воспитание собранности

Jahenka

влюбленная в мир
Ситуация такова:
Имеется Мауся :))) которая вечно везде опаздывает.
Причем она не тормозит, не тупит, нет, наобороот, она делает слишком много "лишних движений".
Привожу пример: дома стала одеваться в сад - надела сначала штаны с подтяжками потом сверху гольф. Приезжаем в сад - пытается снять штаны... старательно пытается минуты 2. Я говорю: "подтяжки не мешают?" О, точно! Снимает гольф. Аккуратно складывает (еще 2 минуты) пытается положить в шкаф. В шкафу (в садике они маленькие, узкие) уже висит куртка, гольф падает на пол, разворачивается. Опять аккуратно складывает... Это при том, что сейчас она снимет штаны и этот гольф ей надо будет одеть.
И так практически постоянно...

Ситуация осложняется тем, что она очень слабый кинестетик и вечно витает в облаках - не чувствует почти, что подтяжки, что мокро, что холдно, что есть хочется - надо спрашивать и напоминать, а то будеет сказки сочинять весь вечер и в туалет забудет сходить.
А нам в школу в следующем году... она же пока учебники достанет из портфеля - полурока пройдет :(

кто что делал с этим?
 

Zu-Zu

New member
Jahenka, у меня Ростик тоже так поступал. Сейчас бывает,но чаще я прошу-соберись и он соберется. А мы боролись с этим тем,что на каждую вещь ( нэто я к примеру о том же переодевании) указывала по-порядку. Одевается,стоит голый,говорю:трусы-одел,носки-одел,майка-одел,гольф-одел,трико-одел... ну и так далее. Бывает,что сам сидит копошется, а потом весь переодевается,т.к. все равно напутал и все набекрень)) слишком много не тех движений!если он долго не может справиться с вещью в саду - делаю эту манипуляцию за него, а потом дома отрабатываем как нужно было сделать. Научились до автоматизма справляться с одеждой - стало проще. Т.е. постарались как можно меньше движений оставить, а последовательность сотальных закрепляли каждый день. Теперь руки сами делают, а мозг все где-то летает))самая катострофа,что про туалет может забыть как нечего делать - с этим боремся... все еще!
 

Аник

New member
простые алоритмы и снижение требований

т.е. там, где есть простая последовательность действий она должна быть доведена до автоматизма, без раздумий или вариантов.
пришел домой, сел на стульчик, снял обувь, поставил на место
все! только так и никак иначе

понятно, что такая последовательность будет в каждом деле своя. И стоит доводить ее до автоматизма только в тех делах, которые ограничены по времени, которые повторяются без вариантов и т.п. - и искать их стоит маме. потом какое-то время контролировать, чтобы только так и делалось

как это сделать, чтобы не было ощущения казармы.
я делала схемы-алгоритмы с фотографими и картинками. это была игра такая. И ребенок радостно в это играл.
и с самими схемами мы играли. я об этом столько раз писала... глянь у меня в ЖЖ http://kosha-ann.livejournal.com/12712.html - я немного писала. по такому же принципу можно сделать

второе - привязки. т.е. когда одевается - возьми и потрогай, погладь пальцем, проведи и т.п. Т.е. обращать ее внимание на те ощущения, которые возникают, и добавлять к ним понятный ей раздражитель - слух или зрение. Т.е. Потрограй и посмотри, потрогай и послушай...
т.е. цель такая, чтобы ПЕРЕД тем как делать, она прочувствовала, обратила внимание на то, ЧТО она будет делать.

пока так.

теперь про требования.
надо обхяснить ребенку, что в разных ситуациях, требования по одному и тому же вопросу - разные
вот с тем же гольфиком - его не нужно каждый раз складывать, в этот раз, его достаточно снять и положить на минутку, пока подтяжки снимешь, а потом снова надеть...

это пока надо подсказывать. не обязательно в лоб. можно спрашивать: а зачем ты сейчас это делаешь? а можно не делать? а как еще можно сделать?
при чем так спрашивать надо не только в тех делах, которые оптимизируемы, но и которые не оптимизируемы - чтобы она потихоньку училась анализировать, сравнивать

на самом деле, это все дозреет и получится. не сейчас, так попозже.
Самое эффективное, когда она сама поймет в чем проблема и захочет что-то изменить, когда у нее возникнет личная заинтересованность, мотивация. А пока это больше надо тебе.

кстати, про школу не переживай - там есть специально для этого учитель - он как раз и будет давать внешнюю регулировку процесса...
 

