Гоми́лия, или Доступное православие

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Предлагаю поразмыслить в таком ключе. О Царствии Божием говорит Сам Бог через ветхозаветных пророков и уже в Новом завете о нем (Царстве) говорит воплотившийся Богочеловек Иисус Христос. Говорит как власть имеющий о Своем Царстве. Где он Царь. Кому, как не Ему в полноте знать все о Своем Царстве и как Творцу знать все о Своем творении. Все знания, которые необходимы человеку для достижения Царства Божия Господь через Своих служителей оставил в Священном Писании. А также, зная поврежденное состояние человека после грехопадения ( из-за чего человек утратил способность без помощи Бога воспринять написанное, потому что он отпал от Бога), послал Духа Своего Святого на апостолов, основал Свою Церковь здесь на земле, для того, чтобы читающий Священное Писание читал, то, что Бог вложил в написанное, а не что читающему взбредет в голову/хочется увидеть/прочитать.
встречный вопрос, когда проводились "Вселенские соборы", на епископов тоже святой дух сошёл и Бог им велел многие места в писаниях апостолов переделать, а так же неугодные труды уничтожить, а не согласных казнить? Ведь только после "Никейского собора" в Библию внесена поправка и Христа величают Господом и Царём. Не САМ себя он так называет, а люди, имеющие власть создают этакую трактовку.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Есть ли у тебя реальный опыт? Ты полюбила маньяка- но ребенок мертв? Почему не сработал твой принцип ? И почему ты спишь спокойно?. Ведь он дальше убивать пойдёт?
Ирина, ты нарисовала ужасную картину в своём воображении и ждёшь ответа чтобы я подтвердила твои ожидания. У меня это не получится, извини. Не смогу продолжать беседу в таком направлении. Моя реальность с более яркими красками и нет вокруг меня маньяков.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ок) но ведь и Вы считаете где-то также в отношении моих понятий
естественно, иначе мы бы пришли к согласию ;)

Я не против проявления милосердия к врагам. Вопрос - к каким? К действующему безумному убийце-насильнику-агрессору? Который убивает и будет убивать, насиловать, издеваться, пытать, жечь, вешать родных людей да и не только...? Это не зло ли?
Это зло, которое порождается нашим обществом, которое живёт иными ценностями, а не учением Христа. Живя иначе, не было бы маньяков/агрессоров. Вот поэтому и этакий "замкнутый круг", когда в стенах церкви читаем заповеди и рассуждаем о них, а выходя не практикуем. Или же не живём так, потому что не поняли о чём говорил Христос?...
эх... :(
эго - это в случае захватнической войны, а в случае освободительной/ защитительной - это наша совесть, наш долг, заповедь о любви к ближнему и отдача жизни за него.
нет, эго - это самоощущение своего "Я". И любое отстаивание себя, защита того что считаешь своим - это проявления эго. А долг/честь - это красивые оправдания для эго. И понятно, что без эго не существовало бы современного общества, системы в которой мы живём. А Христос и учил, как растворять своё эго, как отказаться от него.

А по другому если, так это толстовщина какая-то, заблуждение это из-за искаженных христианских понятий.
значит, мне ближе "толстовщина" :)

Спасибо всем за общение и приятные диалоги :thank_you:
 
Последнее редактирование:

Romashka75

New member
Моя реальность с более яркими красками и нет вокруг меня маньяков.
Тогда разговор ни о чём). Просто если не иметь реального опыта или хотя бы воображения реального опыта- то все просто слова красивые. Диалог же и велся изначально о такой ситуации. Я просто намерено грубо её назвала. Так же как и войне рассуждать -не участвуя в ней- пустые слова. Совсем не в тему диалога , но о войне в Украине. Пришло на ум. Знакомая журналистка была в Горловке пару месяцев назад. Ночью бомбили, было страшно. Наутро спрашивает у женщины -хозяйки дома, где они ночевали. И которая в этом живёт еженощно. Как вы думаете почему у вас война? Та отвечает- спокойно, кротко, без надрыва- да за грехи. Вот это живые слова,прожитые -хотя наверняка не все поймут и тут среди мира и там на войне . Тоже спасибо за диалог)
 

A-Lesko

Настя Каменская
Симона-Таисия, вот будничная, не военная, сегодняшняя новость с тутбая про психа, который пришел и просто стал резать ножом, кого видит. Вот прям сию минуту с ним что делать, если он уже в двух шагах от новой жертвы? Как здесь можно поступить "иначе"?
помолиться?
 

Igra

БЫТИЕ
Конечно же! Обязательно.
И только? А когда мы есть хотим, крышу над головой, одежду, автомобиль, может, тоже помолиться да и все? Или что-то для этого делать еще приходится?
 

Lemma

была Lena777
Ведь только после "Никейского собора" в Библию внесена поправка и Христа величают Господом и Царём. Не САМ себя он так называет, а люди, имеющие власть создают этакую трактовку.
Не совсем так :)
На Никейском соборе не было решено, что Христос - Господь и Царь. Но был провозглашен Символ Веры, в котором, действительно, было закреплено (именно закреплено уже существующее, а не вновь придуманное) то, что христиане верят в Святую Троицу: в Бога-Отца, и в Его Единосущного Сына Иисуса Христа, и в Святой Дух, исходящий от Отца.
Собственно по этому поводу и собирался Первый Никейский собор. Т.к. стали возникать целые течения, которые учили, что Христос не имеет божественной природы, что Он просто Сын по благодати. Именно тогда эти воззрения Ария стали набирать обороты вплоть до церковного раскола.
А т.к. Константин - первый в Римской империи христианский император, избрал христианство государственной религией (речь идет о IV веке от Р.Х.-до этого времени, как известно, христианство было гонимо), то решил собрать собор и прописать все, как есть, в Символе Веры и утвердить его на государственном уровне, чтобы вновь возникающие учения о природе Христа уже не раздирали Церковь.
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Пасху христиане празднуют 40 дней.
Поэтому опять о ней. Тем более, что все христианство пасхоцентрично!

-- О Пасхе можно говорить много и долго -- всю свою жизнь. Главное, чем мы хотим поделиться с людьми в этот день, -- это радость о Воскресшем Христе. Суть Пасхи -- суть христианства: и православный календарь, и богослужение, веро- и нравоучение Церкви -- все мировоззрение христианина выстраивается вокруг темы Пасхи.
Чем этот праздник так значим?

Рай -- это не только идеальные условия существования для первозданного человека как биологического вида, но и идеальные условия для его встречи с Богом. Грех Адама и Евы настолько изменил человеческую природу, что райские условия, в которые изначально был помещен человек, уже не соответствовали его искаженным потребностям: падший человек, как мы помним, прячется от Бога, поэтому Бог, не столько наказывая, сколько спасая, помещает человека в другие условия, наиболее соответствующие его испорченной природе. Изгнание из Рая -- это начало «земной» истории человечества, в границах которой потомки Адама должны были научиться искать Бога, а не прятаться от Него. Людям была предложена возможность попытаться восхотеть всем сердцем то, от чего их прародители всем сердцем отказались: доверие Богу.

Смерть -- самое страшное последствие греха. Она есть разлучение тела и души -- если речь идет о смерти материальной, человека и Бога -- если речь идет о смерти духовной. Грех сделал несовместимыми волю Бога и свободу человека, он как бы развел Бога и человека по обе стороны бесконечности, и сам человек никак не мог сделать эту бесконечность «меньше» -- преодоление пропасти между Богом и человеком могло стать результатом только Божественного почина, но никак не усилий человеческого гения.

Слово «религия» происходит от латинского «религаре», что означает «восстановление связи» -- между Богом и человеком, которая когда-то была прервана в результате грехопадения. Если смерть есть результат разлучения Бога и человека, то религия есть упование на преодоление смерти -- биологической и духовной, возможность которого должна была, по обетованию Бога, открыться для изгнанного из Рая человечества в будущем -- когда «исполнится полнота времен».

И однажды этот момент настал: в мир пришел Мессия. Христос! Но кто Он? Чем Он отличается от иных духовных учителей или «божеств», о которых говорили в других религиях?

Если предположить, что Он -- просто человек, то мы не сможем увидеть в христианстве ничего принципиально иного: ведь было множество праведников и мудрецов и до Христа, и, кстати, некоторых из них Христос даже цитирует.

