Гоми́лия, или Доступное православие

Lemma

была Lena777
Христос воскресе!
)) Симона-Таисия, Вы такая же хозяйка темы, как и Irga, как и Катерина, как и все тут.))
Каждый высказывается, как считает нужным думать. Интересны все взгляды и мнения имхо.
Только общий знаменатель у нас один - православное учение. Хотелось бы, чтобы все точки зрения если и не сводились бы к нему, то хотя бы было понятно, как они с ним соотносятся.
Допустим, тот же Крест. Очень много смыслов он стал иметь после Воскресения Христова. Был символом смерти, конца, позора, стал символом жизни, победы, любви. Да даже не символом. Символу не приносят молитвы, символ не целуют с любовью. Это живой участник в деле спасения души человеческой.
Еще много всяких образов рождает Крест.
Вот у Петра Мамонова интересно, по-моему.

Посмотрите, что такое Крест - это объятия, это раскрытые объятия.
*Вот я все понимаю, но выходит по апостолу Павлу: что хочу, то не делаю, что не хочу, то делаю (Рим. 7, 15). Потому что - битва, потому что обманщик все время шепчет: выпей, будет хорошо. - Не будет хорошо! - Курни, будет хорошо. - Не будет хорошо! Пробовал.
*Смирение не в том состоит, чтобы себя втоптать в грязь. Как сказано, что Бог силу Свою за немощью являет - не за той немощью, когда ты лежишь, сам себя втоптав в грязь, и думаешь, что смирился, а в той немощи, когда ты - как повисший парус, весь открылся Богу, ждешь ветра и говоришь: Господи, приди ко мне!
Вот что такое немощь - это ожидание Божества. Это алчба. Это - не пил семь дней воды, вот так хочется пить. Вот так невозможно жить дальше без Него. И что будет - внучок там поправится или еще что - это все чепуха: мне надо лично, я задыхаюсь без любви! Человек не может жить без любви, он задыхается. От этого происходит все остальное: наркотики, водка, прочее, прочее. Я это знаю по себе. Без любви человек умирает заживо - живой труп. Ходит, делает свои дела, исполняет свой долг, но задыхается. Поэтому давайте помнить, ребята, всегда, что Иго Мое благо и заповеди Мои легки, что никакого дядьки с палкой и с бородой нету, что есть любящий Сущий, Который всех нас примет в любой день и час, как разбойника принял, и блудницу, и мытаря. Ну почему в раскрытые объятия мы не идем, почему все мы хромые, слепые, прокаженные, несчастные, запутавшиеся?
*Дорога спасения - трудная и длинная, потому что, как пишет Исаак Сирин, если бы каждый ныряльщик за жемчугом в каждый свой нырок доставал жемчужину, жемчуг бы обесценился. Поэтому того, что с трудом дается, - уже не отдашь.
Попроси у Бога не удачи, не здоровья. А попроси у него, чтобы дальше жить твоей душе: помоги, Господи, не знаю, как жить, не знаю, зачем я живу. Помоги, умоляю! - Только от всего сердца, и сразу увидишь, что будет. Отец выбежал навстречу сыну, расточившего все имение, и не для хорошего устроил пир, а для такого вот, как я, который замучился, который не может больше так жить. Он не дает сыну договорить, что, мол, отец я у тебя наемником буду - он даже не дал ему возможности сказать эту фразу, он хочет, чтоб сын был сыном, а не рабом. А раб Божий - это не раб Божий, это работник Богу. Это просто старое такое слово славянское, которое означает работник, который добровольно работает. Вот в чем дело-то.
Вера - это радость, это всем быть довольным. И смирение - это быть всем довольным. Не подклоняться под любую палку, а всем быть довольным. И воевать надо, и защищать слабых, и убивать надо врага, когда он напал на родину твою. Священник шел впереди войска, с крестом, безоружный - с нами Бог! - и вел войска. Ложь, что люди кричали "за родину, за Сталина!" Все были люди крещеные, православные, верующие. У кого образок, у кого крест. Все с Богом шли в бой, а не за советскую власть. Почему? Потому что воевали тридцатилетние мужики, которые родились еще до этой ленинско-сталинской банды. Вот кто выиграл войну.
Вот и надо вдолбить себе одно - что Бог сто процентов поможет. Он не предаст, не изменит, Он всегда Тот же, Который был две тысячи лет назад и есть сейчас, это Тот же Христос, это все то же самое, все без изменений, и сто процентов будет помощь. Кажется, невозможно терпеть, все. Но потерпи еще десять минут - увидишь! Все нам всегда по силам дается. Бывает, проваливаешься, думаешь: "Господи, прости" - наливаешь, пьешь. Думаешь: ну, дурак! Но стоит пятнадцать минут переждать вот это самое страшное - смотришь: попустило. Потому что раз болезнь долгая, трудная, и лекарства горькие. Аппендицит резать надо, манипуляциями какими-то не вылечишь. Надо разрезать брюхо и отрезать кишку. Так и тут. Бывает больно очень, но что сделать.
Тяжело, тяжело… Жизнь вообще не курорт. У меня есть один знакомый диакон. Я у него спрашивал: а вот тебе не хочется там… выпить, с девушкой… то-се…. А он говорит: "Я с десяти лет в Бога впился, как клещ, мне ничего, - говорит, - не страшно".
Хорошо он сказал: впился, как клещ, в Бога. Вот как надо!
Автор: актер ПЕТР МАМОНОВ


