отказываясь спать или пропустить неприятную пятницу. Свойства непрерывности, необратимости времени нужно многократно обсуждать, приводя примеры и задавая вопросы.


Отдельная проблема – опоздания. Дети не верят, что поезд не будет их ждать, а спектакль закончится. Им вообще трудно принять, что что-то может произойти без них. Тут хорошо помогают игры в автобус (или другой транспорт), двигающийся по расписанию. Многократно отрабатывайте опоздания транспорта, пассажиров и, возможно, придет день, когда в ответ на тревожное “Мы опаздываем”, малыш действительно постарается собраться быстрее.


Кроме пунктуальности, можно закладывать основы и других эффективных отношений со временем. В моменты ожидания играйте с малышом – и он поймет, что всегда можно придумать себе занятие, не обязательно стоять и скучать. Научите искать способы, как сберечь время. Например, обсудите сказку о дровосеке, считавшем: “Я не могу точить топор — я должен рубить”. Находите в жизни ребенка способы экономии времени: использовать коробку, чтобы перенести сразу все игрушки или сменить за обедом чайную ложку на десертную.


Хорошо, если с малых лет ребенок поймет ценность времени. Обращайте внимание крохи на сбереженные минуты и возможность потратить их на интересное занятие: “Ты так быстро подготовился ко сну, что мы успеем поиграть в лото”. Награждайте малыша не только конфетами и игрушками, но и своим безраздельным вниманием. И конечно, сами старайтесь не тратить время без пользы или удовольствия.




Как победить большие и скучные дела


Проблемы взрослых нередко возникают не из-за плохих планов или неправильного учета времени. А из-за того, что не очень хочется делать намеченное. В детской жизни так же немало скучных дел – однообразных действий, которым ребенок давно научился, и трудных задач, которые он не очень хорошо освоил.


Игра в тайм-менеджмент поможет победить скуку и заодно привьет ребенку полезные навыки. Например, рассмотрим такое малоприятное дело, как уборка детской. Прежде всего, задачу нужно разбить на много маленьких подзадач: выкидывание мусора, сортировка деталей конструкторов, наведение чистоты под диваном. Поначалу это делает взрослый, но после нескольких уборок ребенок и сам сможет назвать основные этапы.


Затем нужно оценить, успеете ли вы убраться до обеда (прогулки, подготовки ко сну). С детьми 4-5 лет можно поговорить о приоритетах. Например, договоритесь, что книги и конструктор нужно обязательно убрать на место. А остальные игрушки, если не хватит времени, можно просто покидать в коробку.


Придумайте, чем можно отмечать завершение каждой из задач – мармеладкой, партией в крестики-нолики, чтением короткой книжки. И только после всех этих решений и договоренностей, можно приступать, наконец, к уборке.


Если ребенку все-таки трудно взяться за неприятное дело, используйте другие способы. Предложите убирать игрушки, совсем недолго, пока не зазвонит таймер. Или в свободную минуту делайте лишь чуть-чуть неприятного дела, сразу же вознаграждая чем-то усилия малыша. И обязательно расскажите, как вы мотивируете себя делать то, что не хочется.




Ответственность и мотивация


Как сделать, чтобы ребенок не только играл в тайм-менеджмент, но начал использовать эти примы на практике?


Прежде всего, малыш должен видеть, как родители планируют дела и следят за временем. Лучше проговаривать некоторые действия и мысли вслух. Но осторожно, вместе с полезными знаниями есть опасность передать крохе и субъективные представления, о том что “гладить – неинтересно, после обеда нужно отдохнуть, а ужаснее переезда ничего не бывает”.


Спрашивайте у ребенка совет, если ему по силам разобраться в ваших планах. Чаще просите напомнить вам что-то сделать. Обязательно отслеживайте результаты выполнения планов. Вместе с тем нужно помнить, что у детей свои приоритеты, свои представления о нужном и полезном. Поэтому, занимаясь общим делом, важно договариваться не только о выполняемых задачах, но и о конечных целях.


У ребенка должно быть свободное время, иначе он не научится им управлять. Соблюдая строгий режим, нагружая малыша детским садом, кружками, секциями, культпоходами вы можете выработать дисциплину, но не самодисциплину. Перед тем, как что-то поручить ребенку, куда-то его повести, спросите, чем он хочет заняться, какие у него планы.