Если предположить, что Он -- «просто Бог», то и это допущение не позволит нам увидеть во Христе ничего такого, что сделало бы Его учение исключительным…

Христиане верят: Иисус Христос -- Истинный Богочеловек, в Его Единой Личности непостижимым образом сочетается то, что раньше было разделено «бесконечностью»: истинная человеческая и истинная Божественная природа. Он не просто Тот, Кто говорил о религии, -- Он само наше «религаре», в Которое мы веруем и через приобщение к Которому обретаем надежду на спасение: единство с Богом.
«Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее»

Никто из оппонентов Христа не сомневался в том, что Он -- человек. И сегодня атеисты склонны признавать: был такой проповедник, Иисус из Назарета. Но Господь, неоднократно называя Себя Сыном Человеческим, называл Себя и Сыном Божиим -- т.е. Богом. Как говорит апостол, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп.2.6)», неоднократно называя себя Богом (Ин.6.41, Ин. 8.58, Ин. 11.25, Ин.18.6, и пр.). Но ведь каждый волен называть себя кем угодно, так ведь? «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин.2.18)», --спрашивали Его. Христос ответил, что никакого другого знамения, кроме знамения Ионы пророка, они не получат -- «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12.40)». «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его…». Он говорил о храме тела Своего (см. Ин.2.18-22)». Самовоскрешение -- это то, что доказало бы, что Иисус находится по ту сторону интерреляций жизни и смерти, свойственных всему живому на Земле, то, что Он -- Сущий, Бог. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10.17-19)». Христос говорит, что Он есть сама жизнь, и смерть не имеет над Ним никакой власти. Неверующие в Него искали возможности убить за богохульство и показать, что на третий день ничего особенного не произойдет, -- это было единственным, что уличило бы Иисуса в обмане и разоблачило в глазах Его последователей…

И вот Христос умирает на кресте -- Своей человеческой природой. Человеческие тело и душа у Христа разлучились -- Он действительно умер. Во гробе Христос пребывал телом, а душой нисходит во ад, где находятся души всех умерших от века -- ведь Рай был закрыт для всех: и для грешников, и для праведников. Но ад не может удержать Иисуса: сатана, польстившись на человечество Христа, по слову Златоуста, «попал на Бога» -- как рыба попадает на крючок, польстившись на вкусную приманку. Иисус уходит из ада не один, а вместе с теми, кто в Него уверовал. Ад потерял свою принудительность, свою неизбежность. Адские засовы теперь сокрушены, а если и запираются, то только изнутри…

Внешние традиции -- всего лишь «упаковка»

Православие -- это единство формы и содержания, материального и духовного. Несмотря на бесконечно высокое духовное значение Пасхи, мы не отказываемся и от материальных форм прославления Воскресшего Христа -- ведь апостол Павел заповедует нам прославлять Бога не только душой, но и телом (см.:1 Кор.6:20). Храмы, богослужение своей красотой апеллируют ко всем нашим чувствам: видимая красота, гармония звуков, цветов, запахов, вкусов… -- вся наша природа должна быть сопричастна прославлению Бога. Даже есть и пить мы должны во славу Божию (1 Кор.10:31), и об этом нам напоминает традиция освящать продукты питания и благословлять Бога -- подателя всех благ.

Очень хорошо, что мы освящаем на Пасху яйца, куличи и прочее. Но плохо, если наше празднование только этим и ограничивается. Внешние традиции -- это всего лишь «упаковка» глубоких внутренних смыслов, без которых традиции не многого стоят.

Жаль, что некоторые об освящении колбасы заботятся больше, чем об освящении своей души. Печально видеть, когда люди приходят в храм на пасхальную службу и ждут на улице, когда она закончится. Словно служба -- это дождь или иное какое-то неблагоприятное обстоятельство, которое надо переждать. Богослужение -- главная составляющая праздника, очень обидно за людей, которые сами себя обделяют. Прийти в храм на Пасху и ждать, пока закончится служба, -- все равно что покупать телевизор только ради коробки, в которую он упакован…

Да, на пасхальных богослужениях -- многолюдно. Люди толкаются, раздражаются… В таком состоянии легко утратить даже ту радость, что есть, -- не говорю уже о том, что можно что-то недополучить. На пасхальном богослужении в городах храмы всегда переполнены, сельские храмы часто бывают полупустыми -- это хорошая возможность попасть на богослужение тем, у кого есть свой транспорт и кто ищет для себя большего участия.

Праздник -- не праздность

У многих праздник ассоциируется с праздностью: мы ничего не делаем, у нас, дескать, праздник. Белорусское слово «свята» больше выражает сущность и соответствует духовному содержанию: день, который посвящают Богу. А поскольку Пасха -- праздник праздников, он должен быть посвящен Богу исключительным образом: размышлениям, молитвам, чтению Писания, духовному пению. Праздник -- не безделье! Праздник -- это время активного доброделания, мы должны быть максимально близкими не только к Богу, Церкви, но и друг к другу. Даже пасхальная трапеза заключает в себе возможности добродетели: хороший повод собраться на прославление не только с родными, но и с теми, кто ощущает себя особенно одиноким. Вспомните о сиротах, бедных, больных, заключенных -- например, в гипермаркетах волонтеры проводят акции по сбору подарков для сирот и инвалидов…

И давайте помнить, что каждое воскресенье в году имеет святость Пасхального дня, и даже более того: каждая Божественная литургия есть празднование и освящение Пасхи. Поэтому преподобный Феодор Студит и призывает нас: «Давайте радоваться -- но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? Очищение грехов, сокрушение сердца, чистая совесть, умерщвление блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».
/протоиерей Сергий Лепин/
 

nekonfliktnaya

New member
встречный вопрос, когда проводились "Вселенские соборы", на епископов тоже святой дух сошёл и Бог им велел многие места в писаниях апостолов переделать, а так же неугодные труды уничтожить, а не согласных казнить? Ведь только после "Никейского собора" в Библию внесена поправка и Христа величают Господом и Царём. Не САМ себя он так называет, а люди, имеющие власть создают этакую трактовку.
Симона-Таисия, Lemma ответила на Ваш вопрос. (?) Могу немного дополнить ее ответ цитатами, может Вам будет интересно.

Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом?
..........
Так как христиане, споря с последователями Магомета о преимуществе Своего Учителя перед последним, ссылаются на Божественное достоинство Христа, то магометане и стараются дать нам решительный отпор и в этой истине, и в самом убеждении нашем о неповрежденности Христова учения, — указывая на то, что Сам Иисус никогда Себя не называл Богом, а что догмат этот вымышлен Его учениками. Возражение это интересно опровергнуть не только для тех из нас, которым приходится встречаться с магометанами, но и для всех сознательно верующих христиан, потому что нечестивые слова тех обрезанных, увы часто произносятся и крещенными, но неверующими или маловерующими сынами европейской культуры. Эти последние без всяких оснований любят выделить евангелие из всей цельности Нового Завета, хотя весь Новый Завет написан также апостолами. Истинной причиной такого разделения служит, конечно, невежество. Евангелие мы кое-как помним по школьным урокам и по чтениям на литургии, а Апостола большинство никогда не читало и в церкви не слушает, потому что не понимает. Поэтому изречения Деяний, Посланий и Апокалипсиса для большинства современных полухристиан являются совершенно новыми и чуждыми их духовного строя словами. Но и это не всё еще. Протестантский характер нашего семейного и школьного воспитания приучил современного интеллигента выделять личность Иисуса Христа не только из жизни Его Церкви, не только из Посланий Его учеников, но даже из самых Евангельских сказаний, так что вышеприведенная магометанская точка зрения на христианство, нашим интеллигентам так же не чужда, как и выработанное в учении Л. Толстого отделение речей Христовых от описания событий Его жизни евангелистами. Таким образом, вопрос поставленный нами в заглавии статьи, встречает почти одинаковое к себе отношение и у магометан и у толстовцев. Не очень многим разнится отношение к нему и прочей европейской интеллигентной толпы.
   Соблазнительный характер этого вопроса усиливается в современном сознании, опять-таки благодаря влиянию западных учений на наше школьное обучение вере. И вот, с разрушения этих-то западных взглядов на христианство и должно начать разрешение указанного недоумения о Божестве Христовом. Конечно, бесспорно, что истина эта есть одна из драгоценнейших и святейших истин христианства, которое перестало бы быть христианством, если бы утратило спасительную веру в эту истину. Но, с другой стороны протестантское учение о спасающей вере, именно о спасающей вере в Божество Иисуса Христа, при беспечном отношении к Его заповедям, освещает историю евангельскую весьма односторонне. Если всё наше спасение, принесенное на землю Иисусом Христом, сводится к тому, чтобы только уверовать в Его Божество, то, конечно, эта последняя истина и должна бы быть главным предметом Его проповеди. И, действительно, все протестантские истолковательные руководства по Евангелию и переводы с этих руководств, служащие учебниками в наших духовных школах, направляют к этой истине изъяснение всех речей Спасителя, не обращая обыкновенно внимания на их прямой нравственный смысл. Выходит, что Господь Иисус Христос в каждом слове Своем должен был указывать на Свое Божество, — в этом заключалась вся цель Его проповеди; этою истиною исчерпывается всё христианство.
   И вдруг нам говорят, что прямо и ясно Господь нигде Себя Богом не называет; однажды Он говорил, что Отец болий Его, а в другой раз называет Отца Своим Богом и Богом Своих последователей. Если учение о Божестве Христовом есть единственная цель Его проповеди, то чем объяснить, что Он прямо не высказал того, что составляет всю сущность Его дела на земле? Теперь нам понятна и острота этого недоумения и нужда в его разъяснении.
   Свойственен ли православным учителям такой взгляд на евангельское учение, как на распространение одного лишь догмата о Божестве Христовом? Конечно, св. Отцы наши не упускали случая указывать эту истину во всех изречениях Христовых, в коих она содержалась, тем более, что лучшие толкователи Евангелия боролись против отрицателей этого спасительного догмата — ариан. Но, в противовес современному протестантскому толкованию, наша церковная экзегетика свидетельствует не о том, будто Господь старался всем слушателям Своих речей внушить веру в Свое Божество, но напротив, что Он Свое Божество скрывал. Так в нескольких стихирах Праздничной Минеи и Цветной Триоди Христос называется Богом таящимся, то есть скрывающимся. Свое Божество, по толкованию св. Отцев, Господь скрыл до Своего воскресения не только от людей, но и от диавола, который потому только и довел иудеев до осуждения Его, что не знал Его Божества и его разрушительной силы над адским царством.
   Согласуется ли такое воззрение Отцев с самой историй евангельской? Конечно, согласуется; как это мы сейчас покажем. А когда мы докажем, что Иисус Христос, будучи истинным Богом, имел намерение скрывать Свое Божество от неподготовленных к приятию сей истины людей, если поймем и те побуждения, которыми при этом руководствовался Господь наш и Учитель, то, надеюсь, поймем, почему Он Себя прямо и буквально не называл Богом, хотя и был Им, хотя и учил Своих апостолов вере в Себя, как Бога.
   Об этой вере скажем несколько слов, прежде чем обратиться к евангельской истории. Спаситель открывал ее и святым апостолам, и даже неверным иудеям, когда они прямо спрашивали Его: кто же ты? “Из начала Сущий, как Я и говорил вам”, — отвечает Господь. “Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь” (Ин. 8:58); Аз и Отец едино есмы (Ин. 10:29). В этих изречениях Господь открыл Свое предвечное бытие и единосущие с Отцем. Когда фарисеи выражали сомнение в учительских полномочиях Спасителя, то Он прямо заявил Свое Божественное право прощать грехи. “Да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи” и пр. (Мк. 2:10). Эту власть, эту славу Господь имел “прежде мир не бысть” (Ин. 17:5). Он исповедует Себя всеведущим и вездесущим: “якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца (Ин. 10:15); никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11:27); никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, Сын на небеси” (Ин. 3:13). Нужно ли толковать о том, что здесь Спаситель говорил лично о Себе, а не о том перевоплощении отвлеченного безличного мирового духа, какого здесь разумеет гр. Толстой? Не мировую эволюцию мирового духа, а Свою личную жизнь определяет Он в заключительной беседе Своей с учениками: “ныне веруете, яко от Бога изыдох. Изыдох от Отца и приидох в мир и паки оставляю мир и иду ко Отцу” (Ин. 16:28).
   Много еще можно найти в Евангелии Христовых слов, из коих видно, что Он исповедал Себя Богом, хотя и не говорил прямо? Я Бог. Ясно, что этими вышеприведенными словами Господь удостоверяет вопрошающих, что Он есть Существо вечное, лично и сознательно жившее до Своего плотского рождения и предназначенное к возвращению к прежней славе, равной с Богом. Из этих изречений видно, что, хотя Господь Иисус Христос ни разу не называл Себя Богом, но что сей догмат со всею определенностью и ясностью содержится в Его речах.
   Нельзя, однако же, не заметить и того обстоятельства, что эти речи были сказаны среди учеников Христовых или, так сказать, вынуждены настойчивыми вопросами иудеев. Таким образом сохраняется во всей силе и та мысль церковного учения, что Господь, сколько возможно было, таил Свое Божество.