О, нашла часть проповеди пр.Амвросия Оптинского о Кресте. Тоже интересно.

Во всерадостных церковных песнях о Воскресении Христовом нередко слышим, что воспоминается Крест Христов, и смерть, и погребение. Например: "Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим... Повешен на древе всю тварь поколебал еси, положен же во гробе живущия во гробех воскресил еси". Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте, и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь явно провозглашает всем, что "крест есть хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — Ангелов слава и демонов язва".
 
Последнее редактирование:

nekonfliktnaya

New member
Воистину Воскресе Христос!!!

Вопрос к православным.
А как у вас принято понимать "символ креста"?

глава из книги архиепископа Иоанна Шаховского "Беседы с русским народом"

О рае и Кресте

Крест есть не только страдание, но и возвышение над страданием. Одним страданием можно назвать крест разбойника, распятого по левую сторону Спасителя, роптавшего на свои муки и отвергнувшего исцеляющую силу Христовых страданий. Но для правого разбойника, кротко отдавшего себя силе и правде невинных страданий Христовых, крест стал началом рая… "Ныне же будешь со Мной в раю", — сказал Спаситель висевшему рядом с Ним правому разбойнику. Это значит, после исхода из этой земной страдальческой жизни. Но из этой жизни уверовавший разбойник начал выходить уже в самую минуту своего уверования. Это великая для него минута страданий стала уже началом его блаженства. Рай уже… коснулся его сердца.

Те, кто знают, что такое страдание за веру, за любовь, правду и чистоту, те понимают, что их рай на земле — в Кресте. Их страдание не состояние, но путь к настоящей жизни, ее полноте, чистоте и блаженству. Страдание — не дом, где надо жить, но дорога к настоящему Дому, где вся полнота и радость жизни. Нет этой полноты ни в чем на земле! Мир земной есть дорога, а не жилище. Человечество не найдет себе в этом мире рая — без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, — невозможно. Человек никогда не построит себе радостного Дома в мире, где царствует грех, болезнь и смерть. Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо. Страдание его кратко, а радость может быть вечной. И никакой человек не воплотит до конца идеала своей Родины на этой земле, потому что высшая и вечная Родина каждого человека есть мир правды Христовой.

Крест есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу. Крест в этом мире есть, конечно, страдание, потому что он есть смерть для греха и смерть для смерти, а человек соединил себя с грехом. Отрываясь от греха он страдает, но это есть страдание освобождения. Мать страдает, рождая жизнь, и человеческий дух страдает, рождая вечную жизнь…

Да, рай начинается уже в этом мире. Все ученики Господа всех времени и народов свидетельствуют, что Рай для человека, устремленного к небесной правде, начинается уже здесь, на земле.

Земля, где принял страдание Сын человеческий, есть место наших страданий потому, что причина страдания — грех. Крест же есть горькое лекарство от страданий. Крест есть спасение от греха; искупление вызванных грехом страданий. На непросветленное страдание человеческое накладывается святое страдание Христово. На страдание безвыходности человеческой накладывается страдание крестное, вся трудность борьбы с грехом и злом в мире, неподчинения злу, победы над грехом.

Кто горит страданием зла — нечистотой страсти, ревности, темного гнева, гордости, кто мучительно ищет тебе суетной славы в мире или призрачного богатства, пусть примет очистительную силу страданий чистой любви, искания богатства духа, Божией милости и Божией славы. Крест есть начало рая и страдание спасения от страданий.

Не напрасно говорят, что древо Креста Христова было поставлено на том самом месте, где росло райское древо жизни. Древо жизни, данное Творцом людям после падения, обратилось в Крест Божий и человеческий на земле.