Составление планов на день или неделю, учет времени и методы преодоления трудных дел сами по себе могут быть нагрузкой, если стараться их вести и соблюдать непрерывно. Причем в итоге эффект может получиться обратным. Поэтому планы составляйте время от времени. Например, начался год, ребенок пошел на новые кружки – хорошо составить план на неделю, чтобы ему было легче адаптироваться. Ваша задача – только познакомить ребенка с различными приемами. Желательно, чтобы дальнейшее их применение держалось на инициативе малыша. Эффективность методов сохранится лишь до тех пор, пока все занятия будут просто игрой, способом интересно и увлекательно провести время вместе с ребенком.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10h.shtml

Формирование у ребенка представлений о времени

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!

Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь?

Слова минута, час для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

Но, так или иначе, время все-таки существует для ребенка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий начало или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные нам часы и минуты станут для него осознаваемой меркой жизни.

Первый вид таких упражнений связан с ограничениями в продолжительности действий.

Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они совершенно замечательными свойствами. Время в них перестает быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. Видно, как оно наглядно, зримо течет по стеклянным трубочкам и как иссякает.

Я (совершенно серьезно) полагаю, что без колдовства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым - превратилось в песок. Может, память о том, что у реки времени есть дно? Вообще-то невидимое время - могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время-песок, заключенное в колбочку, послушно даже ребенку. Оно начинает двигаться только тогда, когда этого захочет человек.

Вы вправе со мной не согласиться. Тогда придумайте (вычитайте, сформулируйте) более устраивающее вас объяснение о происхождении песочных часов. Важно, чтобы не было расхождений в практических действиях.
А они могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол и говорите: "Попробуем съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза. Начали!.. Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?"

Чтобы не тревожить тень гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, можно поставить одним из условий, что кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок!

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете все время сравнивать, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось вам и ребенку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше - большую, величиной в ватманский лист) и заполнять ее условными значками.

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это - всем игрушкам игрушка! С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений - период именованного времени.

Во-первых, путем наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за сколько времени вода перельется из бутылки в кастрюльку. Вот вам и водяные часы собственной конструкции.

Ну а дальше можно мерить все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т. д. и т. п.

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И когда она отсчитает так все деления, большие часы покажут: миновал час!

Теперь можно пересчитывать деления, считать пятерками, учиться определять, который час. Время в ваших руках!

За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение к Новому году отрывного календаря! Каждый вечер вы вместе с ребенком будете торжественно произносить:

Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!"

Оказывается, время умеет не только течь, и бежать, но и летать! Это очень нравится ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребенка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами - как еще одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Третий вид упражнений связан с умением чувствовать время. Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение.

Во "временные игры" можно играть и на детских праздниках.

Вот игра "Заколдованный путник".

Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.

С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

А вот еще несколько полезных упражнений:

Когда это бывает?

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

Время года

Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

Зима или осень?

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.

Всего одна минута!

Предложите малышу представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час).

Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире.

После путешествий

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.

Ростомер

Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?

Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить!

Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?

Источник: статья подготовлена по материал книги М.С. Аромштам "Дом, в котором живет малыш" и книги Г.Е. Акимовой "Расту, играю, развиваюсь!".

я думаю, для начала, этого должно хватить :)
Ну, а игры... да, они продаются. в больших количествах, самые разные: от очень простых и дешовых (в папках и т.п.) - до красочных и навороченных. Вопрос в том, чтобы выбрать игру, подходящую для ребенка

например.
Если для ребенка важно действие, то берите бумажную куклу с разными одеждами по сезонам - и одевайте ее зимой, весной и т.п.
а можете достать вещи ребенка - и раскладывать их, надевать, прятать и т.п.
есть такие готовые игры - одежда на магнитах или липучках
так же есть раскладывание овощей, фруктов и т.п.

если ребенок должен смотреть (и тогда ему понятно и интересно) - тогда берите печатные игры. рассматривайте картинки и т.п.