Теперь и обратимся для проверки этой мысли к евангельской истории, как мы обещали.
   Толкователи, склонные видеть во всех событиях и словах евангельских проповедь Христову о Своем Божестве, прежде всего указывают на Его чудеса, как на действия, совершаемые в целях такой именно проповеди. Несомненно, что чудеса Христовы были одним из важнейших побуждений для Его учеников веровать в Его сверхчеловеческое достоинство. Однако, смотрите, всегда ли Господь желал пользоваться распространением такой веры? В первое время Своей проповеди Спаситель воспрещает распространять весть о чудесных исцелениях, испытанных разными страдальцами. Так Он воспрещает разглашать чудеса исцелений прокаженных (Мк. 1), бесноватых (Мк. 3; Лк. 4:41); скрывает Свое чудо на браке в Кане Галилейской (Ин. 2); не велит говорить апостолам о чудесном Своем преображении; воскрешение дочери Иаира показывает только пятерым. Но ведь в других случаях Спаситель Сам приказывал проповедовать о чудесах Своих, например, гадаринскому бесноватому, ученикам Иоанновым, сомневавшимся в Его посланничестве; наконец, множество чудес совершено Им перед многотысячной толпой народа, как например насыщение пятью, а потом семью, хлебами, воскрешение сына вдовы Наинской, воскрешение Лазаря и прочее.
   И это противопоставление совершенно справедливо, скажем мы в ответ, и оно окажет нам прекрасную помощь для разрешения поставленного вопроса. Господь иногда открывал Свою чудодейственную силу, а иногда скрывал ее; чем же Он руководился в таких случаях?
   Думается, что всего легче дать ответ через противоположный вопрос: что было бы, если бы Господь начал проповедь Свою с откровения о Своем Божестве, если бы, совершая чудеса исцелений, заключал их исповеданием той истины, что Он есть Бог, воплотившийся, но не престающий быть Богом, равным Отцу? Было бы то, что люди от ужаса и изумления умирали бы (Исх. 33:20). Душа наша не может перенести ясного и неприкровенного обнаружения бесконечного Существа Божия перед собой. Никто да не помыслит, будто в таких словах есть преувеличение. В тех немногих случаях, когда Спаситель открывал не всю истину Божества Своего, а только малую часть Его славы, люди лишались чувств от ужаса: так было и с друзьями Его и с врагами. “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный”, — говорил Петр после чудесного лова рыбы, а во время Преображения Христа на горе учеников Его объял такой страх, что они упали ниц на землю и лежали так до тех пор, пока не окончилось видение славы Господней, и Он, подойдя к ним в смиренном Своем виде, сказал: “Это я, не бойтесь”. Но в другой раз подобные же слова Его: “Это Я”, соединенные как бы с внутренним утверждением Своего Божества и сказанные перед целым полчищем врагов его, произвели то, что они “идоша вспять и падоша на земли”.
   Правда, эти исповедания Своего Божества Христос Спасителем не были единственные: часто они возбуждали то злобу, то насмешки иудеев, но такое равнодушное отношение к подобным откровениям потому только и возможно было, что те люди затемнили ум свой страстями или суетой до такой степени, что или не верили, или не понимали слов Христовых; когда же до ума их доходила мысль хотя бы о некоторой вероятности того, что учитель Иисус есть не простой пророк, а от Бога сошедший на землю, то они приходили в ужас и изумление и никак не смели коснуться Его (Лк. 4:30; Ин. 7:30; 8, 59; 10, 39; Лк. 11:19). Судите же теперь, могли ли бы люди переносить совершенно ясно выраженную и подтвержденную чудесами мысль, что постоянно обращающийся с ними учитель есть Бог? Ведь не только обыкновенные грешники, но и богопросвещенные пророки и апостолы обмирали от страха, когда им являлся лишь ангел. А видения Бога не могут переносить даже ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, со страхом закрывающие лица свои перед Его славой и не могущие ни на одно мгновение успокоить дух свой от трепетно восторженного славословия, как то открыто было пророку Исаии (гл. 6).
   Господь учил людей истине Своего Божества, но истину эту Он высказывал частями, дабы они убеждались в ней постепенно. Уму человеческому столь не сродно допустить, чтобы обращающийся с ним был небожителем и тем более Богом, что, по свидетельству евангелистов, даже апостолы принимали подобные глаголы, как нечто просто загадочное, а сознательно усвоили только по воскресении Христовом (Ин. 2:22). Самое предсказание Господа о Своем воскресении они не усваивали (Мк. 9:10), а во время предания Его забыли окончательно это предсказание, подтвержденное им от Учителя за один час до предания (Мф. 26:32), забыли так глухо, что не дали никакой веры никакой веры мироносицам, когда те возвестили им явление воскресшего Господа (Мк. 16:13), и даже своим собственным глазам не верили, видя Его перед собой, пока не осязали Его руками и не дали Ему пищи для принятия в снедь.
   И вот только тогда, когда сомневавшийся Фома осязал Его раны, уста человека впервые со всей ясностью исповедали Христа истинным Богом: “Господь мой и Бог мой”, и Христос одобрил это исповедание.
   Всякое сообщение истории признается истинным, если оно выдерживает проверку с современными ему или с последующими ему событиями. Наша вера в Божество Иисуса Христа, при внимательном исследовании событий, подтверждается даже теми их них, которые, при поверхностном взгляде, кажутся соблазнительными для верующих.
   Так многие соблазняются, почему Спаситель, по воскресении Своем, являлся ученикам не часто и не подолгу, почему не жил с ними неразлучно 40 дней до вознесения Своего?
.........
Те же слова об обители Отца и Сына в сердце верующего, а также и многие последующие глаголы Господа о том, что верующие будут приближаться и даже вступать в это единение Отца и Сына, разъяснять нам и последнее недоумение магометан по поводу слов: “Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему”, — записанных в том же Евангелии от Иоанна (20, 17). Здесь вовсе нет указания на неравенство Отца и Сына, но напоминание прощальных слов Господних об участии всех верующих в славе Отца и Сына, напоминание о том, что они уже не рабы Христовы, а Его друзья (15, 15), и особенно напоминание прощальных слов: “И славу, которую Ты дал Мне, Я дам им, да будут едино, как Мы едины. Я в них и Ты во Мне, да будут совершенны во едино (17, 12, 23). Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” (24).
   Вот в эту-то славу вступает Господь по вознесении Своем и в словах Своих к Марии Магдалине Он удостоверяет, что и друзья Его становятся теперь столь близкими Отцу Его, как Он обещал им, что их новоблагодатное отношение к Богу близится теперь к тому отношению, которое находится между собственным человеческим естеством и Богом, что по человеческому естеству Его они теперь братья Его: иди же к братии Моей и рцы им (20, 17). Но далее в этой же главе Евангелия Господь принимает исповедание одного из братий Своих по человечеству: “Господь мой и Бог мой!” и, одобряя его, отвечает: “ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие” (20, 28, 29). Этими словами Он ублажает нас, верующих в то, что Он Бог истинный, и осуждает сомневающихся.
   Таков и окончательный ответ наш на заглавный вопрос, проверенный по Евангелию через всю историю земной жизни Иисуса Христа и примиренный со всеми мнимыми противоречиями. Господь исповедал Себя Богом истинным, но желал, чтобы истину эту ученики Его усвоили постепенно, возлюбив прежде святость Его заповедей, поклонившись Его уничижению и страстям Его и, наконец, познав Его воскресение.

Полностью http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/pochemu-gospod-iisus-hristos-ne-nazyval-sebja-bogom/
 

k_ja_ra

Well-known member
Добры дзень.
У суседняй тэме здарылася дыскусія на тэму "самости". І ў прыватнасці, што такое "самость" у рэлігіях.
Калі можна, паясніце, клск, што такое "самость" у хрысціянстве, што пад гэтым разумеецца, і ці прапануецца з гэтай самай самостью хрысціяніну неяк змагацца ці яе пазбаўляцца? Дзякуй.
 

Lemma

была Lena777
k_ja_ra, интересно). Есть, конечно, в православии радикальные мнения на этот счет, но не хотелось бы говорить лозунгами. Поэтому поразмышляю немного и позже напишу)
 

Lemma

была Lena777
k_ja_ra, СпасиБо Вам огромное! Перечитала за это время много интересного про самость, а самое главное - структурировала информацию, которая имела бардачный вид)
Вот какие мысли.
Согласно православного вероучения
сначала самости не было. Она появилась в духовном мире, когда ангел самого высшего 9-го чина по имени Светоносный (или Денница, Утренняя Звезда) в сердце своем сказал: "выше звезд Божиих вознесу престол мой и ... взойду на высоты
облачные, буду подобен Всевышнему».
Какое стремление самосовершенствования! Быть подобным Богу! Самостоятельно! Самому!
Он в это не просто поверил, он это уже совершил в сердце своем.
Ровно в тот момент он перестал быть Светоносным, а стал сатаной (т.е. противником). Не устоял в истине, суть в Боге, не ощутил в Нем потребности, возомнил, что он и сам все может. Бог смиренно отошел.
А ангельская природа бывшего Светоносного изменилась: если раньше его действующей силой была любовь, то теперь стала - самость. К тому же сатана увлек за собой треть всех ангелов, усилив свою мощь, чтобы создать собственное царство. И опять о войне... Тогда в небе произошла такая война, которой не было равных. На что рассчитывал товарищ-революционер? На победу, явно. Не слабак был, и не слабаков увлек. Хотя ангелы во главе с архистратигом Михаилом и победили, но схватка была горячая. Сатана был низвергнут с Неба, но своего желания основать собственное царство и быть в нем богом, не оставил. И сделать это он решил с помощью человека. Здесь, на земле, он стал дьяволом (клеветником), когда "отбил" человека у Бога. Оторванный от источника жизни, человек тоже кардинально повредился. Его действующей силой перестала быть благодать Божья, а стала самость - внутренняя сила, которая отвергает волю Божью. Эта сила стала врожденной особенностью человека, когда Бог перестал "облучать" человека по Своему смирению и по желанию самого человека, который уже не мог выносить присутствие Божие.
Но самость это не равно личность. Наоборот, самость - это то, что искажает личность. Поэтому ненависть к своей самости не исключает любви к своей личности. Часто мы объединяем свою личность, которая сама по себе является бесценным Божьим явлением в мире, неповторимой индивидуальностью, украшенной Божественным поцелуем, с нашими проступками, со своей греховностью, т.е. получается, сочетаем несочетаемые вещи. От этого мы получаем неправильное представление о себе самих.
А т.к. самость имеет силу дьявольскую, то бодаться человеку с дьяволом, чтобы победить ее, бесполезно. Вместо одной страсти будет выскакивать другая. Дьявол по сравнению с людьми духовно более сильное существо. И своего он не отдаст - ставки слишком высоки. Поэтому самость искоренять, конечно, нужно, потому что это то, что отделяет человека от Бога, но человеческими силами нереально. Понимая это, Бог дает человеку в помощь Себя, оставляя свободу выбора: хочешь, оставайся с противником, хочешь - возвращайся ко Мне. Сатане Он такой возможности не предоставляет, т к ангельская природа не удобоизменяема - единожды сделанный осознанный выбор укореняется у них навсегда.
Основной метод искоренения самости у человека, который предлагает Господь - это процесс покаяния (изменения ума, когда центром сознания становится не человек сам в себе или то, что связано с человеческим эго, а Он - Бог, Источник жизни, сама Жизнь, Истина, Путь, Всё во Всем).