Оно не исчезло, это сладкое древо райское, древо беспредельного доверия Бога к человеку и великой радости человека в Боге, — оно только изменилось.

И где бы мы ни поставили крест — мы всюду видим райское древо. Крест не умерщвляет человеческих чувств, он их возвышает и очищает. В то время, как грех истребляет человеческую красоту чувств, глубину мыслей и желаний, Крест приводит к гармонии человеческие чувства и расширяет до безмерности человеческое сердце. Всё входит в любовь сердца, открытого страданиям Креста…

Крест есть лестница, поставленная на земле к раю. Нижний ее край стоит на земле страданий, — верхний покоится в тверди небесного блаженства.

"Принять Крест", это принять покорность Богу, исполнение заповедей Христовых, терпение святого устремления.

Слово Господне говорит, что в горькие воды Мерры Моисей бросил кусок дерева и вода сделалась сладкой, удобной для питья. Так в прогорклую, отравленную смертью жизнь, поставлен Крест. Две части его означают: продольная — жизнь Бога в человеке; поперечная — жизнь человека в Боге.

Для всякого, кто с верой взирает на эту тайну, открывается начало жизни вечной со Христом и во Христе. Со Христом, — во всех внешних делах жизни с Ним: в посещении больных, заключенных, в помощи бедным, в поддержке одиноких и утешении огорченных… Во Христе, это значит — внутренним путем верности сердца Богу.
здесь книга полностью http://predanie.ru/ioann-shahovskoy-arhiepiskop/book/73291-besedy-s-russkim-narodom/#toc38
 

Lemma

была Lena777
nekonfliktnaya, интересная какая книга. не читала. спасиБо!
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Каждый высказывается, как считает нужным думать. Интересны все взгляды и мнения имхо.
Спасибо! Поэтому мне интересно общаться в этой ветке.
Только общий знаменатель у нас один - православное учение. Хотелось бы, чтобы все точки зрения если и не сводились бы к нему, то хотя бы было понятно, как они с ним соотносятся.
Хорошо. Тогда, выложенный мною отрывок про Крест, его смысл противоречит православному взгляду? Или данный отрывок "неугоден" лишь потому, что его автор не православный?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Посмотрите, что такое Крест - это объятия, это раскрытые объятия.
Красиво! спасибо за фразу.

*Вот я все понимаю, но выходит по апостолу Павлу: что хочу, то не делаю, что не хочу, то делаю (Рим. 7, 15). Потому что - битва, потому что обманщик все время шепчет: выпей, будет хорошо. - Не будет хорошо! - Курни, будет хорошо. - Не будет хорошо! Пробовал.
не поняла... несколько раз перечитала и не могу уловить смысла... к чему это и о чём?

*Смирение не в том состоит, чтобы себя втоптать в грязь. Как сказано, что Бог силу Свою за немощью являет - не за той немощью, когда ты лежишь, сам себя втоптав в грязь, и думаешь, что смирился, а в той немощи, когда ты - как повисший парус, весь открылся Богу, ждешь ветра и говоришь: Господи, приди ко мне!
Дааааа!!! это - не сопротивляться, не сжиматься, не отвергать ситуацию, какой бы она не была, а ЖИТЬ с благодарностью ко всему. Тогда и приходит ощущение что Бог уже ЗДЕСЬ. Его не надо звать и ждать. Он уже ЕСТЬ изначально в тебе и повсюду.

Вера - это радость, это всем быть довольным. И смирение - это быть всем довольным. Не подклоняться под любую палку, а всем быть довольным. И воевать надо, и защищать слабых, и убивать надо врага, когда он напал на родину твою. Священник шел впереди войска, с крестом, безоружный - с нами Бог! - и вел войска.
что-то у меня тут смешанные чувства :( Политика в этих предложениях. Бога тут нет ((((((((

Автор: актер ПЕТР МАМОНОВ
ой... тогда мой первый вопрос ("что хочу, то не делаю, что не хочу, то делаю")не к вам, а к Мамонову :)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

О рае и Кресте
Крест есть не только страдание, но и возвышение над страданием. ...
Человечество не найдет себе в этом мире рая — без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, — невозможно. Человек никогда не построит себе радостного Дома в мире, где царствует грех, болезнь и смерть. Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо. ...
...
Крест есть лестница, поставленная на земле к раю. Нижний ее край стоит на земле страданий, — верхний покоится в тверди небесного блаженства.
"Принять Крест", это принять покорность Богу, исполнение заповедей Христовых, терпение святого устремления.
...Так в прогорклую, отравленную смертью жизнь, поставлен Крест. Две части его означают: продольная — жизнь Бога в человеке; поперечная — жизнь человека в Боге.
… Во Христе, это значит — внутренним путем верности сердца Богу.
nekonfliktnaya, спасибо!
Очень перекликается со смыслом отрывка из книги Ошо :)

Крест - это перекрёсток, на котором можно выбрать горизонтальный путь - материальная жизнь, либо вертикальный - духовная жизнь, путь к Богу. И такой перекрёсток в нашей жизни даётся нам ежесекундно. И мы постоянно делаем свой выбор. Осознанно либо нет.
 

