Для тех, кто адаптируется к саду

Наталья Белая

психолог
Очень много сейчас информации можно прочесть об адаптационном периоде малышей к детскому саду.
Я сделала такое «ассорти» из своего практического и материнского опыта.
Что происходит с родителями:
· Тревога
· Страх
· Интерес
· Ревность
О чем это все?
Многим мамам кажется, что никто не сможет так смотреть твоего ребенка как ты сам. Много нелестных отзывов существует о детских садах.
Кажется, что если ребенку будет плохо, никто не поймет, не пожалеет, накажет несправедливо.
Что делать?
Осознать, что все эти чувства есть. Признать, что детский сад это хороший и полезный опыт для ребенка, помнить о том, что дети очень многое переживают и воспринимают легче, чем родители.
Я рекомендую понаблюдать , например, на прогулке за детьми средних и старших групп, обычно вы сможете увидеть, что дети играют, им весело, они в хорошем настроении. Никто не плачет, все дети заняты тем, что им интересно.
Стоит составить список плюсов детского сада.
Как правило сюда можно отнести : режим, регулярные прогулки, общение со сверстниками, приучение к труду( полить цветы, убрать игрушки, сложить свою одежду, отнести за собой посуду и т.п.), занятия, дисциплина, правила поведения. Дети смотрят друг на друга и быстрее развиваются навыки общения, они учатся мириться, делиться.
Что чувствуют дети:
· Страх
· Тревога
· Любопытство
· Недоверие

Заметьте, что наши чувства с детьми схожи, разница лишь в том, что мы знаем, что все хорошо закончится и что будет дальше, а дети нет. Поэтому очень важно чувство стабильности дать детям в этот период, показывать свою любовь.
В чем это выражается: капризы, истерики, плохой сон, снижение аппетита, кусание, возобновление «игнорирования» горшка, снижение иммунной системы за счет испытываемого стресса, что приводит в первые полгода к частым простудным заболеваниям, ребенок становится маминым «хвостиком», проявляет агрессию, ломает игрушки, плачет без причины и т.п. Список может дополнить каждая мама.
Важно помнить, что в период адаптации поведение ребенка меняется и он может делать то, чего уже давно или вообще никогда не делал.

Адаптационный период длится от нескольких недель где-то до полугода, все осложняется тем, что дети начинают часто болеть и после выздоровления им приходится вновь адаптироваться.
Есть дети, кто сначала плачет, есть те, кто вначале идет с интересом и удовольствием , а капризы начинаются недели через 2-4.Это норма.
Мой опыт подсказывает, что если ребенок плачет, это скорее хорошо, чем плохо.
Поход в сад- это стресс и если ребенок плачет, он выражает свои эмоции и не прячет их вглубь себя. Хуже если вы видите, что малыш переживает, но замыкается в себе.
Как подготовится к саду.
1. Я бы рекомендовала начать родителям с себя. Определитесь, что является причиной принятого решения.( нужно выходить на работу, хочется, чтобы малыш общался с детьми, ожидаете пополнения).
Помните, что ваши страхи и переживания передаются ребенку, поэтому если сами волнуетесь очень и еще морально к этому не созрели, лучше повременить и заняться собственной подготовкой к этому шагу.
2.Найдите сад, который вам по душе. Составьте себе список того, что вам важно: сад должен быть рядом с домом, там должна быть оч.хорошая материальная база, знакомый воспитатель, в эту группу пойдут знакомые дети.
3.Начните заранее готовить ребенка: говорите о предстоящих переменах дома, сводите ребенка туда погулять, можно пройтись по саду, зайти в группу.
Ни в коем случае не пугать садом.
Говорить только так, чтобы заинтересовать ребенка.
4.Первое время стоит ограничить ребенка от переизбытка впечатлений. Не рекомендуется во время адаптации посещать парки, цирк и еще что-то шумное, впечатлений от сада вполне хватит на неокрепшую детскую психику.
5.Сначала водим на пару часов.
Расскажите воспитателю самое важное о своем ребенке, не бойтесь просить, говорите о том, что для вас важно.
6.Если ребенок после вашего ухода успокаивается довольно быстро , это хороший знак. Если так будет, в конце первой недели можете оставить на обед( не на сон!).
7. После выходных обычно все заново нужно начинать. Опять ведем на пару часов.
НО!!!!!!!!! Эти пару часов сильно затягивать нельзя, потому что ребенок будет привыкать, что вы забираете его все время на прогулке или до обеда, или до сна. И когда вы решите, что можно время увеличить , для него это будет новый стресс.
Я рекомендую, если в пункте №6 у вас все так, в конце второй недели попробовать оставить на сон, быть на связи с воспитателем, чтобы в середине тихого часа, если ребенок проснулся или вообще не уснул, но хоть полежал, забрать его.
8.Дома , когда ребенок уже начал ходить в ясли, не нужно часто вспоминать сад , говорить о нем, уговаривать не плакать и вообще акцентировать внимание на предстоящей вновь разлуке .
В этот период ребенок нуждается в родителях больше , чем обычно, поэтому попробуйте максимально проявлять внимание и заботу о малыше.
9.Есть сады, где родителям разрешается помогать воспитателю, присутствовать какое-то время в группе, докармливать своего ребенка, укладывать его спать и т.п.
Я лично не приветствую этот вариант, хотя признаю, что кому-то он подходит.
Мне кажется , что такая тактика облегчает переживания ребенку в данный момент, но не всегда позволяет привыкнуть и адаптироваться. Наступит момент, когда мама не сможет приходить, тогда все прелести адаптации всплывут, получится, что сознательно вводили ребенка в заблуждение, приучали к саду с совместным прибыванием, а потом оставили.
Есть еще важный момент: вы приходите и помогаете своему ребенку, а другие малыши смотрят на вас и это провоцирует их переживания, они волнуются –где же их мама.
Я все же предлагаю учиться договариваться с воспитателем, просить искать подход к вашему ребенку, обращаться к дет.садовскому психологу за помощью, предлагать воспитателю сотрудничество, прислушиваться к рекомендациям.
10.Очень часто , стоит мне выйти в песочницу, я слышу гневные рассказы мам о том, как в саду ужасно, воспитатели ничего не делают и т.п. Конечно, если вы так считаете, высказывать свое мнение имеете полное право. НО! НЕ при ребенке. Даже если вам кажется, что малыш не понимает, он прекрасно улавливает, что вы взволнованы, вы это переживаете, ребенок может связать ваши эмоции с изменениями в своей жизни и испытывать страх, что усугубит период адаптации.
Я работала в саду, я видела все прелести адаптационного периода малышей для воспитателей .Обидно бывает слышать в их адрес критику. Представьте, какая это сложная работа. Мы иногда к одному ребенку не может подход найти, а в группе их много.
Старайтесь проявлять уважение к людям, которые целый день проводят с вашим ребенком, найти общий язык, высказать благодарность.
Если есть претензии и их хочется высказать, воспользуйтесь правилами грамотной критики: похвалить-критика-похвалить.

