Наталья Белая
психолог
Очень много сейчас информации можно прочесть об адаптационном периоде малышей к детскому саду.
Я сделала такое «ассорти» из своего практического и материнского опыта.
Что происходит с родителями:
· Тревога
· Страх
· Интерес
· Ревность
О чем это все?
Многим мамам кажется, что никто не сможет так смотреть твоего ребенка как ты сам. Много нелестных отзывов существует о детских садах.
Кажется, что если ребенку будет плохо, никто не поймет, не пожалеет, накажет несправедливо.
Что делать?
Осознать, что все эти чувства есть. Признать, что детский сад это хороший и полезный опыт для ребенка, помнить о том, что дети очень многое переживают и воспринимают легче, чем родители.
Я рекомендую понаблюдать , например, на прогулке за детьми средних и старших групп, обычно вы сможете увидеть, что дети играют, им весело, они в хорошем настроении. Никто не плачет, все дети заняты тем, что им интересно.
Стоит составить список плюсов детского сада.
Как правило сюда можно отнести : режим, регулярные прогулки, общение со сверстниками, приучение к труду( полить цветы, убрать игрушки, сложить свою одежду, отнести за собой посуду и т.п.), занятия, дисциплина, правила поведения. Дети смотрят друг на друга и быстрее развиваются навыки общения, они учатся мириться, делиться.
Что чувствуют дети:
· Страх
· Тревога
· Любопытство
· Недоверие
Заметьте, что наши чувства с детьми схожи, разница лишь в том, что мы знаем, что все хорошо закончится и что будет дальше, а дети нет. Поэтому очень важно чувство стабильности дать детям в этот период, показывать свою любовь.
В чем это выражается: капризы, истерики, плохой сон, снижение аппетита, кусание, возобновление «игнорирования» горшка, снижение иммунной системы за счет испытываемого стресса, что приводит в первые полгода к частым простудным заболеваниям, ребенок становится маминым «хвостиком», проявляет агрессию, ломает игрушки, плачет без причины и т.п. Список может дополнить каждая мама.
Важно помнить, что в период адаптации поведение ребенка меняется и он может делать то, чего уже давно или вообще никогда не делал.
Адаптационный период длится от нескольких недель где-то до полугода, все осложняется тем, что дети начинают часто болеть и после выздоровления им приходится вновь адаптироваться.
Есть дети, кто сначала плачет, есть те, кто вначале идет с интересом и удовольствием , а капризы начинаются недели через 2-4.Это норма.
Мой опыт подсказывает, что если ребенок плачет, это скорее хорошо, чем плохо.
Поход в сад- это стресс и если ребенок плачет, он выражает свои эмоции и не прячет их вглубь себя. Хуже если вы видите, что малыш переживает, но замыкается в себе.
Как подготовится к саду.
1. Я бы рекомендовала начать родителям с себя. Определитесь, что является причиной принятого решения.( нужно выходить на работу, хочется, чтобы малыш общался с детьми, ожидаете пополнения).
Помните, что ваши страхи и переживания передаются ребенку, поэтому если сами волнуетесь очень и еще морально к этому не созрели, лучше повременить и заняться собственной подготовкой к этому шагу.
2.Найдите сад, который вам по душе. Составьте себе список того, что вам важно: сад должен быть рядом с домом, там должна быть оч.хорошая материальная база, знакомый воспитатель, в эту группу пойдут знакомые дети.
3.Начните заранее готовить ребенка: говорите о предстоящих переменах дома, сводите ребенка туда погулять, можно пройтись по саду, зайти в группу.
Ни в коем случае не пугать садом.
Говорить только так, чтобы заинтересовать ребенка.
4.Первое время стоит ограничить ребенка от переизбытка впечатлений. Не рекомендуется во время адаптации посещать парки, цирк и еще что-то шумное, впечатлений от сада вполне хватит на неокрепшую детскую психику.
5.Сначала водим на пару часов.