Romashka75

New member

Lemma

была Lena777
Тогда, выложенный мною отрывок про Крест, его смысл противоречит православному взгляду?
Вот нельзя сказать, что противоречит православному взгляду. Просто, мягко говоря, обесценивает христианство на корню.
Ведь что, а точнее, Кто - главное в православии, в его символе - Кресте? Христос. И Он всегда один и тот же: что почти 2000 лет назад, что сейчас. Живой и действующий. Без Него не можем творить ничего. А тут достаточно только устремления в вертикаль, и вся грязь отвалится сама по себе. И стоило Богу Своего Сына единородного (т.е. который от Него родился, а не сотворился, с которым Он одно целое) отдавать "в человеки", чтобы Он стал Путем, если этих путей пруд пруди? Не думаю. Но это вопрос веры... Для некоторых - уже область знания. Для некоторых - стена. Так что не для спора, конечно.
;)
А вообще, да. И там, и там лестница в небо. Но... Полностью соглашусь в этом вопросе с о. Александром (Менем):
Все религии - это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но христианство - это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос.

По другим вопросам- интересно, но пока нет времени :)
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Romashka75, спасибо за твоё мнение.

обесценивает христианство на корню
даже так?..
Без Него не можем творить ничего. А тут достаточно только устремления в вертикаль, и вся грязь отвалится сама по себе.
Понятно...
Можем творить! Но не хотим в это поверить.
Я без призыва, если что :)


Полностью соглашусь в этом вопросе с о. Александром (Менем):
Все религии - это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но христианство - это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос.
а тут разве нет обесценивания других религий?
 

Lemma

была Lena777
/Можем творить! / ой, прошу прощения, не цитируется)
"Без Мене не можете творити ничесоже", как это понимать? Без Него ничего нельзя творить, а как же свобода людей и такое понятие как сила воли, целеустремленность? То есть нужно просить у Бога, а твои собственные усилия - ничто, бесполезны?

Старец Паисий Святогорец толкует это место Священного Писания следующим образом:
«Если человек хочет жить, не терзаясь, то он должен уверовать в то, что сказал Христос «Без Мене не можете творити ничесоже». То есть нужно в положительном смысле этого слова отчаяться в самом себе и уверовать в силу Божию. Отчаявшись, в хорошем смысле слова, в себе самом, человек находит Бога: «Все упование мое на Тя возлагаю». Даже самые духовные люди не могут быть уверены за свою жизнь, поэтому они никогда не выходят из пределов своей уверенности в Бога. Они возлагают свою надежду на Бога и отчаиваются лишь в своем «я», потому что «я» приносит человеку все духовное несчастье.
Уверенность в самом себе — это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего сделать или же борется в одиночку. После этого естественно, что он побеждается врагом или же терпит неудачу и сокрушает свое «я». Часто добрый Бог очень мудро дает нам увидеть и Свое Божественное вмешательство, и ту неудачу, которую мы потерпели от уверенности в себе. Наблюдая и испытывая каждое событие, которое случается с нами в жизни, мы приобретаем опыт, бываем внимательны и таким образом преуспеваем.
Христос сначала искал веры в силу Божию и после этого совершал чудо. «Если ты веруешь в силу Божию, — говорил Он, — то будешь исцелен». Не так, как ошибочно утверждают сегодня некоторые: «У человека есть силы, и, веря в них, он может сделать все. Разве в Евангелии не написано тоже самое «Веруй»? Следовательно, наши слова согласны с Евангелием». Да, Христос спрашивал: «Веруешь ли ты?» — но, спрашивая это, Он имел в виду следующее: «Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог может сделать это?». Он хотел, чтобы человек подтвердил то, что он верует в Бога, и тогда помогал ему. Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить».
С уважением, священник Антоний Скрынников.


/а тут разве нет обесценивания других религий?/
А тут нет.)) Потому что ни в одной мировой религии, ни один ее основатель не говорил, что он - Бог, Сын Бога единородный, Сущий от начала на небесах.
Все именовали себя людьми: пророками, просвещенными откровениями, благодатными. Но никто -живым Богом. Только Иисус Христос.
А дела Его пуще слов говорили об этом.
 

