Контролировать ли учебу и как?

Вишенка

волшебница
Добрый день! Дочери почти 13, учится в 7 классе, и я до сих пор не могу решить для себя вопрос, в какой мере мне участвовать в ее учебе. Учится она в целом неплохо, хотя есть объективные сложности (дислексия/дисграфия), но в прошлом году появились первые семерки за четверть, а сейчас, боюсь, это будет не самая худшая оценка. Муж - сторонник жестких мер и максимального контроля: делать всю домашку на черновик, проверять ошибки (мне), разбирать и потом аккуратно переписывать на чистовик без помарок. Устные, естественно, тоже проверять от и до. Иногда я так и делала, хотя мне уже во 2 классе казалось, что это слишком. Да и хватало меня на 1 день, не больше... Проверяла просто выполнение ДЗ, не вчитываясь в задания и каракули - особо результата это не давало, ДЗ можно и за 5 минут сделать левой ногой, а потом за контрольную 5 - "ой, печалька!"
У дочери в начале каждого года желание выбиться в отличницы, первые пару недель она с гордостью показывает мне 9-10-ки, а потом сдувается...
Умудренные и "просветленные" старшие товарищи советуют снять с себя ответственность за учебу и отдать ее ребенку - мол, неделю-две будет ужас, а потом ребенок образумится и возьмется за ум. Мне кажется, я так делала уже раз сто, и ни к чему это не привело, кроме как к записям в дневнике "нет дз!" Сейчас, в 7 классе уже, хотя бы не надо заставлять садиться за уроки - это уже делает сама, но качество выполнения - на тяп-ляп, если что-то можно не сделать, то и не будет, скорее всего. Меня это все очень удручает, что делать - не знаю. Понимаю, что учиться за ребенка или вместе с ним изо дня в день я не могу, но и не вмешиваться и просто наблюдать, как она скатывается в учебе все ниже и ниже - выше моих сил. Боюсь, что к тому моменту, когда она возьмется за ум и поймет, зачем ей учиться, пробелы будут такими, что без штата репетиторов и уймы денег решить проблему не получится.
Наверняка случай этот не уникальный. :) Что делаете? Контролируете или нет и в какой мере? Каков результат?
 

МОМ

Well-known member
Вишенка,это выбор каждого родителя, кмк. Конечно, все хотят, чтобы делала уроки ребенок сам. Многие и делают. У меня ситуация не совсем, как у вас, но похожа. Но к 7 классу уже уроки, которые тянет, делает сама. Где сложнее, объясняем. 7 класс добавились химия, физика-тут придется нам сидеть какое-то время. У меня у ребенка речь бедноватая, она все устные пересказывает. Это много времени отнимает.
Не совсем понятна позиция папы. Если он так заинтересован в хорошей учебе, то пусть участвует.
 

Вишенка

волшебница
Если он так заинтересован в хорошей учебе, то пусть участвует.
Папа считает, что у меня больше времени на это - возможно, это и так. Но я и сама не очень хочу, чтоб он в этом участвовал, потому что всегда это нервы, крики, слезы, нотации, и обычно в конце папа пьет валерьянку, обещает забрать все гаджеты и "никаких подарков на НГ", и т.д., и т.п. Ничем другим пока не заканчивалось :)
 

Elenaka

New member
Вишенка,лично я для себя поняла, хочешь хороших оценок - контроль. Если отпускаю на самотек - высоких результатов (9-10) в большинстве случаев ждать не приходиться. Поэтому стараюсь, если хватает сил и времени контролировать. Не жестко, но контролировать. Если жестко - обратный результат, так как желание пропадает учиться в принципе. Черновики не практикуем. Сама делает математику (не проверяю совсем), русский и белорусский, если спрашивает, а как правило спрашивает, помогаю. Английский контролирую от и до. Так как делаем на него ставку. Немецкий делает сама, так я не учила. Но необходимо смотреть, чтобы уделила достаточно времени. Устные смотрю, чтобы уделила достаточно времени. Так как слишком уверена в себе и считает, что запомнила всё с урока. У нас 6 класс.
 

МОМ

Well-known member
Вишенка, я, когда папа делает уроки, закрываю все двери и стараюсь не слушать и не вмешиваться. И обоим говорю, что это их отношения. Но муж лучше объясняет, как показывает практика. Он дотошнее, задает много вопросов. И все эти крики не влияют на их отношения. Я вообще стараюсь к ним не лезть и не давать оценку, разберутся сами.

Считаю, что умный ребенок, если понадобится, нагонит в случае надобности и сам. Главное, чтобы учился, а 8 или 9-это так несущественно.
 

Лапа

Well-known member
Вишенка,я каждый день открываю дневник, и если в дневнике не устраивающая меня оценка, открываю тетрадь, начинаем разбирать, в чем проблема. Тетради тоже время от времени просматриваю, но с этого года у нас вырос уровень самоконтроля, качество работ в тетради тоже выросло. Так что проверяю дз, если она сама попросит, нет, не проверяю. Английский смотрю всегда. Устные она сама может попросить послушать, делать пересказ мне интереснее, чем просто стене.
По опыту коллеги вижу, что можно пустить все на самотек и в конце четверти получить оценки в разы хуже, чем ожидалось. Но тут опыт ребенка, у которого в принципе учеба хромает.
 