Расскажите воспитателю самое важное о своем ребенке, не бойтесь просить, говорите о том, что для вас важно.
6.Если ребенок после вашего ухода успокаивается довольно быстро , это хороший знак. Если так будет, в конце первой недели можете оставить на обед( не на сон!).
7. После выходных обычно все заново нужно начинать. Опять ведем на пару часов.
НО!!!!!!!!! Эти пару часов сильно затягивать нельзя, потому что ребенок будет привыкать, что вы забираете его все время на прогулке или до обеда, или до сна. И когда вы решите, что можно время увеличить , для него это будет новый стресс.
Я рекомендую, если в пункте №6 у вас все так, в конце второй недели попробовать оставить на сон, быть на связи с воспитателем, чтобы в середине тихого часа, если ребенок проснулся или вообще не уснул, но хоть полежал, забрать его.
8.Дома , когда ребенок уже начал ходить в ясли, не нужно часто вспоминать сад , говорить о нем, уговаривать не плакать и вообще акцентировать внимание на предстоящей вновь разлуке .
В этот период ребенок нуждается в родителях больше , чем обычно, поэтому попробуйте максимально проявлять внимание и заботу о малыше.
9.Есть сады, где родителям разрешается помогать воспитателю, присутствовать какое-то время в группе, докармливать своего ребенка, укладывать его спать и т.п.
Я лично не приветствую этот вариант, хотя признаю, что кому-то он подходит.
Мне кажется , что такая тактика облегчает переживания ребенку в данный момент, но не всегда позволяет привыкнуть и адаптироваться. Наступит момент, когда мама не сможет приходить, тогда все прелести адаптации всплывут, получится, что сознательно вводили ребенка в заблуждение, приучали к саду с совместным прибыванием, а потом оставили.
Есть еще важный момент: вы приходите и помогаете своему ребенку, а другие малыши смотрят на вас и это провоцирует их переживания, они волнуются –где же их мама.
Я все же предлагаю учиться договариваться с воспитателем, просить искать подход к вашему ребенку, обращаться к дет.садовскому психологу за помощью, предлагать воспитателю сотрудничество, прислушиваться к рекомендациям.
10.Очень часто , стоит мне выйти в песочницу, я слышу гневные рассказы мам о том, как в саду ужасно, воспитатели ничего не делают и т.п. Конечно, если вы так считаете, высказывать свое мнение имеете полное право. НО! НЕ при ребенке. Даже если вам кажется, что малыш не понимает, он прекрасно улавливает, что вы взволнованы, вы это переживаете, ребенок может связать ваши эмоции с изменениями в своей жизни и испытывать страх, что усугубит период адаптации.
Я работала в саду, я видела все прелести адаптационного периода малышей для воспитателей .Обидно бывает слышать в их адрес критику. Представьте, какая это сложная работа. Мы иногда к одному ребенку не может подход найти, а в группе их много.
Старайтесь проявлять уважение к людям, которые целый день проводят с вашим ребенком, найти общий язык, высказать благодарность.
Если есть претензии и их хочется высказать, воспользуйтесь правилами грамотной критики: похвалить-критика-похвалить.
Отдельно обращаю внимание.
В детский сад, тем более в ясли нельзя давать жвачку, конфеты.
Я была в шоке ,когда на днях в группе у сына увидела у девочку барбариску, знаете такая конфета, которую трудно раскусить. А если ребенок побежит, споткнется, упадет…страшно представить.
Многие дети приносят в сад свои игрушки.
Это отдельная тема.
Конечно ,если малышу так комфортно, почему бы и нет. Но также есть случаи, когда в группе другие дети начинают интересоваться этой игрушкой и весь день превращается в охрану своей собственности. Это дополнительный стресс, если у вас есть подобная ситуация, лучше найти способ оставить игрушку дома.
В этой теме можно писать всем, обсуждать, задавать вопросы. Предлагать свои способы помощи ребенку, родителям.
Если у вас есть универсальный рецепт- делитесь.
