Без паники и страха
Настоящий профессионал, уверен главный врач специализированного центра, кандидат медицинских наук Валерий Денисенко, должен быть готов к любым неожиданностям.
— Да, времени на раскачку у нас практически не было, — отмечает собеседник. — Мы сразу же стали своеобразным связующим звеном между поликлиниками и инфекционной больницей. То есть к нам доставляли людей с пневмониями, а уже здесь мы определяли, какого происхождения воспаление — вирусное или бактериальное. В зависимости от этого и решалась дальнейшая логистика потока пациентов. Если коронавирус подтверждался — перевозили в инфекционную.
Это было вначале, а потом, когда количество заболевших возросло, бороться с коронавирусной инфекцией стали на месте. Протоколами лечения пульмонологических проблем овладели все — реаниматологи, кардиологи, проктологи, гинекологи.
Валерий Ларионович подчеркивает:
— Сложно было только первые несколько дней. Пока обкатали организационные вопросы, отработали чистые и красные зоны, трудились сутками. Переживали за каждого пациента — как бы не допустить ошибки. Но так как работать начинали не на пустом месте — уже успели провести курсы и семинары, изучить специальную литературу, познакомиться с наработками зарубежных специалистов, — все быстро вошло в нужное русло. Вот когда мы добрым словом вспомнили ежеквартальные, совместные с санэпидслужбой учения — и противочумный костюм умели быстро надевать, и с жесткими требованиями эпидемиологов в условиях распространения особо опасных инфекций были знакомы.
Кадры определяют успех
— У нас очень сильный кадровый состав, — констатирует Валерий Денисенко. — Из полусотни врачей свыше 80 процентов имеет высшую и первую квалификационные категории. На базе клиники действует три кафедры медуниверситета. Во время эпидемии наряду с лечащими врачами обход пациентов проводили известные в медсообществе профессора ВГМУ Иван Викторович Жильцов и Геннадий Иванович Юпатов. Штат больницы устоявшийся, крепкий и надежный. Многие врачи десять лет назад принимали участие в лечении осложнений свиного гриппа. Правда, пожилыми сотрудниками в возрасте 65 и более лет мы рисковать не стали — всех на этот период отправили в очередные отпуска. Хотя были желающие остаться и помогать коллегам с высоты своего опыта и знаний.
— Валерий Ларионович, а чем, на ваш взгляд, пережитый раньше свиной грипп и нынешний COVID-19 отличаются друг от друга? — не удерживаюсь от вопроса к человеку, который возглавляет центр вот уже более 10 лет.
Валерий Ларионович вспоминает:
— Тогда тоже была очень тревожная ситуация. Больные поступали массово. Мы отвели под них целый корпус. Были и тяжелые случаи. Но COVID-19 в этом плане более грозен и непредсказуем. Другая клиника, быстро развивающаяся патология, большее количество сложных случаев… К счастью, справились, летальность низкая по сравнению даже с другими европейскими странами. Не поверите, одной из последних после тяжелейшей двухсторонней пневмонии с радостью выписали 90-летнюю старушку. У бабушки целый букет хронических заболеваний, но благодаря профессионализму наших медиков она успешно перенесла коронавирус. На прощание обещала напечь пирожков на весь медперсонал.
За время пандемии через Витебский областной клинический специализированный центр прошло свыше 800 пациентов. Двадцати из них понадобилась искусственная вентиляция легких. За жизнь каждого пациента боролись денно и нощно заведующие хирургическим отделением Артем Табунов, гастроэнтерологическим — Лариса Гавриленко, кардиологическим — Ольга Лебедева. Они стояли в приемном покое, и от них зависели своевременная постановка диагноза, оперативное и правильное назначение лечения, постоянный контроль за его эффективностью. В самые сложные моменты плечо коллегам подставлял коллектив реанимации во главе с Лидией Радевич — здесь могут рассказать множество историй счастливого исцеления.
Например, витебчанин Петр Кульгавый (у него болела вся семья и родственники — всего более десяти человек) вспоминает:
— Я заболел первым, после командировки. Госпитализировали в центр. Там еще до готовности теста назначили лечение. Антибиотики не шли — открылась рвота. А потом в палату зашли люди в скафандрах, и я понял — все очень серьезно. Врачи объявили: вирус подтвердился, будут переводить меня в инфекционную больницу. А я уже, считай, и говорить не мог. Быстро меряют кислород — показатели критичные. Ни минуты на раздумья — врачи откладывают перевод в другое медучреждение. Вместо этого везут в реанимацию. Кислородная маска, капельницы в обе руки… Через три часа мое дыхание стабилизировалось, температура спала, и я уже бодренько поехал в инфекционку. Мне даже казалось, что я почти здоров… Именно тогда благодаря врачам специализированного центра я понял: исцеление реально, буду жить!
Не ради благодарностей
Сегодня в кабинете главврача хранятся благодарственная книга с записями пациентов, а также многочисленные открытки. Десятки людей низко кланяются медикам за то, что остались в живых. Поименно указывают не только врачей, но и медсестер, санитарочек, других специалистов клиники. Говорят им спасибо за профессионализм, участие и очень необходимые в трудный момент слова поддержки. Те слова и действия, что давали надежду на выздоровление. А эта надежда в итоге помогла и медикам, и их подопечным победить в борьбе с вирусом.
— Мы работали не ради благодарности и наград. Хотя поддержка и со стороны общества, и со стороны государства чувствовалась постоянно. В клинике всегда было достаточно средств индивидуальной защиты, по первой заявке осуществлялись централизованные поставки лекарств, спецсредств, поставлялись дополнительные аппараты кислородной поддержки и ИВЛ, предприниматели обеспечивали медперсонал горячими обедами и ужинами. Достойную зарплату получили все, кто работал в очаге. Приобретенный опыт, безусловно, сделал нас еще сильнее в профессиональном плане. Но пусть такие испытания больше никогда не повторяются, — итожит беседу Валерий Денисенко.
Источник: sb.by