Буду признательна за дополнения)
 

nekonfliktnaya

New member
У суседняй тэме здарылася дыскусія на тэму "самости". І ў прыватнасці, што такое "самость" у рэлігіях.
Калі можна, паясніце, клск, што такое "самость" у хрысціянстве, што пад гэтым разумеецца, і ці прапануецца з гэтай самай самостью хрысціяніну неяк змагацца ці яе пазбаўляцца? Дзякуй.

Кьяра, несу Вам свою благодарность за Ваш вопрос. Вдохновил многое прочитать и осмыслить. Спасибо! Lemma исчерпывающе ответила, все просто и понятно, но может Вам что-нибудь пригодиться/покажется интересным из прочитанного мной по данной теме.

Лемма, тебе тоже спасибо! То как ты пишешь, для меня высший пилотаж.
Поэтому просто поделюсь тем, что прочитала на тему «самости» в христианстве и попытаюсь как-то резюмировать.

В христианской антропологии отношение к «самости» определяется из понимания «личности» . Тайна личности (человеческой) рассматривается через Тайну Пресвятой Троицы. Поскольку из Священного Писания известно, что в человеке заложен «образ Божий». «Образ Божий» и «личность» – понятия взаимосвязанные, НО не тождественные.
(Дальше буду цитировать . Может кому-нибудь пригодиться)
«Образ Божий в человеке, поскольку он – образ совершенный, постольку он и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью». То есть дать определение «образу Божиему» принципиально невозможно в силу непостижимости Бога... Все понятия, связанные с бытием Божиим (Бог, святость, вечность, бессмертие и др.), не подлежат строгим определениям, но это не препятствует нам их использовать и понимать друг друга. В богословии для раскрытия этих тем используется типологический, или образный, метод.
Давайте представим зеркало, в котором отражается человек, и отметим несколько важных феноменов:
– человек отражается в зеркале, и это отображение есть образ человека;
– зеркальное отражение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу;
– отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе и не приобретает; даже если зеркал будет много, отражаясь в них, человек остается неизменным;
– при отражении человека природа зеркала не изменяется; отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала;
– в разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т.д.).
Из Божественного Откровения мы знаем, что человек может не только отражаться, но и отражать, то есть быть в определенном смысле зеркалом – зеркалом для Бога. При таком подходе возможны некоторые аналогии, раскрывающие нам важные аспекты понятия «образ Божий». В частности, имеют место все вышеуказанные феномены.
Каждый человек – это духовное зеркало, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий.
Образ Божий принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (так же и мы, подходя к зеркалу, считаем отражение в зеркале своим собственным и говорим: «Это я»); но, с другой стороны, отображение Бога в человеке принадлежит и человеку: именно человек есть носитель образа Божия. То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.
Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает. Несмотря на то, что людей большое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным.
При отражении Бога в человеке человеческая природа не изменяет своего онтологического статуса, то есть всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости. «Ни мудрые своею мудростью, – учил преподобный Макарий Великий, – ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости или сказать о душе, что она такое. Только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе. Но при этом рассматривай, рассуждай и уразумевай, как это бывает, и слушай: Он Бог, а она – не Бог; Он Господь, а она – раба; Он Творец, а она – тварь; Он Создатель, а она – создание; ничего нет общего в Его и ее естестве, но только по бесконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей и по благоутробию Своему благоволил Он вселиться в сем создании, в этой разумной твари, в этом досточестном, избранном деле Своем, “чтобы нам быть, – как говорит Писание, – некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1:18), быть нам Его мудростью и общением, быть собственною Его обителью, собственною чистою Его невестою»[3]. Образ Божий – реальное явление, но он не есть часть природы человека – это ни дух, ни душа, ни тело, это высочайший Божественный дар, проявляющийся в наличии у человека божественных свойств (бессмертие, свобода, разум, личность и т.д.).
В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, и это обусловлено уникальностью человеческих личностей.
Вот здесь мы и подошли к понятию «личность».
В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог есть Личность (точнее – три единосущные Личности), поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Эти два понятия («образ Божий» и «личность») взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека – это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность – одно и то же. Поясним это различие понятий на простом примере. Человеческая личность в духовно-нравственном отношении может быть и положительной, и отрицательной. О диктаторах, тиранах, преступниках допустимо говорить как о яркой личности, описывая их качества и поступки, в том числе и негативные. Однако если мы попытаемся говорить о тех же людях как носителях образа Божия (согласно православному учению, образ Божий может помрачиться, но он неуничтожим человеческим грехом или смертью), то мы никогда не употребим нравственно-отрицательные категории. Значит, образ Божий и личность – это не одно и то же. Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
Образ Божий и личность – это онтологические свойства человека, но не какие-то особые части его природы. Это, может быть, самый сложный, но предельно важный момент в понимании данной темы.
«Троическое богословие принесло абсолютное утверждение личности как свободы по отношению к природе. Мы видим, что тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности «возвышаться над собой, быть по ту сторону самой себя – по ту сторону всякого фактического своего состояния и даже своей фактической общей природы». «Каждая личность, – пишет В.Н. Лосский, – существует не путем исключения других, не путем противопоставления себя тому, что не есть «я», а путем отказа обладать природой для себя; иными словами, личность существует в направлении к другому… Кратко говоря, личность может быть полностью личностью лишь в той мере, в какой она не имеет ничего того, чем она хотела бы обладать только для себя, исключая других; то есть когда она имеет природу, общую с другими. Только тогда проявляется во всей чистоте различие между лицами и природой; в противном случае перед нами будут индивидуумы, разделяющие между собой природу. Нет никакого раздела, никакого разделения единой природы между тремя Лицами Троицы: Божественные Ипостаси не являются тремя частями единого целого, единой природы, но каждая содержит в себе целостную природу, каждая является целым, ибо она не имеет ничего для себя: даже воля – общая у Трех.
Если мы обратимся теперь к людям, сотворенным по образу Божию, то сможем обнаружить, исходя из троического догмата, общую природу во многих тварных ипостасях. Однако в результате падшего мира люди стремятся существовать, взаимно исключая друг друга, самоутверждаясь, каждый противопоставляя себя другим, то есть разделяя, дробя единство природы, присваивая каждый для себя часть природы, которую моя воля противопоставляет всему тому, что не есть я. В этом аспекте то, что мы обычно называем человеческой личностью, является не подлинной личностью, а частью общей природы, более или менее подобной другим частям, или человеческим индивидуумам, из которых состоит человечество. Но как личность в ее истинном значении, в богословском значении этого слова человек не ограничен своей индивидуальной природой; он не только часть целого – каждый человек потенциально содержит в себе целое, … ипостасью которого он является; каждый представляет собою единственный и абсолютно неповторимый аспект общей для всех природы»
Все вышесказанное является ключом к пониманию следующего:
«Человек, определяемый своей природой, действующий в силу своих природных свойств, в силу своего «характера» – наименее «личен». Он утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которая противопоставляется природам других как свое «я», – и это и есть смешение личности и природы. Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином…, по-русски, «самость»….»(В. Лосский «Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.» M., 1991, с. 93). Здесь В. Лосский прямо указывает на то, что та психология, в которой самость есть фокус, в котором сосредотачиваются, вокруг которого организованы душевные силы человека, рассматривает лишь психологию падшего человека.»
Для того, чтобы понять, как рассматривается/изучается человек в христианстве необходимо обратиться к христианской антропологии, которая не мыслит себя без христологии.
« В этом заключена разница между православной антропологией и научной психологией. ( Мы судим о человеке не только исходя из того, каков он на сегодняшний день, но также исходя из того, каким он должен быть и стал реально во Христе и во святых. Иными словами, божественность Христа и святость святых – для нас образ того, каким человек должен был бы стать, может стать и реально становится.
Для нас реальный человек представляется пусть и красивым, но в духовной реальности изуродованным существом. Изуродован он первородным и собственным грехом. То, что люди сохранили в себе Божественного, – то в них прекрасно. А то, что в людях от своеволия и греха, что не содержит Божественного, – ужасно. Поэтому православная антропология исходит не только из реальности, которую мы можем видеть наяву и исследовать, но также из того, каким человек должен или мог бы быть.