Zu-Zu

New member
Аник, вот вы разложили по полочкам то,что я просто интуитивно пробую делать со своим чадом. Действительно работает) и как-то так получилось,что поступаем мы именно как по вашему написанному)))значит движемся в правильном направлении?УРА!)
 

Аник

New member
Zu-Zu, :)

еще вспомнила.

Таймер (напоминалки на мобильнике, будильники и т.п.)
Например, надо собраться на тренировку (сложить портфель в школу, сесть выполнять уроки, начать укладываться спать и т.п.) - вместе решаем, когда это будет. Понятно, что ребенок не в состоянии определить нормально времееной интервал, поэтому решаете вместе. Решили - установили таймер. Он напомнит, когда пора заниматься этим делом. Т.е. не весь вечер убили на шатание по дому и разговоры о том, что надо бы... , а как только услышали сигнал - пошли делать нужное дело. Сколько и как - другой вопрос. Но сам момент, что по сигналу начинаем делать другое что-то - очень полезная тренировка для собранности

кстати, с этим можно играть. Вот как Лара это предлагала делать
http://www.as2x2.com/node/103
там, с одной стороны, немного о другом, но на самом деле - это все о том же :)

и еще у нее есть очень важная штука - про умение планировать
http://www.as2x2.com/node/163
это очень важное умение, его обязательно надо развивать в ребенке, особенно, если нас волнует вопрос собранности.
 
Jahenka, вот не знала бы тебя, подумала бы, что ты замороченная на порядке мамаша, у которой дитё воспитывается в казарменном режиме.
Сдаётся мне, что в этом деле ты излишне требовательна к Марусе. Она и так самостоятельна не по годам )
Я это не к тому, что в этом пбане ничего делать не надо, просто пережимать не стоит.
Аник, спасибо за советы. Особенно таймер - попытаюсь использовать с Полиной. Простая договорённость "через 15 минут, ровно в половину шестого, ты должна начать заниматься" - не срабатывает. Надо привлечь технику)
 
Последнее редактирование:

Jahenka

влюбленная в мир
Jahenka, у меня Ростик тоже так поступал. Сейчас бывает,но чаще я прошу-соберись и он соберется.
а сколько ему сейчас? Думаете, зрелость мозга здесь замешана? А то бывают же и взрослые такие... ммм... "таукачы" :)))
пришел домой, сел на стульчик, снял обувь, поставил на место все! только так и никак иначе
такие вещи у нас более-менее отработаны. Но надо мне пространсво организовать получше... Потому что у нас частенько получается пришел домой - несешь в руках новый журнал. Прежде чем "сел на стульчик" - надо куда-то деть журнал. Положил на стульчик - некуда сесть. Положить положил на пол - наступил ботинком, пошел класть на стол - наследил в комнате... Или опять же пришел с дождя - в мокром дождевике. Сел на стул - мокрый стул. Снял дождевик, повесил в шкаф - мокрые вещи в шкафу. Положил на пол - мокрый пол. Понес в ванную - наследил в коридоре...
Надо как-то придумать в моей прихожей метр на метр место и для журналов. и для дождевиков - вот маме задачка :)



как это сделать, чтобы не было ощущения казармы. я делала схемы-алгоритмы с фотографими и картинками. это была игра такая. И ребенок радостно в это играл.
это я помню! И это у меня в ближайших планах. Пока, посколькку детка хороший аудиал - то у нас как у Zu-Zu - на слух.То есть я проговариваю что надо делать (несколько дейсвий наперед - если хорошо знакомая процедура. и одно - если еще не очень получается). Еще спрашиваю, например так: вижу, что почистила зубы, говорю "теперь... ( и делаю паузу) " если детка помнит, то заканчивает "теперь мыться", если не помнит - я заканчиваю.

Опять же бывает - пошла мыть руки, 10 минут нету, захожу в ванную - пускает пузыри мыльные, сложив ладошки колечком. Пошла чистить зубы - отвлеклась на раскрашивание пастой умывальника...

Я проверю, что будет с рисованным "алгоритмом", но пока предвижу, что она пойдет исполнять первую картинку, отвлечется и "зависнет"

А ходить везде следом тоже не вариант - а самостоятельность? Она же у меня умная и умелая, она все может, когда сосредоточится, иногда собирается без напоминаний быстрее меня. просто отвлекательная очень...



