в

Около 40% белорусских усыновителей имеют своих детей

В Беларуси 40% усыновителей имеют родных детей — одного или нескольких. Это очень оптимистичная тенденция и большое достижение, отметила директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова.В Беларуси 40% усыновителей имеют родных детей — одного или нескольких. Это очень оптимистичная тенденция и большое достижение, отметила директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова.

Раньше в Беларуси наблюдалась несколько иная пропорция: только 30% составляли семьи, имеющие детей, 70% усыновителей были бездетными. «Таким образом, постепенно в общественном сознании разрушается стереотип, будто усыновление — удел бесплодных пар или одиночек, — сказала Наталья Поспелова. — На самом же деле это призвание самодостаточных, сознательных, гуманных людей. Разве все эти качества сочетаются лишь с бездетностью?! Усыновление — еще один способ родительства. Желание взять в семью малыша, дать ему родной кров, обогреть любовью объясняется не бездетностью, а человечностью высокой пробы».

По ее мнению, те, кто уже имеет опыт воспитания своих детей, становятся хорошими родителями для сирот уже потому, что готовы к трудностям. Они осознают, что родительство требует не только огромных душевных затрат, но и связано с затратами времени, сил, денег. Кроме того, опытные родители лишены определенных иллюзий по поводу того, что ребенок всенепременно оправдает все их мыслимые и немыслимые чаяния. Единственный «критерий отбора» — специалисты стремятся к тому, чтобы усыновленный ребенок был самым младшим в семье. Это объяснимо: малышу всегда уделяют больше внимания, ласки, о нем заботятся более трепетно.

В январе-марте текущего года обрели семью 126 детей-сирот (практически столько же, сколько и в январе-марте 2009-го). Кстати, в четырех случаях семьи усыновили сразу по двое детей. Большинство усыновителей имеют высшее или среднее специальное образование, преимущественно относятся к категории людей со средним достатком.

По словам Натальи Поспеловой, в сознании потенциальных усыновителей укрепляется мысль, что счастье жить в семье, счастье быть любимым нужно каждому осиротевшему ребенку — вне зависимости от его пола и возраста, внешности, состояния здоровья. «Еще одной позитивной тенденцией является постепенное расширение возрастного диапазона усыновления, — считает директор центра. — Если раньше в основном принимали в семью младенцев, то теперь в возрасте до 1 года — 9% усыновленных детей, от года до двух — 39%, от двух до трех — 36%, старше 3 лет — 16%». Это объясняется в том числе и тем, что с каждым годом в стране меньше становится «отказничков» (в 2001 году их было 552, в 2009-м — 115).

Да и в целом уменьшается Республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей — сейчас в нем содержатся сведения о 5,8 тыс. мальчиков и девочек, проживающих в интернатных учреждениях. Это объяснимо: в прошлом году свыше 4,1 тыс. ребятишек определены на различные семейные формы жизнеустройства. Так, 582 сироты усыновлены (это самый высокий показатель за 12 лет работы Национального центра усыновления), более 1,2 тыс. — попали в приемные семьи, свыше 1,9 тыс. — под опеку, 274 — в детские дома семейного типа, около 100 — в детские деревни.

Наталья Поспелова отметила, что специалисты центра провели анкетирование на тему «Как поддержать интерес общества к усыновлению?». Было получено много интересных разумных предложений. В частности, предлагается предоставить возможность человеку уйти в отпуск на два-три месяца (за свой счет или с частичной оплатой) по причине усыновления ребенка. «Поскольку все чаще стали усыновлять детишек постарше, то отпуск по уходу за ребенком до трех лет уже на многих новых мам или пап не распространяется, значит, им приходится сразу же отдавать малыша в детский сад, — пояснила собеседница. — А это нежелательно: пополнившейся семье нужно время, чтобы сблизиться, сродниться, привыкнуть друг к другу, маленькому ребенку необходимо адаптироваться в новых для него домашних условиях». Кстати, и с устройством малыша в детский сад тоже иногда возникают проблемы, особенно в новых городских районах (заранее ведь такого ребенка в очередь не поставишь).

Положительно отзываются респонденты и о мерах государственной поддержки семей усыновителей (в настоящее время им полагается ежемесячная материальная выплата в размере 309 тыс. рублей). Кстати, это уникальное явление в мировой практике: в других странах, как правило, семьям усыновителей не положены никакие выплаты или же выделяется единоразовая помощь. «Речь не идет, упаси бог, о материальной заинтересованности белорусов в усыновлении — люди бескорыстны в своих стремлениях сделать обездоленных малышей счастливыми, — подчеркнула Наталья Поспелова. — Эти выделяемые государством деньги используются на развитие и оздоровление усыновленного ребенка, ведь ему в большей степени, чем благополучным сверстникам, требуются занятия в секциях, кружках, в бассейне, с логопедом и другими специалистами, а это влечет дополнительные материальные издержки». Но всегда главенствует эмоциональный, а не рациональный аспект, добавила собеседница.

Автор Semeistvo.by

Прогноз погоды на 14 мая

От фаст-фуда дети не только толстеют