Детство – период в жизни человека, когда закладываются основы его будущего здоровья, личностного развития, образования. Насколько крепким будет фундамент, зависит от многих факторов, в том числе от эффективной организации времени и оптимального распорядка дня.
Для гармоничного развития и укрепления здоровья у ребенка ежедневно должно быть достаточно времени для прогулок на свежем воздухе, физической активности, пассивного отдыха и сна. Удачно вплести в этот «узор» учебу в школе, выполнение домашних заданий, развивающие кружки, занятия по интересам – тот еще квест, который каждый год с приходом сентября предстоит решать родителям и детям.
Как режим дня влияет на здоровье и развитие ребенка? Что обязательно следует учесть при составлении распорядка дня, особенно у детей начальных классов? И как в действительности организовано время у большинства современных школьников? Журналисту портала Здоровые люди рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Карпович.
Хорошо (р)лежим
Строго говоря, режим дня – это спланированная последовательность и продолжительность различных видов деятельности в течение суток. Однако в современных реалиях различные виды деятельности, их последовательность и продолжительность имеют весьма своеобразное выражение.
– Стремительное развитие информационных технологий существенно изменило условия роста и развития подрастающего поколения, – говорит Наталья Карпович. – Большинство современных детей не представляют свою жизнь без электронных гаджетов, отлично в них ориентируются, много времени проводят в интернете, находя там разнообразную информацию, развлечения и общение. В свою очередь современные родители стремятся обеспечить детям наилучшее образование, поэтому нередко уже младшие школьники помимо основных школьных предметов дополнительно изучают иностранные языки, основы программирования и робототехники.
Глобальная «компьютеризация» не могла не отразиться и на досуге современных детей, подчеркивает эксперт.
Например, исследования, выполненные в разных странах мира, свидетельствуют о том, что свободное время нынешних детей и подростков всё чаще не связано с физической активностью, как это было еще пару-тройку десятков лет назад. Предпочтение отдается играм на компьютере и смартфоне, просмотру видеороликов и телевизионных передач, общению в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с тем гиподинамия, ежедневное длительное использование электронных устройств сами по себе негативно сказываются на развитии детей. А в сочетании с высокими умственными нагрузками в течение учебного года они в разы увеличивают риск развития нарушений в состоянии здоровья.
Особенно непросто приходится детям начальных классов, которые только начинают обучение в школе. Период адаптации к новым условиям и обстоятельствам сопряжен для них с:
- обилием впечатлений и соответственно, эмоциональными колебаниями;
- необходимостью соблюдать новые, более строгие правила поведения;
- длительным пребыванием в неподвижной позе;
- интенсивной умственной нагрузкой.
Рациональная организация времени и распорядка дня для младшеклассников – фактически залог успешной адаптации к школе, сохранения и укрепления здоровья. Но что мы имеем в реальности?
На прогулки времени нет, на смартфоны – есть
Чтобы определить основные характерные черты режима дня современных детей, в разных городах Беларуси был проведен опрос учеников младших классов. Всего в исследовании приняли участие 1300 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Оказалось, что практически половина из них проводят на свежем воздухе менее 2 часов в день. В том числе 10% школьников отметили, что совсем не гуляют на свежем воздухе в течение дня, потому что не имеют на это времени!
– Чаще всего об этом заявляли ученики третьих (17%) и четвертых (13%) классов, – пояснила Наталья Карпович. – Вероятно, это связано с возрастанием учебной нагрузки, но также и с уменьшением участия родителей и школы в организации режима дня детей, увеличением времени использования электронных устройств. Например, каждый десятый ребенок из опрошенных признался, что проводит со смартфоном, планшетом, за компьютером или у телевизора суммарно более 3 часов в день. И чем старше дети, тем это показатель выше: среди учеников 3-х и 4-х классов три и более часа с гаджетами проводят 15% детей.
Далее, значительное количество времени (после школьных уроков и времяпрепровождения с электронными девайсами) дети отводят подготовке домашнего задания: каждый третий из опрошенных школьников регулярно посвящает выполнению домашнего задания более полутора часов. У 5% участников опроса «домашка» отнимает более 2,5 часа ежедневно. А это ни много ни мало более 10% суточного бюджета времени!
Характерной чертой образа жизни современных школьников можно назвать и высокую популярность различных организованных дополнительных занятий по интересам. Плюс в том, что среди них достаточно востребованы спортивные, танцевальные и прочие секции, которые предполагают высокую физическую активность: до 70% опрошенных детей посещают именно такие занятия.
Вместе с тем половина школьников дополнительно занимается в студиях художественного и технического творчества, 14% из них посещают кружки 3 и более раза в неделю. Занятия, которые требуют усидчивости, высокой концентрации, внимания, умственного напряжения, могут справедливо рассматриваться как фактор риска нарушений осанки и зрения в связи с дополнительными зрительными и статическими нагрузками.
И, наконец, серьезная проблема, которая имеет тенденцию к возрастанию – недостаток сна у современных школьников. Например, каждый третий из опрошенных детей ложится спать позже 22 часов, в том числе 7% – позже 23 часов. В общей сложности дефицит ночного сна в течение рабочей недели из-за позднего отбоя характерен почти каждому 4-му ученику начальной школы.
– Если обобщить результаты опроса, то отклонения от рекомендованного распорядка дня для младших школьников, увы, обычное дело, – констатирует Наталья Карпович. – Учебная нагрузка, которая включает выполнение домашнего задания и дополнительное образование, а также длительное ненормированное ежедневное использование гаджетов создают дефицит времени, который приводит к сокращению (или полному отсутствию) прогулок на свежем воздухе и недостатку ночного сна. А это прежде всего ставит под удар здоровье ребенка, его физическое и психическое благополучие в будущем. Есть лишь один способ вывести ребенка из зоны риска, и это задача родителей: продумать распорядок дня, учитывая индивидуальные особенности и образ жизни семьи, при этом всячески помогать школьнику его придерживаться.
Что нужно учесть при составлении распорядка дня
Планируя режим дня школьника, необходимо соблюсти ряд основных моментов, считает эксперт:
- оптимально организовать 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 3,5 – 4 часов;
- отход ко сну должен быть не позднее 21.00 – 22.00, продолжительность ночного сна не менее 9 часов (оптимально от 9 до 11) для школьников младших классов, не менее 7-8 часов – для детей старше 10 лет. Для детей 6-летнего возраста необходимо предусмотреть дневной сон;
- продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 2 часов в день, при этом включать различные виды двигательной активности (ходьба прогулочным шагом, подвижные игры и т.д.);
- ограничение «экранного времени» (для детей начальной школы – не более 1 часа в день);
- утренняя гимнастика должна стать такой же привычкой, как утренние гигиенические процедуры. Даже 5 – 10 минут несложных упражнений помогают улучшить настроение и работоспособность ребенка.
Планируя режим дня, основные и дополнительные учебные нагрузки, родителям важно не забывать, что в детском возрасте закладывается не только фундамент образования, но и основы его физического и психического здоровья. А значит, ежедневно у ребенка должно быть достаточно времени для прогулок, подвижных игр, отдыха и сна.
Источник: 24health.by