в

После трех уже поздно?

Минули в прошлое те дни, когда вы сидели с малышом дома. Теперь он стал взрослый и пошел в детский сад, а на вас обрушился ворох новых дел: подъем, бегом на работу, ребенка в детский садик, потом бегом с работы, ребенка из садика, сон и опять подъем… Конечно, я опустила еще небольшие подробности: стирки, уборки, глажки, магазины, кастрюли. И все это сыпется на хрупкие плечи наших мамочек…Минули в прошлое те дни, когда вы сидели с малышом дома. Теперь он стал взрослый и пошел в детский сад, а на вас обрушился ворох новых дел: подъем, бегом на работу, ребенка в детский садик, потом бегом с работы, ребенка из садика, сон и опять подъем… Конечно, я опустила еще небольшие подробности: стирки, уборки, глажки, магазины, кастрюли. И все это сыпется на хрупкие плечи наших мамочек…

О каких «умных» играх с нашими детками может идти речь, благо, если хватит времени на чтение какой-нибудь сказки перед сном. Вся надежда на детский садик, там чему-нибудь научат. А вы представьте сами. В группе хорошо, если 15 детей, при условии, что они сами и одеваются и едят воспитателю уследить за всеми весьма сложно. Конечно, положенные занятия проводятся, но этого так мало. Выход конечно есть. Сейчас появилось много подготовительных школ с трехлетнего возраста. Но к выбору таковой, надо отнестись очень серьезно. Даже если вы нашли, то, что вам подходит, занятий дома вряд ли полностью можно избежать.

Поэтому давайте постараемся уделять хотя бы часик своего бесценного времени самому главному — нашим детям. А вот как играть с детками, чтобы игра стала наукой, мы постараемся рассказать.

Да, и несколько слов для тех мамочек, кто, начитался публикаций о развитии детей до трех лет, в ужасе подумали, а ведь моему малышу уже исполнилось три, неужели все упущено? Не волнуйтесь, ваш малыш не был в замкнутом пространстве. Он видел, слышал, трогал, нюхал, пробовал. Пусть даже без всех этих стимулирующих игр. К тому же психика ребенка до шести лет настолько легко поддается обучению, что вы сможете наверстать упущенное очень быстро.

Сегодня мы рассмотрим игры, позволяющие ребенку трехлетнего возраста правильно сформировать понятия цвета в зрительном восприятии. Итак, за дело.

1.1. Семь цветов, которые должен знать, уметь находить и называть ребенок. Красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, семь цветов радуги. Для мамочек подсказка, вы наверно уже знаете, как легко можно запомнить эти цвета? По начальным буквам слов: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Но для ваших малышей этот способ запоминания не годится, т. к. звуковой анализ у них еще не развит. Для малыша лучше подойдут стихи.

Красный
Красная редиска выросла на грядке.
Рядом помидоры-красные ребятки
А тюльпаны красные — бравые солдатки,
С красными гвоздиками хороводят в садике.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за рекой зеленый луг
И листики зеленые.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий, синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

Венгер

Не забудьте объяснить ребенку значение тех слов, которые он не понимает.

1.2.Игра «Три цвета». Формирует у детей представления о том, что, смешивая три основных цвета в разных пропорциях можно получить почти все цвета. Прежде чем играть, вам предстоит подготовиться. В основе игры лежит сказка, но что бы ребенок ее понял, вам надо найти картинки которые подойдут к тексту. Во время чтения сказки выкладывайте их перед ребенком. Я привожу достаточно сложный вариант игры, моделировать в сторону упрощения вы сможете сами, опираясь на подготовленность ребенка. Вам понадобятся три краски красная, желтая и синяя, альбом, кисточка и палитра для смешивания красок, если палитры нет, можно использовать кусок любого пластика.

Сказка
В одном сказочном царстве, разноцветном государстве жили два брата. Младший работал маляром, красил дома, раскрашивал улицы, деревья, всегда ходил веселый и приветливый. Люди радовались работе младшего брата, им было приятно видеть голубое небо и белые облака, первую зелень, серебристый дождик и яркую радугу на небе.