надо обхяснить ребенку, что в разных ситуациях, требования по одному и тому же вопросу - разные вот с тем же гольфиком - его не нужно каждый раз складывать, в этот раз, его достаточно снять и положить на минутку, пока подтяжки снимешь, а потом снова надеть...
Ой, эта "ситуативность" у нас пока плохо так... Даже по-крупному: вот вчера говорю: "завтра поедем в лес, если не будет дождя" Сутра просыпааемся - маруся сразу - "в лес!" Я говорю - так дождь же! а она - но ты же обещала! (я не обещала, я сказала как написала - если нет дождя). Или "пойдем завтра к тете в гости" (маруся), я отвечаю - если тетя пригласит. маруся - "а послезавтра?"
По-моему ей вот это "если", "будет видно", "потом решим по ситуации" - очень тяжело заходит...



это пока надо подсказывать. не обязательно в лоб. можно спрашивать: а зачем ты сейчас это делаешь? а можно не делать? а как еще можно сделать?
это отдельная тема :) я постоянно так спрашиваю. Вариантов ответа у нас 2: если устала, то "низачем", "ниделаю", "вообще ничего не буду делать", а если нормально - то "я сейчас дышу" - запросто. И не поспоришь ведь - да. дышит она, складывая кофточку. Или стоит. Или думает :) Еще может сказать что-нить вообще фантастическое - я вот сапоги в шкаф не поставлю - там темно, они боятся. - А вчера не боялись? - Вчера они были не живые. а сегодня приходил Урфин Джус, насыпал в лужу волшебный порошок, я в эту лужу наступила - теперь они живые и боятся теммноты :)

вобщем, это уже офф немножко :)

Спасибо большое за ответ! Особенно меня утешают вот эти фразы:

на самом деле, это все дозреет и получится. не сейчас, так попозже.

про школу не переживай - там есть специально для этого учитель

А пока это больше надо тебе.

Jahenka, вот не знала бы тебя, подумала бы, что ты замороченная на порядке мамаша, у которой дитё воспитывается в казарменном режиме.
:)))

Сдаётся мне, что в этом деле ты излишне требовательна к Марусе. Она и так самостоятельна не по годам ) Я это не к тому, что в этом пбане ничего делать не надо, просто пережимать не стоит.
я вполне себе отличаю мелочи жизни от серьезных проблем :) Я понимаю, что подтяжки - это фигня. И я не ругаюсь или что там... Просто я вижу это. И думаю - можно ли что-то хорошее сделать, помочь.

Но да, я строже тебя - я незапакованные игрушки сама не пакую :) Забыла - идешь без игрушек.
 
Последнее редактирование:

Koh-i-Noor

New member
Ситуация такова:
Имеется Мауся :))) которая вечно везде опаздывает.
Причем она не тормозит, не тупит, нет, наобороот, она делает слишком много "лишних движений".
Привожу пример: дома стала одеваться в сад - надела сначала штаны с подтяжками потом сверху гольф. Приезжаем в сад - пытается снять штаны... старательно пытается минуты 2. Я говорю: "подтяжки не мешают?" О, точно! Снимает гольф. Аккуратно складывает (еще 2 минуты) пытается положить в шкаф. В шкафу (в садике они маленькие, узкие) уже висит куртка, гольф падает на пол, разворачивается. Опять аккуратно складывает... Это при том, что сейчас она снимет штаны и этот гольф ей надо будет одеть.
И так практически постоянно...

Ситуация осложняется тем, что она очень слабый кинестетик и вечно витает в облаках - не чувствует почти, что подтяжки, что мокро, что холдно, что есть хочется - надо спрашивать и напоминать, а то будеет сказки сочинять весь вечер и в туалет забудет сходить.
А нам в школу в следующем году... она же пока учебники достанет из портфеля - полурока пройдет :(

кто что делал с этим?
Может из вашего ребёнка вырастет классный философ или аналитик? Возможно, ребёнок сильно погружён в свои мысли, а вы будете требовать автоматизма. Вспоминаю свою "тормознутость", в это время в голову приходит столько новых мыслей и идей, что просто на их пересказ уйдёт не один час. Со стороны может показаться, что человек немного не в себе или дикий тормоз. Ничего подобного. :)

Правда, есть и минус. Разговорить такого человека, вытянуть на откровенный разговор очень тяжело. Будущее покажет - вдруг у вашего ребёнка действительно потрясающие аналитические способности? Таких людей мало, так что растите своё сокровище и вместе радуйтесь жизни. :)
 

Аник

New member
про лес с дождем - рисуйте
Вот что-то типа такого
img--i-253887-w-320.jpg

прости за рисунок - рисовала на скорую руку
но смысл понятен - при чем рисуете вместе, рассуждаете, какие могут быть варианты...
и вешаете... на завтра - смотрите, рассуждаете, делаете выводы...