Итак, одним из принципов православной антропологии является христология. Христос есть истинный Образ Божий. Он есть истинный Человек и потому есть типический образ устроения человека.
Именно человечность Иисуса Христа раскрывает нам нашу человечность. От Него мы научаемся, какою наша природа должна быть, но не стала из-за греха. Познаём свою немощь и свое (возможное) величие.
Различение природы и личности (ипостаси) вытекает также и из христологического догмата. «Здесь, как и в догмате Троичности, суть заключается в различении природы и ипостаси. Но в Троице – одна природа в трех Ипостасях, во Христе – две различные природы в одной Ипостаси. Ипостась заключает в себе и ту, и другую природу: Она остается одной, становясь другой: « Cлово стало плотью»…»
Бог есть Ум и человек – образ Божий. Поэтому человек, согласно своему Первообразу, есть воплотившийся ум. У В. Лосского это сказано так: «Высшие способности человека, служащие проявлению свойственной ему «сообразности», и в трихотомической антропологии получают наименование nouV; термин этот перевести трудно, и его смысл мы должны передать словами «человеческий разум». В таком случае человек личностный есть как бы некий nouV, некий воплотившийся ум, связанный с природой животного, которую он «воиспостазирует» или, вернее, которой он, над нею господствуя, противопоставляется.» (В. Лосский «Богословское понятие человеческой личности»). «Он – личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу» (В. Лосский «Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.» M., 1991, с. 91).
Поэтому нельзя говорить, что личность (еще употребляют термин «лицо») есть слияние и нераздельное единство всех природных сил. Такое определение смазывает различие понятий «личность» и «природа» и приводит к постоянной подмене одного понятия другим, что и характерно для современной психологии. Так, главная цель человеческой жизни по К. Юнгу – виднейшему психологу и психиатру, основателю «аналитической психологии» – это достижение единства всех сил души, которые организованы вокруг наиболее важного психического образа в его теории – самости. Тогда человек, по его мнению, ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. В результате речь идет о достижении гармонии внутри природных сил человека, но это есть цель и для восточных языческих религий, в которых, более того, эта цель распространяется и до растворения природы человека в окружающей природе.
Вот что пишут о понятии самости у Юнга его современные последователи: "наивысшая ценность в личности выражена у Юнга понятием самость" /доп.: Хиллман. 1996, с.50/. И вполне правильно, что для юнговских сторонников она видится как "отчасти трансцендентная и безличная" /там же, с.50/. Еще один из многочисленных юнговских парадоксов: суть личности безлична.
А вот что пишет сам Юнг о самости: “Когда мы говорим о человеке, то имеем в виду неопределимое целое, невыразимую тотальность, которую можно обозначить только символически. Я выбрал для этой целостности, общей суммы сознательного и бессознательного существования термин "Самость"” /доп.: Юнг. Архетип и символ. 1991, с.185/. Имеющий же уши, безусловно, услышит и правильно истолкует откровенное признание самого Юнга: "Термин был выбран в согласии с восточной философией, которая веками занималась теми проблемами, которые поднимаются даже там, где боги исчезают, чтобы стать людьми" /там же/. Вообще влияние на Юнга востока, и в частности даосизма, было очень велико: "Я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определенным психологическим типом и что всякая точка зрения в каком-то смысле относительна. При этом вставал вопрос о единстве, необходимом для того, чтобы компенсировать это разнообразие. Таким образом я пришел к даосизму" /пс.: Юнг. 1998, с.255/. А вернее сказать, именно работая над даосским трактатом "Тайна золотого цветка", Юнг и пришел к одной из существеннейших своих идей – идее самости. Как пишет он сам: "Именно тогда мои размышления и мои исследования стали сходиться к некоему центральному понятию – к идее самости, самодостаточности" /там же, с.255/.
Исходя из всего этого становятся абсолютно понятны неосознанные попытки Юнга как-то соотнести восточное понятие самости с европейским и христианским контекстом, нередко подстраиваясь и мимикрируя под них. Так, например, он пишет: “С интеллектуальной точки зрения самость – не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать "богом в нас"” /доп.: Юнг. Психология бессознательного. 1991, с.237/. Понятно, что такой "бог в нас" не имеет никакого отношения к настоящему Богу, а юнговские пространные рассуждения никак не соотносятся с христианством.
Соответственно в христианстве и не христианстве понятие «самость» (и явление за ним стоящее) оценивается диаметрально противоположным образом.
Именно поэтому христианство утверждает , что «единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество враждующих частей, восстанавливает утерянное единство в Церкви».
... С воплощением на земле Единородного Сына Божия уже нет отдельного верующего, а есть Церковь, Тело Христово, новая тварь, восстановленная Христом. Соединившись с падшим миром во всей его реальности, Он изъял силу греха из нашей природы и Своею смертию, ознаменовавшей предельное соединение с нашим падшим состоянием, восторжествовал над смертью и над тлением. В таинстве крещения через троекратное погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий … во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь» – человек умирает для плотской жизни и возрождается для жизни духовной. В таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение нашей природы со Христом и одновременно со всеми членами Церкви.
Понимая Церковь как Тело Христово, объемлющее в Себе людей, членов Церкви, не рискуем ли мы, будучи спасенными от детерминизма греха, потерять понятие человеческой личности и утратить личную свободу? Отвечая на этот вопрос, В.Н. Лосский пишет: «Единство Тела Христова – это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всяких ограничений, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно. Но одной только христологической предпосылки – единства воссозданной Христом человеческой природы – было бы недостаточно. Необходима другая, позитивная предпосылка для того, чтобы Церковь была не только «Телом Христовым», но также, как сказано в том же тексте апостола Павла, «полнотой Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Сам Христос говорит это: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12:49). Он пришел, чтобы Дух Святой мог сойти на Церковь. Обосновывать экклезиологию только Воплощением … значит забывать о Пятидесятнице… Вот почему священномученик Ириней Лионский, говоря о Сыне и Духе, называет их «двумя руками Отца», действующими в мире.
…Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христа есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого. Дело Сына относится к общей для всех человеческой природе – это она искуплена, очищена, воссоздана Христом; дело Духа Святого обращено к личностям – Он сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого члена Церкви в сознательного соработника … Богу, личного свидетеля Истины. Вот почему в день Пятидесятницы Дух Святой явился во множественном пламени: отдельный огненный язык сошел на каждого присутствующего, и до сего дня огненный язык невидимо лично подается в таинстве миропомазания каждому, кто крещением приобщается единству Тела Христа… Дух Святой разделяет (или различает) то, что Христос соединяет. Но совершенное согласие царит в этом различении, и безграничное богатство проявляется в этом единстве. Более того: без различения личностей не могло бы осуществиться единство природы – оно было бы подменено единством внешним, абстрактным, административным, которому слепо подчинялись бы члены своего коллектива; но, с другой стороны, вне единства природы не было бы места для личного многообразия, для расцвета личностей, которые превратились бы в свою противоположность – во взаимно угнетающих друг друга, ограниченных индивидуумов. Нет единства природы без разделения лиц, нет полного расцвета личности вне единства природы»
Ссылки, где можно прочитать полностью то, что я попыталась изложить кратко : http://azbyka.ru/lichnost, http://azbyka.ru/vzaimosvyaz-ponyatij-lichnost-i-obraz-bozhij, http://predanie.ru/lib/book/72500/, http://minds.by/articles/antropologiya-v-sovremennom-pravoslavnom-bogoslovii#.Vz2qTvmLSM8, http://azbyka.ru/o-razlichenii-ponyatij-lichnosti-i-prirody, http://www.xpa-spb.ru/slov/1-29.html, еще рекомендую статью "Сравнительный анализ психоаналитической и христианской антропологии" (может кому-то научный язык будет понятнее, чем язык богословский) вот: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-psihoanaliticheskoy-i-hristianskoy-antropologii
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
nekonfliktnaya, спасибо! понравилось сравнение на примере зеркал.

Соответственно в христианстве и не христианстве понятие «самость» (и явление за ним стоящее) оценивается диаметрально противоположным образом.
да, понятие юнговской самости и христианской - противоположные понятия :) отсюда путаница у многих.
 

k_ja_ra

Well-known member
Lemma,
nekonfliktnaya, дзякуй вялікі. Чарговы раз пераконваюся, што калі людзям тэма насамрэч цікавая, то пытанні для іх хутчэй радасць, чым нагода для скандала.
Вельмі цікава вы пішаце. Хаця прызнаюся, што месцамі разуменне таго, што вы пішаце, даецца цяжка. Не таму, што вы незразумела тлумачыце, думаю, што зразумелей ужо няма куды, а таму, што сутнасць не для сярэдніх розумаў. Але ў агульным і цэлым я зразумела. Дзякуй.
 