Малыш, а твой мир, твое «государство» разноцветное? А дома в твоем городе/поселке кто покрасил? Видел ли ты в небе радугу?

А старший брат всегда ходил угрюмый, ничего его не радовало, он очень завидовал младшему из-за того, что люди любили его самого и его работу, и мечтал отомстить. И вот однажды, когда младший из братьев отправился в соседнее королевство раскрашивать замок. Старший пошел к злой колдунье и попросил ее стереть с предметов все цвета, уничтожить всю работу младшего брата, да так, что бы никто не смог эти чары снять.

— Хорошо ответила ему колдунья. — Я сделаю так, как ты хочешь. Я заколдую твое царство, я выкрашу его в серый цвет, и люди забудут, что когда-то оно было разноцветным, и никто не сможет его расколдовать, пока они сами не вспомнят, что есть разные краски.

Малыш, скажи, пожалуйста, а когда небо бывает серым? (когда на нем тучи, когда идет дождь…). А другие предметы когда-нибудь становятся серыми?(в темноте, когда их плохо видно…). Подумай, весело ли будет жить в серой стране?

С тех пор в этой стране после долгой ночи наступило хмурое утро. Люди перестали обращать внимания друг на друга, они стали чаще ссориться. Бесцветный мир их не радовал.

Но как не старалась злая колдунья, стереть воспоминания о красочном мире у людей ей так и не удалось. Дети же сразу почувствовали, что они лишились чего-то прекрасного. Среди них нашелся один мальчик, который решил понять. Почему вокруг так мало радости. Он отправился в путь по серому царству-государству и по дороге расспрашивал всех, кто ему встречался: «не знают ли они, отчего это люди живут так скучно?». Но люди в ответ только пожимали плечами.

Однажды мальчик набрел на старую хижину, где жил одинокий слепой старец, и спросил его:

— Дедушка, а ты не знаешь, почему в нашем царстве государстве все живут так скучно? Почему все такие злые?

— Слушай, сынок, — промолвил старец, — я расскажу тебе, как люди жили раньше и что, случилось потом. В те времена я был помоложе и работал придворным маляром: красил замки и дома в нежные оттенки. Я очень любил свое ремесло, потому что оно приносило людям радость. Один заморский король даже пригласил меня, чтобы я расписал его замок в разные цвета. А когда я вернулся домой, чуть не умер от горя: труд всей моей жизни пропал. Все дома, да и все вокруг стало серым, а люди как будто чужими. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели от слез. Самое дорогое, что у меня осталось, — это три краски, привезенные из далека.

— Дедушка, покажи мне их, пожалуйста робко попросил мальчик. Старик нащупал узелок и достал дощечку с красками.

— А теперь малыш, прежде чем я продолжу сказку, нарисуй на листе эти три цвета (синий, желтый и красный круги).

Мальчик не мог оторвать взгляд ярких нарядных красок. Старик почувствовал это. Он стал рассказывать, какие еще бывают краски и какого цвета все вокруг. Затаив дыхания, мальчик слушал.

— Я знал, — продолжал старик, — что тебе понравятся краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их, и ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа.

Старик вздохнул и уснул вечным сном.

Мальчик поплакал и решил, что нужно поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым и разноцветным. Но вот беда: старичок рассказал какими красками,что раскрасить, а как их смешать показать не успел.

Мальчик совсем не умел обращаться с красками, поэтому. Чтобы ничего не испортить в городе, он отправился на необитаемый остров. «Здесь-то я и потренируюсь», — решил он.

На солнышко он брызнул желтой краской, как учил его старичок. Солнышко заулыбалось. Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия. В море он капнул синей краски, и оно ожило. Теперь очередь дошла до дерева с апельсинами, которое стояло на острове. «Что же делать, как получить оранжевый цвет для апельсин?»- подумал мальчик, глядя на краски.

Малыш, давай поможем мальчику. Как получить оранжевый цвет? (Смешать Желтый и красный цвета). Давай и мы сделаем тоже самое.