про вопросы и ответы
тогда формулируй конкретно: что можно сделать с кофточкой, сапогами...
или предлагай свои варианты - пусть выбирает...

Я проверю, что будет с рисованным "алгоритмом", но пока предвижу, что она пойдет исполнять первую картинку, отвлечется и "зависнет"
приходишь, и так перед носом на зеркало листик ... и пальчиком тыкаешь, что дальше...
или снова таймер...
у нас со Славой одно время таймер отлично работал - время вышло - свет выключаем, я иду и читаю книжку. И пофиг, что он еще зубы чистит, кто не успел - тот опоздал...
пару раз - и все в порядке...

но, кстати, такой вариант с таймером и к тебе выдвигает требования пожестче - ты сама должна укладываться в названное время :) у меня не всегда получается, поэтому пользуюсь им редко, когда иначе просто убью нафиг ребенка :)
 
Но да, я строже тебя - я незапакованные игрушки сама не пакую Забыла - идешь без игрушек.
ну...
если бы ты при этом ещё и с чужими запретила играть - была бы реальная строгость. А так - просто учишь искать другие выходы из собственной несобранности ))))

Лично мне в данный момент проще и ближе выделить лишние 15 минут своего времени для пунктика "собирание в сад Стеши" - чем тратить нервы почём зря в ожидании, что она соберётся быстро сама.
 

Jahenka

влюбленная в мир
А так - просто учишь искать другие выходы из собственной несобранности ))))
это тоже важно :) Всегда искать выход. А другой может и не дать игрушки - и придется подумать, какой из вариантов (свои брать или чужие просить) лучше :)

Лично мне в данный момент проще и ближе выделить лишние 15 минут своего времени для пунктика "собирание в сад Стеши" - чем тратить нервы почём зря в ожидании, что она соберётся быстро сама.
мне тоже проще... Но я не ищу легких путей :)))
И потом это в итоге окупается - будишь детку на час раньше, отправляешь собираццо - а сама спокойненько кофеек пьешь, новости читаешь (ну или иначе отвлекаешься от того, чтоб не убить за сотый раз неправильно надетые колготки) :))). Но это самой надо на час раньше встать - что тоже нифига не проще. Вобщем, с этими детьми - одни сложности :) Иногда сложности "того стоят", а иногда - "можно и забить" :)
 
это тоже важно Всегда искать выход.
а кто ж спорит. Даже иногда важнее собранности. В идеале, наверное, надо бы научиться быстро сгруппироваться, чтобы найти выход.
Но я не ищу легких путей
я их не то, чтобы ищу. Я от них просто не отказываюсь )

Но это самой надо на час раньше встать - что тоже нифига не проще.
так в моём варианте это также - встаёшь на час раньше. Пьёшь кофеёк, раскладываешь детские одёжки по стопочкам для каждой, проверяешь их рюкзачки-ссобойки, делаешь завтрак, желательно одеться самой. А потом, в оставшееся до выхода время (пока собранное дитё собирается самостоятельно), занимаешься быстрым подъёмом и сбором дитя несобранного.

Я теперь себе даже на утро список дел пишу, включая "приготовить еду", причём с хронометражем и точной последовательностью собственных действий.
Реально утро стало легче.
 

Gila

New member
Jahenka, я думала , что это мой старший такой один ))))...он тоже любитель в облаках летать и отвлекаться))). Скажешь ему одень колготки, штаны , носки, через минуту приду проверю....прихожу, он колготки вокруг шеи обкрутит, как шарф, а сам на кровати из одеял уже гору себе лепит-высотыня!...и сообщает мне радостно, мама смотри какая у меня высотыня получилась, я самый высокий!!!..спрашиваю а колготки где?..а он мне - а я решил что они шарфиком побудут. ну а про штаны и носки он даже не вспомнил. идет мыть руки- нужно идти следом, оставишь одного-будет умывальник мылом надраивать, или воду руками разбрызгивать, ну или все шампуньки под кран сливать в пенку...фантазия огого! ..

Аник, спасибо вам за полезные советы, возьму на вооружение!!!...пока после пару раз напоминаний, приходится сидеть рядом и контролировать чтоб все сделал как надо! ...утомляет , когда нужно быстро и оперативно.

