в

Память — это дар плюс тренировка

Ай, ай, ай! Мы так готовились к школе, научились, и считать и читать, а учеба дается тяжело, память подводит. Ну что ж, тут уж ничего не поделаешь, так природа распорядилась. Эти слова вырвались у мамочки одного первоклашки. Они глубоко занозили меня, и я попыталась разобраться, неужели природа решила все за нас и наших детей и мы не в силах ничего изменить? И вот что я узнала.Ай, ай, ай! Мы так готовились к школе, научились, и считать и читать, а учеба дается тяжело, память подводит. Ну что ж, тут уж ничего не поделаешь, так природа распорядилась. Эти слова вырвались у мамочки одного первоклашки. Они глубоко занозили меня, и я попыталась разобраться, неужели природа решила все за нас и наших детей и мы не в силах ничего изменить? И вот что я узнала.

Действительно, организация мозга дана ребенку от рождения, поэтому одни лучше обучаются и запоминают информацию, чем другие. Повлиять на это, к сожалению или счастью мы не в силах. Но то, что дарит нам природа-это лишь хороший строительный материал, из которого может и не получится хорошего дома или же, наоборот, из весьма посредственного материала, будет красоваться замечательное здание.

Немножко фактов. Вы сами прекрасно знаете, что между первым и третьем годами малыш усваивает 2500 слов, это три-четыре слова в день. Казалось бы, что у малышей должна быть восхитительная память, но когда проводится тестирование, и от дошколят требуют запомнить и повторить в нужной последовательности цифры они могут в среднем вспомнить всего 4 цифры, детки же от шести до восьми – 5, дети от девяти до двенадцати – 7 цифр, а уже студенты – 8. Почему так происходит?

Стоит начать с того, что память бывает произвольная и не произвольная. Или как мы часто говорим, что-то запоминается само собой, а что-то нам надо долго и нудно заучивать. Так вот у детей 5 лет преобладает непроизвольная память, они еще не могут сами поставить себе цель что-то заучить, да и к тому же приемами запоминая, они еще не владеют. А вот попробуй, лиши нас нашего тайного оружия, этих приемчиков запоминания, кстати, о котором мы даже не задумываемся, вряд ли мы смогли бы что-нибудь запомнить. Вот он наш тайный арсенал:

ПОВТОРЕНИЕ — нам прекрасно известно, что многократное повторение информации вслух помогает сохранить ее в памяти, до той поры пока она не понадобится. (Вспомните, когда вы учите стихотворения с малышом, вы просите его многократно повторять каждую строчку вслух, или сами повторяете, и злитесь, что уже запомнили, а кроха нет.)

ОРГАНИЗАЦИЯ –мы всегда разделяем всю полученную информацию по значимым для нас категориям. Например, отправляясь за покупками в гастроном нам легче запомнить их, если мы разделим их на группы, продукты для завтрака, обеда, ужина. Почему же когда мы выкладываем перед малышом картинки, и просим его, их запомнить, мы не показываем, как можно связать их в группы. А ведь это так просто. Например, малышу надо запомнить слова собака, дом, лес, корова, волк. «Смотри, дорогой, около дома живут собака и корова, а в лесу волк ». Поверьте, он без ошибки назовет вам, все эти слова.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – это добавление информации в целях лучше ее запомнить. Вспомните себя, когда вам надо запомнить чей-то телефонный номер, чего вы только к нему не попытаетесь привязать: чей-то год рождения, дату свадьбы, номер своего дома…
А от малыша, например, мы требуем запомнить «голые» слоги, если на хвост к ним, посадить какую-нибудь рифму, слоги запомнятся сами собой. К примеру, слог НО.
НО, НО, НО –посмотри скорей в окНО.

Поэтому, чем больше знаний хранит наш мозг, тем легче нам запоминать что-то новое, поскольку это можно ассоциировать с чем-то уже нам известным. Например, кто знает немецкий язык, тот с легкостью сможет выучить голландский. Если вы сможете начать обучение малыша нескольким языкам до завершения формирования мозга (где-то до шести — десяти лет), это поможет зарезервировать достаточно места в маленькой головке, и иностранные языки для него станут такими же простыми, как и родной.

Ну а теперь, когда мы поговорили немного о приемах запоминания, давайте, вернемся к главному. Как же правильно выбрать стратегию во всевозможных методиках запоминания. Этому тоже надо учится, и поможет нам в этом игра «20 вопросов».

Для игры вам понадобятся 42 разно-тематические картинки. Первый игрок выбирает любую картинку и вслух объявляет что это, например, овощ, животное или минерал. Второму игроку разрешается задать не более 20 вопросов, требующих ответа «да» или «нет», чтобы догадаться какой объект выбрал первый игрок. Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кому понадобилось меньше вопросов, что бы узнать выбор соперника.
Дети младшего возраста в этой игре, скорее всего, будут использовать простейшую стратегию, которая заключается в последовательном перебирании всех подходящих объектов: «Это яблоко?» — и так далее. Однако при такой стратегии шанс уложится в двадцать вопросов, равняется 50%. Так, что вам придется объяснить, что вопросы следует задавать ограничивающие, а лишь затем для проверки возникших предположений конкретные. Например: «Это больше чем моя голова?», «Это сделано руками человека?» и т.д. Но не забывайте, что некоторые вопросы исключают друг друга. Вопрос «Это инструмент?» исключает необходимость задавать вопрос: «Это сделано руками человека?».