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья деревьев. Тут он легко догадался, как получить зеленый цвет, и смешал две краски.

Какие две краски смешал мальчик? ( Желтую и синюю). Смешай краски и закрась кружок зеленым цветом между желтым и синим.

Затем мальчик нечаянно капнул синей краской в красную, и они смешались. «ничего, — решил он, — этим цветом я выкрошу себе брюки.

Малыш, давай и мы смешаем красную и синюю и посмотрим, какой цвет получится. Кружок этого цвета мы поместим между красным и синим.

«А теперь, — решил мальчик, — смешаю-ка я вместе все три краски, которые у меня есть. Желтую, синюю, красную». Он пробовал несколько раз, добавляя больше то одной краски, то другой. И, о чудо! У него получались разные оттенки коричневого, серого и даже черного цвета. Мальчик легко подобрал цвет для ствола пальмы.

Сейчас мы тоже смешаем эти три цвета. И сделаем это в среднем круге.

«Юный художник решил покинуть остров, но увидел, что небо осталось безжизненно белым. «Нет, сюда такой синий цвет как у моря не подойдет, — размышлял мальчик Как же сделать небо нежно-голубым? Я смешиваю разные краски, но не один оттенок не подходит». От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза капнула на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой».

Малыш, а что будет, если в любую краску добавить немного воды?(Они станут светлее).Осветли все краски и нарисуй ими кольца по внешней стороне имеющихся кругов.

(По книге Е.В.Карповой «Дидактические игры»)

1.3. Игра «Привяжи ленточку к шарику» поможет научиться ребенку, не только соотносить цвета, но и развить мелкую моторику.

Вам понадобятся три надутых воздушных шарика разных цветов и шесть ленточек, три из которых, того же цвета что и шарики. Попросите ребенка найти для шариков ленточки. Следите за тем, чтобы ребенок подбирал ленточки правильно, но не одергивайте его, а тактично помогите.

1.4. Игра «Повесь одежду». Вам понадобятся цветные прищепки и вырезанные из цветной бумаги, того же цвета, что и прищепки, платья. Для многоразового использования, платья можно заламинировать скотчем. Между двух стульев натяните веревку и попросите ребенка повесить на нее платья, подбирая прищепки по цвету. Предварительно вам придется научить малыша пользоваться прищепками. Это упражнение хорошо развивает не только зрительное восприятия цвета, но и пальчики. А это уже развитие речи, мозга, да и подготовка руки к письму.

1.5. Игра «Бабочка прячется». Вырежьте из цветной бумаги бабочек. Цвета их должны совпадать с некоторыми предметами, окружающими вас. Расскажите ребенку о бабочках. О том, как происходит чудо, и гусеница превращается в бабочку. А так же скажите, что бабочки боятся птиц, которые могут их съесть и предложите сыграть в игру. Дайте ребенку возможность выбрать бабочку понравившегося ему цвета, и объявите, что когда вы будите говорить: «птице летят», малыш должен посадить бабочку на предмет того же цвета, что и бабочка. Например: ребенок держит в руках синюю бабочку, по команде «летят птицы» малыш бежит к синим шторам, и «садит» на них бабочку. Каждый раз цвет бабочек стоит менять.

1.6. Игра «Разложи овощи». Вам понадобятся небольшие картинки: моркови, огурца помидора баклажана репы. И вырезанные из цветной бумаги тарелки: оранжевого, зеленого, красного, фиолетового и желтого цвета. Предложите ребенку разложить овощи по тарелкам, объяснив, как он догадался на какую тарелку какой. Например, помидор красный, поэтому мы его положим на красную тарелку. Пусть малыш проговаривает несколько раз правильно построенное объяснение.

Это лишь основные игры, на базе которых вы сможете придумать свои. Если у вас получилось что-то интересное, присылайте их нам, самые интересные мы опубликуем. До новых встреч. Наш следующий разговор, разговор а восприятии форм трехлетним малышом.

Автор Semeistvo.by

И снова о любви и понимании…

Парк с шоколадной Великой китайской стеной появится в Пекине