мне тоже проще... Но я не ищу легких путей И потом это в итоге окупается - будишь детку на час раньше, отправляешь собираццо - а сама спокойненько кофеек пьешь, новости читаешь (ну или иначе отвлекаешься от того, чтоб не убить за сотый раз неправильно надетые колготки) . Но это самой надо на час раньше встать - что тоже нифига не проще. Вобщем, с этими детьми - одни сложности Иногда сложности "того стоят", а иногда - "можно и забить"
очень интересно вас читать))
 

Zu-Zu

New member
сколько ему сейчас? Думаете, зрелость мозга здесь замешана? А то бывают же и взрослые такие... ммм... "таукачы"
во-во)мой муж так частенько и называет его - таукач)))) ему 5лет и почти 3 мес. Короче,11 июля 5 лет было.

Но надо мне пространсво организовать получше...
мы организовываем до сих пор!) в места общего пользования сделали ремонт и опустили все выключатели на уровень роста детей! вещзде есть места,где лежат\стоят детские вещи. В детской до выключателя трудно достать,а ремонт не планируем - повесили под ним лестницу)) а вообще несложно подставить свои руки под тот же журнал, а ход действия не нарушится!

Опять же бывает - пошла мыть руки, 10 минут нету, захожу в ванную - пускает пузыри мыльные, сложив ладошки колечком. Пошла чистить зубы - отвлеклась на раскрашивание пастой умывальника...
))))))))))))мой деть идет мыться и вымоет всю ванну с мылом и щеткой+периодически кафель))) ему вдруг торкнуло,что уже пора.... а помыться?точно!теперь будем мыться... а я его уже минут 30-40 жду... отвлеклась с мамой наразговоры и гамбец)
просто отвлекательная очень...
ЧЕНЬ)как я вас понимаю) иногда хочется одеть такой конус на шею как собакам после опреаций,чтобы не доставали мордой в рану... так моему сыну нужно,чтобы он не видел вокруг вещей,которые могут отвлечь) если подсек машинку или еще игрушку,то сосредоточиться так и не сможет без моей помощи.

у нас со Славой одно время таймер отлично работал - время вышло - свет выключаем, я иду и читаю книжку. И пофиг, что он еще зубы чистит, кто не успел - тот опоздал... пару раз - и все в порядке...
вот так и у нас работаеи. Чем меньше текста,тем проще уловить его смысл. По крайней мере моему чаду.
если бы ты при этом ещё и с чужими запретила играть - была бы реальная строгость. А так - просто учишь искать другие выходы из собственной несобранности ))))
зато ребенок сделает вывод из своего поступка и поймет последствия)чужую игрушку ведь можно и не получить, а за нее в глаз схлопотать ( у мальчишек и так бывает))
 

Аник

New member
еще один нюанс
это из этой вот статьи http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0136.shtml
Когда человек допускает ошибку, он должен проанализировать, где конкретно он ошибся и почему. У маленьких детей еще недостаточно развито логическое мышление, поэтому анализировать свои ошибки им труднее.
и это продолжается до 12 лет!!!!!!!!!!!!!

т.е. ребенок сам не в состоянии (без нашей помощи) понять, что делает не так (особенно, если его не учить этому), и тем более исправить. Значит, если мы хотим изменений, то нужно с одной стороны - помогать разобраться, с другой, хвалить, когда все получается хорошо
 

Аник

New member
ну, если верить автору статьи и американским исследователям :)
я думаю, цифра несколько завышена, но, все может быть... все-таки непростое это дело: анализ, самоконтроль, рефлексия...
 

Jahenka

влюбленная в мир
но причинно-следственные связи есть уже... Сложно наверное отследить ошибку, которая привела к плохому результату через несколько шагов. А если прямо (не взял игрушки с собой - не с чем играть, полез в штанах в ванну - мокрые штаны, не положил на место - потерял вещь)
 

Аник

New member
Jahenka, если события разнесены по времени - может быть трудно
и еще. стоит проверить, что понимает
т.е. попросить озвучить что и почему. Иногда такие удивительные вещи можно услышать... не передать.
 

Tatyana

New member
Jahenka, спасибо за такую тему! С интересом все прочитала. Мой Влад точно такой - рассеянный умник :), кинестетика на последнем месте, зато фантазия... Мы и таймер пробовали, и автоматизм вырабатывали, и еще много чего. Попробую еще схемы Аник. Я что-то подобное проговариваю, но, может, лучше пойдет в графическом виде.

Я хотела бы сказать вот что: мне кажется, что воспитание собранности приводит к тому, что Влад осознает свою невнимательность как "проблему", "недостаток", с которыми нужно "справляться", "преодолевать" и т.п. И мне не кажется, что это правильно.

Может, у кого-то похожие мысли? Обсудим?
 
Сверху