Отдельно обращаю внимание.
В детский сад, тем более в ясли нельзя давать жвачку, конфеты.
Я была в шоке ,когда на днях в группе у сына увидела у девочку барбариску, знаете такая конфета, которую трудно раскусить. А если ребенок побежит, споткнется, упадет…страшно представить.
Многие дети приносят в сад свои игрушки.
Это отдельная тема.
Конечно ,если малышу так комфортно, почему бы и нет. Но также есть случаи, когда в группе другие дети начинают интересоваться этой игрушкой и весь день превращается в охрану своей собственности. Это дополнительный стресс, если у вас есть подобная ситуация, лучше найти способ оставить игрушку дома.

В этой теме можно писать всем, обсуждать, задавать вопросы. Предлагать свои способы помощи ребенку, родителям.
Если у вас есть универсальный рецепт- делитесь.
Спасибо, что осилили текст до конца.
Успешной адаптации.
 

мама Алеся

New member
Моя дочка ходит уже 3-ю неделю, при расставании плачет, но потом перестает, на сон ее никто не предлагает оставлять, говорят, что еще адаптировалась на 80%, я может ошибаюсь, но ведь оно и верно, ведь малышка ходит только на пол дня, где же взять эти 100%. И еще меня настораживает то, что она уже знает, что после обеда я ее заберу, сама слышала, как она говорила: "все, я покушала, пойдем к маме".
 

Наталья Белая

психолог
Доброе утро!
Об этом я и писала, что ребенок привыкает быстро к тому, что его должны забрать раньше других.
НЕ ждите предложения от воспитателя, настраивайте дочку на то, что завтра она познакомится с со своей подушкой и одеалом в садике, что потом вы принесете ей сюрприз и т.п. и ставьте перед фактом воспитателя-сегодня пробуем сон, но будьте на связи, если ребенок совсем тяжело воспримет, чтобы забрать его, но пусть хоть попробует полежать, посмотрит на др.детей.
Успехов.
 

Red_Berry

В гармонии с природой
Добрый день, Наталья!