Спасибо, что осилили текст до конца.
Успешной адаптации.
Я сделала такое «ассорти» из своего практического и материнского опыта.
Что происходит с родителями:
· Тревога
· Страх
· Интерес
· Ревность
О чем это все?
Многим мамам кажется, что никто не сможет так смотреть твоего ребенка как ты сам. Много нелестных отзывов существует о детских садах.
Кажется, что если ребенку будет плохо, никто не поймет, не пожалеет, накажет несправедливо.
Что делать?
Осознать, что все эти чувства есть. Признать, что детский сад это хороший и полезный опыт для ребенка, помнить о том, что дети очень многое переживают и воспринимают легче, чем родители.
Я рекомендую понаблюдать , например, на прогулке за детьми средних и старших групп, обычно вы сможете увидеть, что дети играют, им весело, они в хорошем настроении. Никто не плачет, все дети заняты тем, что им интересно.
Стоит составить список плюсов детского сада.
Как правило сюда можно отнести : режим, регулярные прогулки, общение со сверстниками, приучение к труду( полить цветы, убрать игрушки, сложить свою одежду, отнести за собой посуду и т.п.), занятия, дисциплина, правила поведения. Дети смотрят друг на друга и быстрее развиваются навыки общения, они учатся мириться, делиться.
Что чувствуют дети:
· Страх
· Тревога
· Любопытство
· Недоверие
Заметьте, что наши чувства с детьми схожи, разница лишь в том, что мы знаем, что все хорошо закончится и что будет дальше, а дети нет. Поэтому очень важно чувство стабильности дать детям в этот период, показывать свою любовь.
В чем это выражается: капризы, истерики, плохой сон, снижение аппетита, кусание, возобновление «игнорирования» горшка, снижение иммунной системы за счет испытываемого стресса, что приводит в первые полгода к частым простудным заболеваниям, ребенок становится маминым «хвостиком», проявляет агрессию, ломает игрушки, плачет без причины и т.п. Список может дополнить каждая мама.
Важно помнить, что в период адаптации поведение ребенка меняется и он может делать то, чего уже давно или вообще никогда не делал.
Адаптационный период длится от нескольких недель где-то до полугода, все осложняется тем, что дети начинают часто болеть и после выздоровления им приходится вновь адаптироваться.
Есть дети, кто сначала плачет, есть те, кто вначале идет с интересом и удовольствием , а капризы начинаются недели через 2-4.Это норма.
Мой опыт подсказывает, что если ребенок плачет, это скорее хорошо, чем плохо.
Поход в сад- это стресс и если ребенок плачет, он выражает свои эмоции и не прячет их вглубь себя. Хуже если вы видите, что малыш переживает, но замыкается в себе.
Как подготовится к саду.
1. Я бы рекомендовала начать родителям с себя. Определитесь, что является причиной принятого решения.( нужно выходить на работу, хочется, чтобы малыш общался с детьми, ожидаете пополнения).
Помните, что ваши страхи и переживания передаются ребенку, поэтому если сами волнуетесь очень и еще морально к этому не созрели, лучше повременить и заняться собственной подготовкой к этому шагу.
2.Найдите сад, который вам по душе. Составьте себе список того, что вам важно: сад должен быть рядом с домом, там должна быть оч.хорошая материальная база, знакомый воспитатель, в эту группу пойдут знакомые дети.
3.Начните заранее готовить ребенка: говорите о предстоящих переменах дома, сводите ребенка туда погулять, можно пройтись по саду, зайти в группу.
Ни в коем случае не пугать садом.
Говорить только так, чтобы заинтересовать ребенка.
4.Первое время стоит ограничить ребенка от переизбытка впечатлений. Не рекомендуется во время адаптации посещать парки, цирк и еще что-то шумное, впечатлений от сада вполне хватит на неокрепшую детскую психику.
5.Сначала водим на пару часов.
Расскажите воспитателю самое важное о своем ребенке, не бойтесь просить, говорите о том, что для вас важно.