Lemma

была Lena777
По последнему посту внесла пояснения в "Религии".


"И воевать надо, и защищать слабых, и убивать надо врага, когда он напал на родину твою. Священник шел впереди войска, с крестом, безоружный - с нами Бог! - и вел войска."
////что-то у меня тут смешанные чувства. Политика в этих предложениях. Бога тут нет////


С днем Победы!
Да какая же политика, если воины шли на смерть ради Родины - своих жен, детей, матерей в первую очередь?
Это высшее самопожертвование!
"Мерилом совершенства является степень нашего бескорыстия и самоотвержения: чем чище и крепче мы любим, тем больше мы готовы сделать ради любимого - вплоть до полного самопожертвования и отдачи своей жизни. Об этом Господь говорит так: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (с)

И еще. Воспоминания-размышления фронтовика, ставшего священником.

Возвращаясь к теме войны и ее влияния на душу, скажу так: ценой этой беды было предотвращено самое страшное зло – окончательное богоотступничество русского народа. Если бы мы в 41-м году ударили первыми по немцам, имея шестикратное превосходство в танках, троекратное – в артиллерии, располагая громадным количеством боеприпасов, – мы, конечно, сокрушили бы Запад, и мир стал бы коммунистическим. Но Господь попустил совершиться всему так, что немцы оказались под самой Москвой. Почему? По сути – чтобы мы обратились к Богу, как евангельский блудный сын – к отцу. А внешне – потому что все колоссальное количество танков, пушек и боеприпасов захватили немцы. И армии как таковой уже не было. Да, кадровая армия погибла – шесть с лишним миллионов. Четыре из них оказались в плену, а два – рассеяны. Воевали уже резервисты. Нужно было их одеть, свести в части, бросить на фронт. А оружия в должном количестве не было. Оно осталось у противника. И при всем таком раскладе мы все-таки выиграли войну, хотя немцы были вооружены на несколько порядков лучше нас, и притом еще и нашим же оружием. Наши 150-миллиметровые пушки, не имевшие равных в артиллерии, стреляли по нам до 45-го года. То же самое и танки и 76-миллиметровая дивизионка.
– Помните какие-нибудь живые свидетельства высоты духа у рядовых людей?
– А как же! Однажды был удивительный воздушный бой. Есть такое понятие «немецкий ас» – надменный рыцарь, холодный и гордый профессионал, исполненный спеси. Такие специалисты были у немцев во множестве. А с нашей стороны были герои сердца, горящие любовью и желанием защитить ближнего даже ценой собственной смерти. Так вот, дивизия, в которой я служил, форсировала реку Березину и растянулась на несколько километров по огромной равнине – не только солдаты, но и обозы, и госпиталя. Вдруг я увидел, что на нас летит двенадцать юнкерсов. И четыре мессершмита прикрывают их сверху. Раздалась команда: «Воздух! В укрытие!». А какое на равнине укрытие? Все разбежались кто куда и залегли – по канавам, в том числе и я. Лежу и думаю: ну все, сейчас будет мясорубка. Двенадцать полностью нагруженных юнкерсов! У них был еще такой характерный звук: «Ве-з-зу, ве-з-зу!». И вдруг откуда-то взялись два наших истребителя. Один сразу поднялся вверх и стал биться с четырьмя мессершмитами, которые отнюдь не уступали ему по своим параметрам. А другой стал клевать юнкерсов и сжег три-четыре машины. Оставшиеся покидали как попало бомбы и, не защищенные своими мессерами, в беспорядке улетели. В результате в живых осталась многотысячная дивизия. Это был удивительный подвиг. Наши герои шли на верную смерть. Первого нашего летчика подбили, второй выжил. И это было не рыцарство асов, а самое настоящее самопожертвование. Проявилась потрясающая сила духа, которая победила там, где победа казалась невозможной. Шестнадцать самолетов против двух! Я был восхищен! Лежал в канаве, совсем еще мальчишка, и страшно жалел, что не стал летчиком. Вообще, каждый день, пережитый на войне и адекватно осмысленный, объективно приводит человека к вере. Война – это совершенно особое состояние, при котором жизнь в течение долгого времени держится на тончайшем волоске. Когда для многих нательный крестик, вшитый матерью в сыновнюю рубашку, становится невероятно значимым и дорогим.
http://www.pravoslavie.ru/53387.html
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Да какая же политика, если воины шли на смерть ради Родины - своих жен, детей, матерей в первую очередь?
Это высшее самопожертвование!
facepalm
Моя земля, моя жена, мой ребёнок, моё-моё-моё... и только поэтому я могу убивать других людей, других существ? потому что они не "мои", потому что мне внушили что они враги? Враги - т.к. хотят забрать моё, т.к. мыслят иначе, т.к. у них другая религия и другой чужой Бог? Ведь если поразмыслить, то всё с этого и начинается... с навязанных лозунгов и подмены понятий :(
Да, я с одной стороны согласна, что оставаться в стороне во времена этой ужасной бойни вроде глупо. Но... с противоположной стороны воюют те же люди, и даже, скорее всего, со своей справедливостью в голове, которую им тоже навязали политики под "вкусным соусом" - честь/родина/героизм и прочее.
Руководители государств играют своими амбициями, как маленькие дети с игрушками. Только у них игрушки - это живые люди - души!!! Людей превращают в пешки, в расходный материал ((((((( И если честно, то мне непонятно, что священники косвенно поощряют эти игры и сворачивают к якобы красивым жестам "самопожертвования". Неужели эти священники так же зомбированы? или всё же они вынуждены поддерживать правила игры, чтобы не лишиться своего "места" в церкви?
В любой драке виновны ОБЕ стороны. Вина первой стороны - в том что начинает конфликт. Вина второй стороны - в том что конфликт поддерживается, а не нейтрализуется. Слова Христа: "Мирись с соперником твоим, пока ты с ним идешь по пути, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не вверг бы тебя в темницу. И ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последней копейки." Смысл тут очень глубокий, но он не меняется, даже если понимать эти слова буквально. Ну и более известная фраза: "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". И ещё много подобных высказываний есть на эту тему...
Это я к чему. К тому, что если бы церковь, как проводник учения Христа, на самом деле открыла бы истинный смысл учения и доносила бы его людям, то исчезли бы все войны, все конфликты. И Царство Божие стало бы гораздо ближе.
Но я понимаю, почему это невозможно.
 