Lemma

была Lena777
nekonfliktnaya, ну ты основательно копнула!)) Теперь буду читать и перечитывать, чтобы все устаканилось))
А вот это вообще супер: "личность может быть полностью личностью лишь в той мере, в какой она не имеет ничего того, чем она хотела бы обладать только для себя, исключая других;... в противном случае перед нами будут индивидуумы, разделяющие между собой природу."
Здесь вижу ясный ответ, зачем Бог-Личность создал мир и призвал человека не отлучаться от Него.
Он не может (Ему не свойственно как безграничной Личности) обладать блаженством только для Себя!
 
Последнее редактирование:

nekonfliktnaya

New member
Симона-Таисия,
k_ja_ra,спасибо! Очень рада, что и вам интересно оказалось! Тексты и в самом деле непростые для понимания, но есть определенные вопросы, которые упростить нельзя, иначе они искажаются и принижаются.


А вот это вообще супер: "личность может быть полностью личностью лишь в той мере, в какой она не имеет ничего того, чем она хотела бы обладать только для себя, исключая других;... в противном случае перед нами будут индивидуумы, разделяющие между собой природу."
Здесь вижу ясный ответ, зачем Бог-Личность создал мир и призвал человека не отлучаться от Него.
Он не может (Ему не свойственно как безграничной Личности) обладать блаженством только для Себя!
Да!!! а еще вижу ответ, откуда такое сильное желание евангельского благовестия было у апостолов и христиан всех веков, несмотря на гонения и все, что им приходилось претерпевать за их проповедь о Воскресшем Христе-Спасителе!
И еще много-много других ответов, на вопросы, которых у меня не возникало даже.
Попалась статья, поделюсь:
...
– Теперь у меня к вам более личный вопрос. Смирение – это важнейшая христианская добродетель. Это то, как мы должны жить, будучи православными христианами. Возможно, некоторые люди могут подумать: «Почему он берет интервью у этого молодого человека – звезды телесериалов и известного музыканта?» Но я беру у вас интервью, в первую очередь, не потому что вы знаменитость. Хотя, с другой стороны, у меня есть желание показать некоторым нашим слушателям, что на свете есть и православные знаменитости. Я говорю не только о тех звездах кино, которые уже родились и выросли в Православии, таких, как актрисы Тина Фей и Дженнифер Энистон, а также братья-актеры Джон и Джеймс Белуши, но и о тех, кто самостоятельно пришли к истинной вере взрослыми людьми. К таковым относятся знаменитый футболист Трой Поламалу (православные жители штата Пенсильвания считают его своим местным героем), актер Том Хэнкс (женившийся на гречанке), певец Крис Корнелл (главный вокалист группы «Sound Garden») и, наконец, вы. «Быть знаменитым» – это одна из неотъемлемых ценностей для современных деятелей культуры; однако наша цель как христиан – учиться смирению. Как вам лично удается воспитывать в себе смирение на фоне многочисленных поклонников, постоянно говорящих вам, насколько вы велики?
– Я полагаю, что учиться смирению – это путь длиною в жизнь. Молитва Иисусова здесь очень помогает. Постоянно задаю себе тот же самый вопрос примерно с двенадцати лет. С тех пор, как во мне произошло то судьбоносное преображение по отношению к Богу (которое описал выше), я стараюсь каждое утро просыпаться с приблизительно такой молитвой: «Господи, дай мне мудрости. Но только мудрости пропорционально моему смирению». Иначе мне не нужна мудрость без смирения – тогда нарушится равновесие.
Учиться смирению – это путь длиною в жизнь. Чем смиреннее человек становится, тем больше осознает свою гордыню
Как правильно сказал Клайв Льюис: чем смиреннее человек становится, тем больше осознает свою гордыню. Одно из самых больших изменений во мне произошло, когда я был еще подростком и слушал проповеди на магнитофонной записи. Одна из проповедей как раз была посвящена гордыне. Она задела меня за живое. Ранее я и не подозревал, насколько был полон гордыни, тщеславия и невнимания к другим в моих мыслях и разговорах. Это же все равно, что шутить шутки со Святым Духом. Сразу после этого я начал следить за собой при общении с людьми. Просто подумал тогда: «Вот как! Даже никогда не представлял, что все это существует во мне». Но, зная, что пребывающему во Христе не может быть осуждения, я начал каяться, осудив себя, но не теряя при этом надежды на спасение.
На этот вопрос о смирении, видимо, даже и невозможно ответить… Лично я знаю, что молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» является частью моего каждодневного пребывания с Господом. Если вы думаете, что смиренны или святы, то почитайте житие хотя бы одного святого и станет очевидно, что между вашим нынешним состоянием и уровнем святых – целая вечность. Несомненно, слава смехотворна и в каком-то смысле противоположна Царству Небесному. Ведь последние станут первыми, а первые – последними. И надо быть, как дитя, чтобы войти в Царство Небесное.

Какой красивый человек! Слава Богу! Полностью http://www.pravoslavie.ru/78999.html
 

Igra

БЫТИЕ
СТРАННО, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке.
— Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долгим, а час, проведенный у телевизора, таким коротким.
— Странно, что, читая молитву, мы едва собираемся с мыслями, тогда как в разговоре с приятелем это для нас не составляет никакого труда.
— Странно, что мы так радуемся, когда объявляют дополнительное время футбольного матча, и жалуемся, когда проповедь затягивается дольше обычного.
— Странно, что нам так трудно заставить себя прочитать хотя бы одну главу Библии, и так легко мы читаем сто страниц полюбившегося романа.
— Странно, что в концертном зале люди стремятся в первые ряды, а в церкви - в последние.
— Странно, что нам так трудно выучить одну молитву, и мы так легко запоминаем и пересказываем слухи.
— Странно, что мы так легко верим в написанное в газетах, и нам так трудно полностью уверовать в написанное в Слове Божьем.
— Странно, что каждый из нас желает войти в Рай и не хочет утруждать себя стараниями для его обретения.
— Странно, что почти каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах - ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах - ты адвокат.
— Странно, что, прочитав эти строки, почти каждый из нас посчитает их актуальными для других и не имеющими отношения к самому себе.
 

Lemma

была Lena777
Смирение - это не сопли. Это значит в различных ситуациях сохранять мир в своей душе. Божий мир. И Христос не призывал вставать на колени или плыть по течению. Православие - это борьба, это сила и мощь. ( Протоиерей Виктор Иванов)


В подтверждение этих слов - небольшой отрывок из воспоминаний А. Вертинского:

Однажды ко мне в купе (вагоны были уже забиты до отказа) положили раненого полковника. Старший военный врач, командовавший погрузкой, сказал мне:
— Возьмите его. Я не хочу, чтобы он умер у меня на пункте. А вам все равно. Дальше Пскова он не дотянет. Сбросьте его по дороге.
— А что у него?
— Пуля около сердца. Не смогли вынуть— инструментов нет. Ясно? Он так или иначе умрет. Возьмите. А там — сбросите...

Не понравилось мне все это: как так — сбросить? Почему умрет? Как же так? Это же человеческая жизнь. И вот, едва поезд тронулся, я положил полковника на перевязочный стол. Наш единственный поездной врач Зайдис покрутил головой: ранение было замысловатое. Пуля, по-видимому, была на излете, вошла в верхнюю часть живота и, проделав ход к сердцу и не дойдя до него, остановилась. Входное отверстие— не больше замочной скважины, крови почти нет. Зайдис пощупал пульс, послушал дыхание, смазал запекшуюся ранку йодом и, еще раз покачав головой, велел наложить бинты.

— Как это? — вскинулся я.
— А так. Вынуть пулю мы не сумеем. Операции в поезде запрещены. И потом — я не хирург. Спасти полковника можно только в госпитале. Но до ближайшего мы доедем только завтра к вечеру. А до завтра он не доживет.

Зайдис вымыл руки и ушел из купе. А я смотрел на полковника и мучительно думал: что делать? И тут я вспомнил, что однажды меня посылали в Москву за инструментами. В магазине хирургических инструментов «Швабе» я взял все, что мне поручили купить, и вдобавок приобрел длинные тонкие щипцы, корнцанги. В списке их не было, но они мне понравились своим «декадентским» видом. Они были не только длинными, но и кривыми и заканчивались двумя поперечными иголочками.