Вы объединили в одну очень важную для многих мам тему. И я бы тоже очень хотела с вами посоветоваться.
Моей дочке 1,7, пошли в сад с 1 сентября. Делали почти все как вы описали - говорили и гуляли там заранее, оставляли сначала на пару часов, потом не затягивая на обед, потом на сон, потом до ужина, сейчас до 18 часов.
В садике все хорошо, воспитатели отличные, кормят хорошо, дочка там сейчас себя чувствует тоже неплохо - играется, сама ест, хорошо спит, активно принимает участие в играх и занятиях. Бывает что плачет (когда что-то не по ней - посадили на горшок против воли, повели на прогулку когда она не хотела, и т.д.), но быстро успокаивается.
НО: меня волнует то, что происходит дома. Она очень тяжело со мной расстается :-(. Вечерами или в выходные, когда мы вместе, она пай-девочка: не капризничает, веселая, играется... в то же время старается быть все время со мной, мужа от меня отгоняет (ревнует?), требует внимания. я ей с удовольствием его уделяю, играю, обнимаю-ласкаю, все хорошо. Но как только наступает буднее утро, я ее начинаю одевать и она понимает что сейчас ей надо будет ехать в садик, а не оставаться с мамой - начинается плач, я его остановить не могу все утро, пока муж с ней не выйдет на улицу и не сядет в машину. Потом везет в сад - дочка отвлекается, останавливается у сада - дочка снова все понимает и плачет навзрыд дорогу до садика, во время переодевания, пока ее не отвлекут и не успокоят воспитатели.
Наталья, подскажите пожалуйста, такое количество слез (и дома, и в дороге) - это нормально? И второй вопрос - как мне правильно себя вести, чтобы облегчить дочке адаптацию? Что делать, что говорить, а чего наоборот нельзя делать?
 

Наталья Белая

психолог
Наталья, подскажите пожалуйста, такое количество слез (и дома, и в дороге) - это нормально? И второй вопрос - как мне правильно себя вести, чтобы облегчить дочке адаптацию? Что делать, что говорить, а чего наоборот нельзя делать?
Количество слез- нормально, естественно.
То, что происходит дома, это выплеск ее чувств и переживаний, она дома расслабляется, потмоу что в саду, судя по всему, берет себя в руки и мужественно занимается тем, чем предлагают.
Вы можете помочь поддержкой, вниманием, понимаениме ее чувств, слез.Не торопите время.Все будет хорошо.
 

Red_Berry

В гармонии с природой
Вопрос удален - мы уже не плачем! :)
Спасибо, Наталья, за советы - уверена, они в том числе помогли нам так быстро и здорово привыкнуть к садику!
 
Последнее редактирование:

Ada

Be yourself!
наталья удовенко, и у нас почти тоже самое, что и у Семечка, только сын уже ходит почти 5 месяцев, но часто болеет. И каждое утро я уже не знаю, ЧТО придумать, КАК заманить его в садик, чтобы он не истерил и дал спокойно его одеть. За 5 месяцев моя фантазия уже иссякла. И я не знаю, что ему говорить. В садике все ОК. Не плачет, играет, нравится. Но утром идти ни в какую не хочет.:( Брыкается, отталкивает, не дает себя одеть.:( Как быть?
 

jullliya

графический дизайнер
наталья удовенко,
Наталья, какая вы умница, что создали такую нужную тему:)

У меня 2 вопроса:)
1) Общий. Исходя из личного опыта, я заметила, что легко адаптируются к саду детки либо до 2-ух лет, либо после 2,6г. Почти у всех моиз знакомых, кто начинал водить в сад в промежутке 2,1-2,5г - были проблемы, адаптация была длительной и сложной. А у тех, кто начал водить в сад ближе к 3-ем годам - в процентах 80-ти, детки быстро привыкали к саду, максимум за пару недель, без длит.слез и болезней.
Вопрос: Можно ли определить более или менее благополучные возрастные границы начала посещения сада? Как, например, с гв, известно, что после 2,6г отлучение происходит и проще, и часто это самоотлучение.

2) Индивидуальный:
Мы ходим в сад с 4-го сентября , т.е уже больше двух недель. Остаемся до обеда. Вернее, забираю после обеда. Ходит дочка хорошо, ттт, пару дней первых поплакала, теперь бежит в сад с удовольствием:) В саду ест, играет, ходит на горшок и т.д.
Вопрос: с этой недели хотела оставить ее на сон, НО в связи с отсутствием отопления, а в группе жуткий дубар, оставлять до включения отопления не хочу. Не привыкнет ли дочка за такое долгое время к тому, что я ее забираю после обеда? Как потом объяснять, что она будет спать после обеда в группе?
 

LadyMoon

Неисправимая оптимистка
jullliya,
вы такая умничка :) сформулировали мой вопрос (общий).
наталья удовенко,
Мне тоже очень важно узнать: есть ли какой-то оптимальный возраст когда ребенка лучше отдавать в садик, когда адаптация происходит менее болезненно и тяжело?
 