MamaPoliny

Well-known member
Но необходимо смотреть, чтобы уделила достаточно времени.
Не совсем понятно,как смотреть ?
Я устные не проверяю вообще, 6 класс считаю вполне самостоятельной деткой, чтобы прочитать и пересказать,если надо. Математику помогаю, т.к. есть вопросы, языки (рус.,бел.) сама, английский репетитор. Думаю с 7 класса вопросов будет больше, когда начнется физика и химия, пока же учеба не составляет особых сложностей.
 

МОМ

Well-known member
Слушайте, мой институтский английский уже так отстал от дочкиного. Там же одна грамматика, какие вы молодцы! Английский-тот предмет, которого я даже не касаюсь. Дочка смекнула, что рассчитывать не на кого и старается впитывать на уроках. И пока английский у нее идет лучше всего.
 

Вишенка

волшебница
Главное, чтобы учился, а 8 или 9-это так несущественно.
8 или 9 - да, а вот 8 или 6? А потом будет "Хорошо, что 6, а не 4"?
Пока дочка в школу не пошла, я была уверена, что над уроками с детьми сидят только какие-то неправильные родители :) Потому что со мной никто не сидел, и я хоть и была раздолбайкой, на оценках это не отражалось.
 

Morgenstern

Well-known member
Вишенка, всё как про нас ) письменные контролирую наличие. Математику ещё и правильность решения:ибо проблемы. Устные тоже, но только перед контрольными и тестами. Иначе будет ...па. проходили. Ничего не делает либо частично. Хотя хорошие оценки получать нравится. Поэтому пока я могу контролировать-буду это делать. И каждый день веду разговоры про важность учёбы и получения знаний. Пусть и кажется, что слова разбиваются о стенку. Капля камень точит. Я считаю.
 

МОМ

Well-known member
Вишенка,у моей также. Не получается, чтоб 8 и 9. Если бросить, то 6 пойдут, точно. Поэтому и сидим, но не все же предметы так. Отпускайте с них. С какими-то, думаю, все равно сидеть придется.

Вообще, у нас в классе человек пять учатся лучше других. С четырьмя из них точно плотно сидят родители и контролируют.

Встретила как*-то одноклассника. Сидит и помогает сыну в ВУЗе учиться. И тут мне поплохело.
 

Вишенка

волшебница
Сидит и помогает сыну в ВУЗе учиться. И тут мне поплохело.
вошел во вкус? :))) Хотя ведь есть такие родители, что с детьми на собеседование на работу ходят :)

Вообще, у нас в классе человек пять учатся лучше других. С четырьмя из них точно плотно сидят родители и контролируют.
То есть, пока не видно, чтоб концепция "отстаньте от ребенка, и он будет учиться сам" работала?
 

Tanyaa

Well-known member
Вишенка, у дочки с мужем и домашкой такие же отношения как и вас, мужчины у нас нежные создания, обделенные железным терпением,поэтому уроки проверяю я. Начала проверять с 4 класса, т.к думали сдавать экзамены в гимназию и важны были 10 ки. Писать на черновик это точно не выход, уже не тот объем. Хотя муж в порыве желания контролить учебу тоже предлагал такой вариант. Ну и наверное разные дети бывают, моя творческая натура, делает все быстро и как результат-ошибки на пустом месте, приходится каждый день говорить одно и тоже, но я поддерживаю Morgenstern, что вода и камень точет))). Завидую тем детям,которые делают все сами, но смирилась, что у нас по другому. Проверяю письменные обязательно, инглиш с репетитором, а устные в большинстве случаях. У меня один ребенок, время позволяет

То есть, пока не видно, чтоб концепция "отстаньте от ребенка, и он будет учиться сам" работала?
у меня кстати однозначно нет. В началке базы хватало,сказывалась начитанность, но уже в 5 классе нужно читать не по диагонали за 3 минуты, а вдумчиво 3 раза, что бы получить 9 ку
 