Lemma

была Lena777
По поводу отношения к войне у Православной Церкви ответ выработан в Основах социальной концепции.

Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее:*«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть»*(Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»*(Мф. 15. 19).

Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь — это жизнь (Лев. 17. 11-14). «Кровь оскверняет землю», — говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию:«Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35. 33).

VIII.2. Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».
В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.

VIII.4. В иконографии святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.

В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри — как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах — призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.

Новозаветный призыв к миротворчеству опирается на личный пример Спасителя и Его учение. И если заповеди о непротивлении злому (Мф. 5. 39), любви к врагам (Мф. 5. 44) и прощении (Мф. 6. 14-15) обращены прежде всего к личности, то заповедь о миротворчестве —*«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»*(Мф. 5. 9) — имеет непосредственное отношение к социальной этике.

Русская Православная Церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения.

Полностью http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
 

Mahima

переименовалась:)
Да какая же политика, если воины шли на смерть ради Родины - своих жен, детей, матерей в первую очередь?
и когда Польшу совместно с Гитлером делили - тоже?
Тут столько есть нюансов и полутонов...столько причин....что рассматривать только следствие - мало.
 

Lemma

была Lena777
Катерина, разговор шел о том, что в мотивах священников и воинов в освободительной ВОВ, когда они шли в атаку с Крестом впереди, нет политики. Они героически, жертвенно, по-христиански защищали от порабощения близких. А началось это только в середине войны, когда ********т Сталин понял, что без молитв народа к Богу, без Божией помощи (к которой он хотел и смог примазаться) ему кирдык, и тогда он разрешил открытие храмов, которых действующих православных , например, в Минске уже не было - единственная действующая церковь Александра Невского и то была отдана обновленцам, тогда же стали из лагерей возвращать священников.
В войне 1939 года церковь вообще никак не могла участвовать, потому как внешне она была разбита полностью.
сводка: В течение одного лишь 1938 года уничтожено 140, а перед началом Второй Мировой войны — еще 150 храмов и молитвенных домов. После советской оккупации Западной Беларуси 1 сентября 1939 года последовали новые трагические изменения в церковном устройстве православных.
 

Mahima

переименовалась:)
Сталин понял, что без молитв народа к Богу, без Божией помощи (к которой он хотел и смог примазаться) ему кирдык
ну уж:)) о том времени и о церкви того времени написано много. Она контролировалась властями. Ну не суть..

Суть в том, что войн было множество. Завоевательных в том числе. Церковь их не благословляла?
А освящение оружия? В том числе ядерного?
 