Если ваш ребенок сможет правильно овладеть этой игрой, то считайте, что пол дело уже сделано.

Ну а теперь давайте поговорим, как улучшить нам тот дар, который получаем мы от природы. Мне не хочется загружать вас сложной терминологией, поэтому я позволю себе лишь упомянуть, что память классифицируют по трем основным критериям:

1.Как поступает информация, которую мы запоминаем, и какие каналы психической активности при этом затрагивает.

2.Как долго хранится материал в памяти.

3.Какова степень волевой регуляции.

А теперь давайте перейдем к практике, и с помощью игр попробуем договориться с природой о более выгодных условиях для наших пятилеток.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

1. Разучивание, стихов А.С.Пушкина, И.А.Бунина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева хорошо тренирует слуховую память.

2. Стихи-небылицы позволят развить ребенку не только память, но и мышление.
Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины,
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка.
Стекло там плавят из бетона.
Плотины строят из картона.
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна.

3. Чтения сказок с последующим ответом на вопросы взрослого и пересказам, замечательно тренирует как память, так и речь. К более сложным сказкам следует отнести такие как «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка». Эти сказки требуют неоднократного почтения, прежде чем вы начнете с ними работать. Не забывайте объяснять непонятные слова малышу: смола, скалочка, лубяная избушка и т.д. Если вы поговорите о хороших и плохих поступках героев, о добре и зле это поможет расти вашему ребенку настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.

4. Очень важно для развития памяти и формирования нравственных качеств, читать и обсуждать с вашим ребенком рассказы вот такого типа:

Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Мальчики бросились бежать. По дороге один из них
подвернул ногу и упал на землю, а друг его влез на дерево и спрятался. Делать мальчику было нечего, он прижался к земле, и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый лежит, и отошел. Когда медведь ушел, друг его слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Вопросы к рассказу:
О чем рассказывает эта история?
Что случилось с одним из мальчиков, когда они убегали?
Как поступил его друг?
Хороший ли это поступок, а как поступишь ты?
Что пришлось сделать мальчику с больной ногой?
Что сделал медведь?
Что ответил мальчик на вопрос товарища?

5. Игра «Выучи загадку» очень полезна для развития слуховой памяти.

6. Игра «Опиши игрушку» (развитие непроизвольной образной памяти).
Возьмите незнакомую ребенку игрушку. Покажите ее крохи в течение 1-2-х минут, а затем попросите его описать новую игрушку. После этого уберите игрушку и через 30 секунд предложите ребенку по памяти описать эту игрушку. Эту игру можно усложнить, предлагая не одну, а несколько игрушек.

7. Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной памяти)
Вам потребуется десять картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2-х минут. Затем картинки убираются, а ребенка просите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

8. Игра «Что изменилось» (развитие зрительной памяти и внимания)
Поставьте перед ребенком от 5 до 10 разных предметов на 15-20 секунд (в зависимости от его подготовки) и предложите их запомнить. Затем малыш отворачивается, а вы меняете или убираете несколько предметов, маленький человечек должен вспомнить: какие предметы стояли, в какой последовательности, что появилось нового, что исчезло. Не огорчайтесь, если ответить на эти вопросы вашему чаду удастся не сразу, это задание не из легких.

9. Игра «Разрезные картинки»
Для провидения игры следует использовать две картинки. Одна картинка целая, другая разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики и открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец надо убрать, а ребенка попросить собрать картинки по памяти.

10. Игра «Прогулка в картинках» (развитие зрительной и слуховой
памяти, внимание, восприятие и воображение ребенка)
Во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это нужно. По возвращению домой, попросите нарисовать ребенка то, что он запомнил. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями и цветами и др.

11. Игра «Рисуем по памяти узоры»
Вам понадобятся два листа бумаги в крупную клеточку. На одном нарисуйте симметрично повторяющийся узор. Предложите ребенку в течение 1 минуты посмотреть на узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти.

12. Игра «Запомни слово»
Предложите ребенку внимательно прослушать слова, постараться их запомнить и повторить.
Перечень слов: калина, рука, стол, ноги, шкаф, голова, клен, диван, осина, стул.
Попросите разделить эти слова на группы. Если он затрудняется, помогите наводящими вопросами. (Вспомни и назови части тела, деревья, предметы мебели)

13. Игра «Слушай и повторяй» (развивает смысловую память)
Положите на стол 10-12 картинок с изображением знакомых предметов. Попросите ребенка запоминать слова, которые вы будите произносить, и подбирать к каждому слову подходящую картинку, которая помогла бы ему запомнить слово.
Слова: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа, ночь, дорога, сад, лес, стул.

14. Игра «Делай как я»
Покажите ребенку несколько движений и попросите его эти движения повторить. Во время вашего показа, ребенок должен повторять их за вами.

15. Игра «Запомни фигуру» (развиваем осязательную память)
Приготовьте карточки из картона с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Ребенок должен обратить внимание на порядок расположения геометрических фигур.
Затем ребенку завяжите глаза. Фигуры перемешайте. Попросите ребенка разложить фигуры в прежнем порядке.

Это лишь маленький перечень тех игр, на основе который вы можете придумать свои. Главное чтобы эти игры нравились вам, двоим. И помните, хорошая память это не только дар, но и тренировка.

Автор Semeistvo.by

Астрономическая осень наступит в Беларуси 23 сентября в 0 час.18 мин.

Горячая линия по вопросам вакцинации против гриппа открыта в Минске