Об игрушках еще
..на курсах у учителей спрашивают:
-Не могли бы вы ответить на вопрос: сколько будет дважды два?
- Четыре, конечно!!! дружно отвечают учителя.
-Но ведь вопрос был - "не могли бы Вы..."
На сборах родительского клубы мы несколько раз устраивали занятия о том, как выбирать игрушки и книги для детей. Задача была -научиться правильно определять ценность игрушки вообще и для своего ребенка конкретно. С тем, чтобы освободиться от зависимости от всяческих и умных и не очень, бескорыстных и коммерческих рекомендаций, а думать самим и, соответственно, не зависеть потребительски от предложения, а формировать собственный спрос. Очень помогал нам в этом Лев. поднаторевший в общении с покупательскими запросами родителей. Потому сначала об опыте Льва, а после о том, к чему мы пришли на занятиях.
Примерный перечень мотивов, исходя их которых приобретают-ищут игрушки ребенку:
- развить что-нибудь!!!!!! -довлеющий. Шнуровки, конструкторы, лото, наборы паззлов, карточек, "кнопочки", сенсорные панели, диски с рождения и проч. Знают, что надо что-то развивать, потому, что рекомендуют, или, уже и сами поверили в это - но что развивать, еще не очень хорошо представляют. В идеале - ВСЕ. Дальше идет перечисление - тактильное, сенсорное, цветовое, слуховое, моторное - в зависимости от вместимости памяти на термины. Причем при уточнениях, чем сенсорное развитие отличается от, например, цветового и намеке, что сенсорное - это в принципе развитие чувств вообще - теряются и смущенно просят - "ну, может быть, Вы тогда сами посоветуете что-нибудь развивающее..."
- развлечь!!!!! - второй по частоте, не сильно отстающий от первого. Чтобы, как водится, дитя не плакало. А заодно родителям не мешало подольше. Чтобы игрушка так захватывала внимание ребенка, чтобы в ее объятиях он забывал про все вокруг, копался себе с игрушкой в уголке и радовал родительский глаз.
Причем Идеальный Идеал - игрушка, соединяющая в себе оба этих качества.
-"всё лучшее детям!"- это когда так любят, так любят, что выразить это чувство может только САМАЯ ИГРУШКА - самая натуральная, самая большая,самая дорогая самая яркая и самая модная. И пусть ребенок знает, как его сильно любят. Плюшевые медведи в натуральную величину, наборы "для маленьких принцесс" в промышленных масштабах, фирменное от X, Y, и Z в крафтовой бумаге, с деревянными бирками, с перевязью сизалевыми шнурами.
-"видел/а у подруги/в журнале/ - мне понравилось, хочу тоже для ребенка
-"в гости иду - не с пустыми же руками - выберите что-нибудь не очень дорогое"
-"подберите что-нибудь покрепче, чтобы не сразу сломал"
- "что-нибудь с кнопочками, или с электроникой, очень техникой увлекается, время, знаете ли такое, дети умные пошли..."
-"мне только из натуральных материалов, и чтобы шнурочки шелковые, а не акриловые - мы за здоровый образ жизни!"
-
-... что-нибудь поприкольнее"...
-...
Прошу не расценивать иронию как насмешку. Все это присуще ВСЕМ нам, это, скорее, общая беда, чем повод для высмеивания. Путь понимания Детства очень сложен, и исторически и индивидуально непрост - и лучше совместной работы любящего познания тут ничего не придумаешь...
Картину детства, ситуацию растущего ребенка нельзя разбить на пиксели части и рассматривать каждую без взаимосвязи одной с другой. Игрушка без понимания природы детской игры - вещь с ценником на полке магазина. Понимание же детской игры совершенно определенным образом ломает так довлеющее нынче над педагогами и родителями равенство воспитание=развитие. В самом словосочетании "развивать ребенка" есть нечто самовольное, назидающее - ну никак он без специального воздействия не разовьется, горемычный. Если все-таки хотя бы попытаться поглубже погрузиться в этимологию "воспитания", в сущностное, то окажется, что это скорее УХОД. Уход телесный, уход душевный. Есть прекрасное понятие - "уход за чувствами ребенка". Так вот это и об игрушке.
У каждого возрастного этапа есть свои задачи. Как в природном мире есть четкая последовательность ритмов (прорастание, рост, формирование плода.созревание...). В мире человеческом ко всеобщим природным законам добавляются еще и человеческие. Воля родителей, претензии государственно системы. В более широком контексте - задачи исторического времени. Но дошкольное детство, к счастью, пока более во власти воли родителей. Их представлений об этих законах и умения гармонично их учитывать. Фактически все "педагогические баталии" происходят именно в этой области - каждый пытается доказать правоту своего понимания этих законов и их правомерности.
Детки, как известно, в заложниках))))
http://alja8.livejournal.com/109457.html