если для ребенка важно услышать - сказать - рассказывайте стихи, сказки и т.п. Постоянно проговаривайте вслух нужную информацию

в общем, ничего сложного, если задуматься и приложить немного усилий и терпения
удачи
 

maria-13

New member
Аник, СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!!! столько полезной информации! сразу даже всё не могу прочитать, распечатаю и буду изучать)
 

Аник

New member
на самом деле - надо только задаться целью найти информацию. а дальше - только успевай читать и использовать :)
просто я себе все когда-то найденное в папочки складываю - потом легко найти
 

Anga

New member
Может, кому-то понадобится:

Стихи про дни недели
***
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все береться смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побытрей закончить закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
***
Куда девался понедельник
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
-Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе
Привет.
***
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
***
Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачёв

ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.

Емеля
Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели!
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне: Бездельник!
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На чердак я влез, и дворник
гнал метлой меня во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
и застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ - вот потеха -
На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,
на мосту лежал, скучал,
Да с моста свалился в реку -
Не везет же человеку!

Вот еще дни недели:

Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник
Муравьишке этим днем
он помог построить дом

А во вторник дождик лил
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
и сыграли в домино

В среду Мишка к рыжей белке
Заглянул на посиделки
Вместе книжку почитали
и орехи пощелкали

А в четверг проснулся мишка
и к бобру пошел на стрижку
сделал модную прическу
и купил себе расческу

В пятницу с прической новой
мишка в бор пошел сосновый
вместе с зайцем был он рад
там собрать ведро маслят

А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
повстречался с лягушонком
угостил его масленком

в день последний - воскресенье
мишка наварил варенья
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели
семь веселых дней недели
мишка все успел
всем друзьям помочь сумел

Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда...
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
пятый пятница теперь.
Вся закончена работа,
День шестой у нас суббота.
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье, - отдыхаем!
***
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал
В среду с медом пек калач,
а в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл, а в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.
 

maria-13

New member
Вот, я тоже кое-что нашла:

СЕКУНДА, МИНУТА, ЧАС

Вы можете читать ребенку эти стихи, объясняя наглядно на часах, как стрелки показывают время. В данном случае идеально подойдут часы с секундной стрелкой.

На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.

Посмотри - ка на часы -
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.

Секунду - тоненькая,
Минуту - длинненькая,
А коротенькая - час:
Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли -
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

СУТКИ

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, -
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, -
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, -
Убежали сутки прочь.

"С УТРА ДО НОЧИ"

Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.

Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.

Начал вечер наступать,
Сам решай во что играть.

Ночь придет - ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.

ДНИ НЕДЕЛИ

Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда...
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.

День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, - отдыхаем!
 

Koza

Active member
мой тоже знает поры года и утро-день-вечер, и соотв-но завтрак-обед-ужин))).
я как то думала, рановато для дней недели и месяцев.

но пойду читать, что Аник нашла, будем учиться.
 

Ashatan

Active member
Anga, спасибо за стихи!

я пишу дни недели столбиком на листке бумаги и вешаю на дверь. Каждый день проговариваю: "Сегодня вторник, вчера был понедельник, завтра будет среда" (понедельник зачеркиваем)
Если есть планы на неделе: поехать на выставку, сходить в бассейн и т.п. делаю рисуночки рядом с нужным днем недели. Т.о. сын ориентируется сколько дней до нужного события.
А теперь еще стихами буду сопровождать рассказ! :)))
 

Anga

New member
Здесь есть аудиосказка (точнее говоря, наверное, рассказ) о том как дошкольник пытался придумать способ отличать один день недели от другого:
http://www.zlatoskazka.ru/2.php (ищите в столбике справа, называется Дни недели, весит 4 МБ).
 

Lenus

Ментальная арифметика
Anga,что-то у меня не получатся скачать. Пишет внизу что готово , когда нажимаешь на ссылку, а на экране написано, что видео загружается
 

Jahenka

влюбленная в мир
Lenus,вы может галочку ставите рядом со строчкой "открыть с помощью" - вот оно вам сразу и открывает... Надо ставить галочку "скачать" или "сохранить"
 

Lenus

Ментальная арифметика
Jahenka,о, спасибо, все верно, я просто жала на СКАЧАТЬ и оно пыталось открыться.)

У меня вот сын путает (или не знает) завтра-сегодня-вчера.У него все "завтра"- Я завтра ходил .. .
 
Сверху