Lemma

была Lena777
Про контролироваться - это, действительно, не суть. Для Патриарха это был непростой выбор, потому что лучше быть контролируемой, но давать возможность людям исповедоваться и причащаться, чем быть уничтоженной полностью.
И действительно силой молитв Церкви, возродившейся в тот период, одержана победа в ВОВ, имхо.

Про это оружие уже столько сказано! Да, освящается. Но не чтобы хорошо сработало и полетело, куда надо и раздолбало, что надо.

Что такое освящение? — призывание благодати Божьей на сам предмет (вода, икона) и на того, кто им будет пользоваться. В том числе и на оружие. Ведь с его помощью можно защищать от зла, а можно убивать, т.е. творить зло. Совершая это таинство, священник молится о том, чтобы Господь даровал воину, которому вручено это оружие мудрость.
 

nekonfliktnaya

New member
Моя земля, моя жена, мой ребёнок, моё-моё-моё... и только поэтому я могу убивать других людей, других существ? потому что они не "мои", потому что мне внушили что они враги? Враги - т.к. хотят забрать моё, т.к. мыслят иначе, т.к. у них другая религия и другой чужой Бог? Ведь если поразмыслить, то всё с этого и начинается... с навязанных лозунгов и подмены понятий
Ключевое - защищать, а не убивать. Хорошо так миролюбиво рассуждать, сидя у экрана компьютера. Не дай нам Бог оказаться в подобных условиях и делать этот страшный выбор.
В любой драке виновны ОБЕ стороны. Вина первой стороны - в том что начинает конфликт. Вина второй стороны - в том что конфликт поддерживается, а не нейтрализуется.
Звучит красиво и правильно. Но как это применимо в ситуации ВОВ для рядовых граждан?
Это я к чему. К тому, что если бы церковь, как проводник учения Христа, на самом деле открыла бы истинный смысл учения и доносила бы его людям, то исчезли бы все войны, все конфликты. И Царство Божие стало бы гораздо ближе.
Вы ставите перед Церковью непосильную задачу. Сам Господь не ставил такой задачи Своей Церкви. Потому что, как бы прекрасно это ни звучало, но здесь на земле Царство Божие - это утопия. "Царство Мое не от мира сего" - об этом Господь совершенно определенно говорит в Евангелии. Войны и конфликты будут до скончания века, сказал Господь, но горе тому, через кого эти войны и конфликты приходят. За это Господь спросит с каждого в свое время. Причины войн и любых всевозможных конфликтов - в греховности человека. Бог дал человеку великий дар - свободу выбора. Как каждый из нас пользуется этой свободой - будет нести ответ перед Богом. Господь заповедал апостолам и Своей Церкви призывать людей не грешить, пояснять, что есть грех, а самое главное, оставил Себя и спасительные Таинства Церкви в помощь решившему не грешить (потому что сам человек не может справиться с грехом в себе), но нельзя заставить человека не грешить насильно. Вера во Христа и в душеспасительность Церковных Таинств тоже должна быть добровольна. И не многие выбирают то, что предложил Христос. На земле мы только учимся жить, чтобы однажды совершить переход домой - в Царствие Божие, где нет "ни болезни, ни печали, ни воздыхания (ни войн и конфликтов), но жизнь бесконечная", где царствует закон Любви.
 

Lemma

была Lena777
Симона-Таисия, Вы в теме "Религия" задавали вопросы, насколько я поняла, мне.
Наверное, сюда они ближе все-таки.
/у меня нет права давать оценку о мнениях святых отцов. Я могу лишь соглашаться с ней, либо нет./

По итогу получается, что близкие ученики Христа, ходившие с Ним, а позже другие последователи, ум которых уже даже купался в Евангелии (до такой степени они прониклись им), знают, что скрыто в словах Христа, в Евангелии и в самом христианстве хуже, чем, допустим, Ошо. Ну ладно.



/ а что говорит вам Ваш Бог внутри вас? ваша совесть? /вы согласны с объяснениями церкви/

Мне мой Бог внутри меня ничего не говорит. По той простой причине, что Его там нет. Чтобы Он там стал, то это отдельный разговор под названием "но живет во мне Христос ".
А вот совесть (нравственный закон, начертанный Богом на сердце каждого человека - эдакая опция по умолчанию:) )говорит, что все верно изложено в Основах социальной концепции. Мне лично там все понятно, со всеми пунктами согласна.