Тасана

New member
Вишенка, ну, судя по тому, что ты пишешь, у вас таки нет дисграфии и дислексии (скорее элементы), потому что если бы была, то оценки ниже 7 появились бы значительно раньше.
Со старшим у нас роль папы выполняла бабушка, в смысле она была уверена, что надо контролировать и пр. Ну он учился в общем-то не плохо, но заработал на школе нейродермит (на нервной почве). Потом мы перехали и я забила. Да, у него был весь спектр оценок - от 4 до 10, но в его случае я считаю, что это совершенно нормально. Правда ситуация облегчалась тем, что он изначально знал, кем он хочет быть, соответственно, особо не было разницы в том, что у него по математике 4. Ну нарешал на 4, значит нарешал. Конечно, наш подход не прокатывает, если непременно предполагается поступать туда, где нужен очень высокий балл. Но я все равно сделала вывод, что здоровье ребенка и родителей, их отношения дороже, чем хорошие оценки.
У младшего тоже логопедические проблемы, соответственно, оценки оооочень разные. Мы с ним делаем дз, потому что это ему необходимо (он очень неуверенный в этом плане товарищ), постепенно пытаемся увеличить количество того, что он делает самостоятельно. Но пока делаем. Правда у нас ситуацию такая, что его не надо усаживать, заставлять и пр., он сам садится, работает, но да, помогать очень надо (но по крайней мере нет этого "я сказала "делай уроки"). Опять таки и с младшим мы понимаем, что отличником он не будет никогда (и очень сомневаюсь, что в его случае это тоже очень нужно).
Ну и вот тоже такой момент. Не смотря на то, что я училась очень хорошо (медаль и все такое), а старший... ну как-бы даже плоховато (средний балл у него был вроде 7,4), но... он намного более эрудирован чем я, как мне кажется), просто он очень глубоко и широко всегда копал в том, что ему было интересно и это дало свои результаты.
 

Вишенка

волшебница
ну, судя по тому, что ты пишешь, у вас таки нет дисграфии и дислексии (скорее элементы), потому что если бы была, то оценки ниже 7 появились бы значительно раньше.
Есть, к сожалению, но не в самой тяжелой форме, это да. По этой причине никогда не любила читать. Сейчас, конечно, уже бегло читает, но половину угадывает и не всегда попадает. С письмом тоже все было плохо, и никакие переписывания по 50 раз не помогали, разве что проговаривание вслух. Я даже задумалась сейчас, как у нее получалось 8-ки по русскому за четверть получать, если 4 за диктант было обычным делом...
 

Solar

Well-known member
Да, у него был весь спектр оценок - от 4 до 10, но в его случае я считаю, что это совершенно нормально. Правда ситуация облегчалась тем, что он изначально знал, кем он хочет быть, соответственно, особо не было разницы в том, что у него по математике 4. Ну нарешал на 4, значит нарешал.
Он спокойно к этому относился? Мой-то четко знает, кем он хочет быть. Ну и математика там совсем не главный предмет. Но переживает сильно, если напортачит. Перфекционист.
 

имя-как-имя

Well-known member
То есть, пока не видно, чтоб концепция "отстаньте от ребенка, и он будет учиться сам" работала?
Я не лезу в дочкины уроки и отметки (10 класс). Не могу сказать, работает ли это, т.к. не знаю, какими были бы отметки , если бы я контролировала учебу. В 9-м случилась 6 четвертная по химии, при двух восьмерках и 9-10 остальных. 6 мне ни разу не бывшая 4 с минусом, а конкретный такой ноль в знаниях, потому я поинтересовалась, не напрягает ли дочку 6 и не нужна ли помощь репетитора. От помощи отказалась, 6 больше не было. Пока :))). Но я к ним готова абсолютно.

4-клашка тем более справляется сама, не с чем там пока справляться. Правда, по английскому репетитор сейчас раз в неделю, иногда раз в 2 недели. Тут необходимость, потому что я учила немецкий, в английском полный ноль, а дочка учила испанский в течение 3 класса, а сейчас перешла в гимназию с английским, который ее новые одноклассники учат 4-й год. Я в принципе была готова к любой отметке в такой ситуации, но похоже, катастрофы там не будет, завтра узнаю.
 

Тасана

New member
Есть, к сожалению, но не в самой тяжелой форме, это да. По этой причине никогда не любила читать. Сейчас, конечно, уже бегло читает, но половину угадывает и не всегда попадает. С письмом тоже все было плохо, и никакие переписывания по 50 раз не помогали, разве что проговаривание вслух. Я даже задумалась сейчас, как у нее получалось 8-ки по русскому за четверть получать, если 4 за диктант было обычным делом...
Тогда у тебя герой, а не ребенок и я бы отцепилась :).

Он спокойно к этому относился? Мой-то четко знает, кем он хочет быть. Ну и математика там совсем не главный предмет. Но переживает сильно, если напортачит. Перфекционист.
Да, спокойно. Ну как спокойно, но его так достала вся эта учеба, что когда стало можно просто учиться и читать-читать-читать, ну и играть, конечно, то ему стало абсоютно фиолетово. Перфекционизм у него тоже проявлялся, например, 9 по истории это была ооочень низкая оценка, там всегда должно было быть 10 и всеобщее восхищение :) (про восхищение я шучу)

Solar, если человек может не портачить и переживает по поводу того, что напортачил, то это нормально и хорошо, мои НЕ могут не напортачить, поэтому что толку их стыдить, а им переживать, если, например, у младшего стопиццот раз выучены правила и всякие словарные слова типа "асфальт", а в диктанте будет "освальт" или "зказачник". Зато у него 10 по литературе и это при том, что читать (в смысле для себя) он начал совсем недавно и это совсем не так, как было у старшего (с младшим мы до сих пор стихи учим - кто-то ему читает, он повторяет, потому что с текста он может быть и выучит, но... маловероятно :) и неизвестно когда).
 
Сверху