T

TaYna_Я

Guest
jullliya написал(а):
Исходя из личного опыта, я заметила, что легко адаптируются к саду детки либо до 2-ух лет, либо после 2,6г. Почти у всех моиз знакомых, кто начинал водить в сад в промежутке 2,1-2,5г - были проблемы, адаптация была длительной и сложной.
Я отдала старшую в 2,3г. На второй день она нехотела после обеда уходить,а с третьего уже оставалась на полный день))). Хотя наверно все это индивидуально.
 

Евдокия

New member
кто начинал водить в сад в промежутке 2,1-2,5г - были проблемы, адаптация была длительной и сложной.
И мы вписываемся в этот промежуток. Адаптируемся хорошо. :) Воспитатели в саду про сына говорят: "Он у нас вообще беспроблемный ребенок!". Ходим уже на полный день. Так что всё ОК!!!
 

Муся

заморская свинка
Наталья,
у меня к вам вопрос по поводу садика. а что вы скажете про детей, кторых отдают в сад за 1-1,5 до школы? это в 4,5-5 лет. я сначала хотела отдать в 2,5, а теперь больше склоняюсь к тому, что в садик вести моего детя сейчас нет необходимости, а там - типа адоптация к коллективу перед школой. из знакомых, отдававших в этом возрасте детей в сад только хорошие отзывы.
 

Jahenka

влюбленная в мир
Наталья, вы не одобряете сласти.
Я не спорю насчет конфет-сосулек, да и вредны они. Но я слышала несколько раз от разных мам, что детки очень любят угощать своих "сосадовцев" чем-то принесенным из дому. И ребенок, зная, что в саду он угостит деток, спокойно "отлепляется" от мамы - у него там есть дело, он какой-то авторитет получает. Кстати, тоже интересно Ваше мнение - с одной стороны "дружба за сладости" - это сомнительно, но с другой - возраст-то еще для обычной дружбы не очень.
Моя дочка во время привыкания ничего не носила, но сейчас у нас в саду сложилась традиция, что каждый день кто-то что-то приносит из детей, причем они ждут после завтрака (это воспитательница так организовала) и только потом с чаем делятся все (уже не все... набрали много новеньких - есть "своя тусовка" из прошлой группы перешедших). Угощения недорогие - чтобы было много и можно поделиться: крекеры, кукурузные палочки, изюм...
 

дельфин

просто мама
Здравствуйте Наталья!
Мы ходив в садик 2-ю неделю. В садик идем нормально, передеваемся без слез, говорит, что мама и папа идут на работу. Вроде бы все понимает. Но потом плачем. Ничего сына в садике не привлекает, в играх не учавствует, игрушки не берет, не ест, не рисует. Вообщем ничего не делает. Да к тому же стал ночью и днем просыпаться, во сне зовет маму, а вчера плакал во сне. Нам 2,4 годика. Может вы что нибуть посоветуйте?
 

Вишенка

волшебница
наталья удовенко,
Моя девочка ходит в сад с начала сентября, правда, с перерывами. В среднем, 3 раза в неделю получается. Хорошо ест, играет, слушается воспитателей, просит ей помочь, если в этом есть необходимость (она самая маленькая в группе). Уже появились подружки. 3 раза оставалась на сон, правда, во второй раз спать отказалась почему-то (была чужая воспитательница). В саду с 8 утра до 5 вечера. Никогда не плакала, сначала бежала в сад вприпрыжку, сейчас уже спокойнее. Дома поведение не изменилось.
Можно считать, что ребенок уже адаптировался к саду? Или какие-то проблемы адаптации еще возможны? Я даже и не ожидала, что буду так волноваться, хотя вроде бы все нормально...
 

Вишенка

волшебница
Возникла проблема, не знаю, связана ли она именно с адаптацией.
Сегодня воспитатель позвонила и попросила забрать Доминику, потому что она не спит. Она не плакала, не скандалила, просто не спала, хотя воспитательница ее и на руках качала, и песни ей пела, и чего только не делала... Не заснула. Когда узнала, что я приду, обрадовалась. Мне потом сказала, что хотела ко мне, поэтому и не спала. Но на самом деле она и дома далеко не всегда спит. Хотя вот с бабушкой спит обычно. Со мной - чаще не спит. В общем, воспитательница решила отправить ее домой, пока она не начала скандалить и не разбудила других детей.
Я работаю, у меня свободный, но довольно напряженный график (эти 3 часа придется дорабатывать ночью), водить на полдня без серьезных причин я не могу. Как следует поступать в такой ситуации? Как объяснить ребенку? Не хотелось бы, чтоб она думала, что мама может в любой момент прибежать, по первому ее желанию... Я сегодня очень расстроилась, всю дорогу домой ей выговаривала, что она меня от работы оторвала... Наверно я не права, я слишком много ждала от своего в общем-то еще маленького ребенка...
 
Сверху