Помню, когда я выложил купленный инструмент перед начальником поезда Никитой Толстым, увидев корнцанги, он спросил:
— А это зачем? Вот запишу на твой личный счет — будешь платить. Чтобы не своевольничал.

И вот теперь я вспомнил об этих «декадентских» щипцах. Была не была! Разбудив санитара Гасова (он до войны был мороженщиком), велел ему зажечь автоклав. Нашел корнцанги, прокипятил, положил в спирт, вернулся в купе. Гасов помогал мне. Было часа три ночи. Полковник был без сознания. Я разрезал повязку и стал осторожно вводить щипцы в ранку. Через какое-то время почувствовал, что концы щипцов наткнулись на какое-то препятствие. Пуля? Вагон трясло, меня шатало, но я уже научился работать одними кистями рук, ни на что не опираясь. Сердце колотилось, как бешеное. Захватив «препятствие», я стал медленно вытягивать щипцы из тела полковника. Наконец вынул: пуля! Кто-то тронул меня за плечо. Я обернулся. За моей спиной стоял Зайдис. Он был белый, как мел:
— За такие штучки отдают под военно-полевой суд,— сказал он дрожащим голосом.

Промыв рану, заложив в нее марлевую «турунду» и перебинтовав, я впрыснул полковнику камфару. К утру он пришел в себя. В Пскове мы его не сдали. Довезли до Москвы. Я был счастлив, как никогда в жизни! В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжелых. Легкие делали сестры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!

— Кто этот Брат Пьеро? — спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.
— Да так... актер какой-то,— ответил дежурный ангел.— Бывший кокаинист.
Господь задумался.
— А настоящая как фамилия?
— Вертинский.
— Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах.

Александр Вертинский, «Дорогой длинною».


Да. Вертинский не врач. Он был медбратом на фронте - делал перевязки и выносил горшки за раненными.
 
Последнее редактирование:

Lemma

была Lena777
Опять поднялась тема страданий, их причин и вообще.
Поэтому предлагаю размышления любимого мною и известного здесь уже о.Сергия (Лепина).

Тема страдания, по-видимому, будет только нарастать в своей актуальности, поскольку с годами зла в мире меньше не становится.
Размышлять о причинах страдания можно долго и многократно. Но мы можем сделать вывод о том, что некоторые страдания имеет своей причиной нашу греховность: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», - говорит Христос. Очень правильно искать связь своих собственных несчастий с собственными же ошибками. Наличие этой связи нужно исключить в первую очередь, а все виды противостояния страданию во всех его формах нужно сочетать с духовными средствами: покаянием, молитвой, чтением Писания, размышлением.
Однако наши личные грехи не являются единственной причиной страдания:
А) Человек страдает не только «лично», но и по причине «всеобщей» сопричастности падшей человеческой природе, подчинённой законам смерти и разложения. Пример: наступление старости – ведь это и есть наступление болезней, определяющих увядание функций и свойств наших членов. Мы лично не виноваты в том, что старость наступает, если, конечно же, вслед за Аристотелем не определять болезнь как прежде времени наступившую старость (тогда мы сможем сказать, что своей греховностью мы приближаем наступление «старости» - неумеренностью, излишествами ипр.).
В) Человек может страдать не по причине греховности, а по причине… праведности. Болезни могут наступить в результате самопожертвования: врач, заразившийся от пациента, строитель, получивший травму, раненный при исполнении солдат, обморозившийся спасатель морских котиков, сошедший с ума психиатр, разбивший лоб молитвенник…
С) Есть страдания, о которых вообще нет смысла говорить в категориях причины, но нужно говорить лишь в категориях, относящихся к цели .
Всего указанного достаточно для того, чтобы категорически отказаться от попыток судить о греховности ближнего прямопропорционально оценкам состояния его здоровья: и праведники болеют лютыми болезнями, и грешники могут отличаться отменным здоровьем.
О себе – суди (и то без фанатизма), а о ближнем – не надо. Страдание наших ближних – это повод размышлять не об ИХ грехах, а о своих. И, конечно же, это повод попытаться помочь ближним -- повод посочувствовать, посострадать. Разделить.
 

Lemma

была Lena777
Один гнал, другой предал... Казалось бы, "шеф, всё пропало!", но сила покаяния такова, что такие люди становятся апостолами и получают ключи от дверей Божьего духовного мира.

ДЕНЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Они оба обрели свои мученические венцы в Риме, в 63 году по Р.Х.
Однако "слово Божие не вяжется" ( узами ), и уста святых апостолов до сих пор говорят, а голос их ежедневно разносится по вселенной, достигая самых отдаленных ее уголоков.
По апостолу Павлу, лучше пять слов молитвы произносить умом ( со вниманием и пониманием ), чем тысячу слов на незнакомом языке без разумения их.
Что это за пять слов?
Их изрек некогда, от имени всех прочих, апостол Петр, когда, выступив вперед, сказал с горячей верой: "Ты Христос, Сын Бога Живого"...
Вот она, драгоценная молитва Иисусова, жемчужина веры, которую мы призваны, бережно приняв от первоверховных апостолов, сокрыть в глубинах нашего сердца!
По свидетельству Павлова послания, она (если мы будем усердны в призывании Господа Иисуса ) по некотором времени превратится в "звезду утреннюю", которой должно взойти на сердечном небосводе.
Опытно изведав просвещающее действие сокровенной Иисусовой молитвы, святой Павел хочет, чтобы все его ученики были "сынами света" и сияли, как "светила", среди этого "развращенного мира".
Исповедание и призывание Господа Иисуса Христа сделало простого рыбака Симона - Петром, то есть "каменным", потому что его вера была основана на "Камне краеугольном и драгоценном" - Богочеловеке - Слове воплощенном...
Именно поэтому апостолы утверждали, что "нет иного имени, которым нам надлежало бы спастись под небесами".
Если вера во Господа единственно спасительная и только ею мы обретаем благодать, будем, друзья, неленостно, на всякое время и на всяком месте, призывать всесвятое имя Иисусово в простоте, незлобии, покаянии и веселии сердца... (о. Артемий Владимиров)
www.artvladimirov.ru
 

Lemma

была Lena777
****

Скажу откровенно, что раньше меня всегда удивляло в текстах молитвословов наличие таких вот моментов: «Господи, помилуй (трижды)», «Господи, помилуй (12 раз)» или «Господи, помилуй (40 раз)». В моём сознании начинало трепыхаться неудовольствие, дескать, к чему эта многократность. Словно магические мантры какие-то читаешь. А может это такие перебивки между молитвами, ну, что-то вроде пунктира? — думал я. А сейчас понимаю, что это рассуждения человека, который совсем не понимает сущности молитвы.

Однажды, до меня со всей ясностью дошло назначение этих кратких, повторяющихся молитв. Эта мысль поразила мгновенно, как молния среди ясного неба. За доли секунды я вдруг увидел образ себя, валяющегося на дне глубокой ямы, в которую я упал, очевидно, переломав конечности и весь изранившись. Мне неизвестно было сколько времени я там провел — несколько часов или несколько дней. Было понятно, что если я в ближайшее время не выберусь, то погибну — истеку кровью, от голода, жажды или холода.

И когда надежда была уже потеряна — мне послышались шаги на поверхности. Тогда я стал кричать, что было сил. Кричать не переставая, многократно повторяя: «Спасите, помогите!» Потому что со всей четкостью осознавал, что если остановлюсь, то это может стоить мне жизни.

И через этот образ мне стало понятно для чего и как именно я должен произносить слова этой самой краткой молитвы, которая только есть. Это камертон, настройка на нужный молитвенный лад. Та настройка струн души, когда наш ум уже улетел в мечтательные дали, а губы продолжают механически шлепать, а гортань выдавать заученные звуки. Возвращаться в свой ум.

И каждый раз, когда мы становимся на молитву — мы должны всем своим сердцем, всей своей душой приподниматься из ямы нашей греховности и кричать нашему Богу: «Господи, помилуй!» И надеяться, что рано или поздно сверху опустится конец веревки или лестницы… начало нашего спасения.

Священник Святослав Шевченко
 
Последнее редактирование:
Сверху