/вы, читая Евангелие, самостоятельно пытаетесь осознать написанное?/

Читая Евангелие, самостоятельно не только пытаюсь осознать написанное, но и осознаю. Примеряю к своим жизненным обстоятельствам, запоминаю, оцениваю, размышляю. Затем сравниваю со священным преданием, т.е. мнением святых отцов, которые каждую букву евангельскую уже прожили. Ведь даже если бы дали инструкцию, как построить ракету, и все заводы в пользование, то все равно без соотношения мнений конструкторского состава, построить ракету нормально функционирующей вряд ли получилось бы. А тут - жизнь вечная! :)
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Ключевое - защищать, а не убивать.
для меня без разницы, как оправдывается убийство. Защитой (война), выживанием (получением якобы необходимых витамин или наслаждением вкуса - мясоедство) и т.п. - итог один - человек лишает жизни другое существо. Это всё для меня убийство, и всегда можно поступить иначе. Другой вопрос, что зачастую нам не нравится иное решение, поэтому мы это называем "нет выбора/ нет выхода", либо ищем оправдание своему поступку.

Но как это применимо в ситуации ВОВ для рядовых граждан?
не участвовать в войне вообще.

Потому что, как бы прекрасно это ни звучало, но здесь на земле Царство Божие - это утопия.
Смотря как понимать - Царство Божие. Если как место, то да... если как состояние души, то оно тут повсюду :)

На земле мы только учимся жить, чтобы однажды совершить переход домой - в Царствие Божие, где нет "ни болезни, ни печали, ни воздыхания (ни войн и конфликтов), но жизнь бесконечная", где царствует закон Любви.
Да! Только всего этого можно достичь в этой жизни. И не ждать, что кто-то тебя "спасёт" только после физической смерти.

По итогу получается, что близкие ученики Христа, ходившие с Ним, а позже другие последователи, ум которых уже даже купался в Евангелии (до такой степени они прониклись им), знают, что скрыто в словах Христа, в Евангелии и в самом христианстве хуже, чем, допустим, Ошо.
у каждого своё понимание. Даже у вас своё понимание от прочитанного в Библии, а у меня своё :)

А тут - жизнь вечная!
:)
мне эта фраза тоже нравится, поэтому захотелось закончить ею.
 

A-Lesko

Настя Каменская
Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Мое восприятие этих слов Христа таково
"некоторые христиане распространяют идею о том, что этот стих оправдывает участие христиан в войнах ради спасения жизни людей от захватчиков.
Однако, как мы заметили, здесь речь идёт о спасении ценой собственной жизни. Не ценой убийства других.

СПАСЕНИЕ других - ценой СОБСТВЕННОЙ жизни - это правильно. Как Иисус, например, СПАС ВСЕХ ценой собственной жизни.
Например, некто спас утопающего (из пожара вынес, из-под колёс автомобиля и т.д) , а сам при этом погиб. Это - вариант самопожертвования.
А если этот некто при спасении убьёт кого -то другого - такой вариант не является САМОпожертвованием, это - убийство.
Тут он, хотя и герой в глазах других людей и в глазах того, кого спас, но он для спасения - не своей, а ЧУЖОЙ жизнью пожертвовал. Этот вариант - не по Христу." (с)
 

Lemma

была Lena777
Это всё для меня убийство, и всегда можно поступить иначе.
Симона-Таисия, вот будничная, не военная, сегодняшняя новость с тутбая про психа, который пришел и просто стал резать ножом, кого видит. Вот прям сию минуту с ним что делать, если он уже в двух шагах от новой жертвы? Как здесь можно поступить "иначе"? http://news.tut.by/accidents/495855.html


A-Lesko, про пожар и спасение это да, самопожертвование. Но и воины тоже жертвуют именно свои жизни. Все, кто не был убит, были как минимум ранены, контужены, притерпевали холод, голод, боль. И да, приходится брать в руки оружие и направлять его на другого. Это вынужденная мера. Потому что иначе это оружие убьет твоего друга, тебя. Потом пойдет дальше и уже будет бомбить города. И это тоже про "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Та цитата, которую привели про "не по Христу"(с) - это даже не протестантский пацифизм о непротивлении злу насилием, с которым православие не имеет ничего общего. Это текст с главного сайта секты улыбчивых свидетелей Иеговы. Интересно, конечно, знать позицию и СИ. В контексте того, как она соотносится с православным вероучением, если кто интересуется, то ответ однозначный: никак.

А вкратце - в словах любимых киношных героев - черепахи Тортилы ("Драться надо - так дерись!") и Д'артаньяна ("Колоть - колол, но разве ненавидел? "), имхо, выражена основная позиция Православной Церкви по военному вопросу. :)
 
Сверху