6.Если ребенок после вашего ухода успокаивается довольно быстро , это хороший знак. Если так будет, в конце первой недели можете оставить на обед( не на сон!).
7. После выходных обычно все заново нужно начинать. Опять ведем на пару часов.
НО!!!!!!!!! Эти пару часов сильно затягивать нельзя, потому что ребенок будет привыкать, что вы забираете его все время на прогулке или до обеда, или до сна. И когда вы решите, что можно время увеличить , для него это будет новый стресс.
Я рекомендую, если в пункте №6 у вас все так, в конце второй недели попробовать оставить на сон, быть на связи с воспитателем, чтобы в середине тихого часа, если ребенок проснулся или вообще не уснул, но хоть полежал, забрать его.
8.Дома , когда ребенок уже начал ходить в ясли, не нужно часто вспоминать сад , говорить о нем, уговаривать не плакать и вообще акцентировать внимание на предстоящей вновь разлуке .
В этот период ребенок нуждается в родителях больше , чем обычно, поэтому попробуйте максимально проявлять внимание и заботу о малыше.
9.Есть сады, где родителям разрешается помогать воспитателю, присутствовать какое-то время в группе, докармливать своего ребенка, укладывать его спать и т.п.
Я лично не приветствую этот вариант, хотя признаю, что кому-то он подходит.
Мне кажется , что такая тактика облегчает переживания ребенку в данный момент, но не всегда позволяет привыкнуть и адаптироваться. Наступит момент, когда мама не сможет приходить, тогда все прелести адаптации всплывут, получится, что сознательно вводили ребенка в заблуждение, приучали к саду с совместным прибыванием, а потом оставили.
Есть еще важный момент: вы приходите и помогаете своему ребенку, а другие малыши смотрят на вас и это провоцирует их переживания, они волнуются –где же их мама.
Я все же предлагаю учиться договариваться с воспитателем, просить искать подход к вашему ребенку, обращаться к дет.садовскому психологу за помощью, предлагать воспитателю сотрудничество, прислушиваться к рекомендациям.
10.Очень часто , стоит мне выйти в песочницу, я слышу гневные рассказы мам о том, как в саду ужасно, воспитатели ничего не делают и т.п. Конечно, если вы так считаете, высказывать свое мнение имеете полное право. НО! НЕ при ребенке. Даже если вам кажется, что малыш не понимает, он прекрасно улавливает, что вы взволнованы, вы это переживаете, ребенок может связать ваши эмоции с изменениями в своей жизни и испытывать страх, что усугубит период адаптации.
Я работала в саду, я видела все прелести адаптационного периода малышей для воспитателей .Обидно бывает слышать в их адрес критику. Представьте, какая это сложная работа. Мы иногда к одному ребенку не может подход найти, а в группе их много.
Старайтесь проявлять уважение к людям, которые целый день проводят с вашим ребенком, найти общий язык, высказать благодарность.
Если есть претензии и их хочется высказать, воспользуйтесь правилами грамотной критики: похвалить-критика-похвалить.
Отдельно обращаю внимание.
В детский сад, тем более в ясли нельзя давать жвачку, конфеты.
Я была в шоке ,когда на днях в группе у сына увидела у девочку барбариску, знаете такая конфета, которую трудно раскусить. А если ребенок побежит, споткнется, упадет…страшно представить.
Многие дети приносят в сад свои игрушки.
Это отдельная тема.
Конечно ,если малышу так комфортно, почему бы и нет. Но также есть случаи, когда в группе другие дети начинают интересоваться этой игрушкой и весь день превращается в охрану своей собственности. Это дополнительный стресс, если у вас есть подобная ситуация, лучше найти способ оставить игрушку дома.
В этой теме можно писать всем, обсуждать, задавать вопросы. Предлагать свои способы помощи ребенку, родителям.
Если у вас есть универсальный рецепт- делитесь.
Спасибо, что осилили текст до конца.
Успешной адаптации.